Оценка актуального состояния развития ребенка

Фамилия, Имя ребенка _____________________________       Возраст: ____лет______мес

Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно  из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.

Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно  – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.

пп.

Анализируемый показатель

Незначителен или

отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка и наблюдается часто

I.

Поведение ребенка

1.

Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого

1

2

2.

С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.

1

2

3.

Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.

1

2

4.

Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.

1

2

II.

Темповые характеристики деятельности

Сумма по I гр:

5.

Заторможен,  медлителен, не успевает за другими детьми

1

2

6.

Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.

1

2

7.

На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.

1

2

8.

Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.

1

2

III.

Познавательное развитие

Сумма по II гр:

9.

Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)

1

2

10.

Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.

1

2

11.

Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками

1

2

12.

Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.

1

2

IY.

Речевое развитие

Сумма по III гр:

13.

Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками

1

2

14.

Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи

1

2

15.

Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».

1

2

16.

Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты

1

2

Сумма по IY гр:

пп.

Анализируемый показатель

Незначителен или

отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка, наблюдается часто

Y.

Развитие навыков самообслуживания и опрятности

17.

Навыки опрятности сформированы недостаточно

1

2

18.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно

1

2

19.

Не «вписывается» в режимные моменты группы

1

2

20.

При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.

1

2

YI.

Игра и общение со сверстниками и взрослыми

Сумма по Y гр:

21.

Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной

1

2

22.

Конфликтует с детьми, много дерется, злится

1

2

23.

Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры

1

2

24.

Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.

1

2

YII.

Эмоциональные особенности

Сумма по YI гр:

25.

Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».

1

2

26.

Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.

1

2

27.

Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм

1

            2

28.

Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым

1

2

YIII

Моторное развитие

Сумма по YII гр:

29.

Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий

1

2

30.

Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту

1

2

31.

Неуспешен на занятиях ручной деятельности.

1

2

32.

В основном все делает левой рукой

1

2

Сумма по YIII гр:

Дата __________________                          Воспитатель  ______________   ____________

Источник

Исследование соматического (физического) состояния. При обследовании важно обратить внимание на внешний вид, самочувствие ребенка, убедиться в том, что его физическое состояние на момент встречи не вызывает опасений, выслушать возможные жалобы. В случае если соматическое состояние ребенка неблагополучно, организовать необходимую медицинскую помощь силами соответствующих специалистов. Необходимо также обратить внимание на особенности речи ребенка, его моторику (походка, особенности движений, поз, мимики, жестов), уровень активности.

Оценка настроения. Уже на первой встрече важно оценить настроение ребенка, силу и выразительность проявляемых им эмоций. Особое внимание надо обратить на такие признаки неблагополучия, как тревога, депрессия, страх, чувство вины, агрессия, апатия.

В случае очевидного снижения настроения (депрессии) надо убедиться в отсутствии у ребенка суицидальных мыслей. Если на момент контакта ребенок открыто высказывает суицидальные намерения и стремится к их реализации, необходима немедленная организация встречи с врачом-психиатром. Также консультация врача-психиатра является необходимой при совершении ребенком неадекватных действий и поступков, при наличии у него галлюцинаций, выраженной дереализации с угрозой причинения вреда окружающим или самому себе. Важно отличать в этом случае манипулятивное поведение (демонстративные, шантажные, агравационные способы поведения), всегда имеющее вторичную выгоду и исчезающее по получении последней.

Если ребенок чрезмерно беспокоен и неусидчив во время консультации, необходимо выяснить, не является ли это следствием тревоги и страхов, следствием дефицита внимания или проявлением гипердинамического синдрома. В любом случае важно вести себя твердо и последовательно, объясняя свои требования, подкрепляя устные инструкции зрительной стимуляцией, повторяя свои просьбы несколько раз одними и теми же словами.

