Оценка пропорциональности развития ребенка питания детей

Оценка пропорциональности развития ребенка питания детей thumbnail

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Методическая разработка теоретического занятия

УТВЕРЖДАЮ

Зав. по УМР

______________Е.Г. Ярандаева

«_____»__________20___г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по предмету «Математика»

(специальность «Лечебное дело», 1 курс)

ТЕМА: «Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы.»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Пояснительная записка

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Лечебное дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по дисциплине «Математика». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки теоретического занятия составляют три основных блока: методический, информационный и самоконтроля.

В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.

Информационный блок включает терминологический словарь, материалы теоретического задания, раздаточный материала для студентов.

Блок самоконтроля знаний включает в себя:

-контрольные вопросы для самоконтроля;

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты теоретического занятия.

Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, (написание сообщений, составление терминологического словаря, составление кроссвордов и т.д.) способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен уметь:

  • решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

  • решать задачи при освоении образовательной программы.

Студент должен знать:

  • значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

  • основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

  • основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

  • основы интегрального и дифференциального исчисления

  • основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики, основные численные методы решения прикладных задач.

Цели занятия:

1. Дидактические: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:

  • участие в формировании элементов общих и профессиональных компетенций в области математики:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК2);

  • отпускать лекарственные средства населению (ПК 1.2.)

  • изготавливать лекарственные формы по рецептам (ПК 2.1.)

2. Развивающие:

  1. развивать способность осуществлять поиск информации;

  2. развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;

  3. развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;

  4. развивать вычислительные навыки.

3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к профессии мед.работника;

— воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы;

— воспитывать толерантность;

— продолжить формирование аккуратности и точности.

Тип занятия: лекция -дискуссия

Вид занятия: теоретическое занятие

Методы обучения: частично-поисковый

Оснащение: Мультимедийная презентация

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.

1. Межпредметные связи

2. Внутрипредметные связи

Используемая литература:

Для студентов: Основная литература:

  1. Пехлецкий И.Д. Математика. М.,2011.

  2. Учебное пособие по математике. Иванова Н.Л., Костригина Т.А.2004г.

Для преподавателей:

  1. Данко П.Е., Попов А.Г, Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах, в 2-х ч. М., 1986

  2. Гроссман С., Тернер Дж. Математика для биологов. М., 1983

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основные этапы теоретического занятия

и их содержание

Время

мин.

Обоснование методических приемов

1. Организационный момент

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

5

С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.

  • Сообщение темы занятия, плана теоретического занятия; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией. Актуальность темы. Мотивация.

  • Актуализация опорных знаний

10

С целью мотивации необходимости  получения знаний, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения.

План:

  1. Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.

  2. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы

60

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.

5. Подведение итогов занятия.

10

С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.

6. Сообщение домашнего задания

5

С целью координации самостоятельной работы студентов.

Приложение 1

Информационный блок

Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.

Опр.6 Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это объем воздуха, выдохнутого из легких после максимального вдоха при максимальном выдохе:

ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.

ДО-дыхательный объём=0,5л

РОвд. — резервный объём вдоха=1,5л

РОвыд. — резервный объём выдоха=1,5л

ЖЕЛ составляет у мужчин 3,5 — 5,0 л, у женщин – 3,0 — 4,0 л

Опр.7Минутный объем дыхания (МОД) – объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту. При относительном покое взрослый человек совершает примерно 16 дыхательных движений вминуту, а объем выдыхаемого воздуха – около 500 мл.

Минутный объем дыхания (МОД):

МОД=ЧД * ДО

ЧД-частота дыхания в минуту

ДОдыхательный объем воздуха

Содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом/выдыхаемом воздухе:

Кислород Углекислый газ

Во вдыхаемом воздухе

20,97%

0,03%

В выдыхаемом воздухе

16%

4%

Опр.8 Расчётные формулы для должной ЖЕЛ:

1способ:

Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,052-Возраст(лет)*0,022-3,6

Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,041-Возраст(лет)*0,018-2,68

2способ:

ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.

3способ:

Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*25

Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*20

Показатели сердечной деятельности.

