Обследование моторного развития ребенка
Состояние моторного развития детей __________________группы №_____на________________год
№ | Фамилия, Имя ребёнка | мелкая моторика | графические действия | графич диктанты | |||||||||||||||||||||
точность | темп | объём | переклю чаемость | синхрон ность | характер линий, нажим | размер элементов | форма элементов | последов элементов | наклон | отклоне ние от строчки | |||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||||||
27 |
Оценка развития уровня общей и мелкой моторики детей на занятиях и в повседневной жизни
Низкий уровень 1 | Средний уровень 2 | Хороший уровень 3 | Высокий уровень 4 |
Навык в начальной стадии или не сформирован. Помощь со стороны взрослого не дает положительных результатов. Наличие некоординированных движений, моторная неловкость, нарушение темпа, переключаемости движений, зависимость моторики от эмоциональных переживаний. Ребенок не может выполнять движения в соответствии с произносимым текстом, даже после неоднократного показа взрослого. | Навык нахожится в развитии, требуется значительная помощь со стороны взрослого. Движения становятся более координированными, более точными, уменьшается количество синкинезий, значительно уменьшается зависимость моторики от эмоциональных переживаний Ребенок может выполнять 1-2 движения после показа и при словесном сопровождении взрослого, может (хотя и кратковременно) концентрировать внимание на части тела, выполняющей то или иное движение. | Навык развит, ребенок пользуется своими знаниями при умеренной поддержке взрослого. Движения достаточно точные и целенаправленные. Вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук. Встречаются трудности при выполнении движений в сочетании с речью (не всегда соблюдается ритмический рисунок, иногда нарушается темп), требуется небольшая помощь взрослого. Могут разучивать сценки и упражнения с использованием пальцев обеих рук, но еще не могут самостоятельно воспроизводить их в повседневных играх (только при поддержке со стороны взрослого) | Ребенок самостоятельно способен реализовывать свое умение. Пользуется своими знаниями, навык устойчиво развивается. Полностью сформирована статическая и динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, Могут выполнять синхронно движения правой и левой рукой. Вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук. Без труда выполняют движения в сочетании с речью Разученные сценки и упражнения без труда воспроизводят в самостоятельных играх. Самостоятельно придумывают движения к различным текстам. |
Обследование состояния общей моторики рук
Для обследования состояния общей моторики можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.
1. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 — обе руки вверх, 2 — правая рука вверх, левая — на пояс, 3 — обе руки вперед, 4 — обе руки вниз. 1 — левая рука в сторону 2 — обе руки на пояс, 3 — правая рука в сторону, левая — за спину, 4 — обе руки вниз.
Результат (для логопеда). «Удовлетворительно» — результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.
2. Требуется повторить движения, отставая на одно.
Результат. «Удовлетворительно» — несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в «доведении» рук. «Плохо» — неспособность самостоятельно исправить свои ошибки.
3. Повторять движения за исключением одного, «запретного» (например, руки на плечи).
Результат. «Удовлетворительно» — «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. «Плохо» — ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.
Для проверки произвольного торможения движений ребенку даются задания отдельно для каждой руки. Например: правая рука: 1 — вверх, 2 — в сторону, 3 — вниз; левая рука: 1 — вверх, 2,3 — вниз.
После двух-трехкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
Динамическую координацию рук можно проверить в следующем упражнении.
Правая рука: 1 — вперед в кулаке, 2 — кулак разжать, 3 — кулак сжать, 4 — руку опустить. Левая рука: 1 — в сторону, кулак разжат, 2 — сжать кулак, 3 — разжать кулак, 4 — руку опустить.
После двух-трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
Результат. «Удовлетворительно» — выполнение задания с напряжением, в измененном темпе. «Плохо» — выполнение двумя руками одних и тех же движений.
Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения:
1. «Пальчики здороваются» — попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
2. «Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.
4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 — рука сжата в кулак, 2 — рука поставлена на ребро, 3 — ладонь лежит на столе.
5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.
Обследование пальчиковой и ручной моторики.
Сначала по подражанию, затем по словесной инструкции:
— показать 2-ой и 3-ий пальцы не правой, левой руках;
— показать 2-ой и 5-ый пальцы на правой, левой руках;
— сложить поочерёдно пальцы в кольцо, каждый палец касается большого: «Здравствуй, пальчик» на правой, левой руках;
— сложить все пальцы в кольцо на правой, левой руках.
0б – не выполняет самостоятельно, только с помощью. Слабо развит мышечный тонус.
1б – персеверативные повторения одного и того же движения, застревание на одной позе или движении.
2б – не резко выраженная замедленность движения.
3б – выполняет полностью.
Низкий уровень – 1б.
Средний уровень – 2б.
Высокий уровень – 3б.
Тест на развитие графического навыка
Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.
Оценка результатов теста
1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0.
6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
1) низкий темп письма;
2) быстрая утомляемость при письме;
3) неровная, «дрожащая» линия;
4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
5) слишком сильный нажим;
6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7) несоблюдение размера графических элементов;
8) несоблюдение наклона письма;
9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Обследование развития графических навыков.
