Оценка коммуникативного развития ребенка
Диагностика коммуникативных способностей ребенка
Методика 1.
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.
Задание 1. На какой картинке изображено, что
все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке
рядом с ней крестик.
Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?Задание 3.
На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Методика 2.
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.
Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик
ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик
ведет себя так, что мама его поблагодарит.Задание4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1. Отметь картинку, на которой
мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.Задание 3.Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.Задание4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.
Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Источник
Мадеева К.В.,
Воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЛАЙД № 1
Добрый день, коллеги! Мною вам будет представлен инструментарий для педагогической диагностики сферы коммуникативной инициативы ребенка.
СЛАЙД № 2
Начиная с 3-4 лет, в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Потребность в общении со сверстником является одной из лидирующих потребностей ребёнка в дошкольном возрасте.
Сфера коммуникативной инициативы отражает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.
СЛАЙД № 3
При диагностике коммуникативной инициативы мы проводим наблюдение за совместной продуктивной и игровой деятельностью детей. Здесь мы должны обратить внимание на то, как дети ведут себя в коллективе: играют, рисуют, лепят, строят; возникают ли у них исходные замыслы; как они могут прокомментировать свои действия; проявляют ли избирательность в выборе партнера и не ущемляют ли интересы других участников и стремятся ли к поддержанию слаженного взаимодействия.
СЛАЙД № 4
Рассмотрим первый уровень, типичный для возраста детей 3 – 4 лет.
На данном этапе ребенок выступает активным наблюдателем и уже стремится что-то делать рядом со сверстниками. Чье внимание привлечь – для него не принципиально, главное – быть замеченным. В этом возрасте ребенок уже комментирует происходящее и может попробовать внести свои коррективы.
СЛАЙД № 5
Следующий уровень – средний, типичен для возраста 4 – 5 лет.
Здесь уже ребенок намеренно привлекает конкретных сверстников к совместной деятельности с кратким словесным пояснением замысла и цели («Давай играть в то-то..» и «Давай делать это..»). На данном этапе ребенок побуждает партнера к конкретным действиям, может дополнить игровой момент новым предметом, ролью, поддерживает диалог, не вступая в конфликт со сверстником. Ребенок становится избирательным в выборе партнера.
СЛАЙД № 6
В возрасте 6 – 7 лет дети могут уже организовать группу сверстников, словесно развертывая замысел, цели, спланировав несколько действий. На этом уровне дети начинают договариваться, не ущемляя интересы и желания других участников процесса. Ребенок может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу роли, может инициировать, а может и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему. Теперь при выборе партнеров для совместной деятельности ребенок стремится к взаимопониманию, к слаженности взаимодействия.
СЛАЙД № 7
На примере своей группы представляю вам карту развития детей средней группы, основной возраст детей 4 – 5 лет, но есть несколько детей 3 – 4 лет.
«Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности. Это, так называемый, первоначальный «образ» ребенка.
Мы используем три маркера – «обычно», «изредка», «никогда».
Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере.
СЛАЙД № 8
Полученные данные в процессе педагогического наблюдения индивидуально-групповой Карты развития можно интерпретировать следующим образом: основные показатели у детей на начальном этапе диагностики «обычно-никогда-никогда» говорят о том, что у детей уже сформированы навыки, характерные для их возрастной группы, но навыки, типичные для второго уровня пока не проявляются. Это нормально, ведь это первая диагностика в учебном году. Если образовательный процесс будет организован правильно, то данный маркер ко второму этапу должен будет измениться на «изредка». Все зависит от нас.
Есть несколько детей, у которых уже отмечаются иногда типичные для второго этапа показатели. Это говорит о том, что данные дети находятся в зоне опережающего развития, для работы с ними в данном направлении можно выбирать задания повышенной сложности.
Показатели некоторых детей «никогда-никогда-никогда» тоже не должны вызывать беспокойства, стоит только посмотреть на возраст деток.
СЛАЙД № 9
И вот теперь мы можем проанализировать наши показатели. Над чем работать – определенно есть.