Опр.9 Ударный объём крови (УОК)-это объём крови поступающий в аорту при одном сокращении сердца.

УОК показывает величину сердечного выброса и является характеристикой производительности сердца как насоса.

Вычисляется по формуле: УОК=90,97+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)

САД-систолическое артериальное давление, у человека в покое САД=90-140мм.рт.ст.

Читайте также:  Методики обследования нарушений развития ребенка

ДАД-диастолическое артериальное давление, у человека в покое ДАД=60-90мм.рт.ст.

Опр.10 Минутный объём крови (МОК)-количество крови, перекачиваемое сердцем за 1 минуту.

МОК=УОК*ЧСС, для взрослого человека МОК=5л

где ЧСС-частота сердечных сокращений (пульс), для взрослого 60-80 уд/мин.

Пример 6

Предположим, что мы обследуем женщину- 30 лет,рост-165см, вес-60 кг.

Вычислить ЖЕЛ тремя способами, минутный объём дыхания и показатели сердечной деятельности.

Решение:

Определим ЖЕЛ разными способами:

1способ: ЖЕЛ=165*0,041-30*0,018-2,68=6,765-0.45-2,68=3,635(л)

2способ: ЖЕЛ=ДО+Ровд+РОвыд=500+1500+1500=3,5(л)

3способ: ЖЕЛ=165*20=3300(мл)=3,3(л)

4способ:(есть готовые таблицы) ЖЕЛ=3,7(л)

Определим минутный объём дыхания:

МОД=ЧД*ДО=16*500=8000(мл)=8(л)

Вычислим показатели сердечной деятельности:

УОК=90,7+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)=90,97+0.54*(120-80)-0,57*80-0,61*30=48,67(мл)

МОК=УОК*ЧСС=48,67*70=3406,9(мл)=3,4(л)

5.Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы:

Метрическая система единиц

Основные метрические единицы:

грамм (г) – мера массы

метр (м) – мера длины,

литр (л) – мера

Расчёт прибавки роста и массы детей

При оценке физического развития ребёнка объема. Необходимо учитывать его рост, массу тела, пропорции развития частей тела. Степень физического развития зависит от генетических особенностей и от социальных условий.

Масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первые три месяца.

Долженствующий вес детей до года:

m=m (при рождении) + месячные прибавки

Долженствующий вес у детей старше 1 года:

ДВ=10,5+2n(кг), где n-число лет после года.

Где 10,5 кг – средний вес ребенка в 1 год, 2 кг — среднестатистическая прибавка в весе за 1 год.

Долженствующий вес ребёнка после 10 лет:

ДВ=30+4(n-10), где n-число лет после года.

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребёнка. Он определяет абсолютную величину тела, созревание органов и систем, формирование функций. Процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедляясь.

Оценка антропометрических показателей производят двумя способами: параметрическим и центильным.

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую норму и отклонение от неё(среднее квадратичное отклонение).Центильные таблицы показывают границы признака у определённого количества детей.

Наибольшая прибавка(энергия) роста приходится на первые три месяца жизни ребёнка.

Долженствующий рост детей до года:

ДР=l( при рождении)+ прирост (см)

12

(см)

3

3

3

2,5

2,5

2,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

Долженствующий рост детей от 1 года до 10 лет:

ДР=75+5n(см) , где n-число лет после года, 75- средний рост ребёнка в год, 5см-среднестатистическая прибавка в год.

Способы расчёта питания

Суточное количество молока от 0 до 10-14 дней жизни можно рассчитать:

− по формуле Зайцевой :

СКМ=2%( от массы тела ребёнка при рождении)*n, где n-дни жизни ребёнка.

-по формуле Финкельштейна:

СКМ=70n, при массе ниже 3200г

СКМ=80n, при массе выше 3200г

Антрометические индексы для взрослых

Для подростков и взрослых используют друге антропометрические индексы, отличные от детских: весоростовой, пропорциональности, стройности, осанки, развития плеча и двигательного развития, а также индекс процентного содержания жира в организме. Для девушек; отношение окружности талии к окружности бёдер(индекс лишних кг-ИЛК), отношение массы тела в кг к квадрату роста в метрах(индекс массы тела ИМТ).

