Общие показатели развития ребенка к концу раннего возраста
В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) ведущей деят-ю становится предметная. Псих.-пед.особ-ти рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого именно в ней (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, 19
С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др.). В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практ. и игровой деят-ти. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деят-ти.
Отличительные особенности раннего возраста: темпы роста и физическою развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физ. и нервно-псих.раз-я; увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4– 4,5 ч); организм лучше приспосабливается к условиям окруж. среды; ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами); овладевает элемен. гигиен. навыками и навыками самообслуживания (самостоятельно ест ложкой – 1 год 6 мес.; контролирует физиологические отправления – 1 год 6 мес. – 2 года; частично раздевается при помощи взрослого – 1 год 7 мес. – 2 года; частично одевается при помощи взрослого – 2 года); активно интересуется окруж. миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность («Я – мальчик», «Я – девочка»); испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства; появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление к достижению результата своей деят-ти.
Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное действие, чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить.
Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности у взрослого остается важнейшая функция ценителя достигнутых результатов, которую ребенок еще не освоил. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности – признаки неправильно складывающихся взаимоотношений.
Оценка взрослого способствует возникновению и раз-ю у ребенка «образа Я»; потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе. Таким образом, становление «образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошк.детству.
Источник
Физическое развитие
Раннее детство – период интенсивного физического развития. Повышается сопротивляемость организма, становится более устойчивой нервная система, повышаются пределы ее работоспособности. Меняется соотношение между сном и бодрствованием в сторону увеличения последнего: до 1,5 лет дети могут бодрствовать 3 – 3,5 часа, после 1,5 лет – 5 часов. Процессы возбуждения и торможения становятся более дифференцированными и концентрированными.
Ведущим видом движений в этот период является ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, она вызывает у него положительные эмоции, развивает ориентировку в окружающем мире. К концу второго года жизни ходьба и координация движений совершенствуются – ребенок убыстряет шаги, бегает, преодолевает небольшие препятствия на пути (переступает через кубик и др.). По мере того как ходьба становится более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Ребёнок может, не боясь потерять равновесие и упасть, возить или носить в руках предметы, манипулировать с ними.
Социально-нравственное и личностное развитие
Важный признак этого возраста – непосредственность и импульсивность поведения ребёнка. Чаще всего ребенок действует под влиянием мгновенного порыва, возникающих в данный момент чувств и желаний. Научившись ходить, он получает возможность знакомиться со множеством ранее недоступных ему предметов. Интерес к окружающему быстро растет. Ребенок стремится все увидеть, услышать, до всего добраться, взять в руки, потрогать, порвать, разбросать, попробовать на вкус и т.д. Он испытывает потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, развитию органов чувств.
Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте. Она пробуждает интерес к окружающему миру, стимулирует любопытство, приводит к осознанию доступных представлений о предметах окружающей действительности. Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение, основной мотив которого – сотрудничество со взрослыми. Ребенок нуждается в ласке, внимании, доброжелательных контактах с близкими людьми, обеспечивающими чувство уверенности и психологическую защищенность. Взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их назначением, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. Общение способствует формированию пассивной и активной речи, своевременному овладению ребенком предметной деятельностью. Неудовлетворение потребности в таком общении ведет к негативным результатам в развитии не только познавательной, но и личностной, эмоциональной сферы ребенка (появляются трудности в общении со взрослыми, другими детьми, нерешительность и т. д.).
Важнейшим новообразованием раннего детства является осознание ребенком своей индивидуальности, образа «Я». Семья – первое социальное сообщество, где начинается социализация ребенка, половая идентификация (дети впервые осознают себя мальчиками и девочками). На втором году жизни он способен к элементарному осознанию родственных связей, особенно тех, которые затрагивают в большей степени эмоции, – это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Ребёнок проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим, замечает эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживает им, осмысливает свои желания, что помогает ему осуществлять некоторые целенаправленные действия и поступки. Разумная требовательность к ребенку в сочетании с доброжелательным отношением, поощрение самостоятельности способствуют гармоничному становлению личности ребенка.
На втором году жизни ребенок начинает осознавать себя и в качестве субъекта межличностных отношений: не только взрослые, но и сверстники начинают вызывать у него интерес (присматривается к ним, играет рядом, может стремительно подбежать к другому ребенку и обнять его и пр.). Интерес к детям растет по мере увеличения времени совместного пребывания в учреждении дошкольного образования, на игровой площадке. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Он учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки, в которой отражаются только зарождающиеся чувства достоинства и стыда. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других.
