Обследование ребенка 5 лет с зпр
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 10 октября, 2019
Обновлено: 5 марта, 2020
При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).
Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.
Принцип диагностики ЗПР у дошкольников
Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.
Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.
Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.
В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:
- Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
- Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
- Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
- Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
- Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.
При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.
Популярные методики диагностики ЗПР
Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:
- внимание, понимание порядка деятельности;
- интеллектуальные способности;
- речевое развитие;
- память;
- мировосприятие;
- образовательная мотивация.
Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.
Тест Д. Векслера
Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:
- WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
- WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.
В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.
К вербальным относятся:
- арифметика;
- нахождение сходства;
- общая осведомленность;
- понимание;
- словарный запас;
- запоминание цифр.
Шкала действий (невербальная) состоит из:
- недостающие детали;
- шифровки;
- последовательные картинки;
- конструирование блока;
- сборка объекта.
Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.
Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.
Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.
Тест М. В. Когана
Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.
В работе используются простые материалы:
- таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
- карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.
Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.
При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).
Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.
Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.
Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.
Методики развития и устранения заболевания
Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.
Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.
С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:
- биологическая обратная связь (БОС);
- транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
- зрительная и слуховая стимуляция;
- специальные развивающие психолого-педагогические методики;
- ЛФК.
Список использованной литературы
- Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. – М., 2001.
- Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М., 1993.
- Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2012. – 182 с.
- Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
- Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Татьяна Далиба
Диагностический материал для обследования детей с ОВЗ 4–5 лет (ЗПР)
Карта обследования ребенка с ОВЗ
4-5 лет
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения (возраст на момент обслед)___
Данные психолого-педагогического обследования
I. Общие сведения.
— Легко ли вступает в контакт при обследовании___
— Представление ребенка о себе и ближайшем окружении:
Как тебя зовут?___
Скажи и покажи сколько тебе лет. ___
С кем ты живешь? ___
Как зовут твою маму, папу?___
Какие у тебя есть игрушки? ___ Покажи и назови на картинках времена года? ___
Когда можно кататься на санках зимой или летом? Почему? ___
Покажи и назови. (Кто лечит, кто строит, кто готовит)
___
Оценка результатов:
1. Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл)
2. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла)
3. Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла)
4. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла)
II.Исследование моторики
1. Ведущая рука___
2. Состояние общей моторики:
Походка — уверенная, неуверенная, с развалкой;
Хождение на носочках по прямой линий;
Прыжки на одной, двух ногах
Точность движений ___
Переключение ___
Координация ___
3. Состояние тонкой моторики:
Пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки.
Точность движений ___
Переключение ___
Темп ___
4. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ___
Возможность выполнения мимических движений по подражанию
(пробы: поднять брови вверх («удивиться», нахмурить брови («рассердиться», прищурить глаза,
надуть щёки («толстячок») ___
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно;
пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
Оценка результатов:
1. Ребенок не справляется с заданием – 1 балл.
2. Значительная моторная отсталость – 2 балла.
3. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдается незначительная моторная отсталость — 3 балла.
4. Четко выполняет все задания, движения качественные и дифференцированные, действия с предметами в пределах возрастной нормы – 4 балла.
III. Характеристика интеллектуальной деятельности
Восприятие
Цвет
(покажи /назови цвет: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный)___
Оценка результатов:
1. Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл)
2. Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла)
3. Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла)
4. Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла)
Форма
Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат
___
Оценка результатов:
1. Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл)
2. Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла)
3. Называет и выделяет фигуры. Результат деятельности положительный. (3 балла)
4. Самостоятельно выполняет задание. Результат деятельности положительный. (4 балла)
Величина
1. Предметные картинки с предметами различной величины (покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий ___
2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке (3шт)___
3. «Пирамидка», «Матрешка»
Оценка результатов:
1. Не справляется с заданием даже после обучения (1 балл)
2. Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Собрать повторно отказывается. (2 балла)
3. Складывает с учетом величины методом проб и примеривания. Высказывает желание собрать повторно. (3 балла). Называет не все понятия величины.
4. Самостоятельно и безошибочно складывает. Действует путем зрительного соотнесения по величине (4 балла). Использует все понятия величины.
Особенности восприятия – целостность
Сложить разрезанную картинку (3-5 части)___
Оценка результатов:
1. Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл).
2. Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла).
3. Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла)
4. Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.)
Пространственные представления
1. Ориентировка в пространстве (покажи правую-левую ногу, правую-левую руку)___
2. Ориентировка во времени «Покажи где» (карточки день-ночь, зима-лето)___
Оценка результатов:
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).
2. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла).
3. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).
4. Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий самостоятельно. (4 балла).
Внимание
1. Найди такую же картинку (два варианта) ___
2. что забыл нарисовать художник
Оценка результатов:
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения. Результат не достигнут (1 балл).
2. Выполняет задание в соответствии с возрастом с обучающей помощью взрослого (2 балла).
3. Самостоятельно складывает картинку. Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла)
4. Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 балла.)
Мышление
1. Четвертый лишний ___
2. «Заплатки» ___
Оценка результатов:
1 Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).
2 Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла).
3 Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).
4 Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла).
Память
1. Слуховая память (Запомни 5 слов, найди картинки, которые я назвала)___
2. Зрительная память «Чего не стало?»(выложить 5 картинок, потом одну убрать)___
Оценка результатов:
1. Ребенок с заданием не справляется (1 балл).
2. Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла).
3. Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла).
4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).
Воображение
«На что это похоже?» Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Оценка результатов:
1. Ребенок с заданием не справляется (1 балл).
2. Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла).
3. Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла).
