Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста семаго
Фамилия, Имя ребенка _____________________________ Возраст: ____лет______мес
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка и наблюдается часто
I.
Поведение ребенка
1.
Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого
1
2
2.
С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.
1
2
3.
Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
1
2
4.
Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.
1
2
II.
Темповые характеристики деятельности
Сумма по I гр:
5.
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми
1
2
6.
Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.
1
2
7.
На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.
1
2
8.
Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.
1
2
III.
Познавательное развитие
Сумма по II гр:
9.
Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)
1
2
10.
Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.
1
2
11.
Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками
1
2
12.
Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.
1
2
IY.
Речевое развитие
Сумма по III гр:
13.
Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками
1
2
14.
Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи
1
2
15.
Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».
1
2
16.
Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты
1
2
Сумма по IY гр:
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка, наблюдается часто
Y.
Развитие навыков самообслуживания и опрятности
17.
Навыки опрятности сформированы недостаточно
1
2
18.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно
1
2
19.
Не «вписывается» в режимные моменты группы
1
2
20.
При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.
1
2
YI.
Игра и общение со сверстниками и взрослыми
Сумма по Y гр:
21.
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной
1
2
22.
Конфликтует с детьми, много дерется, злится
1
2
23.
Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры
1
2
24.
Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.
1
2
YII.
Эмоциональные особенности
Сумма по YI гр:
25.
Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».
1
2
26.
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.
1
2
27.
Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм
1
2
28.
Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым
1
2
YIII
Моторное развитие
Сумма по YII гр:
29.
Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий
1
2
30.
Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту
1
2
31.
Неуспешен на занятиях ручной деятельности.
1
2
32.
В основном все делает левой рукой
1
2
Сумма по YIII гр:
Дата __________________ Воспитатель ______________ ____________
Источник
ОПРОСНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (1,5-7 ЛЕТ)
Цель: оценка личностных особенностей детей, определение потенциальной «группы риска».
Ф.И. ребенка_____________________________________________
1. Внешний вид. Отношение родителей.
1.1. Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду, одежде.
1.2. Ребенка забирают из сада одним из последних.
1.3. Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку.
1.4. Родители не интересуются жизнью группы.
2. Поведение ребенка в группе.
2.1. Не сразу воспринимает требование воспитателя.
2.2. Не выполняет правила распорядка жизни группы.
2.3. Не уверен, боязлив, плаксив без видимых причин.
2.4. Длительно расторможен, болтлив.
3. Игра и общение с детьми и взрослыми.
3.1. Предпочитает играть в одиночестве.
3.2. Конфликтует с детьми, дерется, кричит.
3.3. Не умеет поддерживать игру.
3.4. Плачет. Мало контактен со взрослыми. Ждет родителей.
4. Речевое развитие.
4.1. Речь невнятная. Имеются трудности в звукопроизношении.
4.2. Словарный запас беден.
4.3. Речь грамматически неправильная.
4.4. Малоразговорчив. Имеет трудности при пересказе.
5. Отношение к занятиям и их успешность.
5.1. Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном внимании педагога.
5.2. С трудом овладевает необходимым объемом знаний.
5.3. Неусидчив, не доводит дело до конца.
5.4. Мешает педагогу, детям на занятиях.
6. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем.
6.1. Недостаточен объем знаний об окружающем мире.
6.2. Путается в понятия: «дни недели», «времена года» и т.п.
6.3. Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно одевается).
6.4. Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего (что из чего следует).
7. Темповые характеристики деятельности.
7.1. Часто сонлив и вял в течении дня.
7.2. Темп работы на занятиях неравномерен.
7.3. Работает медленно.
7.4. Темп работы быстрый, но работает хаотично.
8. Физическое развитие.
8.1. Недостаточное развит физически.
8.2. Быстро устает, становится вялым или, наоборот, расторможен.
8.3. Не посещает детский сад из-за болезни более семи раз в году.
8.4. Плохо ест. Беспокойно спит днем; трудно засыпает.
9. Моторное развитие.
9.1. Плохо развита мелкая моторика.
9.2. Нарушена общая координация. Неуклюж.
9.3. Медлителен в движениях.
9.4. Предпочитает работать левой рукой.
Инструкция: оцените выраженность поведенческих характеристик ребенка. Вам и другим специалистам организовать адекватную работу с ним. Не пропуская ни одного признака поведения, отметьте только одно из трех значений:
0 – данный признак поведения, развития отсутствует;
1 – выражен, но слабо;
2 – выражен ярко, значительно.
Если Вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.
Обработка результатов:
1. Посчитать количество ответов «0» × на 0.
2. Посчитать количество ответов «1» × на 1.
3. Посчитать количество ответов «2» × на 2.
4. Суммировать полученные данные.
Интерпретация результатов: Ребенок может быть отнесен к «группе риска» и направлен на углубленное обследование (психолог, логопед, ПМПК), если общее количество баллов превышает 28.
Источник: М.М. Семаго, Н.Я Семаго журнал «Школьный психолог», 1999, № 39
Источник