ИЛК=окружность талии/ окружность бёдер – (в норме составляет 0,8)

ИМТ= отношению массы тела/к квадрату роста- (в норме18,5-25) если 25-30 избыток массы, более 30-ожирение. Для девушек норма=22-24%.

При проведении функционального обследования и оценке физического развития пациента используются следующие антропометрические индексы.

-Размер окружности грудной клетки=рост/2+(2-4)см.

-Весоростовой индекс Кетле=масса тела (г)/рост(см).

Норма у женщин 325-375, у мужчин 350-400

-Тип телосложения=(окружность грудной клетки/рост)100%

Если результат 50-55%-нормостеник, ниже 50%-астеник, выше-55%-гиперстеник.

-Жизненный индекс=ЖЕЛ/масса тела(кг)

Норма составляет: 55-60мл/кг

-Проба Штанге-задержка дыхания

Норма=40-55с.

-Проба Генчи-зажержка дыхания на выдохе, норма не менее 25-40с.

-Соотношение ЧСС и АД=ЧСС*АД(систолическое)/100, норма 85-110.

-Проба Мартине: после измерения пульса в покое( за 10 сек)исследуемый делает 20 глубоких приседаний за 30 сек. По окончании подсчитывается пульс за первые 10сек., в норме пульс восстанавливается через 2-3 мин.

Приложение 2

Вопросы для самоконтроля

  1. Газообмен в лёгких.

  2. Показатели сердечной деятельности.

  3. Расчёт прибавки роста и массы детей.

  4. Способы расчёта питания.

  5. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы.

Лист регистрации изменений

изменения

Номера листов (страниц)

Всего листов (страниц) в документе

Вход. № сопроводительного документа и дата

Подпись

ответственного за внесение

Дата

Измененных

Новых

Аннулиро-ванных

Должность

Фамилия/Подпись

Дата

Составил

Преподаватель

Кошечкина К.А.

Согласовал

Председатель ЦМК

Методист

Кошечкина К.А.

Микка О.В.

Версия: 1.0

Стр.1из 14

Источник

Оценка состояния питания является неотъемлемой частью обследования ребенка любого возраста, так как достаточное питание (нормотрофия) это один из важнейших критериев здоровья. Особенно это касается детей, имеющих отклонения в физическом развитии и страдающих острыми и хроническими заболеваниями. Основным показателем, дающим представление о состоянии питания, является масса тела. Задержка нарастания массы тела или ее снижение нередко являются первыми проявлениями заболевания. При избытке массы (ожирении) значительно увеличивается риск серьезных заболеваний (сосудистая дистония, атеросклероз, сахарный диабет и др.). Своевременная диагностика дефицита или избыточности массы является одним из основных разделов профилактической работы врача-педиатра.

В практике для оценки состояния питания в настоящее время используются следующие методы: клинические, антропометрические, лабораторные и функциональные.

Клинические методы предусматривают:

· сбор анамнеза и его анализ (сведения о темпах физического развития, заболеваниях, об образе жизни и двигательной активности ребенка, наследственности и условиях жизни семьи, состоянии аппетита, о рационе питания и др.);

· осмотр кожи и ее придатков (ногтей, волос), слизистых оболочек. Их изменения не очень специфичны, но могут свидетельствовать о витаминной, микроэлементной недостаточности питания и др.; осмотр ротовой полости с оценкой состояния зубов;

· осмотр подкожно-жировой клетчатки с определением распределения и степени ее развития;

· пальпацию с определением эластичности кожи, консистенции подкожного жира, а у детей раннего возраста тургора мягких тканей;

· измерение толщины подкожно-жировых складок;

· осмотр и пальпацию мышц с определением степени их развития и тонуса.