Читайте также:  Искателей центр развития ребенка

Лишь после того, как создана атмосфера доверия и безопасности (а на это может потребоваться несколько встреч), можно переходить к вопросам, связанным с кризисной ситуацией: «Что-нибудь плохое с тобой происходило? А было ли так, что с тобой делали что-то, что тебе не нравилось?» На этой стадии для выяснения обстоятельств можно использовать проективные картинки, проективное фантазирование или рисование (особенно с дошкольниками и младшими школьниками). Если у консультанта возникают подозрения в серьезных когнитивных или аффективных нарушениях, то необходимо провести специальное углубленное тестирование ребенка.

Важно помнить, что консультант прежде всего должен следовать за ребенком и поддерживать только те темы, к разговору на которые ребенок готов. Все это надо делать очень мягко, максимально заботясь о безопасности ребенка.

В работе с детьми, переживающими кризисную ситуацию, особое место занимает работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. Факт пережитого насилия не всегда бывает очевидным, поэтому особую важность приобретает умение психолога (педагога) распознать признаки совершения сексуального насилия над детьми.

Например, наличие в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста описанных ниже симптомов позволяет с высокой долей вероятности предположить, что по отношению к ним было совершено сексуальное насилие.

1. Необычные сексуальные познания, нехарактерные для данного возраста.

2. Повторяющиеся, неадекватные для возраста и уровня развития сексуальные игры, включая игры игрушками.

3. Сексуализированные выражения привязанности.

4. Чрезмерная самостимуляция гениталий (ребенка невозможно отвлечь от этого занятия).

5. Имитация полового акта с другими детьми или же сексуальное внимание к животным.

6. Сексуализированные поцелуи во взаимоотношениях с друзьями.

7. Компульсивное сексуальное поведение (хватание за грудь, гениталии, раздевание и т.п.).

8. Внезапные изменения чувств по отношению к человеку или месту.

9. Частая бессонница и легко возникающая реакция внезапного испуга.

10. Необычная боязнь какого-нибудь конкретного человека или группы людей, боязнь возвращаться домой, боязнь идти в группу или, наоборот, оставаться в одиночестве, страх перед реальными или воображаемыми объектами, продолжающийся гораздо дольше, чем обычно.

11. Наличие между ребенком и более старшим человеком особых, необычных, секретных взаимоотношений, особенно если в них присутствуют уговоры, заманивания и подарки.

12. Кошмары, ночные страхи и другие нарушения сна.

13. Саморазрушающее поведение (злоупотребление алкоголем, токсическими препаратами, проституция, самоповреждение, суицидальная угроза, попытки суицида, подверженность всяческим несчастным случаям), побеги из дома.

14. Выраженные изменения в поведении: протестное, чрезмерно агрессивное поведение, вызывающее трудности в общении с другими детьми в школе, или, наоборот, пассивное, подчиняемое, чрезмерно уступчивое, угодливое, а также правонарушающее поведение.

15. Спонтанное вранье, спутанный образ собственной реальности.

16. Общее недоверие к взрослым или специфическое недоверие к взрослым одного пола (тольно к мужчинам или только к женщинам).

17. Проблемы утраты навыков гигиены, приводящие к тому, что ребенка вновь приходится приучать ходить в туалет.

18. Возможное снижение обучаемости, которое может некоторое время не проявляться и выявиться только на поздних стадиях развития.

19. Возврат к инфантильному детскому поведению: энурез, сосание пальца, сильный немотивированный плач, вспышки раздражения, или наоборот, слишком взрослое псевдовзрослое поведение.

20. Чрезмерная привязанность или чрезмерная потребность в выражении привязанности.

21. Хроническая депрессия, уход в себя, фобии.

22. Плохие взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка, плохой уход за собой.

В случае работы с ребенком, находящимся в кризисе после совершения над ним сексуального насилия, необходимо прояснить следующее:

§ характер взаимоотношений между ребенком и правонарушителем;

§ частоту и длительность сексуальных злоупотреблений;

§ способы, которыми ребенка склоняли к сексуальному акту;

§ наличие или отсутствие сексуального проникновения;

§ влияние других возможных видов жестокого обращения на реакцию ребенка на сексуальное насилие;

§ особенности раскрытия факта сексуального злоупотребления;

§ особенности семейного взаимодействия и поддержки, оказываемой ребенку;

§ национальные и культурные особенности ребенка.

