Обследование ребенка 2 года логопедом

Обследование ребенка 2 года логопедом thumbnail

Особенности проведения логопедического обследования детей  2-3 лет

Нарушение предпосылок формирования речи у детей раннего возраста -это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. Однако обследование доречевого развития ребенка раннего возраста нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу и таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

Предлагаемая методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961),  а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует его фактическому возрасту. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания для ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего возрастного периода, либо из более младшего возрастного периода. За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование речи в пределах одного квартала: 1 год 1 мес. — 1 год 3 мес. 1 год 4 мес. — 1 год 6 мес. 1 год 7 мес. — 1 год 9 мес. 1 год 10 мес. — 2 года, а на 3-м году — в пределах полугодия: 2 года I мес. — 2 года 6 мес. 2 года 7 мес. — 3 года.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.). Далее отмечаются особенности строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания. зажмуривания . Отмечается сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки.

Обследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических и речевых реакциях, во время бодрствования, игры, формирования уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес).

Мышечный тонус в органах артикуляции оценивается совместно логопедом и врачом-невропатологом.

Далее в логопедическом обследовании отмечаются особенности дыхательной системы ребенка, особенности общего звучания речи и голоса.

Следующим этапом обследования ребенка 2-го и 3-го годов жизни является обследование сформированности понимания речи. На 2-м году жизни у него совершенствуются понимание речи, функция обобщения, расширяется понятийный словарь, интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. С 1 года 6 мес он начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.

На 3-м году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что собирали летом в лесу, как украшали елку) и будущем ( куда он пойдет завтра, что будет делать на прогулке). Он может понять события в рассказе взрослого, которые он сам не воспринимал. Ребенок начинает понимать некоторые грамматические отношения: предложно-падежные отношения, суффиксальные отношения, префиксальные отношения, а также некоторые категории имени существительного, глагола, прилагательного.

В разделе «Активная речь» отмечается возрастная сформированность лсксико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи.

Важное значение для развития речи имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха.

Для обследования слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит». «Угадай, кто тебя позвал».

При обследовании фонематического слуха проверяют умение различать и узнавать близкие по звучанию слова.

Читайте также:  Беродуал инструкция по применению ребенку 2 года

В разделе «Мелкая моторика рук» отмечают аномалии строения рук, положения пальцев кисти руки, движения пронации — супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук. Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме заключения.

Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и отставание в развитии.

Источник

            Автор: Бахарева  Ирина  Николаевна, учитель-логопед  МДОУ д/с «Росинка»

Е. А. Стребелёва   считает,
 что чем раньше начинается целенаправленная
работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация
нарушений. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством
нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого
организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]

В настоящее время
растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого
явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных
неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения
центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы,
воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития
различных функций, в том числе речи.

В нашем городе дети с
речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем
случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до
четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают
проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.

Ранняя диагностика нарушений
познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне
необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с
ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в
некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Как и во
всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк
(психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк
руководствуется письмом Миноб­разования
РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

Согласно Положению о
ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:

–обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника
в детском саду) диагностика отклонений в развитии;

–выявление резервных возможностей развития
воспитанника;

–определение характера, продолжительности и эффективно­сти
специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.

Еще
одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики
речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего
возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие,
непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний,
нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство
у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к
специалистам, и прежде всего, к логопедам.

В связи с
вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического
обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.

Современный подход к проблеме выявления и
коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким
образом и по каким законам происходит становление речи у нормально
развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения
логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых
нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно
правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям
с речевой патологией.

Схема логопедического
обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и
обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития
речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности,
обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором
методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в
условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они
многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед
работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для
обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]

Читайте также:  Как сделать компресс на горло ребенку 2 года

Указанные причины послужили
толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].

Данная методика предназначена для оперативного
массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления
нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.

Методика удобна для использования как в кабинете
логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени,
в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый
материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития
речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком
звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15
шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».
Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.

Схема
обследования следующая.

Обследование
начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.

Затем следует предварительная беседа с
ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и
т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии.
В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и
проводится по ходу обследования.

Далее ребенку
предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки.
Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим
картинкам.

