Обследование ребенка 1 год жизни
Содержание
- График прохождения врачей до года (по месяцам)
- Плановые осмотры специалистами ребенка до года
- В роддоме
- В 1 месяц
- В 3 месяца
- В 6 месяцев
- В 9 месяцев
- В 1 год
Диспансеризация детей до года – важный процесс, пренебрегать которым нельзя. Многие заболевания поддаются успешному лечению, если выявлены в младенчестве. Именно посещение обязательных врачей до года избавит малыша от серьезных проблем со здоровьем, когда он вырастет.
Диспансеризация предполагает ежемесячные визиты к докторам, которые необходимы для контроля над процессом развития новорожденного, наблюдения за его состоянием здоровья. Специалисты также отвечают на вопросы родителей, касающиеся ухода, кормления, гигиены, развития младенцев в возрасте до 1 года. Наблюдение осуществляется по родовому сертификату, который будущая мама получает, когда она еще беременна. Этот документ обязывает медиков и родителей провести ряд осмотров ребенка и взять у него основные анализы. План диспансерного наблюдения предусматривает, что ребенок должен проходить каждый месяц осмотры у педиатра, а также в определенные периоды посещать узких специалистов в детской поликлинике по месту прописки или частном медицинском центре.
Чтобы зарегистрировать ребенка в поликлинике, нужно принести страховой полис новорожденного и его свидетельство о рождении. Кроме того, во время осмотров нужны следующие вещи:
- подгузник;
- одноразовая впитывающая пеленка;
- смена одежды для ребенка;
- влажные и сухие бумажные салфетки;
- соска, бутылочка.
График прохождения врачей до года (по месяцам)
В течение первого года жизни ребенку необходимо пройти 6 плановых осмотров. Первый – наблюдение и обследование в роддоме, а далее – в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом раз в месяц нужно ходить с ребенком к педиатру. Если вы обращаетесь в муниципальную поликлинику, то следует предусмотреть время визитов на так называемые «грудничковые дни», когда ведется прием только детей до года, чтобы снизить риск передачи инфекции от больных детей – здоровым.
Таблица плановых осмотров и анализов для ребенка до года
Возраст | Врач | Необходимые анализы |
---|---|---|
Новорожденный | Педиатр | Аудиологический скрининг (проверка слуха специальным прибором), неонатальный скрининг на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземию |
1 месяц | Педиатр, детский хирург, офтальмолог, невролог | УЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга (нейросонография), аудиологический скрининг |
2 месяца | Педиатр | – |
3 месяца | Педиатр, травматолог-ортопед, невролог | Аудиологический скрининг, общие анализы мочи и крови |
4 месяца | Педиатр | – |
5 месяцев | Педиатр | – |
6 месяцев | Педиатр, невролог, детский хирург | Общие анализы мочи и крови |
7 месяцев | Педиатр | – |
8 месяцев | Педиатр | – |
9 месяцев | Педиатр, стоматолог | Общие анализы мочи и крови |
10 месяцев | Педиатр | – |
11 месяцев | Педиатр | – |
12 месяцев | Педиатр, ЛОР, детский психиатр, детский хирург, офтальмолог, детский стоматолог | Общие анализы мочи и крови, ЭКГ, анализ на уровень сахара в крови |
Плановые осмотры специалистами ребенка до года
Помимо педиатра, ребенка должны осматривать узкие специалисты. Это необходимо для профилактики и ранней диагностики заболеваний, проверки уровня и темпов развития и др.
В первый год жизни ребенку необходимо пройти 6 осмотров в плановом порядке: в роддоме, и по месяцам – в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.
В роддоме
Новорожденных детей в роддоме осматривает педиатр, который измеряет рост, вес, окружность груди и головы, проводит оценку по шкале Апгар. При отсутствии противопоказаний и при согласии родителей в первые сутки делается прививка против вируса гепатита В, на третьи – БЦЖ. На четвертые сутки проводится неонатальный скрининг (у недоношенных детей – на седьмые сутки). Он представляет собой обследование новорожденных по государственной программе с целью наиболее раннего обнаружения серьезных генетических болезней. При условии раннего обнаружения эти заболевания либо не развиваются далее, либо не дают осложнений. Скрининг выполняется путем забора крови из пятки ребенка и дальнейшего нанесения ее на тест-полоску, которая затем проверяется в лаборатории.