Источник

Оценка развития и актуального состояния ребенка. Общие принципы и ограничения. Педагогическая оценка нацелена на помощь ребенку в обучении и развитии. Цель – оказать ребенку помощь и поддержку в стремлении узнать новое. Конфиденциальность информации. Педагогическая оценка исходит из собственной личности ребенка. Каждый ребенок имеет право на свой собственный путь развития. Педагогическая оценка отличается от психологической диагностики. Педагогическая оценка более свободна и основана на понимании поведения ребенка, а не на его тестировании. Педагогическая оценка осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Наблюдение за ребенком во время занятий, игры, прогулки, режимных моментов. Педагогическая оценка развития ребенка складывается из множества частных оценок. Чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах(сферах) его развития: социальном, эмоциональном, коммуникативном, личностном, интеллектуальном и т.д.

Слайд 5 из презентации «Роль педагогической оценки в воспитании ребенка»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Роль педагогической оценки в воспитании ребенка.ppt» можно
в zip-архиве размером 326 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Оценка качества образования» — В анкетном опросе участвовали 114 человек со всех областей Казахстана. Результаты ЕНТ выпускников лицеев отдельных регионов РК. Статистические данные по итогам ЕНТ и комплексного тестирования (КТ). Результаты ЕНТ выпускников гимназий отдельных регионов РК. Итоги анкетного опроса учителей-новаторов по отдельным вопросам оценки качества образования.

Читайте также:  Подвижные игры для ребенка с задержкой в развитии

«Оценка эксперта» — Позднее метод использовался для принятия решений по спорным вопросам. Какой вы оценщик? Ревью оцениваемых элементов. Выполнение индивидуальных оценок. Программирование как профессия. Метод Делфи. За каждый правильный ответ ставим себе один бал. Экспертные оценки. Основные участники процесса оценки. Позволяет определить, на что именно расходуются средства.

«Оценки в школе» — Основные направления работ. Мониторинг присвоения культурных средств, способов мышления и действия. Дорожная карта работ в области оценки и управления качеством образования. Дополнительные страновые и региональные исследования. Портфолио. Оценка в целях поддержки учебного процесса, учащихся, учителя и школы.

«Система оценки» — Поэтому важно: использовать соответствующий тип /источник свидетельств; выбрать соответствующий метод оценки; четко интерпретировать результаты. Оценочные задания Оценочные задания разрабатываются на основе Руководства по оценке. Критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля.

«Оценка достижений планируемых результатов» — Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Особенности структуры планируемых результатов. Роль и функции новой системы оценки достижения планируемых результатов. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ. Примеры заданий Умение: проверять правильность хода решения задачи.

«Моральная оценка личности» — Задачи морали. Совесть. Самовоспитание. Когда в горячке бьется пулемет, Один лежит, другой бежит вперед. Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам. Будьте строги к себе и мягки к другим. Правовая оценка. Если много денег – не радуйся, если мало – не горюй. Моральная оценка личности.

Оценивание

12 презентаций об оценивании

Источник

Одной из наиболее острых и одновременно дискуссионных проблем в современной образовательной практике остается проблема диагностики готовности ребенка к обучению в школе.

Прежде, чем мы остановимся на анализе диагностической составляющей при оценке готовности ребенка к школьному обучению, отметим, что данный вид деятельности психолога, с точки зрения М.М.Семаго, попадает под определение психологической экспертизы в образовании [115]. Очевидно, что принятие решения о степени (мере) психологической зрелости дошкольника с целью определения уровня его готовности к школьному обучению должно осуществляться именно в плоскости экспертной деятельности психолога и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности специалиста.

