Обследование ребенка с алалией 5 лет
Статья:
Сенсомоторная алалия у детей — грубое нарушение, при котором устная речь значительно затруднена или отсутствует. Причиной дефекта является поражение речевых центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. В статье мы рассмотрим причины, лечение и прогноз сенсорно-моторной алалии, расскажем, как вести себя родителям ребенка с такой патологией.
Причины болезни
Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:
- Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
- Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
- После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.
Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.
Симптомы сенсомоторной алалии у детей
Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.
Разберемся в этих нарушениях подробнее:
- Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
- Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.
В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.
Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.
Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.
При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:
- Трудности с координацией и мелкой моторикой;
- Неуклюжесть;
- Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
- Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
- Заикание;
- Энурез;
- Нарушения сна и аппетита.
Степени тяжести
В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:
- легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
- при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
- тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.
Диагностика сенсомоторной алалии у детей
Диагноз сенсомоторная алалия ставится на основании обследования с участием невролога, логопеда, оториноларинголога, психолога, педиатра. При необходимости назначаются консультации других специалистов. Целью диагностики является выявление точной причины дефекта, исключение других проблем со здоровьем, которые могут сопровождаться речевыми нарушениями: аутизма, тугоухости, психических отклонений.
Для уточнения диагноза и выявления признаков повреждения головного мозга, исключения объемных образований, сосудистых проблем маленького пациента направляют на электроэнцефалографию, допплер сосудов, МРТ или КТ.
Лечение сенсомоторной алалии у детей
Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.
Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.
Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.
Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка
Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.
Специалист помогает поэтапно:
- на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
- второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
- третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.
Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.
Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).
С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.
Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят. Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.
Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.
Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.
Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Схема обследования детей с алалией
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения ____________ Дата обследования ______________ Возраст _____________
Домашний адрес, телефон ______________________________________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ________________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ______________________
Сведения о семье:
Мать _________________________________ Отец __________________________________
Жалобы родителей _____________________________________________________________
Наследственные заболевания ____________________________________________________
Общий анамнез _______________________________________________________________
От какой беременности ребенок _________________________________________________
Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении ___________
Вскармливание: к груди приложили на ____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___________________________ ; вскармливание грудью до ___ ; последующее вскармливание: смешанное, искусственное
Выписка из родильного дома на ___ день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________________________
Раннее развитие
Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___
Перенесенные заболевания
До 1 года _____________________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________________________
Инфекции ____________________________________________________________________
Ушибы _______________________________________________________________________
Травмы головы ________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре ______________________________________________
Речевое развитие
Гуление с ___ мес, характер гуления ________, лепет с ___ мес, характер лепета ________
Первые слова, их характеристика ________________________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___________________________________________________________________
Отношение к своей речи ________________________________________________________
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма __________________________________
Занимался с логопедом: нет, где, когда, результат _________________________________
Исследование импрессивной речи:
понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу______________________________________________________________________
понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам («Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи девочку, которая подметает пол»);
понимание различных грамматических форм:
а) понимание конструкций с различными падежными формами («Чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?» «Кто ловит бабочку?»);
б) понимание предложных конструкций с предлогами на, в, под. за. над, около и др. (задания: «Положи мяч под стол», «Нарисуй дерево около дома»);
в) дифференциация единственного и множественного числа существительных («Покажи, где на картинке мяч. Где мячи?» и др.);
г) дифференциация глаголов с различными приставками (показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т.д.).
понимание сложноподчиненных предложений:
а) показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?»
б) ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»
пассивный словарь:
а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет – части тела, детали одежды; для детей 6 лет – детали мебели, транспорта;
б) понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы): у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у коровы – теленок, у белки – бельчонок, у тигра – тигренок и т.д.;
в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы): входит – выходит, высокий – низкий, открывает – закрывает, большой – маленький, влетает – вылетает, длинный – короткий, подходит – отходит, широкий – узкий и др.).
Исследование экспрессивной речи:
общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь _________________________________________ ;
исследование звукопроизношения:
— гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э];
— свистящие: [с], [с`], [з], [з`];
— шипящие: [ш], [ж];
— аффрикаты: [ц], [ч], [щ];
— сонорные звуки: [л], [л`], [р], [р`], [м], [м`], [н], [н`];
— йотированные звуки: [я], [е], [ё], [ю], [й];
— звонкие и глухие звуки: [т], [т`], [к], [к`], [к], [к`], [в], [в`], [ф], [ф`];
Отметить: состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
исследование активного словаря:
объёма словаря:
а) назвать предметы, картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы);
б) назвать предметы по описанию («Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»);
в) назвать действие по предъявленному предмету (ручкой пишут, ножом режут и т.д; игра «Кто как передвигается»: щука – плавает, ласточка – …, кузнечик – …, змея – … и др.);
г) подобрать определения к словам (туча, небо, город, книга и т.д.);
д) подобрать антонимы словам (холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т.д.);
е) подобрать родственные однокоренные слова (земля, радость, скорость, след, красить).
характеристика активного словаря: звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
точность употребления слов;
воспроизведение:
слоговой структуры слова, звуконаполняемость (пуговица, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум);
предложений (Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле).
исследование грамматического строя речи:
состояние функции словоизменения:
а) изменение по падежам: У меня есть карандаш. У меня нет … (карандаша). Я рисую … (карандашом)
б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стол – столы, кукла – куклы, дерево – …, ухо – …, рот – …, рукав – …, лист – …, глаз – …, окно – …, пень – …, стул – …, воробей – … и др.);
в) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (шар – шара – шаров, окно – окна – окон, мяч – …, дом – …, дерево –…, улица – … и т.п.).
г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (шар голубой, глаз – …, чашка – …, ведро – …, платье – …, машина – …);
г) образование глаголов движения с помощью приставок при, у, до, пере, вы (подготовительная группа): ходить – …, бежать – …, летать – … и др.
характер употребления предложных конструкций:
а) спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой);
б) вставить предлоги в предложения (лампа висит … столом; мяч упал … пол; яблоко упало … ветки).
Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка _______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование общей моторики:
выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой; ударить ладонью по мячу об пол; перебрасывать мяч из одной руки в другую и т.д.
Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому ________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Состояние речевой моторики. Выполнить движения:
губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо;
языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта;
мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.
Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, лишние движения при выполнении заданного _______
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:
данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты __________
показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.
Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Выполнить следующие задания:
назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые, наложенные друг на друга;
вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы; сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда.
Состояние слухо произносительной дифференциации фонем:
фонетически резко различающихся: [р]-[с], [л]-[п], [з]-[т];
фонетически близких: [м]-[н], [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г].
Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений:
анализ:
выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда);
выделение на слух ударного гласного в начале слова (удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка);
определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа);
синтез: составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [н о с о с], [с ы р]; [л а п а]);
фонематические представления:
отложить картинки, в названиях которых есть звук [с] или другой, заданный логопедом звук;
придумать слово с каким-либо звуком.
Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта:
состояние зрительного восприятия и внимания: назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало;
знание цветов по названию: подобрать картинки к данному цветовому фону (лото «Цветные фоны»);
состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.
Речевая активность: __________________________________________________________
Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
Другие дефекты устной речи:
Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия ________________________________________
Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза _________
_____________________________________________________________________________
Уточненное логопедическое заключение (или диагноз)______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _________________ Логопед ______________
Источник