1 комплект: собака, кошка, утка.  Проверяется
воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и
птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.

2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла). Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить
ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение
«Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.

3 комплект:юла, кубик, мячик.Предлагается назвать цвета предметов.

4комплект:телефон, лопатка, ведёрко.Подбор глаголов к существительным.

5 комплект:машина, пирамидка, Дед Мороз.Части предметов.

При назывании всех картинок проверяется
словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры
слова.

После
этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку
по иллюстрациям.

По
ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение
1).

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет
обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по
показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают
индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые
консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект
и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

                                                                       Литература:

1.  Громова О.Е.
Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/  О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина.  М.: Сфера,
2004.

2.Нищева Н.В.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева.  Спб.:
Детство-ПРЕСС, 2003.

3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва.  М.: Просвещение, 2007.

Приложение
1.

КАРТА
ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ

____________________________________________________________________

Фамилия,
имя ребенка                возраст

1.      Беседа

2.      Словарь. Звуко-слоговая структура слов.

Собака

Юла

Красный

Кошка

Кубик

Зеленый

Утка

Мячик

Желтый

Мишка

Телефон

Синий

Зайка

Лопата

Машина

Девочка (кукла)

Ведро

Пирамидка

Дед Мороз

3.      Воспроизведение звукоподражаний

АВ-АВ
(собака) .

ПИ-ПИ
(цыпленок, мышка) .

МЯУ-МЯУ
( кошка) .

КО-КО
(курица) .

КРЯ-КРЯ
(утка)

ГА-ГА
(гусь).

4.     
Связная речь.  Стихи

«Таня»

«Зайка»

«Мишка»

«Мишка
косолапый»

Пересказ
сказки
«Курочка Ряба»

5.      Состояние
звукопроизношения
(изолированно, в
слогах)

Ы 

М

Н

Х

С

Ж

Ц

Э

П

Б

В

С′

Ш

Л

Л′

Т

Д

Ф

З

Ч

Р

Й

К

Г

З′

Щ

Р′

Дополнения. 
Заключение.

Дата ______________Учитель-логопед ____________ /_____________/      

Источник

Логопедическое обследования ребенка 2-3 года жизни

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 1 мес. — 1 год. 3 мес.

1.Понимание названий окружающих предметов (три-четыре игрушки):

Где машина,часы, мячик, собака?______________________________________________

Где штаны, шапка, ботинки, платье?____________________________________________

2.Понимание действий:

Читайте также:  Можно ли дать декарис ребенку 2 года

Дай мяч____________________________________________________________________

Покорми куклу_____________________________________________________________

Положи куклу _______________________________________________________________

3.Ориентируется в комнате:

Найди часы________________________________________________________________

Подойди к столу____________________________________________________________

4.Активная речь:

лепетные слова____________________________________________________________

звукоподражания___________________________________________________________

облегченные слова__________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 4 мес. — 1 год. 6 мес.

1.Понимание речи:

Обобщение предметов по существенным признакам в понимании речи:

Покажи, где игрушки________________________________________________________

Покажи , где посуда_____________________________________________________________

2.Понимание предлогов в,на:

Спрячь машинку в коробку ___________________________________________________

Поставь машинку на коробку _________________________________________________

3.Слуховое внимание и фонематический слух (неречевые звуки):___________________

Покажи, что звучит часы, поезд, машина________________________________________

4.Активная речь:

лепетные слова_____________________________________________________________

звукоподражания___________________________________________________________

облегченные слова__________________________________________________________

слова______________________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 7 мес. — 1 год. 9 мес.

1.Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке «Дети поливают цветы» :______________________________________________________________________________

2.Понимание предложно-падежных конструкций с предлогом «под»:

Спрячь машинку под коробку__________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа:

Покажи, где машина и машины_______________________________________________
Покажи, где кукла и куклы____________________________________________________
Покажи, где мяч и мячи_____________________________________________________

4.Понимание слов-действий:

Покажи, где рисует, поливает, моет, прыгает, кормит

______________________________________________________________________

5.Понимание слов с уменшительно-ласкательным суффиксом:

Покажи, где мячик, домик, машинка ______________________________________ _______________________________________________________________________

6.Слуховое внимание и фонематический слух (различение речевых звуков):

