Обследовать ребенка 4 года логопеду
Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).
Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.
Логопедическая диагностика дошкольников
Логопедическая диагностика состоит из следующего:
- Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
- Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
- Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
- Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.
Логопедическая диагностика младшего дошкольника
Методика обследования речи Акименко
В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.
Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.
Исследование состояния фонематического восприятия
Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.
Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова
Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.
Занятия ребенка с логопедом
Исследование произношения и воспроизведения речи
В исследование произношения и воспроизведения речи включают:
- изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
- состояние звукопроизношения;
- воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.
В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.
Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).
Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.
Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи
На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:
- Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
- Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
- Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
- Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).
В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.
Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).
Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).
Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.
Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников
В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.
Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.
Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи
Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.
Проверка неречевых психических функций
К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:
- состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
- состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
- полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).
Анкета сбора данных анамнеза
В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:
- характер протекания беременности;
- наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
- травмы во время родов;
- травмы в течение 3-х лет жизни;
- основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).
Логопедическое обследование неречевого ребенка
Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».
Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.
Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»
Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.
Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.
Исследование состояния дыхательной и голосовой функций
В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).
Изучение невербальных компонентов коммуникации
В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.
Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.
Невербальные компоненты коммуникации
Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).
Источник
Протокол логопедического обследования (3-4 года)
Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________
Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________
Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет? _____________________________________
С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________
Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________
I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.
1. Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:
Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________
Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________
б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:
Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________
Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________
в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?
Если ручки замерзнут, что наденешь на них?
Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?
Чем режут бумагу?
2. Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)
Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________
Кормит _________поливает _________одевается_________
3. Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:
На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?
4. Понимание простых предлогов:
На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________
Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________
5. Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)
Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________
Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________
6. Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)
Покажи, где шар, а где шары ___________Где гриб, где грибы_____________
Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________
П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:
1. Кто как голос подает (реальные игрушки)
Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________
2. Покажи (с опорой на картинки)
Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________
III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
I. Предметный словарь (назови, что покажу).
а) Реальные игрушки: юла кукла машина
б) Части тела и лица: голова руки ноги живот нос глаза рот уши
в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль колеса кабина
г) Картинки одежды: куртка рубашка платье
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
4. Глагольный словарь (с опорой на картинки )
Скажи, что делает:
Кушает (что делает мальчик) _________Играет (что делает мальчик)__________
Читает (что делает дедушка) __________Рисует (что делает дядя) _____________
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
5. Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)
Большой маленький Красный синий
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
6. Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)
Кто как голос подает:
кошка корова собака
петух утка лягушка
(не называет, называет, называет с ошибками)
7. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)
Повтори за мной: два открытых слога
пила рыба часы
три открытых слога
сапоги молоко корова
односложные без стечения согласных
мяч лук нож
двусложные с закрытым слогом
двусложные со стечением согласных в середине
ложка мишка туфли
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.
1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушки — мишка, зайка)
Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка.
(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)
2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)
Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)
Темп _____________Голос__________Разборчивость ____________Дыхание__________
8. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)
1. Произношение общеупотребительных слов.
Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)
А: Аня санки пила изолир.
О: Оля зонт окно изолир.
И: иглы киска носки изолир.
У: утка лук изолир.
М: муха | замок | дом | изолир. |
Мь: мяч | змея | изолир. | |
П: папа | сапоги | суп | изолир. |
Пь: петух | спина | изолир. | |
Б: банан | собака | изолир. | |
Бь: белка | кубик | изолир. | |
Т: туфли | петух | мост | изолир. |
Ть: тётя | изолир. | ||
Д: дом | деда | изолир. | |
Дь: дядя | изолир. | ||
Н: носки | окно | слон | изолир. |
Нь: нитки | сани | конь | изолир. |
В: ваза | диван | изолир. | |
Вь: весы | ковёр | изолир. | |
Ф: фонарик | туфли | шкаф | изолир. |
Фь: Филя | конфеты | изолир. | |
К: кот | белка | паук | изолир. |
Кь: кепка | утки | изолир. | |
Г: губы | рога | изолир. | |
Гь: гитара | сапоги | изолир. | |
X: халат | ухо | петух | изо лир. |
Хь: мухи | изолир. | ||
Й: юбка | майка | мой! | изолир. |
С: собака | усы | нос | изо ли р. |
Сь: сеть | письмо | гусь | изолир. |
3:зонт | коза | изолир. | |
Зь: зебра | газета | изолир. |
Ль: лимон самолёт ель изолир.