В 1 месяц
Педиатр измеряет рост и вес ребенка, окружность груди и головы, размеры большого родничка. Врач также должен осмотреть место прививки БЦЖ. Помимо педиатра, ребенку нужно пройти осмотры у детского хирурга, невролога, офтальмолога, сделать ряд УЗИ и аудиоскрининг. Рекомендуется сначала пройти УЗИ, с результатами которых затем идти к профильным специалистам. Если нет противопоказаний, то в этом возрасте также проводится повторная вакцинация от вируса гепатита В.
- Детский хирург осматривает ребенка на предмет таких патологий, как грыжи, вывихи и т. д., оценивает особенности строения опорно-двигательного аппарата и скелета, осматривает наружные половые органы (для мальчиков).
- Невролог получает от родителей информацию о поведении ребенка, оценивает нервно-психическое развитие. Если выявлены отклонения, то малыша относят к определенной группе риска.
- Офтальмолог проверяет остроту зрения, оценивает то, как ребенок фокусирует взгляд на каком-то объекте. Также специалист проверяет состояние слезных протоков, глазных мышц, век, глазного дна.
В 3 месяца
Сначала следует сдать общий анализ мочи и общий анализ крови, пройти аудиологический скрининг, если он не проводился ранее либо его результаты вызывают сомнения. Затем с результатами нужно идти к педиатру, который измеряет большой родничок, вес и рост ребенка, окружность его головы и груди, осматривает место прививки БЦЖ.
- Травматолог-ортопед проверяет, есть ли дисплазия, на основе осмотра и УЗИ тазобедренных суставов. Если данное заболевание вовремя не обнаружить и не лечить, ребенок, когда вырастет, может стать инвалидом.
- Невролог проводит осмотр с целью оценки психомоторного развития.
В 6 месяцев
Необходимо сдать общий анализ мочи и общий анализ крови. С результатами нужно посетить педиатра, который, помимо стандартных замеров, осматривает ротовую полость и отмечает, сколько у ребенка уже имеется зубов. В возрасте полугода рекомендуется начать вводить прикорм. Педиатр предоставляет информацию об этом, отвечает на вопросы родителей, а также принимает решение о проведении вакцинации от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка и вирусного гепатита В.
Также врач даст направления к профильным специалистам.
- Детский хирург осматривает малыша для выявления патологий развития скелета, опорно-двигательного аппарата и др.
- Невролог проводит плановое сравнение психомоторного развития с нормами.
В 9 месяцев
Сначала ребенок должен сдать общий анализ крови и общий анализ мочи. Далее проводится стандартный осмотр педиатром. После него ребенок направляется к стоматологу, который:
- оценивает, есть ли патологии на уздечке языка, языке, небном язычке, деснах;
- консультирует родителей о гигиене полости рта, уходе за зубами, дает рекомендации о том, как уменьшить неприятные ощущения для ребенка в период прорезывания зубов.
В 1 год
Ребенку нужно сдать анализы крови – общий и на глюкозу – и общий анализ мочи. Ему также проводится ЭКГ – электрокардиография. С результатами анализов и обследования ребенка нужно отвести к педиатру, который проведет стандартный осмотр, сделает отметку о количестве зубов. В этом возрасте делается реакция Манту. Через трое суток оценивается результат. Затем делаются прививки от краснухи, кори, паротита. Кроме этого, ребенок посещает следующих специалистов:
- отоларинголог (ЛОР) – осматривает уши, носовые ходы, горло, консультирует родителей по уходу за слизистыми для профилактики воспалений и простуд;
- детский хирург – проводит осмотр живота (для исключения грыжи), наружных половых органов (у мальчиков);
- детский психиатр – оценивает психическое развитие ребенка;
- офтальмолог – осматривает глазное дно, оценивает остроту зрения (сравнивает с нормой), проводит проверку на косоглазие и назначает при необходимости коррекцию очками или лечение;
- стоматолог – оценивает количество и состояние зубов, прикус.