Следует отметить, что одна из трудностей состоит в том, что требования к определению степени готовности ребенка к обучению в различного вида и уровня образовательных учреждениях могут быть кардинально отличны. Каждое образовательное учреждение в силу специфики своей организации (наличие профильных классов, особенностей построения образовательного процесса и пр.), наличия инновационных программ и технологий обучения, исторически сложившихся требований к подготовленности ребенка, в том числе и делегированных муниципальным управлением образования прав на отбор детей, в определенной степени (явно или скрыто) определяет тот уровень готовности, который должен быть достаточным для того, чтобы ребенок был принят в данное образовательное учреждение (гимназия, лицей и т.п.). Причем подобные дифференцированные условия сегодня характерны не только для школ «выше среднего уровня», но в определенной степени распространяются и на обычные общеобразовательные учреждения, и даже на учреждения специального (коррекционного) образования.

В этой связи важно отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации оценка готовности ребенка к школе носит в большей мере рекомендательный, а не запретительный характер. Так, Закон РФ «Об образовании» (п. 1. ст. 52) и «Типовое положение об образовательных учреждениях» (п. 59), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, предусматривают право родителей (законных представителей) детей на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования. Кроме того, какой-либо отбор детей на конкурсной основе нарушает п.3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Следовательно, решение о том, насколько ребенку необходима диагностика его школьной готовности, принимают родители, а не представители (администраторы, педагоги, психологи) образовательного учреждения.[2] Однако в исключительных случаях оценка (естественно, с согласия родителей) особенностей развития ребенка важна для решения вопроса о необходимости его комплексного сопровождения в образовательной среде, в том числе и с целью оценки соответствия образовательных нагрузок возможностям ребенка.

Традиционно выделяют три основных уровня готовности к школьному обучению:

1) соматическая готовность, определяемая по ряду медицинских показателей (рост, вес, физическое развитие, наличие/отсутствие хронических заболеваний и т.д.), отражающих специфику физиологического развития ребенка;

2) педагогическая готовность, выявляемая учителем при наборе детей в 1 класс и ориентированная, по преимуществу, на выявление уровня сформированности у ребенка системы ЗУНов, в том числе, навыков счета, письма, чтения и т.п.;

3) психологическая готовность, отражающая уровень личностной зрелости ребенка, в частности, особенности его мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и т.п. развития. Определение психологической готовности – прерогатива психолога.

Очевидно, что «школьная готовность» ребенка представляет собой системное, целостное образование, в структуре которого, на наш взгляд, особое значение принадлежит именно психологическому компоненту. Однако, как было показано Л.С.Выготским, готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения [36]. Иначе говоря, до тех пор, пока ребенок не начал обучаться в логике программы, готовности к обучению как целостной структуры у него быть не может. По мнению Л.С.Выготского, полноценно готовность ребенка складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе. Следовательно, неправомерно и недостаточно информативно измерение готовности к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет, так как, владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка с мутизмом

Исследования Л.С.Выготского (2000), А.В.Запорожца (1986), Д.Б.Эльконина (1995), Л.А.Венгера (1994) и ряда других ученых показали, что готовность ребенка к школьному обучению определяется развитием по трем основным линиям, складывающимся на протяжении дошкольного детства и наиболее оформившимся к концу дошкольного возраста:

· формирование произвольного поведения (эмоционально-волевая сфера);

· овладение средствами и эталонами познавательной деятельности (когнитивная сфера);

· переход от эгоцентризма к децентрации (сфера самосознания).

К этим трем линиям следует добавить и мотивационную готовность, проявляющуюся в стремлении ребенка к реализации функции ученика, которая выражается в принятии на себя соответствующей роли (ученика). Исходя из этого, диагностика школьной готовности должна базироваться на методах, отражающих основные линии психического развития ребенка.