СЛАЙД № 10
На диаграмме более отчетливо прослеживается ситуация.
СЛАЙД № 11
В итоге заполнения «Карты развития» появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка в данной сфере инициативы и картина всей группы по отношению к общепринятым возрастным нормативам.
Если основная часть детей по отметке «обычно» оказывается в нормативном возрастном диапазоне в данной сфере инициативы, тактику организации образовательного процесса пересматривать пока не стоит.
По результатам наблюдений за развитием детей своей группы в сфере коммуникативной инициативы я получила информацию о том, что в настоящее время у большинства детей нет проблем в организации совместной продуктивной и игровой деятельности.
Источник
наталья огнева
Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников
Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе
1.1 Название методики,автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 3-7 лет
Источник информации: ребенок
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция:Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Ситуации:
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в «дочки-матери».К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» — ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?
8. Коля играл в «лошадки».Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?
Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
1.2 Название методики,автор: Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 3-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Малыша просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.
Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала, только мишку подержала,
только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».
После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»
Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию.Например:
Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом.Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?
Мама стирала.Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала», — сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?
Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?
Обработка результатов:
Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?
Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок?При правильном ответе ссылается на:
• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»);
• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут», «Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»);
• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»);
• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»);
• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно», «Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»);
• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться», «Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.
При неправильном ответе ссылается на:
— авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»);
— свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна», «Я тоже хочу играть»);
1.3. Название методики,автор: Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость — лживость
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку.Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.
Низкий — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
Средний — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Высокий — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
1.4. Название методики,автор: Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость.
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Стимулирующий материал приложение №1
Обработка результатов: Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.
Низкий(2балла) — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Средний (3 балла) — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий (4 балла) — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.
Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
2.1. Название методики,автор: «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.)
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.
Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.
Возрастной диапазон: 2-4 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развитияобщения со сверстниками предполагается использовать:
• параметры общения со сверстниками;
• шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
Чувствительность (активность) — стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).Показателями данного параметра являются:
Экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);
Активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
Обработка результатов:
Интерес к сверстнику:
0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;
1 балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;
2 балла — ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
3 балла — ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность:
0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;
1 балл — ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
2 балла — ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3 балла — ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность:
0 баллов — ребенок не отвечает на инициативу сверстника;
1 балл — ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;
2 балла — ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;
3 балла — ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.
Про социальные действия:
0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;
1 балл — ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками, но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2 балла — ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;
3 балла — ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.
Средства общения:
Экспрессивно-мимические
0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;
1 балл — ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится, мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2 балла — ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются, мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.
Активная речь
0 баллов — ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);
1 балл — лепет;
2 балла — автономная речь;
3 балла — отдельные слова;
4 балла — фразы.
Протокол регистрации параметров общения со сверстником
Ф. И. ребёнка ___ Возраст ___
Интерес
Непосредственное общение 0 1 2 3
Общение с участием взрослого 0 1 2 3
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3
Один предмет на двоих 0 1 2 3
Инициативность
Непосредственное общение 0 1 2 3
Общение с участием взрослого 0 1 2 3
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3
Один предмет на двоих 0 1 2 3
Чувствительность
Непосредственное общение 0 1 2 3
Общение с участием взрослого 0 1 2 3
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3
Один предмет на двоих 0 1 2 3
Просоциальные действия
Непосредственное общение» не фиксируется 0 1 2 3
Общение с участием взрослого» не фиксируется 0 1 2 3
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3
Один предмет на двоих 0 1 2 3
Средства общения:
экспрессивно-мимические
Непосредственное общение 0 1 2
Общение с участием взрослого 0 1 2
Совместная деятельность с предметами 0 1 2
Один предмет на двоих 0 1 2
активная речь
Непосредственное общение 0 1 2 3 4
Общение с участием взрослого 0 1 2 3 4
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3 4
Один предмет на двоих 0 1 2 3 4
Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.
Для оценки степени развитияобщения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла, средний (2 балла) и высокий (1 балл).
Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы.Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и про социальные действия.
Источник