В случае необходимости может быть назначено УЗИ.
Источник
Обследование ребёнка до года должно проводиться ежемесячно, при условии отсутствия жалоб у матери. Узнать, каких врачей проходят в 1 год, мама сможет на очередном приёме у педиатра, где ей выдадут направления на анализы и список специалистов.
Актуальность вопроса
В соответствие с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 года N 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», все дети должны проходить определённых специалистов в указанные сроки.
Диспансеризация детского населения требует более серьёзного и внимательного отношения, потому что регулярные осмотры ребёнка позволяют выявлять заболевания на ранних стадиях, профилактировать патологические состояния, а также оценивать и отслеживать в динамике физическое и нервно-психическое развитие.
Для каждого возраста создан определённый список специалистов, прохождение которых обязательно, а также есть перечень обязательных лабораторных обследований.
График прохождения медицинского осмотра ребёнком в 1 год
Любую маму в определённые декретированные сроки интересует вопрос: Каких врачей проходят? Педиатр, перед наступлением первого дня рождения у ребёнка, должен проинформировать родителей о том, что ему необходимо пройти определённых врачей-специалистов и провести лабораторное, инструментальное обследование.
Маме заранее нужно записаться на консультацию к врачам, чтобы пройти всех специалистов примерно в одно и то же время. В 12 месяцев необходим осмотр врача-невролога, детского хирурга, травматолога-ортопеда, оториноларинголога, офтальмолога, и, в заключение, педиатра.
С какой целью ребёнка в 1 год направляют на медицинский осмотр к узким специалистам?
Каждый специалист осматривает ребёнка с упором на свою специальность, в которой работает. А также врач знает, какие у годовалого малыша могут быть проблемы и где именно искать патологию.
Офтальмолог (окулист)
Осмотр офтальмолога чрезвычайно важен для детей. Органы зрения передают информацию в головной мозг, и тогда ребёнок имеет возможность полноценно развиваться. Доктор определяет в полном объёме происходит движение глазных яблок или нет (патологические образования могут ограничивать движение).
К 12 месяцам врач определяет наличие косоглазие. Данная патология часто встречается у детей, поэтому ранняя диагностика имеет большое значение. Определение реакции зрачка на свет также позволит доктору оценить зрительную способность у ребёнка. Офтальмолог осматривает глазное дно с целью исключения застойных явлений в сосудах органа зрения.
Данная информация очень важна для невролога, поэтому рекомендуется вначале пройти консультацию офтальмолога, а затем невролога.
Помимо серьёзных проблем, специалист может при осмотре выявить конъюнктивиты различного происхождения и назначить лечение.
Невролог
В норме невролог первый раз осматривает ребёнка в 1 месяц жизни. Тогда он подробно изучает анамнез беременности и родов, ведь именно в процессе родовой деятельности могут формироваться различные травмы, которые оказывают влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
Состояние центральной нервной системы можно оценивать при помощи различных рефлексов. Но они имеют не объективную оценку, потому что рефлексы могут снижаться после кормления и сна. Зачастую, у месячного малыша бывает трудно выявить какую-либо неврологическую патологию. Но ближе к году, когда ребёнок уже имеет ряд навыков и умений, уже можно создать некоторую картину о его здоровье.
Невролог оценивает размер большого родничка у ребёнка. К году он уже должен закрыться. Но допускается его точечный размер. Если же нет динамики уменьшения, то это может свидетельствовать о гидроцефалии или других патологических процессов, протекающих в головном мозге малыша.
Также невролог оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. В год дети обычно уже делают самостоятельные шаги, держась за опору или руку. Но данный факт не должен быть применим ко всем. Ребёнок может в данном возрасте активно ползать и самостоятельно вставать, что также является нормой.