2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.
А: Малыш плачет: «А-а-а…». Как плачет малыш?
О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?
И: Птенчики пищат: «И-и-и…» Как пищат птенчики?
У: Волк воет: «У-у-у…». Как воет волк?
Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?
М: Как мычит корова?
Мь: Как мяукает кошка?
П: «Пух!» — стреляет пистолет. Как стреляет пистолет?
«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?
Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка?
Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?
Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?
Т: «Тук-тук», — стучит молоток. Как стучит молоток?
Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?
Д: «Ду-ду», — играем на дудочке. Как играем на дудочке?
Дь: «Динь», — звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _
Н: «Но-но!» — скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?
В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?
Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит
Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?
К: Как курочка кудахчет?
Г: Как гусь гогочет?
X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?
Ль: Это ляля. Кто это?
VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Строение артикуляционного аппарата:
губы __________зубы ___________прикус ___________язык____________
уздечка____________твёрдое и мягкое небо_________________________
Мимические движения (по подражанию):
Движение оскаливания___________надувание щек_____________
Наморщивание____________нахмуривание ________________
Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):
губы: улыбочка __________оскал____________трубочка – улыбочка______________
язьи: лопаточка____________иголочка___________________
высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________
горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________
мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте
Учитель-логопед__________________________________________________________________________
Источник
Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ
Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)
Ф. И. О. ___
Год рождения ___
Откуда прибыл ___
Взят на учет ___
Домашний адрес ___
Мама (Ф. И.) ___
(где и кем работает) ___
Папа (Ф. И.) ___
(где и кем работает) ___
Анамнез:
Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___
Раннее физическое развитие:
Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___
Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___
___
Раннее речевое развитие
Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___
Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___
___
Зрение ___ Слух ___
1.Вводная беседа:
Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___
Как зовут маму?___ Где мама работает?___
Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___
Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___
2. Поведение и эмоциональная сфера.
Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм
Характер игровой деятельности:
(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)
3. Обследование неречевых психических функций.
Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)
Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___
Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)
Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___
Цвета (покажи)
Красный ___ Синий ___
Зеленый ___ Желтый ___
Геометрические формы (покажи)
___ ___ ___
Разрезные картинки из 2-х частей по образцу
Юла___ Платье___ Чашка___
4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
— Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)
— Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)
— Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)
— Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)
— язык- (массивный, маленький, короткий)
— уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)
-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)
5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)
Кукла плачет- А-А-А
Мышка пищит- И-И-И
Ребенок плачет- УА-УА-УА
Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ
Поезд гудит- У- У- У
Ослик кричит- ИА-ИА-ИА
Как голос подает?
Собака___ Кошка___
Корова___ Петух___
А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)
Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___
Вагоны ___ Снег___Дома___
Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)
Стол___ стул___ Папа___ баба___
Коса___ коза___ Киска___ миска___
6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)
Кукла___
Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___
Чайник ___
Ручка___ Крышка___ Носик___
Стул___
Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___
Машина___
Колеса___Кабина___ Кузов___
Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)
Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___
Понимание действий (покажи где)
Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___
Понимание форм единственного и множественного числа существительных
(покажи где)
Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___
Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)
Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___
Понимание у/ласкательного суффикса существительных:
(покажи где)
Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___
7. Обследование экспрессивной речи:
Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)
Активный словарь.
Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)
Игрушки___ Посуда___
Одежда___ Обувь___
Глаголы (назвать действия по картинкам)
Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___
Словарь признаков (назвать признаки)
Цвет:
Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___
Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___
Величина:
Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___
Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___
Вкус:
Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___
Грамматический строй.
Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)
Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___
Винительный падеж единственное число (вижу кого)
Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным
Флажок какой? — красный___ Автобус какой?- синий___
Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___
Предложно- падежные конструкции
Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___
Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)
Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___
9. Обследование связной речи (при наличии фразы)
«Кот лакает молоко»___
___
10. Заключение логопеда: ___
Список использованной литературы
1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.
2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.
3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.
Источник