Значимость адекватно подобранного диагностического комплекса важна для определения «индивидуального образовательного маршрута» ребенка. Не секрет, что вплоть до настоящего времени психологи чаще всего обращаются к диагностике преимущественно интеллектуальных показателей и определения школьных навыков (ЗУНов) будущих первоклассников. Такой подход не просто не правомерен, но и чрезвычайно узок, так как не отражает развернутой картины особенностей развития ребенка. Кроме того, на основе данного подхода можно осуществить лишь селекцию детей, но невозможно определить «индивидуальный образовательный маршрут» каждого ребенка, который предпо­лагает выявление, в первую очередь, потенциала (зона ближайшего развития), тенденций развития личности ребенка, его склонностей и интересов. Важность определения «индивидуального образовательного маршрута» возрастает в связи с наблюдаемой в современных условиях возможностью выбора образовательных программ детских садов и начальной школы, которые, как показывает практика, не всегда отвечают требованию их преемственности. В этом случае, при разработке диагностического комплекса целесообразно обращение и к характеристике общей культуры человека на ступенях дошколь­ного и начального образования, разработанной коллективом авто­ров под руководством И.А.Зимней (таблица № 56).

Очевидно, что разный уровень способностей, готовности детей к обучению в школе предполагает необходимость использования психологом надежных методик диагностики, позволяющих дать семье квалифицированные рекомендации по выбору для ребенка «индивидуального образовательного маршрута». Причем психологические рекомендации, сформулированные на основе данных психодиагностики, будут тем продуктивнее, чем больше в их разработке принимает участие значимое окружение ребенка – родители, педагоги. Только они сами могут решить, что каждый из них на самом деле готов делать, а что – не готов. Кроме того, ощущение родителем, педагогом того, что он сам нашел путь к ребенку, значительно повысит мотивацию выполнения коррекционно-развивающих замыслов. Но, следует, однако помнить и то, что работа психолога с сознанием педагога, родителей достаточно продолжительна и трудоемка.

Подводя краткий итог, отметим, что уровень профессиональной ответственности и мастерства психолога в работе с психодиагностическими методиками, будут в значительной степени определять эффективность работы даже при недостаточном техническом оснащении.

Таблица 56

Дошкольное образование Начальное образование
ПОНИМАНИЕ
Понимает на основе освоенной им системы житейских понятий об­щий смысл и систему отношений лиц из своего ближайшего окруже­ния (семья, родственники, воспи­татели, сверстники и т.п.). Понимает на основе осваивае­мых им научных понятий смысл и систему отношений людей между собой (родственные, функциональ­ные и т.п.), их отношений к пред­метному миру, живой и неживой природе.
ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ
Знает и умеет выполнять нормы и правила бытового социального взаимодействия (здороваться при встрече, уступать место старшим и т.п.).
Знает и умеет соблюдать элемен­тарные гигиенические требования.
Умеет выразить свое отношение к событиям собственной жизни и жизни окружающих в понятной для адресата манере вербального (уст­ная речь) и невербального (мими­ка, пантомимика и т.п.) поведе­ния.
Умеет осуществлять ведущую де­ятельность (игра) в различных ее формах (рисование, пение, лепка и т.п.), переживая при этом поло­жительные эмоции.
 
Знает и умеет выполнять нормы и правила бытового, учебного и со­циально-ролевого (посещение теат­ра, пребывание в больнице и т.п.) взаимодействия.
Знает и умеет соблюдать обще­принятые гигиенические требования и требует их соблюдения от окружа­ющих.
Умеет выразить свое отношение к событиям собственной жизни и жизни окружающих в понятной для адресата манере вербального (устная и письменная речь) и невербально­го (мимика, пантомимика, подарок и т.п.) поведения
Умеет осуществлять ведущую деятельность (учеба) в различных ее формах (классные уроки, внекласс­ные занятия, самоподготовка и т. п.), переживая при этом положительные эмоции.
ТВОРЧЕСТВО И ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стремится подражать социально позитивному поведению значимых взрослых, героев книг и фильмов.
Стремится к расширению воз­можностей для самостоятельной ре­ализации известных ему норм и правил в различных жизненных ситуациях.
 
Стремится следовать эксплицит­но транслируемым образцам соци­ально-позитивного поведения (уст­ные и письменно оформленные тре­бования общества).
Стремится к расширению круга знаний, умений, творческих и соци­альных возможностей.
Стремится к расширению соб­ственной информированности о тре­бованиях общества к человеку в раз­личных жизненных ситуациях.

Источник