Обследование развития ребенка от 3 до 4 лет
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- понимание речи;
- сформированность фонематического слуха;
- предметный и глагольный словарь;
- слоговая структура слов;
- уровень развития активной речи;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, мишка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за
Оборудование: машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.
- НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
- ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».
Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.
- ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»
Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.
Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»
Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.
- СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.
Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.
Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. После того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.
Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.
СЕРИЯ 4
Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).
Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.
Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.
Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слова различной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.
Оборудование: игрушки – зайка, мишка.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»
Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.
СЕРИЯ 6
Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.
И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:
движение оскаливания (улыбнись Петрушке);
надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);
наморщивание (удивись, увидев Петрушку);
нахмуривание (рассердись на Петрушку).
Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.
С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);
зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);
прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);
язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);
уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);
твердое и мягкое небо (аномалии строения).
Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
уточнение возможности движений губами:
- раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
- выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
- округлить губки («баранка»);
уточнение возможности движений языком:
- высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);
- высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
- пощелкай язычком (лошадка поскакала);
- «часики»;
упражнение для выявления подвижности мягкого неба:
произнести звук а при широко открытом рте.
При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:
«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поцелуй его);
«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыбнись ему);
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – потяни его к носику);
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – покажи его Петрушке).
Выясняется возможность удержания определенной позы:
«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотографировать);
«покажи язычок киске».
При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:
гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё;
мягкие согласные: сь, зь, ль.
Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как плачет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)» и т. д.
Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса.
В случае затруднений прибегают к отраженному произнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.
СХЕМА ПРОТОКОЛА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ
Покажи, где зайчик _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми матрешку ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми машинку _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________
Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________
Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ
Спрячь машинку в коробку______________________________________________________
Поставь машинку на коробку______________________________________________________
Спрячь машинку под коробку____________________________________________________
Поставь машинку за коробку _____________________________________________________
- НАЙДИ КАРТИНКУ
Покажи, где шар и шары ________________________________________________________
Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________
Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________
Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________
Покажи, где стул и стулья________________________________________________________
СЕРИЯ 2
- ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ
Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________
Скажи, как мычит корова _______________________________________________________
Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________
Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________
- ДАЙ КАРТИНКУ
Покажи, где коса и коза __________________________________________________________
Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________
Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________
Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________
Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________
СЕРИЯ 3
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ
Игрушки _____________________________________________________________________
Предметы_____________________________________________________________________
Части тела______________________________________________________________________
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ
Что делает мальчик? ____________________________________________________________
Что делает девочка? ____________________________________________________________
Что делает мама? _______________________________________________________________
Что делают дети?_______________________________________________________________
- СКАЖИ КАКОЙ
Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________
Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________
СЕРИЯ 4
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
Пила, рыба, часы_______________________________________________________________
Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________
Мяч, лук, нож _________________________________________________________________
Диван, лимон, батон ____________________________________________________________
Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________
СЕРИЯ 5
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ
Назови, что делает зайка ________________________________________________________
Назови, что делает мишка _______________________________________________________
- РАССКАЖИ СТИШОК
«Зайка» ______________________________________________________________________
«Мишка косолапый» ___________________________________________________________
- РАССКАЖИ
Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________
Девочка рисует________________________________________________________________
Девочка поливает цветы _________________________________________________________
Мама купает малыша ___________________________________________________________
Мальчик кормит голубей ________________________________________________________
Девочка танцует________________________________________________________________
Мальчик катается на коньках ______________________________________________________
СЕРИЯ 6
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания __________________________________________________________
надувание щек _________________________________________________________________
наморщивание_________________________________________________________________
нахмуривание _________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы _________________________________________________________________________
зубы _________________________________________________________________________
прикус _______________________________________________________________________
язык _________________________________________________________________________
уздечка _______________________________________________________________________
твердое и мягкое небо_____________________________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________________________
округлить губы________________________________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________
пощелкать язычком_____________________________________________________________
«часики» ______________________________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте________________________________________
«улыбка» – «трубочка» _________________________________________________________
«трубочка» – «улыбка» _________________________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу______________
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу _____________
«улыбка» _____________________________________________________________________
«показать язычок киске» ________________________________________________________
Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________
Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________
Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________
Как гудит поезд? _______________________________________________________________
Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________
Как кричит лошадка? ___________________________________________________________
Заключение: ___________________________________________________________________
Рекомендации:
Источник
Наджеда Желнова
Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет
Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полным и эффективным могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений в развития.
Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.
И так, воспитанники до трех лет ежеквартально или один раз в полугодие подвергаются процедуре анализа нервно-психического развития, что позволяет мобильно реагировать на минусы в развитии малышей.
Начиная с трехлетнего возраста ребенка педагогами ведется оценка индивидуального развития ребенка, основанная на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Согласно Стандарту дошкольного образования целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга, а освоение образовательной программы (далее – Программа) не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п. 4.2.). Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) (ФГОС ДО, раздел 3).
Результаты педагогической диагностикииспользуются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2)оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3).
Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Методы педагогической диагностики:
Наблюдение (основной)
Педагогическая свободная беседа
Анализ продуктов детской деятельности
Проблемная ситуация
Дидактическое задание (педагогический тест)
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи) (ФГОС ДО, раздел 3).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Методы психологической диагностики:
Тест
Наблюдение
Диагностическая беседа
Опрос
Анализ продуктов детской деятельности
Проективный метод
Эксперимент
Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития.В связи с этим возникают вопросы: — если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? — как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?
Вместе с тем в дошкольных учреждениях увеличился объем малышей, имеющих отклонения в различных сферах. Как понять, что ребенку необходимо особое внимание?
Как помочь включить компенсаторные возможности и гибкость восприятия?
С этой целью использую в своей работе психолого-педагогическое обследование детей, учитывая ведущую деятельность – предметную и наглядно-действенное мышление своих воспитанников.
При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития:
• актуальном (достигнутом к настоящему моменту)
• потенциальном (связанной с зоной ближайшего развития).
Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом, на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
Используемые мной методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка:
-принятие задания
-способы его решения
-обучаемость во время диагностического обследования
-отношение к результатам своей деятельности.
Современные методики позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте, что позволяет в свою очередь, своевременно включить малыша в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.
Практика показывает, что диагностическое изучение детей с незначительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом – в совместной и организованной деятельности.
Необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности – это консультирование.
В настоящее время важнейшей задачей, на мой взгляд, является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются «уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям» что создает основу для развития личности ребенка в целом.
Работу с родителями осуществляю в двух формах – индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ними. При групповой работе даю родителям психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.
Современная диагностика нарушений в развитии детейучитывает ряд принципов которые вы видите на слайде:
-принцип комплексного подхода
-принцип целостного системного изучения
-принцип динамического изучения
-принцип качественного анализа данных
Из сказанного следует: во-первых, необходимость применения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, важность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных, показатели которых взаимосвязаны.
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей считаются:
принятие задания
способы выполнения задания
обучаемость в процессе обследования
отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. Воспитатель отмечает самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого; самостоятельное выполнение задания после обучения.
Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции.
Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.
Неадексатное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования производиться только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста.Допускаю следующие виды помощи:
• выполнение действия по подражанию
• выполнение задания по подражанию с использованием указанных жестов
• выполнение задания по показу с использованием речевой инструкции.
Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно.Но важно соблюдать условия:
-количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;
-речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивание результативность действий ребенка;
-обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающих детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта.
Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в бальной оценке познавательного развития детей.
При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.
2 балла ставится в тех случаях, если ребенок принимают задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.
3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняется; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34-40).
Важно отметить, что в случаях обнаружения отставании в умственном развитии ребенок должен быть обследование психоневрологом или невропатологом.
Источник