Оценка достижений и развития ребенка по программе развитие
Юлия Тришина
Работаем по программе «Развитие»
РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»
Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» городского округа Тольятти работает по программе «Развитие» Л. А. Венгера в течение 15 лет. Программа образовательной работы с детьми дошкольного возраста «Развитие» является комплексной и рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.
Основным направлением программы является развитие способностей ребёнка. О. М. Дьяченко предложила разделить способности на две большие группы. Деление это условно, но эффективно с точки зрения разграничения средств, используемых детьми при решении задач разных классов
Первая группа – способности к познанию действительности, позволяющие ребёнку с помощью таких средств, как схемы, модели, вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами, то есть обобщить свой познавательный опыт.
Вторая группа – способности, позволяющие ребёнку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации. Эти средства дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоциональный познавательный опыт.
Цели и задачи направлены на развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника. Особое внимание направлено на формирование у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач,детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.
Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации этой программы.
Развивающая среда необходима для реализации задач программы «Развитие» Стратегия и тактика построения развивающей среды нацелена на содействие становлению ребенка как личности.
Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что предусматривают взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий). Усвоение материала происходит через сенсорные эталоны, наглядно-образные и знакомые модели (карты, схемы, т. д. предметы – заместители).
Вначале каждого занятия ставится игровая мотивация, только затем идет учебная мотивация. Перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Материал подбирается по сложности. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. Воспитатель в той или иной форме задает проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ ее разрешения. Взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.
Программа «Развитие» разработана для четырёх возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной. Во всех возрастных группах рекомендовано проведить занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Особое внимание уделяется детям пропустившим занятие или не усвоившим предыдущий материал.Большинство занятий проводится в свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя за столами, сидя за столами или на ковре.
Младшая группа — основными средствами являются сенсорные эталоны Дети занимаются игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им сказки, стихи, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают, такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма, величина.
Средняя группа — наглядные модели пространственных отношений типа плана или чертежа (формирование пространственных отношений). Дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и ознакомлением с произведениями художественной литературы,но при этом решают более сложные задачи: появляются новые виды занятий – знакомство с природой, математика и ориентировка в пространстве. Занятия обычно проходят в форме интересных игр с применением условных заместителей.
В старшей и подготовительной группах — центральное место занимают условно-символические наглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий (математика, грамота, экология, логика). Дети учатся счету и чтению, пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т. д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы); ребята узнают о простейших логических операциях.
На примере интегрированного занятия для средней группы по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» на тему — «Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением условных заместителей»я хочу рассказать структуру самого занятия:
1. Создается игровая мотивация – дети пришли в театр.
2. Педагог загадывает загадки о героях сказки. Дети их отгадывают.
3. Создается учебная мотивация – дети учатся пересказывать текст сказки используя условные заместители.
4. Затем проводится физ. Минутка (дети отдыхают).
5. После чего проводится игра – драматизация по данной сказке.
6. Знакомим детей с пословицами и поговорками о репе.
7. Вспоминаем, что можно приготовить из репы и предлагают попробовать репу на вкус.
Второе интегрированного занятия для средней группы по разделу «Изобразительное искусство» на тему- «Деревья и кустарники»построено следующим образом:
1. Педагог загадывает загадки о деревьях и кустарниках. Дети их отгадывают.
2. Создается игровая мотивация – в гости к детям пришел Мишка.
3. Создается учебная мотивация – дети разбираются какое растение называется деревом, а какое кустарником; сравнивают их. Затем дети учатся рисовать дерево и куст.
4. Затем проводится физ. Минутка (дети отдыхают).
5. дети дарят рисунки гостю и обсуждают, что у них получилось, а что нет.
Выстраивается серия занятий,которые проводятся несколько раз: с разными условными заместителями. (Например: для сказки «Репка» можно использовать как геометрические фигуры, так и полоски разной длины. А в занятиях по изо.деятельности: разный материал для рисования (пастель, сангина, гуашь, карандаш и т. д.)
Программа нацеливает педагога на работу в режиме проектирования. Такая работа предполагает, прежде всего,самостоятельный анализ педагогом ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как они «входят» в программу и т. д. Затем выстраиваются стратегия и тактика воспитательно-образовательного процесса. Открываются перспективы для творческой деятельности педагогов по программе и осуществления основной задачи развития личности ребенка.
Развивая способности детей, педагог тем самым помогает им быть успешными в разных видах деятельности (в изобразительной, в театральной, в музыкальной деятельности и т. д.) ; сам педагог проходит путь развития, совершенствуясь профессионально и личностно. При этом он сам активно участвует в деятельности детей, как на занятиях, так и вне занятий.