Существенное значение в оценке состояния питания придается выраженности подкожно-жирового слоя. Степень развития подкожно-жирового слоя визуально оценивают по 3-х балльной шкале, ориентируясь на выраженность или сглаженность костного рельефа. Для объективизации оценки используют метод измерения толщины подкожно-жировых складок в стандартных местах. Главный показатель – толщина подкожно-жировой складки над трицепсом – это интегральный показатель состояния жировых депо организма. Для уточнения оценки измеряют вторую складку – под лопаткой. Полученные результаты сравнивают со стандартом и дают им оценку. Но наиболее объективно толщина подкожно – жирового слоя оценивается по сумме 4 складок над трицепсом, бицепсом, под лопаткой и над подвздошной костью. Результаты исследования оцениваются по таблицам центильного типа. Для оценки питания идеальным было бы измерение общей массы жировой ткани. В настоящее время разработаны специальные формулы, а также таблицы и номограммы, позволяющие по сумме толщины подкожно – жировых складок достаточно точно рассчитать жировую массу тела (ЖМТ) и тощую (без жира) массу тела (ТМТ).

Читайте также:  Полноценное развитие ребенка это

К сожалению, метод измерения толщины подкожно-жировых складок не имеет широкого распространения в практике из-за отсутствия необходимого для измерения инструмента – калипера.

Антропометрические методы, а именно измерение длины тела и массы, их оценка и определение соответствия массы тела длине остаются в настоящее время основными методами в оценке состояния питания ребенка. Косвенное значение для оценки состояния питания имеет измерение окружности груди, т.к. корреляция этих показателей имеется только у детей младших возрастных групп.

Масса тела представляет собой совокупность многих составляющих (скелет, внутренние органы, мышцы, внеклеточная жидкость, жировая ткань) и не дает представления о количественном соотношении этих элементов. Объективное представление о состоянии питания можно было бы получить, определяя количество жировой ткани. В педиатрической практике о количестве жировой ткани судят, используя почти исключительно косвенные методы, либо оценивая массу тела и соответствие ее длине (росту), либо по толщине складок кожи и подкожного жира. Однако следует помнить, что изменения массы тела могут не всегда объективно отражать состояние питания у детей разных возрастных групп. Так, в пубертатном периоде изменения массы тела происходят не столько за счет нарастания жировой ткани, сколько за счет увеличения костной и мышечной массы. Поэтому оценка питания только по массе может оказаться некорректной. Отсутствие калиперов не позволяет точно оценить толщину подкожно-жировых складок. В этом заключаются методические сложности подходов к оценке питания у детей разных возрастных групп.

Оценка массы тела проводится любым из перечисленных ранее методов (центильным, сигмальным, эмпирическим). Основной задачей является определение соответствия массы тела долженствующему по возрасту росту. На этом основании делается заключение о соответствии или несоответствии массы росту (длине тела). При выраженном отклонении показателя массы рассчитывают процент дефицита или избытка и определяют степень отклонения.

Безуспешные попытки характеризовать состояние питания по какому-либо одному антропометрическому показателю привели к использованию в этих целях различных формул и индексов: массо-ростовой индекс Тура для новорожденных детей, индекс массы тела (ИМТ – Кетле II), индекс Чулицкой для детей первого года жизни и др. Наиболее перспективным представляется использование для этих целей ИМТ. Оценка ИМТ в динамике позволяет оценивать состояние питания ребенка, начиная с первого года жизни (см. табл.11 в Приложении).

Лабораторные (исследование крови, мочи, волос, ногтей и др.) и функциональные методы для оценки состояния питания применяют только при углубленных, специальных исследованиях, направленных на выявление недостаточности тех или иных ингредиентов, поступающих в организм ребенка с питанием.

Важно понять, что ни один из существующих методов не позволяет в самостоятельном виде достоверно оценить состояние питания. Окончательное заключение делают по совокупности всех перечисленных методов оценки питания и при выявлении отклонений определяют врачебную тактику.

Оценка пропорциональности телосложения

Рост ребенка подчинен аллометрическому, но не изометрическому правилу. При изометрии роста все части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то есть синхронно, но детям свойственна аллометрия – неравномерная скорость роста отдельных частей тела и внутренних органов. Так, за период роста ребенка длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних – в 4 раза, туловища – в 3 раза, высота головы – в 2 раза.

По мере роста и созревания ребенка меняются пропорции телосложения, то есть соотношение между отдельными частями тела. Эти изменения, прежде всего, связаны с возрастом ребенка: после 7-ми лет начинает сказываться влияние половой принадлежности, а в пубертатном возрасте (иногда раньше) начинает проявляться тип конституции. При оценке пропорций телосложения необходимо учитывать также наследственные факторы, национальность, расово-этнические особенности ребенка.