Рисование по образцу «Домик».
Цель.
Выявить умение ориентироваться на листе бумаги, умение ориентироваться в своей работе на образец, копировать его.
Описание.
Предлагают ребёнку срисовать домик.
Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определённый уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция.
«Посмотри на этот рисунок. На нём изображён домик. Попробуй рядом нарисовать такой же. Будь внимателен. По окончании работы необходимо проверить, всё ли нарисовано верно. Неточности в рисунке можно исправить. Приступай к работе.
Низкий уровень – 0б – отсутствие основания домика, крыши, забора.
Средний уровень – 1б – отклонение прямых линий от заданного направления, разрыв между линиями.
Выше среднего – 2б – увеличение или уменьшение отдельных деталей, отсутствие незначительных деталей.
Высокий уровень – 3б – рисунок соответствует образцу.
Методика “Дорожки»
Перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа — карандаш.
В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.
По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки
Графический диктант.
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых — тренировочный.
1. «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
3. «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Анализ результатов.
Безошибочное воспроизведение узора — 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10-12 баллов — высокий;
6-9 баллов — средний;
3-5 баллов — низкий;
0-2 балла — очень низкий.
Методика для изучения и оценки моторной персеверации
(т.е. шаблонного повторения движения)
Инструкция. «Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где).»
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание — 1 балл. Максимально — 10.
Методика Керна – Йерасека
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
- Копирование фразы «Ей дан чай»
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.
Инструкция. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же.»
10 баллов — срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
8-9 баллов — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
7-6 баллов — буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
5-4 балла — на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла — каракули.
2) Срисовывание группы точек
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек — 2 мм.
Инструкция. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь» (показать где).
10-9 баллов — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.
8-7 баллов — число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.
6-5 баллов — рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4-3 балла — контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
1-2 балла — каракули.
3) Рисунок человека.
Инструкция: «Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю).» Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли рисовать тетю?» — необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
При оценке рисунка человека учитывается:
— наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
— наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
— способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
10-9 баллов — есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией («синтетический», когда руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.
8-7 баллов — по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не «синтетическим способом». Нарисована отдельно голова и туловище. К ним «прилеплены» руки и ноги.
6-5 баллов — есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4-3 балла — примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу «палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек».
1-2 балла — отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.
Источник
Карта обследования состояния моторных функций у дошкольников с ОНР.
- Состояние общей моторики.
- Движения и серии движений для рук:
— «Стирка» — трём кулачок о кулачок, «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.__________________________________________________________________ _________________________________________________ ____________________________
— «Варим кашу» — вымоем руки. Берем с полки кастрюлю и наполним водой. Зажжем горелку. Поставим кастрюлю на плиту. Сыплем из пакета крупу. Помешаем ложкой кашу. Солим. Накрываем крыжкой. Затем пробуем кашу и раскладываем по тарелкам ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________«Портниха» — двумя пальцами «держим иголку». Имитируем «сматывание нитки с катушки». «Вдеваем нитку в иголку». Проводим вдоль воображаемой нитки сложенными большим и указательным пальцами – «делаем узелок». Пытаемся изобразить, как иголка проходит сквозь ткань и тянет за собой нитку _______________________________________
______________________________________________________________________________
— держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три небольших предмета по очереди ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Другие движения:
— «Зайчик» — руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед. Пугливо оглядывается___________________________
______________________________________________________________________________
— «Лягушка» — присесть. Опираясь на ладони, впрыгнуть в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
— катить обруч, двигаясь рядом с ним _____________________________________________
______________________________________________________________________________
- Произвольное управление движениями:
— «Орел» — широко взмахивая руками-«крыльями», пробежать по кругу – орел кружит в воздухе. Остановиться по сигналу_________________________________________________
______________________________________________________________________________
— «Уточка» — семенить, переваливаясь с ноги на ногу, вытянув шею вперед. Остановиться по сигналу_____________________________________________________________________
4. Статические упражнения:
—«Акробат» — стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
— Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед ___________________________________________________
________________________________________________________________________
- Динамическая координация:
— «Петушок» — шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Высоко поднять голову _______________________________
_______________________________________________________________________
— «Воробышек» — скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крылышками» — движения частые и неширокие. Воробышек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться _____________________________
_______________________________________________________________________
— пройти по одной линии, приставляя носок к пятке __________________________
_______________________________________________________________________
- Пространственная организация движений:
— «На теплоход» — дается команда «проплыть» слева или справа. Дети отталкиваются ладонями согнутых рук друг от друга и бегут назад. Шаг назад. Шаг вперед. Ходьба с волнообразными движениями рук. В процессе выполнения изменяются команды и темп движения______________________________________
________________________________________________________________________
— последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на неё_____________
_______________________________________________________________________
- Темп выполнения движений:
— выполни?