гласные звуки__________________________________________________________________

согласные звуки_______________________________________________________________

7.Активная речь:

полные слова______________________________________________________________

образцы двухсловных предложений __________________________________________

характер аграмматизма в предложении_________________________________________

8.Слоговая структура:

употребление односложных слов____________________________________________

употребление двухсложных слов____________________________________________

9.Звуковая сторона слова:

гласные звуки_______________________________________________________________

согласные звуки____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 10мес. — 2 года

1.Понимание короткого рассказа без показа, бывшего в опыте ребенка:

___________________________________________________________________________

2. Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «у», «с»:

Поставь машинку у дома ________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа глагола:

Покажи, где едут машины — едет машина_____________________________________

Покажи, где летят самолеты — летит самолет__________________________________

4.Слуховое внимание и фонематический слух — различение высоты голоса

Игра «Тихо-громко»: _________________________________________________________

5.Активная речь:

пользуется трехсложным предложением, употребляя прилагательные и местоимения

_____________________________________________________________________________

характер аграмматизма_________________________________________________________

употребление винительного падежа___________________________________________

употребление предложного падежа слов уменьшительно-ласкательной формы

__________________________________________________________________________

употребление винительного падежа множественного числа с окончанием»ы» и «и»

__________________________________________________________________________

6.Слоговая структура слова:

употребление трехсложных слов без стечения согласных машина, сапоги

_________________________________________________________________________

7.Звуковая сторона речи:

гласные звуки____________________________________________________________

согласные звуки___________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 года 1мес. — 2 года 6 мес.

1.Понимание слов , обозначающие предметы, действия,признаки:________________________________________________________________________

2.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «за», «по», «до», «над»:

__________________________________________________________________________

3.Понимание единственного и множественного числа прилагательного:

Покажи, где маленький мяч и маленькие мячи _____________________________________

Покажи, где красное яблако и красные яблаки____________________________________

4.Понимание настоящего и прошедшеге времени глагола:

Покажи, где мальчик нарисовал?_______________________________________________

Покажи, где мальчик рисует?____________________________________________________

5.Слуховое внимание и фонематический слух , разлечение слов близких по звучанию: Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________

Покажи, где стол и стул______________________________________________________

Покажи, где коза и коса____________________________________________________

6.Активная речь:

пользуется многословным предложением______________________________________

характер аграмматизма_____________________________________________________

употребление родительного падежа___________________________________________

употребление дательного падежа_____________________________________________

употребление творительного падежа___________________________________________

употребление единственного и множественного числа существительного ___________________________________________________________________________

употребление возратных глаголов_____________________________________________

употребление единственного и множественного числа глаголов

_________________________________________________________________________

появляются вопросы__________________________________________________________

7.Слоговая структура слова:

употребление двухсложных слов (лимон)_______________________________________

8.Звуковая сторона слова:

гласные звуки_______________________________________________________________

согласные звуки_____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 год 7 мес. — 3 года

1.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «через», «около», «перед»:

Встань перед стулом________________________________________________________

Встань около стола__________________________________________________________

Перепрыгни через веревочку_________________________________________________

2.Понимание слов с суффиксом увеличительности:

Покажи, где дом — домище______________________________________________________

Покажи, где дуб — дубище_____________________________________________________

_

3.Понимание префиксальных отношений:

Где, машина уехала- приехала____________________________________________________

где девочка входит-выходит____________________________________________________

4.Слуховое внимание и фонематический слух :

Покажи, где уточка и удочка____________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________

5.Активная речь:

Употребления сложных придаточных предложений

_________________________________________________________________________

Появления вопросов: почему? когда?

___________________________________________________________________________

6.Усвоения частей речи:

существительные____________________________________________________________

глаголы___________________________________________________________________

прилагательные, наречия, местоимения________________________________________

числительные______________________________________________________________

предлоги__________________________________________________________________

союзы___________________________________________________________________

употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного:

___________________________________________________________________________

7.Слоговая структура слова:

употребление слов со стечением согласных (вилка, чашка, мишка, зайка)

__________________________________________________________________________

8.Звуковая сторона слова:

гласные звуки______________________________________________________________

согласные звуки_____________________________________________________________

Заключение._______________________________________________________________

Рекомендациии.____________________________________________________________

Источник