В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для возникновения игровой деятельности. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с сюжетными игрушками, предметами, строительным материалом. Для перехода к игре ребенку необходимо научиться отделять действия от предмета и переносить их на другой объект. В начале второго года жизни ребенок воспроизводит лишь разученные действия, причем преимущественно с теми игрушками, с которыми действовал взрослый. Постепенно он переносит способ действия с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать ребенок начинает включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в различных жизненных ситуациях, что является предпосылкой отобразительной игры. В конце второго года жизни в действиях ребенка наблюдаются элементы сюжетной игры: он выполняет игровые действия в определенной последовательности, общается с другими детьми доступными языковыми средствами, подражает действиям взрослых (укладывает куклу спать, ее кормит, одевает на прогулку и т.д.). В игре начинает использовать не только игрушки, но и предметы-заместители (кубик вместо мыла), постепенно формируется потребность взять на себя роль другого человека. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность.
На втором году жизни активно формируются навыки самообслуживания: ребёнок начинает пользоваться ложкой, в 1,5 года ест преимущественно самостоятельно, по напоминанию и с помощью взрослого вытирает рот салфеткой, задвигает стул, выходя из-за стола, проявляет активность при одевании и раздевании.
Познавательное развитие
Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, овладения действиями с предметами стимулируют развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, речи, наглядно-действенного мышления). Происходит сенсорное развитие ребенка, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух-трех матрешек разной величины).
Ребенок при помощи взрослых осваивает способы действий с предметами, игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, формочками для песка). Появляются соотносящиеся и орудийные действия, способствующие развитию мыслительных процессов, первых элементарных обобщений (о признаках, назначении предметов), которые ребенок усваивает сначала практически, в действиях, затем закрепляет в слове (с помощью взрослого). Первоначально он обобщает предметы по внешним, наиболее ярким признакам: например, кисой называют и живую кошку, и любую мягкую игрушку, и пушистый предмет (шубу, шапку). Постепенно в процессе деятельности и руководства взрослых развивается способность к обобщению по существенным признакам, что является показателем развития мышления у воспитанника.
Речевое развитие
Ранний возраст – сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка (передвижение по комнате, группе, участку), ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними. После 1 года 6 месяцев воспитанник овладевает умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий, выполнять простые поручения взрослого.
В начале второго года жизни ребенок подражает звукам, звукосочетаниям, словам взрослого, что способствует постепенному увеличению словаря. К 1,5 годам активный словарь ребенка в среднем составляет 30 слов, к двум годам – 200–300 слов. Облегченные слова постепенно заменяются общеупотребительными. В речи появляются личные местоимения и слова, обозначающие не только предметы и действия, но доступные пониманию ребенка качества и отношения между предметами.
Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. К концу второго года количество слов в предложении может увеличиваться до трех-четырех. ребёнок начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делает еще много ошибок. Появляются формы множественного числа, повелительное наклонение глаголов («дай», «иди» и др.). Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, различных видах деятельности, в быту.
Эстетическое развитие
Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Он с удовольствием слушает сказки, песни, подпевает взрослому, сам напевает слова любимой песни, повторяет потешки, танцует. Формируется отзывчивость на ритм, интонации, напевность стихотворений и потешек. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. В этот период формируются предпосылки художественной деятельности («Буду рисовать мяч» и т.д.).
Все перечисленные новообразования подготавливают ребенка к новому возрастному периоду развития — дошкольному.
Источник
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Предложенные основные показатели психического развития детей второго-третьего года жизни основаны на современных представлениях о периодизации психического развития детей раннего возраста. Возрастной диапазон от 1 до 3 лет разбит на отдельные возрастные периоды, интервалы между которыми соответствуют нормальному темпу развития здорового ребенка.
Для каждого возрастного периода были выделены сферы психического развития: общая моторика, тонкая моторика, когнитивное развитие, навыки поведения, навыки самообслуживания, социально-эмоциональное развитие, игра. При обнаружении отставания на один возрастной период ребенка следует отнести к группе риска, на два или три возрастных периода – в группу высокого риска. Дети обеих этих групп требуют пристального внимания со стороны родителей и специалистов (невропатолога, психолога, логопеда, дефектолога).
1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ — 2 ГОДА
Общая моторика
Меняет темп движения: бег – ходьба; поднимается и спускается по лесенке детской горки без помощи взрослого; подпрыгивает на месте на обеих ногах, учится ловить мяч, брошенный несильно, с близкого расстояния; учится бросать мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную на высоте в пределах его роста; ударяет ногой по мячу; скатывает мяч с детской горки, ловит мяч внизу детской горки; самостоятельно подвигает стул, чтобы достать нужную вещь.
Тонкая моторика
Ест аккуратно, без помощи взрослого любую пищу; намыливает ладони при умывании, досуха вытирает руки полотенцем, зажимая его между ладонями; захватывает обеими руками и натягивает на себя простые детали одежды (носки, шапку), с небольшой помощью взрослого натягивает ботинки, сапожки; отщипывает маленькие кусочки пластилина; разворачивает завернутые в бумагу (газету, кальку, гофрированную, глянцевую) свертки с разными по величине предметами.