Родителям, прежде чем пойти к неврологу, необходимо вспомнить все неприятные моменты, которые имелись за этот год. К таким моментам можно отнести судороги, повышенную возбудимость, плохой сон, частые срыгивания и другие. Жалобы необходимо проговаривать доктору для полного и правильного заключения о состоянии здоровья.
Детский хирург
В первую очередь, детский хирург на осмотре пытается выявить возможную хирургическую патологию. У здорового ребёнка, которого ничего не беспокоит, могут быть обнаружены всевозможные грыжи. Это может быть грыжа белой линии живота, паховая или бедренная грыжа.
Также хирург должен оценить состояние половых органов у мальчиков, определить наличие яичек в мошонке. Также возможна у мальчиков водянка яичка, при которой определяется жидкость в его оболочках.
Оториноларинголог (ЛОР)
Осмотр оториноларинголога предполагает под собой осмотр ушей, горла, носа. При помощи отоскопа доктор оценивает состояние наружного слухового прохода. Перейдя к осмотру носа, важно охарактеризовать носовую перегородку. Ведь если она искривлена, то она может препятствовать свободному носовому дыханию.
При осмотре горла врач делает выводы о слизистой оболочке ротовой полости, а также уделяет внимание нёбным миндалинам. В год обычно они укладываются в норму. Но потом, когда малыш начинает болеть, они увеличиваются, и тогда ребёнку может понадобиться лечение.
Травматолог-ортопед
Консультация травматолога-ортопеда также является чрезвычайно важной. Для каждого возраста существуют различные проблемы, наличие или отсутствие которых выявляет доктор при осмотре. Так, например, у месячного малыша часто выявляется патология, связанная с тазобедренными суставами (дисплазия) или с шейным отделом позвоночника (кривошея).
У годовалого же ребёнка появляются новые проблемы, с которыми можно столкнуться. Когда малыш встаёт на ножки и делает самостоятельные шаги, формируется нагрузка на голени и стопы, отсюда различные заболевания. Раннее выявление такой патологии чрезвычайно важно, так как в этом возраста высока вероятность исправления различных деформаций.
Педиатр
После прохождения всех врачей-специалистов необходимо закончить медицинскую комиссию у педиатра. Детский врач знакомится с диагнозами и рекомендациями всех специалистов и даёт заключение. Педиатр оценивает физическое и нервно-психическое состояние ребёнка. На фоне этого определяет группу здоровья и группы риска по различным патологическим состояниям.
Также педиатр даёт родителям общие рекомендации по кормлению, купанию, прогулкам. Выявляет симптомы рахита и определяет индивидуальные дозировки витамина Д.
Лабораторные методы обследования годовалого малыша
Помимо вышеперечисленных специалистов, которых нужно пройти годовалому ребёнку, существуют и необходимые лабораторные и инструментальные исследования. К последнему относится электрокардиография для определения частоты и ритмичности сердечных сокращений, направленность отклонения электрической оси сердца. Также электрокардиография позволит выявить некоторые нарушения в работе сердца. Но, как правило, у здоровых детей, проходящих плановую диспансеризацию, сердечную патологию не наблюдают.
Из лабораторных исследований ребёнку необходимо сдать общий анализ крови и мочи. Общий анализ крови, в первую очередь, необходим для выявления фоновой патологии (анемии). Также клинический анализ позволяет выявлять другие заболевания крови. Общий анализ мочи помогает на ранних стадиях определить патологию почек, а также нарушение их различных функций.
Диагноз на основании общих анализов не ставят. Отклонения от нормы являются поводом для углубленного обследования пациента.
Подготовка к медосмотру. Памятка родителям
Врач-педиатр перед началом медицинского осмотра должен дать список необходимых специалистов и направления на лабораторные и инструментальные исследования. К осмотру врачей и электрокардиографии никакой специальной подготовки не требуется.