Данная программа закладывает общий фундамент развития ребенка и готовят его к любой школьной программе, обеспечивая успешность обучения, не устанавливая тесных рамок. Инновационные направления в образовании ребенка имеют перспективное и приоритетное значение для начального этапа в школьном обучении. Дети, занимавшиеся по программе «Развитие» к концу дошкольного возраста обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе
Педагогическая диагностика по данной программе проводится в течении всего года по определенному графику. Авторами программы предусмотрены диагностические занятия по всем разделам программы, которые входят в учебный процесс. (Например: Диагностика по разделу «Сенсорному воспитанию» для младшей группы проводится пять раз в год, а по разделу
«Обучение грамоте» в средней группе один раз в год)
Программно-методическоеобеспечение включает в себя:
Программа «Развитие» (для каждой возрастной группы); планы занятий к программе «Развитие» (для каждой возрастной группы); «Педагогическая диагностика» (теоретический и практический материал); Пособия позволяют и дают возможность определить продвижение детей в освоении программы.
Источник
Пояснительная
записка
Реализация основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО)
предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч.
оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и
лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.
Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает
использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы
ДОО.
Система оценки индивидуального развития
детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил,
диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку
динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников,
эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного
образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных
пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО.
В условиях ДОО оценка индивидуального
развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим
направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО)
:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
—
речевое развитие;
—
художественно-эстетическое развитие;
—
физическое развитие.
Возрастные характеристики достижений
ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии
с ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика развития
ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения
обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.
Результаты проведения педагогической
диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:
—
индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его
образовательной траектории);
—
оптимизации работы с группой детей.
Оценка
индивидуального развития детей:
—
поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста;
—
учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
Оценка индивидуального развития детей
осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов
детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех
возрастных групп регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и
«индивидуализация образования» – не одно и то же). 2 раза в год (в сентябре и
апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки
индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.
В качестве показателей оценки
индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики,
соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО
Результаты
педагогической диагностики оформляются в форме «Индивидуальной карты развития
ребенка», утвержденной заведующим ДОО( приложение 1).
Основным
механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника,
посредством наблюдения .
Фиксация
показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
• не сформирован;
• находится в
стадии формирования;
• сформирован.
Ведение «Индивидуальной карты развития
ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с
раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.
Содержание индивидуальной работы по
результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном
листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с
родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под
подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с
ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной
деятельности.
Индивидуальные карты развития ребенка
хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
Предлагаемая оценка
индивидуального развития детей
разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом
учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне
зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и
контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев
развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений
ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или
организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга
содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что
позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и
при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка
педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
·Не сформирован |
·Частично сформирован |
·Сформирован |
Таблицы оценки индивидуального развития детей заполняются дважды в год, если другое не
предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года
(лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляется цветовое обозначение в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый
показатель по каждому ребенку (среднее значение зависит от количества зелёных
кружочков).
Этот
показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной
программы.
Этап 2. Когда
все дети прошли оценку
индивидуального развития детей ,
тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (зависит от количества
зелёных кружочков). Этот показатель необходим для описания общегрупповых
тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к
групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая
система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии.
Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные
образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую
поддержку педагогов.
Образовательная область | Уровень сформированности | ||
сформирован | частично сформирован | не сформирован | |
Социально-коммуникативное | 11 — 14 | 6 — 10 | 1 — 5 |
Познавательное | 8 — 11 | 4 — 7 | 1 — 3 |
Познавательное развитие | 7 — 9 | 4 — 6 | 1 — 3 |
Речевое развитие | 8 — 10 | 4 — 7 | 1 — 3 |
Художественно-эстетическое | 5 — 6 | 3 — 4 | 1 — 2 |
Физическое развитие | 7 — 9 | 4 — 6 | 1 — 3 |
Личностное развитие | 6 — 7 | 4 — 5 | 1 — 3 |
Детская инициатива | 4 | 2 — 3 | 1 |
Наличие обработки
результатов оценки
индивидуального развития
образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов
каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс
в группе детей образовательной организации
Наличие математической обработки результатов
педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и
сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать
педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Источник
Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:
• деятельностных умений ребенка
• интересов, предпочтений, склонностей ребенка
• личностных особенностей ребенка
• поведенческих проявлений ребенка
• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками
• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы
• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;
• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;
• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
• в безопасности для испытуемого применяемых методик;
• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.
Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Источник