Оценка пропорциональности телосложения имеет значение для суждения о развитии ребенка в целом, а также для диагностики заболеваний (генетических, эндокринных и др.), при которых меняются пропорции тела.

Вначале проводится визуальная оценка пропорциональности телосложения. При осмотре обращают внимание на рост и его соответствие календарному возрасту ребенка. Далее, на развитие подкожно-жирового слоя и соответствие массы росту. Затем оценивают развитие костяка и мышц (появление мышечного рельефа, тонус мышц). Далее оценивают:

соотношение длинников:

· высота головы к общей длине;

· высота лицевой и мозговой частей черепа и их соотношение;

· длина туловища к общей длине;

· длина конечностей;

· длина плеча, предплечья, кисти;

· длина бедра, голени, стопы;

· место, до которого доходит рука, вытянутая вдоль туловища;

· нахождение средней точки длины тела;

· верхний и нижний сегменты тела и их соотношение.

соотношение поперечников:

1) ширина плеч (биакромиальный размер);

2) ширина таза (битрохантериальный размер).

соотношение окружностей:

1) головы, грудной клетки, живота;

2) плеча, предплечья;

3) бедра, голени;

4) дистальных отделов конечностей по отношению к проксимальным.

Визуальная оценка дополняется измерениями отдельных частей тела. Длинники измеряются с помощью ростомера и сантиметровой ленты, поперечники – с помощью циркулей, окружности – сантиметровой ленты.

Трудность оценки результатов измерений заключается в том, что для большинства показателей не разработаны возрастные и половые стандарты. В практике используются стандарты только для окружности головы и груди и стандарты массо-ростового индекса (ИМТ – Кетле-II). Использование индексов физического развития, которые дают представление о соотношении различных частей тела (см. соответствующий раздел), также не решает проблему, так как отсутствуют разработки по статистическим нормам. Поэтому детальные измерения и их оценка проводятся только при специальных углубленных исследованиях, а в обычной практике чаще врачу приходится полагаться на визуальную оценку и собственный клинический опыт.

Читайте также:  Укажите задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни

Тем не менее, чтобы студент имел представление о соотношении различных частей тела, рекомендуются следующие измерения с помощью ростомера и сантиметровой ленты.

1. Высота головы – расстояние между макушкой и подбородочной точкой. У детей приблизительно составляет (часть от общей длины тела):

· новорожденный – 1/4;

· к 2 годам – 1/5;

· к 6 годам – 1/6;

· к 12 годам – 1/7;

· к 15 годам и у взрослых – 1/8.

2. Соотношение лицевой и мозговой частей черепа. Граница между ними проходит через надбровные дуги. У детей раннего возраста преобладает мозговая часть черепа, соотношение 1:2; у дошкольников и младших школьников 1:1; у старших школьников и взрослых 1,5-2:1, то есть преобладает лицевая часть черепа. Но следует помнить, что это соотношение – величина вариабельная и во многом определяется индивидуальными фенотипическими особенностями строения черепа и лица.

3. Длина туловища– расстояние от яремной ямки до лобковой точки – во всех возрастах составляет приблизительно 40% от общей длины.

4. Рост сидя – с возрастом по отношению к длине тела уменьшается.

5. Соотношение между нижним и верхним сегментами:

· нижний сегмент – расстояние от лобковой точки до пола;

· верхний сегмент – разница между ростом и нижним сегментом;

· их соотношение у новорожденных 1:1,75-1,5, у подростков 1:1.

6. Средняя точка длины тела – рост стоя делят пополам и полученную точку проецируют на тело ребенка. Средняя точка находится:

· у новорожденного – на уровне пупка или выше;

· к 6 годам – середина расстояния между пупком и лобком;

· с 12 лет и у взрослых – на лобке.

7. Измерение и сравнение окружностей головы и груди (модифицированный индекс Тура). При рождении окружность головы больше окружности груди приблизительно на 2 см; к 2-4 мес. показатели сравниваются (разность равна 0), во II полугодии окружность груди начинает превышать окружность головы, к 1 году разность составляет 2 см. После 1 года разность (в см) между окружностью груди и головы укладывается в интервал от n до 2 n, где n – возраст в годах.