Перед сдачей общего анализа крови необходимо подготовить малыша. Сдавать кровь следует натощак рано утром. Если на улице холодно, то важно согреть пальчики малыша, иначе кровь будет течь очень медленно, что создаст дополнительные проблемы во время проведения анализа.
Перед забором мочи, ребёнка необходимо тщательно подмыть. Собирать необходимо среднюю порцию. То есть ребенка просят помочиться, затем производят забор мочи, а остальной объём выпускают в горшок.
Если ребёнок находится на диспансерном учёте
Ребёнок, находящийся на диспансерном учёте по определённому заболеванию у того или иного специалиста, имеет некоторые особенности во время прохождения медицинского осмотра. Врачи остаются те же самые, которых необходимо пройти. Но по конкретному заболеванию требуется более тщательная диагностика для дальнейшего ведения пациента и лечения.
Бывают случаи, когда во время медосмотра врач выявляет заболевание, тогда он сразу ставит ребёнка на диспансерный учёт и определяет график наблюдений. Также информация попадает под контроль врача-педиатра, который будет вести ребёнка с учётом выявленной патологии.
Заключение
Родителям необходимо помнить, что существуют декретированные сроки, во время которых необходимо проходить ряд специалистов. Осмотр врачей имеет чрезвычайную важность для раннего выявления возможной патологии. Заболевания, выявленные на ранних стадиях, имеют высокие шансы на излечение.
Во время консультации родителям следует проговаривать все жалобы, которые беспокоят ребёнка. А также рекомендуется задавать вопросы, интересующие родителей. Для более точной диагностики перед лабораторными исследованиями важно помнить о подготовке. Врач-педиатр всегда ответит на вопрос, каких врачей проходят в 1 год, а также поможет с прохождением медицинской комиссии.
Источник
Обследование детей первого года жизни
В процессе работы с детьми первого года жизни особое внимание следует уделять предупреждению отклонений в их развитии. С этой целью при обследовании детей с первых недель жизни используют следующие методы и приемы: наблюдения за малышами в период бодрствования, беседы с медицинским персоналом, изучение медицинской документации, психолого-педагогическое наблюдение детей в доречевой период, сравнительный анализ их психомоторного и речевого развития.
Такое обследование, носящее комплексный характер, позволяет выделить патологические особенности в доречевом развитии детей, в том числе у детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС), выявить структуру нарушения и определить пути коррекции.
Подобная работа с детьми проводится начиная с раннего возраста, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности.
В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы.
Изучение анамнестических данных. При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар). Особое внимание обращается на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. Учитывается время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.
Изучение двигательного развития ребенка. Совместно с невропатологом обследуются двигательные возможности ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, что также расширяет возможности познания окружающего мира, способствует развитию предметной деятельности и контактность.
Особое внимание уделяется развитию мускулатуры кисти, положению первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи). Совместно с врачом определяется общий мышечный тонус ребенка, характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог, а также выявляется способность ребенка опираться на ноги и ходить.
Изучение состояния речевого аппарата. Отмечается наличие патологии в строении артикуляционного аппарата. Совместно с врачом обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка. Определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. Наблюдая за ребенком в процессе кормления, отмечаются особенности приема пищи: сосания и глотания. Учитываются характер голоса, крика и дыхания.
Исследование голосовой и доречевой активности ребенка. При обследовании доречевош уровня развития логопед отмечает характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.
Приведем примеры методик выявления возможных голосовых реакций ребенка.
Методика выявления
Ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине, спокоен.
1) Взрослый наклоняется над ребенком, соблюдая расстояние 25–30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, ласково произносит слова и звуки в течение 2–3 минут.
2) Ведется только наблюдение, без использования средств воздействия.
3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8—10 минут.
При наличии у ребенка лепета необходимо определить этап его развития (I, II, III этапы по В. И. Бельтюкову – см. с. 65).
Методика выявления
Ситуация естественная. Ребенок бодрствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут.
1) Перекличка с ребенком.
2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка.
3) Ситуация провоцирующая. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему и четко, с небольшими паузами произносит слоги, которые малыпт ранее произносил сам. Упражнение проводится в течение 30 секунд.
