Обследование логопеда ребенка 4 года

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

Проверка неречевых психических функций

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).
Читайте также:  Вильпрафен солютаб ребенок 4 года

Анкета сбора данных анамнеза

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

Логопедическое обследование неречевого ребенка

Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

Изучение невербальных компонентов коммуникации

В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

Источник

Протокол логопедического обследования (3-4 года)

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________

Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет?      _____________________________________

С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________           

I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.

1.     Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:

Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________ 

Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________       

б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:

Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________ 

Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________      

в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?     

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?        

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?       

Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?       

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?           

Чем режут бумагу?  

2.     Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)

Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________

Кормит _________поливает _________одевается_________

3.    Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:

На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?

4. Понимание простых предлогов:

На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________       

Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________          

5.    Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)

Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________        

Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________  

6.     Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)

Покажи, где шар, а где шары           ___________Где гриб, где грибы_____________ 

Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________

П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

1. Кто как голос подает (реальные игрушки)

Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________     

2.    Покажи (с опорой на картинки)

Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________   

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

I. Предметный словарь (назови, что покажу).

а) Реальные игрушки: юла    кукла       машина

б) Части тела и лица: голова                руки     ноги                  живот       нос      глаза        рот      уши           

в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль        колеса кабина

г) Картинки одежды: куртка          рубашка            платье

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

4.     Глагольный словарь опорой на картинки )

Скажи, что делает:

Кушает (что делает мальчик)          _________Играет (что делает мальчик)__________        

Читает (что делает дедушка)           __________Рисует (что делает дядя)          _____________

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

5.     Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)

Большой         маленький          Красный        синий          

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

6.    Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)

Кто как голос подает:

кошка  корова собака

петух  утка     лягушка         

(не называет, называет, называет с ошибками)

7.                  СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: два открытых слога

Читайте также:  Ротовирус ребенок 4 года

пила    рыба    часы   

три открытых слога

сапоги       молоко     корова                       

односложные без стечения согласных

мяч      лук      нож    

двусложные с закрытым слогом

двусложные со стечением согласных в середине

ложка               мишка            туфли 

7.                  ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.

1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушкимишка, зайка)

Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топа­ет. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. На­зови, что делает мишка.

(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)        

2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)           

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукопо­дражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)    

Темп _____________Голос__________Разборчивость ____________Дыхание__________   

8.                  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)

1. Произношение общеупотребительных слов.

Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)

А: Аня         санки      пила             изолир. 

О: Оля          зонт       окно             изолир. 

И: иглы        киска      носки           изолир. 

У: утка                     лук         изолир.          

М: муха

замок

дом

изолир.

Мь: мяч

змея

изолир.

П: папа

сапоги

суп

изолир.

Пь: петух

спина

изолир.

Б: банан

собака

изолир.

Бь: белка

кубик

изолир.

Т: туфли

петух

мост

изолир.

Ть: тётя

изолир.

Д: дом

деда

изолир.

Дь: дядя

изолир.

Н: носки

окно

слон

изолир.

Нь: нитки

сани

конь

изолир.

В: ваза

диван

изолир.

Вь: весы

ковёр

изолир.

Ф: фонарик

туфли

шкаф

изолир.

Фь: Филя

конфеты

изолир.

К: кот

белка

паук

изолир.

Кь: кепка

утки

изолир.

Г: губы

рога

изолир.

Гь: гитара

сапоги

изолир.

X: халат

ухо

петух

изо лир.

Хь: мухи

изолир.

Й: юбка

майка

мой!

изолир.

С: собака

усы

нос

изо ли р.

Сь: сеть

письмо

гусь

изолир.

3:зонт

коза

изолир.

Зь: зебра

газета

изолир.

Ль: лимон       самолёт          ель      изолир.          

2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.

А: Малыш плачет: «А-а-а…». Как плачет малыш?           

О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?

И: Птенчики пищат: «И-и-и…» Как пищат птенчики?      

У: Волк воет: «У-у-у…». Как воет волк?    

Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?        

М: Как мычит корова?         

Мь: Как мяукает кошка?      

П: «Пух!» — стреляет пистолет. Как стреляет пистолет? 

«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?           

Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка? 

Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?    

Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?   

Т: «Тук-тук», — стучит молоток. Как стучит молоток?     

Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?    

Д: «Ду-ду», — играем на дудочке. Как играем на дудочке?          

Дь: «Динь», — звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _

Н: «Но-но!» — скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?        

В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?  

Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит        

Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?          

К: Как курочка кудахчет?    

Г: Как гусь гогочет?             

X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?      

Ль: Это ляля. Кто это?         

VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

губы __________зубы          ___________прикус  ___________язык____________    

уздечка____________твёрдое         и мягкое небо_________________________        

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания___________надувание щек_____________      

Наморщивание____________нахмуривание          ________________

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

губы: улыбочка __________оскал____________трубочка – улыбочка______________        

язьи: лопаточка____________иголочка___________________ 

высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________

горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте    

Учитель-логопед__________________________________________________________________________

Источник

Протокол логопедического обследования (4—5 лет)

Дата обследования_______________ Возраст на момент обследования________________

Ф.И.ребенка______________________________________________

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

Беседа: Как тебя зовут?________________ Сколько тебе лет?________________

С кем ты пришел в детский сад?_____________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________

Рассказывание стихотворного текста

(не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, расска­зывает) ______________________________

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукоподража­ния, лепетнаяречь, речь отдельными словами, фразовая речь)____________________________________

Темп________________________ Голос_______________________

Разборчивость__________________ Дыхание__________________

II. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Пересказ текста из нескольких предложений (с опорой на картинку)

Внимательно послушай рассказ, а потом повтори.