4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).
IV. Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования___
___
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса___
___
б) целенаправленность деятельности___
___
в) наличие самоконтроля в деятельности___
___
(нуждается ли в помощи, в какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___
4. Критичность в оценке своей деятельности___
5. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения___
___
6. Контактность в общении со взрослыми, детьми___
___
V. Развитие элементарных математических представлений
1. Количество и счет до 5 («посчитай сколько», соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев) ___
2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев (Покажи столько же пальцев. (в пределах 5) ___
3. Выделение предметов из множества по образцу (Возьми столько же. (в пределах 5)
Оценка результатов:
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).
2. Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла).
3. Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого (3 балла)
4. Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 5. Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла)
VI. Речевое обследование
1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
— губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
— зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
— прикус (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, прямой);
— твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина);
— мягкое небо (норма, подвижн6ое, малоподвижное, парез);
— язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
2. Состояние дыхательной и голосовой функций
1. Дыхание:
— тип неречевого и речевого дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.);
— объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);
— частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);
— продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченный).
2. Характеристика голоса:
— громкость (тихий, слабый, глухой, сдавленный, норма);
— тембр голоса (норма, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
— атака голоса (твердая, мягкая);
— модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
3. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
1. Темп (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание).
2. Ритм (норма, растянутый, скандированный).
3. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
4. Воспроизведение звукоподражаний (для неговорящего ребенка)
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: «А-а-а!»
Ребенок плачет: «Уа!»
Поезд гудит: «У-у-у!»
Ослик кричит: «Иа!» Мышка пищит: «И-и-и».
Собака лает: «Ав!»
Заблудились в лесу: «Ау!»
Кошка мяукает: «Мяу».
Оценка результатов:
1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)
2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)
3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)
4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)
5. Исследование звуко-слоговой структуры слов
Класс слоговой структуры Слова н/г к/г
1 Мак, дом, сыр
2 Рука, роза, лапа
3 Сахар, диван, забор
4 Кукла, марка, утка, арбуз, карман
5 Стол, стул, шкаф
6 Волк, тигр
7 Трава, брови, книга
8 Клумба, клубника, гнездо
9 Корабль, бинокль
10 Панама, канава, малина
11 Кошелек, пулемет, телефон
12 Конфеты, памятник, винтовка,
13 Паутина, черепаха
14 Клубок, колосок, корзина, картина
Предложения Петя пьет горькое лекарство. ___
Космонавт управляет космическим кораблем ___
Оценка результатов:
1. Грубое нарушение слоговых структур слова. Речь малопонятна (1 балл)
2. Справился с некоторыми заданиями с помощью педагога. Нарушение слоговых структур слова наблюдается даже при произнесении отдельных слов (2 балла)
3. Слоговые структуры слова сохранны. Испытывает некоторые трудности при фразовой речи, допускает неточности (3 балла)
4. Нарушений слоговой структуры слов нет. Слова и предложения произносит четко и правильно (4 балла)
6. Состояние звукопроизношения
Звуки нг кг
Б-П-М
В-Ф
Т-Д-Н
К-Г-Х
Й (Е-Ё-Ю-Я)
С
СЬ
З
ЗЬ
Ш
Щ
Ж
Ц
Ч
Л
ЛЬ
Р
РЬ
Оценка результатов:
1. Речь малопонятная. Нарушение звукопроизношения в большинстве групп звуков (1 балл)
2. Полиморфные нарушения звукопроизношения (2 балла)
3. Наблюдается нарушение звукопроизношения звуков одной артикуляционной группы (мономорфные нарушения). Этап автоматизации и дифференциации дефектных звуков (3 балла)
4. Речь чистая. Звукопроизношение соответствует возрастной норме (4 балла)
7. Исследование фонематической стороны речи
1. Дифференциация оппозиционных звуков: ба-па, га-ка, да-та, ма — ба
2. Показать на картинках предметы: стол – стул, косы – козы, папа – баба, корка – горка, точка – дочка, миска — мишка
Оценка результатов:
1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)
2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)
3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)
4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)
8. Исследование лексико-грамматического строя речи
1. Назвать части тела, предметов: ноги – ___, руки – ___, голова – ___, глаза – ___, уши – ___, спинка стула – ___, сиденье стула – ___, ножки стула – ___, кузов машины – ___, колеса машины –.
2. Назвать одним словом: мяч, кукла, машина – ___; рубашка, платье, шорты – ___; тапки, туфли, ботинки –.
3. Глагольный словарь: назвать по картинкам: Что делает мальчик? (ест, Что делает девочка? (спит, Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)
4. Выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади
куклу» и др.).
5. Употребление форм единственного и множественного числа существительных
(показать на картинках: стол — столы, дом — дома, кукла — куклы, окно — окна, рука — руки).
6. Образование предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).
7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
стол — столик, чашка — чашечка, сумка — сумочка, ведро – ведрышко).
8. Согласование прилагательных с существительными ед. числа: красный мяч — ___, красная звезда — ___, красное ведро.
9. Образование названий детенышей животных: у кошки — ___, у лисы — ___, у утки — ___, у слонихи -.
10. Употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
без предлога. Назвать по картинкам: Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы) Это машинка кого? (мальчика) Это уши кого? (зайца)
Оценка результатов:
1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)
2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)
3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)
4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)
9. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)
Пересказ текста из нескольких предложений
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка. Она поила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Оценка результатов:
1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)
2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)
3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)
4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)
Заключение по результатам обследования
Дефектолог:___
Психолог:___Логопед:___
Источник