4) Взрослый четко, с небольшими паузами произносит слоги, которых нет в лепете ребенка.
При наличии у ребенка первых слов определяют время их появления и характер аморфных слов-предложений.
Методика выявления
Ситуация естественная или провоцирующая.
1) Взрослый предлагает ребенку игрушки, которыми он играл неоднократно, и наблюдает за его игрой.
2) Взрослый может предложить ребенку назвать игрушку: «Что (кто) это?»
3) Взрослый сидит перед ребенком и с разной интонацией произносит слоги (в разнообразном сочетании), которые малыш ранее не произносил.
4) Взрослый пытается заинтересовать ребенка игрушкой и спрашивает: «Что (кто) это?»
Психолого-педагогическое обследование направлено на изучение состояния ориентировочных реакций у детей в первые недели жизни и ориентировочно-познавательной деятельности у детей первых месяцев жизни. В ходе обследования изучаются сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание к речи взрослого и уровень развития начального понимания речи.
Приведем пример методики выявления зрительных ориентировочных реакций.
Методика выявления
Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.
1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5—10 см) на расстоянии 40–50 см от лица ребенка и перемещает ее то вправо, то влево на 20–30 см (2–3 раза).
2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь к малышу, то отдаляясь от него. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40–50 см от глаз ребенка.
3) Взрослый вызывает сосредоточение ребенка на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону на 20 см, а затем останавливает предмет на высоте 50–70 см от глаз малыша.
4) С ребенком по очереди разговаривают знакомые и незнакомые взрослые. Упражнение проводится в течение 1,5–2 минут.
Существует множество диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста, например, методики H. М. Аксариной, K.Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, Л. Т. Журбы, О. В. Тимониной, E. М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой.
В качестве базовых методик диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ППП ЦНС, можно рекомендовать методики Г. В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М. Гриффитс (2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений, прогноза развития, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л. Т. Журбы, E. Н. Мастюковой и Е. Д. Айнгорн (1981).
В качестве примера приведем тест психомоторного развития Гриффитс (перевод Е. С. Кешишян, 2000), которая используется для скрининг-обследования детей (см. таблицу 2).
Таблица 2
Тест психомоторного развития Гриффитс
Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 3).
Таблица 3
Сводная таблица баллов
Приведем пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года.
По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных (см. таблицу 3). Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку.
В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом.
Параметры обследования: 1. Моторика. 2. Социальная адаптация. 3. Слух и речь. 4. Глаза и руки. 5. Способность к игре.
Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.
В ходе такого обследования можно выявить детей «группы риска» и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение. Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует уровню развития шестимесячного ребенка, то необходимо более глубокое обследование и, возможно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.
Для более глубокого обследования детей следует использовать методики О. В. Баженовой (1986), М. Л. Дунайкина (2001) и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
БРАК С РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРВОГО СУПРУЖЕСТВА
БРАК С РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРВОГО СУПРУЖЕСТВА
В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были не удовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь
Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей
Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей
Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в
Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии[15]
Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии[15]
I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
Та часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни, – психология младенчества, – находится в
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание
Содержание работы с детьми первого года жизни
Содержание работы с детьми первого года жизни
При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются
Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни
Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни
Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца и ее
Кризис первого года и капризы
Кризис первого года и капризы
Где-то в районе первого дня рождения – плюс-минус пара месяцев – случается первый кризис. Это время не всегда приятного открытия: вот я, вот мама (папа, бабушка, дедушка, тетя). Я – ребенок, она – взрослый. Мы разные. Причем разные не совсем
глава VII второе убийство. первая и вторая посмертные жизни первого трупа
глава VII
второе убийство. первая и вторая посмертные жизни первого трупа
Наместник Империи Пилат — как о нём, сочиняя, рассказывала жена, сын короля-звездочёта Ата и красавицы Пилы, соединение этих имён будто бы и дало его имя, — облачённый в роскошную тогу с широкой
Источник