Таня и кукла.

Мама подарила Тане большую куклу. Таня очень любила куклу. Шила ей платья, ходила с ней гулять. Вечером пела песенки____________________________________________________________________

Читайте также:  У ребенка крошатся молочные зубы 4 года

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3 шт.)

Рассмотри картинки. Разложи их по порядку: что было снача­ла, а что потом? Составь рассказ.       

3. Понимание значения текстов (с опорой па картинку) Внимательно послушай рассказ.

Мишка.

Маленькому Ване два года. Дедушка купил Ване мишку. Миш­ка был большой плюшевый. У Вани была тележка, и в ней он катал мишку.

Сколько лет Ване?____________Кто купил Ване мишку?________________

Какой был мишка у Вани?_____________На чем катал Ваня мишку?_______________       

Ш. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(по картинкам)

Употребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

Категория числа существи­тельных (в Им.п.):

стол — столы

кот — коты

окно — окна

дом — дома

кукла — куклы

2) Категория падежа существи­тельных (в ед.ч.):

Без чего стол (петух, машина)?

Кому девочка дает корм?

Кого нарисовал мальчик?

Чем работает мальчик?

О чем мечтает девочка?

3) Предложно-падежные кон­струкции (с реальными предме­тами): в

на

за

под

из

с (со) из-под

Куда спрятал (поставил)?

О тку 0 а взял?

Спрячь (поставь) игрушку…

Возьми игрушку…

4) Существитель­ные с уменьшительно-­ласкательными суффиксами:

Стол — столик

Чашка — чашечка

Сумка — сумочка

Ведро — ведёрко

Назови ласково

5) Категория числа глаголов:

стоит — стоят

бежит — бегут

плывёт — плывут

смеётся — смеются

6) Категория рода глаголов:

Девочку зовут Саша, и мальчика зовут Саша.

Покажи где …

Саша упал — Саша упала

Саша взял куртку

Саша взяла куртку

Саша нарисовал картинку

Саша нарисовала картинку

Употребление не обследуется

7) Глаголы с различными при­ставками:

Наливает

Выливает

Поливает

Залетает

Вылетает

8) Названия детенышей живот­ных:

У кошки

У лисы — …

У утки

У слона

9) Понимание синтаксических конструкций:

Покажи, где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Покажи, где кошка ловит мыш­ку, а где мышка ловит кошку?

Покажи, где девочка везёт мишку, а где мишка везёт девочку?

IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

1. Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

Кукла             машинка          мячик             игрушки

Рубашка         платье                шорты         одежда_

Ботинки            тапки                             туфли        обувь  _

Тарелка           кружка _               ложка       посуда

 2.Части тела и части предметов (по картинкам и реальным предметам).

Назови части. Тела человека: ноги              руки               голова 

глаза             волосы               уши   

Стула: сиденье           ножки             спинка

Машины:        кабина            колёса              кузов

3. Словарь действий (по картинкам).

Что делает?

Играет           рисует            поливает                                

Моет           танцует            катается

Кормит           прыгает         

4. Словарь признаков (по картинкам).

Лимон (какой?)____________________________________________________________________  

Лиса (какая?)  ____________________________________________________________________    

Шуба (какая?)            ____________________________________________________________________    

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: Кот                    вода       стук           мост         

Спина           банка     фантик            крыльцо

Самолёт         молоток          бабочка          пуговица         полотенце      матрёшка      

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Назови картинку (при затруднении в самостоятельном называ­нии картинок используется отраженное повторение слов):

Собака

Усы

Автобус

С

Сети

Апельсин

Гусь

С’

Зонт

Коза

3

Зебра

Газета

3’

Цветы

Пуговица

Индеец

ц

ттт

Машина

ш

Шахматы

Душ

Жираф

Ножницы

ж

Чайник

Бабочка

Ключ

ч

Щетка

Овощи

Плащ

щ

Рыба

Корова

Помидор

р

Репа

Веревка

Дверь

Р’

Лук

Белка

Дятел

л

Лев

Телефон

Л’

Яблоко

Майка

Платье

й

VII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

 Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Повтори слоги:

Да-та_________та-да            ________пa-ка           _________ка-па__________

ма-на_______на-ма_________па-ба___________ба-па____________   

 Дифференциация оппозиционных звуков (с опорой на картинки).

Покажи, где кит, а где кот                    Покажи, где миска, а где киска   

Покажи, где коса, а где коза                 Покажи, где мишка, а где мышка                                  

Покажи, где дом, а где дым                  Покажи, где уточка, а где удочка           

Покажи, где Марина, а где малина 

VIII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

Губы__________зубы          _________прикус___________язык            _________уздечка_____________

твёрдое и мягкое небо_________________________________________________________

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания____________надувание щек        ______________

Наморщивание_____________нахмуривание       

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

губы: улыбочка_________трубочка__________оскал      _________бублик______трубочка — улыбочка     

язык: лопаточка_________иголочка_____________

высунуть язык на нижнюю губу_________высунуть язык на верхнюю губу      ___________

горка___________парус__________часики___________качели_________     

«цоканье»___________кончиком обвести губы________________

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте__________________________           

Учитель-логопед_____________________________________________________________

Источник