Когнитивное развитие
Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоскостной проекцией, вставляет 3 вкладыша разной формы в соответствующие им отверстия; учится собирать трехместную матрешку и большее количество контрастных по величине форм-вкладышей, с помощью взрослого собирает пирамидку из 3 – 4 частей, учитывая величину элементов; раскладывает близкие по форме предметы на группы (круг, овал, квадрат, прямоугольник); учится подбирать предметы по оттенкам (синий – фиолетовый, красный – оранжевый), иногда может назвать один цвет (основной); распознает качества предметов при направленном обучении (пушистый, холодный).
Навыки поведения
Внимательно наблюдает за лицом взрослого при медленном произнесении слов, с удовольствием повторяет одно-двухсложные слова; играет самостоятельно, если взрослый оставил необходимые для предметной деятельности игрушки; проявляет инициативу в повседневной жизни: тянется и просит словами определенную еду, игрушку, одежду, если капризничает, то просит все «как маленький» — жестами.
Навыки самообслуживания
Сам надевает шапку, ботинки, носочки; знает место своего стульчика, полотенца, тапочек, куклы; совместно со взрослыми складывает игрушки в ящик или пакет; помогает взрослым в быту: накрывает на стол (приносит ложки, ставит свою тарелку в раковину), дает сумку; проявляет интерес к воде, пытается самостоятельно открыть кран, поплескаться; поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, пульта телевизора, открывает створки мебели, справляясь с защелками.
Социально — эмоциональное развитие
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими людьми, пользуется эмоционально окрашенной речью; восторженно относится к развлечениям (хороводу у новогодней елки, поездке на детские аттракционы); интересуется новой книжкой, игрушкой; самостоятельно пытается с ней «разобраться»; упрямится, требует запретного, стремится настоять на своем; «ревнует» маму к другому ребенку, может специально задеть другого малыша, если считает себя обделенным вниманием.
Игра
Играет в игры с элементами сюжетного замысла, использует заранее выученные со взрослыми действия в определенной последовательности: строит из конструктора «стул» и сажает на него куклу; принимает посильное участие в игре-инсценировке, организованной взрослыми; в игре повторяет слова за взрослым, может по желанию произнести фразу из двух слов; называет в игре 2 – 3 предмета; осознанно подбирает 2 – 4 картинки из «Детского лото».
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
2 ГОДА – 2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
Общая моторика
Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10 – 15 см, приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом; хорошо бросает мяч двумя руками и одной в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель; толкает неподвижный мяч ногой; ловит мяч с близкого расстояния; играя, поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на трехколесном велосипеде, перебирая по полу ногами.
Тонкая моторика
Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью»; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линии; может попытаться скопировать «крест»; играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами; хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью руки при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями.
Когнитивное развитие
Строит башню из 6 – 8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3 – 4 предметов (кубиков, колец пирамидок), соотнося их по размерам «больше – меньше»; соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением («Почтовый ящик», подбор крышек к коробкам); ориентируется в 4 основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1 – 2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»); различает «один – много», начинает формироваться понятие о числе («два», «пара»); учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «Животные», «Посуда», «Одежда», «Мебель».
Навыки поведения
С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых: «собери игрушки»; понимает слова: «хорошо», «плохо»; дает себе оценку: «хороший», «красивый»; начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова.
Навыки самообслуживания
Хорошо держит ложку в руке и ест аккуратно, не обливаясь; частично одевается и раздевается; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнурков); может снять расстегнутую одежду; контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; подражает элементам бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицу».
Социально — эмоциональное развитие
Играет самостоятельно; проявляет фантазию; производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает – выключает свет).
Игра
Распознает эмоциональные состояния близких людей, реагирует на них; подражая взрослому, жалеет плачущего ребенка, больное животное; использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова и интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных событий, ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза).
2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ — 3 ГОДА
Общая моторика
Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удерживать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает и/или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10 – 15 см); хорошо бросает и «футболит» мяч.
Тонкая моторика
Рисует карандашом, держа его, как взрослый; изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; срисовывая, начинает копировать более сложные формы («круг», «крест»), к 3 годам рисует человека («головонога»); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков, бутылочек; собирает 4 — 6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами.
Когнитивное развитие
Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 шт.); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5 — 6 парных картинок из 10; вместе со взрослыми играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п.; может назвать некоторые из 4 основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; собирает пирамидку из 4 – 8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит: «1, 2, 3, много, мало»); называет около 50 изображений по темам: «Животные», «Люди», «Одежда», «Транспорт», «Мебель».
Навыки поведения
Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указание «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает о себе говорить «я».
Навыки самообслуживания
Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1 – 2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор.
Социально — эмоциональное развитие
Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.
Игра
Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора, посещении зоопарка и т.п.; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; запоминает прежние эмоциональные впечатления.
Источник