8. «Филиппинский» тест – выполняется ребенком в положении стоя или сидя. Голова находится в строго вертикальном положении. Правую руку ребенка плотно накладывают на середину темени, направляя кисть к мочке левого уха. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха. Тест становится положительным с 5-6-летнего возраста и служит одним из критериев зрелости физического развития при подготовке к школе.

Понятие об индексах физического развития

Индексы физического развития – это математически вычисленные соотношения между двумя или несколькими антропометрическими показателями, которые отражают изменения пропорций тела у детей с возрастом и выявляют отклонения физического развития при патологических состояниях. Они являются не основными, а лишь вспомогательными критериями физического развития. В клинической практике наибольшее распространение получили массо-ростовые индексы.

1. Индекс Тура (Кéтле-I)массо-ростовой индекс. А.Ф.Тур предложил использовать этот индекс для новорожденных детей. Это частное от деления массы тела при рождении в граммах на длину тела в сантиметрах. Индекс отражает состояние упитанности плода к концу гестации. Его величина у здоровых доношенных детей составляет 60-80. Если показатель ниже 60, диагностируется внутриутробная (пренатальная) гипотрофия.

2. Индекс Кéтле-II – массо-ростовой индекс (другое название – индекс массы тела – ИМТ). Это частное от деления массы тела в килограммах на длину в метрах, возведенную в квадрат. Этот индекс широко применяется у взрослых для оценки состояния питания (ожирение, снижение массы). Индекс может применяться и в педиатрии, но пока еще широкого распространения не получил. В настоящее время рекомендуется использовать ИМТ для оценки состояния питания у детей после 10 лет, использование до этого возраста считается малоинформативным. ИМТ нашёл применение в практике педиатров-эндокринологов для диагностики ожирения.

Для детей школьного возраста просто и удобно для оценки ИМТ пользоваться номограммой, используя показатели роста и массы тела (Рис. 8). В США разработаны центильные таблицы стандартов ИМТ для детей от 1 года до 19 лет с учетом возраста и пола. Они предложены ВОЗ для международного использования (табл. 11 в Приложении).

Отмечается изменение ИМТ с возрастом детей. В возрасте 1-го года показатель ИМТ достаточно высокий, а затем прогрессивно снижается, достигая минимума к 6 годам, что отражает изменение направлений роста – периодов «округления» и «вытягивания». Поэтому использование ИМТ до 7 лет считается мало информативным. Затем показатель ИМТ нарастает, достигая величины конца 1-го года жизни к 10-11 годам. В дальнейшем показатель продолжает увеличиваться, достигая максимума к 19 годам. Динамические изменения ИМТ более выражены у мальчиков.

3. Расчеты процентного соотношения величин антропометрических показателей от средневозрастного стандарта также, по сути, представляют собой индексы физического развития. Так рассчитывают процентное соотношение роста, массы по возрастно-половым стандартам, массы по вневозрастным росто-половым стандартам. Наибольшее практическое значение имеет оценка массы, особенно массо-ростовые соотношения.

Рис. 8. Номограмма для определения индекса массы тела

Примечание: поместите линейку между колонками, указывающими рост и массу тела и определите ИМТ в той точке, где линейка пересекает шкалу ИМТ. Оптимальным показателем ИМТ считается 19-25 для женщин, для мужчин 20-25, для детей школьного возраста 18-25.

4. Модифицированный индекс Тура – разность между окружностью груди и головы (описан в разделе «Оценка пропорциональности телосложения»).

Особое положение занимают индексы пропорциональности, меняющиеся с возрастом: длина ноги / высота верхнего лица; окружность головы / длина тела; длина ноги / длина тела и другие. Они могут использоваться в качестве дополнительных критериев оценки не только физического развития, но и биологической зрелости ребенка (биологического возраста). Подробнее индексы физического развития описаны в учебнике «Пропедевтика детских болезней», 1999, стр. 102-103, 122-125.

Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 4970 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.006 с)…

Источник