Оценка и развитие готовности ребенка к школе
Какие требования выдвигает ФГОС?
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. Каково участие родителей? Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. Интеллектуальная готовность — включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность — это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность — предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.
Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
— к новому педагогу;
— к новому коллективу;
— к новым требованиям;
— к повседневным обязанностям.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
Советы родителям:
·Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
·Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
·По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
·Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
·Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
·Будьте внимательны к жалобам ребенка.
·Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
·Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
·Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
·Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
·Приучайте ребёнка к самостоятельности.
·Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его
любознательность.
·Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• уметь чётко произносить все звуки речи;
• уметь интонационно выделять звук в словах;
• уметь выделять заданный звук в потоке речи;
• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
• уметь произносить слова по слогам;
• уметь составлять предложения из 3-5 слов;
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;
• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке»,«За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
• уметь составлять несколько предложений о предмете;
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• уметь наизусть читать любимые стихотворения;
• уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• знать знаки +, -, =, <, >;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь сравнивать две группы предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже»,«перед», «за», «между» и т. д. ;
• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
• уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности(например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
• уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);
• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
• знать названия 1-3 комнатных растений;
• знать названия 12 месяцев года;
• знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Общий кругозор:
— Фамилия, имя.
— Дата рождения.
— Свой возраст.
— Имя и отчество родителей.
— Домашний адрес.
— В какой стране живет.
— Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
— Знание растений.
— Знание профессий, видов спорта, транспорта.
— Быт людей.
— Уметь объяснить закономерности природных явлений.
— Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
Мышление:
— Определение четвертого лишнего.
— Классификация, обобщение.
— Сходство/различия.
— Умение решать логические задачи.
— Сложение фигур из частей.
— Сложение из счетных палочек.
— Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
Внимание:
— Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
— Переключение.
— Распределение.
Память:
— Повтор 10 слов или цифр.
— Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
— Пересказ текстов.
Речь:
— Артикуляция, произношение.
— Отвечать на вопросы и задавать их.
— Строить рассказы по картинкам.
— Сочинять сказки.
— Составлять предложения.
— Заучивать наизусть стихи, прозу.
Моторика:
— Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
— Уметь чертить прямую линию.
— Писать печатную букву по образцу.
— Вырезать из бумаги.
— Аккуратно клеить.
— Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
— Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
— Изготавливать аппликации.
Математические знания:
— Знать цифры (от 0 до 9).
— Называть числа в прямом и обратном порядке.
— Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
— Соотносить цифру и число предметов.
— Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
Я и общество
Дети должны знать:
— название нашей страны и её столицы;
— флаг, герб России;
— название родного города, села, свой адрес.
Дети должны иметь представление:
— о всенародных праздниках;
— о труде людей в городе и сельской местности.
Дети должны уметь рассказывать о своей семье.
Предметный мир
Дети должны уметь:
— сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
— называть материалы, из которых они изготовлены;
— понимать значение обобщающих слов.
Математические знания
Дети должны знать:
— состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
— состав чисел из двух меньших.
Количество и счет
Дети должны уметь:
— сравнивать по длине, высоте, ширине;
— ориентироваться на листе бумаги;
— различать форму предметов;
— составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
— измерять длину предметов с помощью условной мерки;
— сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
— делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.
Предметный мир
Дети должны уметь:
— сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
— называть материалы, из которых они изготовлены;
— понимать значение обобщающих слов.
Неживая природа
Дети должны:
— иметь представление о сезонных изменениях в природе;
— определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
Животный мир
Дети должны иметь представление:
— о домашних и диких животных;
— о перелетных и зимующих птицах;
— о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир
Дети должны иметь представление:
— об условиях необходимых для роста растений;
— о лесных ягодах и грибах;
— об овощах и фруктах;
— о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Крупная моторика
Дети должны уметь:
— прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
— точно ловить и кидать мяч;
— на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
— застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Мелкая моторика
Дети должны уметь:
— проводить прямые, не дрожащие линии;
— «видеть» строку и писать в ней;
— видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
Источник
Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе.
Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе. Это правильный подход ответственных и любящих родителей. Важно знать, готов ли малыш к новым испытаниям или некоторые знания и навыки необходимо срочно подтянуть.
Критерии готовности ребёнка к школе и их характеристика
Сегодня можно выделить несколько основных критериев готовности ребенка к школе:
Социально-психологический критерий
В этом термине кроется наличие учебной мотивации у малыша. Хочет ли он получать знания? Готов ли к новой информации и походам в школе? Ваша задача, как родителя, объяснить малышу всю важность процесса обучения для его настоящего и будущего.
