Оценка социально эмоционального развития ребенка
Анастасия Водопьянова
Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.
Социально-эмоциональное развитие:
-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;
-эффективное общение;
-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием
сердца.
Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится
понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных проблем педагогики.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения
содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки, где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.
Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями
детской деятельности и поведения.
Основная цель социально-эмоционального развития:
ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)
Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми,может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)
Поясняющая схема
Трудности общения—враждебность—конфликтность
Тревожность чувство недоверие к себе
Неполноценности
Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)
В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развитияребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др. ; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т. п.).
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.
Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей
Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья
Уважаемые папы и мамы,
дедушки и бабушки!
Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.
Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.
«Годы чудес»— так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему
в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление
о самом себе.
Рекомендации для родителей:
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами
1. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
2. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.
3. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка
в любви и разнообразии впечатлений.
Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:
1. рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить
например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому
мальчику?
Как ты догадался, что ему весело?
Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.
2. попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)
3. Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы
Социально-эмоциональное развитие
Умение справляться со своими эмоциями, чувствами Эффективное общение
Отношение с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьей, с обществом
Педагог – психолог
Водопьянова Анастасия Сергеевна
Зачем необходимо развивать социально-эмоциональную сферу?
• Ребенок легко будет осваиваться в любом коллективе
• Ребенок научиться понимать состояние окружающих
• Ребенок легко научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми
• Становление самооценки и образа «Я»
• Развитие социальной ориентации и нравственной позиции
Основная цель социально-эмоционального развития:
• ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций
• помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
• ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
Источник
Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.
Социально-эмоциональное развитие:
-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;
-эффективное общение;
-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием
сердца.
Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится
понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных
проблем педагогики.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения
содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки), где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.
Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями
детской деятельности и поведения.
Основная цель социально-эмоционального развития:
ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)
Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)
Поясняющая схема
Трудности общения—враждебность—конфликтность
Тревожность чувство недоверие к себе
Неполноценности
Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)
В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.
Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей
Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья
Уважаемые папы и мамы,
дедушки и бабушки!
Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.
Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.
«Годы чудес»- так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему
в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление
о самом себе.
Рекомендации для родителей:
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами
- нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
- следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.
- старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка
в любви и разнообразии впечатлений.
Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:
- рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить
например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому
мальчику?
Как ты догадался, что ему весело?
Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.
- попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)
- Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы
Старший воспитатель ГДОУ №127 Цветкова Светлана Васильевна
Источник