Еще один важный момент — умение ребенка взаимодействовать со своими будущими одноклассниками, сверстниками. Кроме этого, малыш должен слушаться учителя, выполнять его требования, контролировать свое поведение и уметь адекватно реагировать на замечания.
О социальной зрелости ребенка можно говорить, если он нормально общается с другими людьми, хорошо чувствует себя в группах, быстро подстраивается под их интересы. Ребенок должен уметь правильно играть свою новую роль школьника — это очень важно.
Что касается эмоциональной составляющей, то малыш должен обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости, научиться регулировать свое поведение, правильно реагировать на все происходящее вокруг (без излишней импульсивности).
Интеллектуальный критерий
Ребенок должен уметь мыслить и логически излагать свою позицию, объединять предметы по определенным признакам и находить различия. Важно определить, умеет ли ребенок находить логические связи между явлениями и предметами.
Малыш должен уметь удерживать внимание на одном деле хотя бы 10–15 минут. Если даются инструкции, то важно понаблюдать, насколько внимательно он их слушает и выполняет.
Критерием интеллектуальной зрелости считается наличие у ребенка определенного объема знаний об окружающих его предметах, адекватного восприятия действительности. Проследите, насколько развиты у малыша познавательные процессы — мышление, память, внимание, речь, воображение и так далее. Должны быть на определенном уровне и предметно-специфические знания — речевая подготовка, представления о математике и так далее.
Психологический критерий
- Должны быть хорошо развиты мелкие мышцы руки (владением карандашом и ножницами является обязательным).
- Уделите внимание координации и пространственной ориентации. Очень важно, чтобы ребенок определял положения выше-ниже, слева-справа, вперед-назад и так далее.
- Важный момент — координация в системе рука-глаз. Малыш должен с легкостью переносить увиденный простой узор на тетрадный лист.
Тесты для оценки готовности ребенка к школе
Чтобы выявить, насколько ваш малыш готов к школе, можно провести несколько простых тестов:
Оценка психосоциальной зрелости:
Тест в свое время предложил Банков С. А. Суть метода очень проста. Ребенку задается группа вопросов, которые оцениваются в определенное количество баллов. Сами вопросы очень просты: «Сколько ты знаешь видов птиц?», «Хочешь ли в школу?», «Как ты действуешь, если вдруг ломаешь чужую вещь?» и так далее. Полученные баллы суммируются, и выдается результат — готов малыш к школе или нет. Более подробно по этому тесту можно почитать в сети.
Ориентационный тест:
С его помощью можно определить уровень мышления малыша, его умение слушать и выполнять поручения. Тест имеет четыре основные части — рисунок мужской фигуры, копирование словосочетания, рисование точек и опросник:
- рисунок мужской фигуры малыш выполняет так, как понимает. При этом взрослый в процесс не вмешивается. Если все части фигуры на месте, то дается 1 балл. Если не нарисованы три каких-либо элемента (к примеру, пальцы, волосы и шея), то 2 балла. Есть основные элементы (туловище, голова, шея и так далее), но нет остального — 3 балла. В случае если туловище различимо, но ноги и руки прорисованы плохо — 4 балла. Если же вообще сложно что-либо распознать на рисунке — 5 баллов;
- копирование словосочетания — простое задание для малыша этого возраста. Необходимо показать ему какую-либо фразу, и дать задание ее переписать на чистом листе так, как малыш сумеет. Если образец получилось хорошо скопировать с явно различимой заглавной буквой — 1 балл. Образец скопирован разборчиво, но все буквы имеют одинаковый размер — 2 балла. В надписи нет части букв — 3 балла. Выпало несколько букв — 4 балла. Если каракули совсем не разборчивы, то 5 баллов;
- на одном листе нарисованы точки. Необходимо дать задание малышу нарисовать рядом такие же. В образце обычно находится десять точек. В зависимости от успеха оценка также производится в диапазоне от 1 до 5 баллов.
Если по сумме трех заданий ваш малыш набрал 3–6 баллов, то он готов к школе, 7–12 баллов — его уровень подготовки находится на среднем уровне; 13–15 баллов — необходимо дополнительное обследование психического развития и интеллекта.
Конечно, данный тест далеко не единственный и дан лишь для примера. Проверку готовности ребенка к школе желательно проводить заблаговременно, чтобы была возможность подтянуть «хвосты».
Источник
До 1 сентября еще долго, но Вы уже сейчас раздумываете над вопросом: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Есть мнение, что чем раньше начнешь обучение, тем раньше его закончишь. Но ведь не хочется лишать ребенка детства. В этом вопросе нет жестких правил и рекомендаций. Все зависит от конкретного ребенка и его индивидуальной готовности к школе.
Психологи и педагоги выделяют несколько критериев готовности ребенка к школе:
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность
Степень готовности ребенка к школе по этим критериям определяется многочисленными тестами, которые с Вашим ребенком может провести любой детский психолог. О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости и состоянию здоровья.
Важным критерием также является желание Вашего ребенка идти в школу. Помните, что процесс подготовки к школе не должен быть авральным, готовьте своего ребенка к школе постепенно, и тогда к началу учебного года он не будет испытывать трудности с тем, чтобы адаптироваться к новой для него деятельности.
В чем же причины затруднений в подготовке ребенка к школе? Одна из них – несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы, и дело не только в интеллектуальном развитии. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Вот критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:
Оценка позначательных способностей
— Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
— Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
— Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
— Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
— Был ли он в библиотеке?
— Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
— Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
— Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
— Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
— Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
— Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
— Четко ли ребенок выговаривает слова?
— Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
— Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
— Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
— Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
— Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
— Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
— Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
— Хорошо ли ребенок слышит?
— Хорошо ли он видит?
— Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
— Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
— Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
— Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
— Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
— Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
— Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
— Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
— Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
— Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий
Оценка отношения к книгам
— Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
— Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
— Задает ли ребенок вопросы о словах — что они значат и т.п.?
Общая и психологическая готовностьМожет ли ваш ребенок:
— Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
— Изъясняться связно, например, «покажи мне…»
— Понимать смысл того, о чем ему читают?
— Четко выговорить свое имя?
— Запомнить свой адрес и номер телефона?
— Писать карандашом или мелками на бумаге?
— Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
— Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
— Слушать и следовать полученным указаниям?
— Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
— Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
— Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
— Положительно оценивать: я — человек, который многое может?
— «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
— Проявлять интерес к окружающим его предметам?
— Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе
(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)
— Нравится ли вам ваш малыш?
— Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
— Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
— Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
— Поправляете ли вы речь малыша?
— Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
— Смеетесь ли вы вместе с ним?
— Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
— Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
— Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
— Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
— Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
— Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
— Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
— Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
— Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
— Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
— Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?
Эти критерии не претендуют на звание истины в последней инстанции, они скорее отражают общую тенденцию. Не на все вопросы нужно отвечать однозначно «да» или «нет», допускаются ответы «иногда», «часто», «время от времени».
Определение готовности детей к обучению в школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике, также можно обратиться к детскому психологу или в специальный центр. Рекомендуется проводить диагностику готовности к школе дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. В этом случае, у дошкольников с отставанием в развитии необходимых для учебы функций, есть необходимый резерв времени для осуществления коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.
При подготовке к школе важно помнить правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навыки. Подготовка к школе будет тем более успешной, если процесс будет постепенным и длительным.
1. Шевелев К. В., Основы геометрии для школьников: формы, размеры, пространство — Эта книга в игровой форме познакомит дошкольников с основами геометрии — расскажет им о формах, размерах, пространстве. Научит сравнивать предметы по признакам длины, ширины, высоты, научит что такое двиижение по часовой стрелке и против. Книга адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждеий, а также родителям для занятий дома.
2. Агафонова О., Соболева О., БУКВАльные ЗАДАЧКИ, или СЧЕТ идет на СКАЗКИ! Нескучные задания — Маленькие забавные сюжеты-задачки помогут вашему ребенку потренироваться в навыках чтения и счета, научат несложным, но необходимым логическим операциям. Поскольку мы предлагаем ребенку не просто задачки а детские рассказы и сказки, в которых они «спрятаны», ему не будет с нами скучно и мы сможем опереться на его положительные эмоции. Тексты прочитаются, задачки решатся, и все произойдет само собой.
В книжке объединены сюжеты для девочек и для мальчиков — чтобы интересно и легко было всем. Ну а взрослым эту книжку нужно читать с конца. Что? Заинтригованы?
3. Денисова Д., Дорожин Ю., Прописи для дошкольников. Старшая группа. Рабочая тетрадь (5+) — Игровые задания, предложенные в рабочей тетради, развивают навык письма. Благодаря систематическому рисованию, разукрашиванию развивается мелкая моторика рук, дети увереннее держат карандаш, быстрее ориентируются на бумаге. С каждым занятиям упражнения усложняются. Ребенку предлагается рисовать узоры не только по клеточкам, но и в полосе
4. Воробьева Т. А., Гузенко Т. В., 50 уроков для подготовки руки к письму для детей 4-6 лет. Уроки логопеда — Многим детям трудно работать в стандартных прописях, альбомах и пособиях для подготовки руки к письму. Авторы книги учитывают несовершенство зрительного и двигательного анализаторов и регуляций движений, пространственных ориентировок. Задания, представленные в этом пособии, способствуют развитию координации движений, пространственных отношений, глазомера. Много упражнений по штриховке, обводке.
Источник