Общие игры для ребенка 1 года и 10 лет
Если вы не хотите, чтобы кроха рисовал на обоях, поливал водой диван или отвинчивал ножки у стула, придется постоянно придумывать для него увлекательные задания!
Ура, нам годик! Шустрый годовасик необычайно активен, он всюду сует свой маленький любопытный носик, всем интересуется, но увлечься игрушками так, как это делают детки постарше, еще не сможет. Все занятия, предложенные ему взрослыми, он воспринимает с восторгом, во всем старается принять участие, но концентрации внимания пока не хватает.
В мирное русло
Для малыша, который только что научился ходить, будет интересен каждый закуток, каждый шкафчик, дверца или полочка. Однако, несмотря на то что занять себя кроха сможет и самостоятельно, оставлять его одного в комнате нельзя!
Не забывайте о том, что кроха ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, он не боится высоты, удушья, отравления…
Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.
Есть два варианта занятий: совместные игры малыша и мамы и самостоятельная деятельность ребенка, когда маме нужно высвободить немного времени для себя.
Вместе с мамой
- Книжки с картинками. Обычно в этом возрасте малыши еще не способны слушать длинные сказки. Ограничьтесь чтением коротких стихов, называя и показывая различные предметы.
- Рисование. Под силу даже годовичку, нужно только обзавестись пальчиковыми красками. Они не токсичны, легко смываются с поверхностей и созданы специально для малышей. А самое главное — ими могут пользоваться юные художники, которые еще не умеют держать в руках кисточку. Детские художества развивают мелкую моторику, способствуют формированию цветового восприятия и к тому же прекрасно поднимают настроение. Для создания первого шедевра используйте обратную сторону листа старых обоев. Рисовать можно и в ванной, на кафельной стенке, это очень удобно, поскольку сразу можно помыть и стену, и самого художника.
- Кубики и пирамидки. Покажите ребенку, как складывать кубики (ставить их в ряд или один на другой). Три кубика — это башня, которую так весело ломать. Станете строить из кубиков домик или гараж, малыш обязательно подключится к вам и начнет играть сам. Тогда его на несколько минут можно оставить заниматься дальше кубиками самостоятельно. Пирамидки нужны для того, чтобы ребенок научился понимать цвета и размеры. Покажите, где самое большое колесико, где самое маленькое. Пусть попробует надеть колечки самостоятельно.
- Активные игры. Догонялки, прятки, игры на фитболе, ритмика и зарядка под бодрую музыку очень нравятся детям. Разнообразить догонялки помогут детские тоннели, палатки.
- Ролевые игры. Пока они ограничиваются действиями, которые вы ежедневно проводите с ребенком. Потребуются мягкие игрушки и куклы-перчатки. Попробуйте покормить куклу, приготовить ей обед, одеть ее для прогулки, посадить на горшок, покатать на машине, почитать книжку мишке и т.д.
- Приобщение к домашней работе. Дети любят помогать маме, например, пылесосить, мыть посуду, поливать цветы. Они воспринимают эти действия как игру. Конечно, нечего и рассчитывать на то, что годовичок хорошо справится хотя бы с одним заданием. Вам, несомненно, придется убирать за ним, но такая совместная деятельность прекрасно приучает ребенка к труду. Дайте малышу повозить по полу швабру или пылесос, подержать под краном чашку, блюдце — и кроха будет счастлив. Совместная уборка поможет ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, запоминать названия предметов, координировать движения, развивать моторику.
Таким образом, к полутора годам карапуз будет уже способен отнести белье в стиральную машину, положить грязную бутылочку в раковину, собрать свои игрушки.
Burda Media
Я играю сам!
Каждый новый предмет малыш желает не только посмотреть, но и потрогать и попробовать на вкус. Для мамы, выполняющей функцию ангела-хранителя, этот период времени очень непрост, поскольку нужно и следить за безопасностью ребенка, и успеть выполнить массу домашних дел. Выход один — увлечь кроху чем-то на 15–20 минут. Самое важное условие для таких занятий — безопасность.
Спрячьте подальше все, что может причинить вред его здоровью: мелкие и острые предметы, дезодоранты и освежители воздуха, лаки для ногтей, зажигалки, спички и т.д. Даже если ваш малыш играет спокойно и тихо, проверяйте его, чтобы быть уверенными, что ничем опасным он не занят.
- Работаем вместе. Если вы читаете, пусть ребенок сидит рядом и смотрит картинки в своих детских книжках, говорите по телефону — вручите и крохе старую трубку, пишете текст — посадите его рядом и дайте карандаш и листок бумаги. Даже когда вы на кухне готовите обед, дайте карапузу кастрюлю — пусть барабанит по ней или складывает туда неопасные и неострые ложки-поварешки.
- Новые старые игрушки. Ребенку обычно быстро надоедают даже самые красивые и интересные игрушки, и каждый раз он будет ждать „чего-нибудь новенького”. Однако, чем больше игрушек у малыша, тем меньше они ему интересны. Заведите специальный сундук, из которого можно будет доставать несколько забытых „новых” вещичек, припрятывая старые.
- Матрешка. Сейчас малышу очень интересны игрушки, которые можно вставлять одну в другую (по типу матрешки). Кроме классической игрушки это может быть набор цветных стаканчиков, кухонные кастрюльки.
Burda Media
- Каталка. Ее можно катить, толкая перед собой, или тащить за веревочку. Продаются каталки в виде машинок, колес, зверюшек. Подобную игрушку легко соорудить из обувной коробки.
- Пакет с одеждой, из которой малыш уже вырос, а также платки и шали. Дети любят примерять на себя разные вещички и красоваться перед зеркалом.
- Кухонная утварь. Подойдут любые кухонные принадлежности: кастрюли, крышки от них, половники, контейнеры, пластиковая посуда. Малышу очень нравится перебирать эти предметы, складывать один в другой. Если вы готовы терпеть шум, покажите крохе, как стучать ложкой по кастрюле, или дайте ему две металлические крышки. Грохот будет ужасный, но эффект настолько нравится детям, что занимает их надолго.
- Воздушные шарики. Надуйте их не слишком сильно, чтобы шар не лопнул в процессе игры. Покажите ребенку, как играть ими в футбол или подбрасывать.
- Домик. Поставьте рядом два стула, накройте их одеялом, откиньте уголок — залезай, малыш! Можно сделать домик, накрыв длинной скатертью стол. Только уберите с него все вещи, чтобы на ребенка ничего не упало, если он сдернет скатерть во время игры.
- Накормить игрушку. Рассадите кукол или плюшевых зверей. Скажите малышу, что игрушкам пора обедать, и дайте ему бумажные „продукты” — например, вырезанные по контуру в виде конфет разных размеров и цветов. Положите перед каждой игрушкой картонные тарелки, пусть кроха раскладывает по ним „угощение”.
- Старые цветные журналы, или туалетная бумага. Растерзание бумаги — это весело! Пусть кроха рвет ее, расстилает, сминает в комки, протыкает дырочки.
- Волшебный мешок. Сложите в мешок небольшие предметы и время от времени предлагайте их малышу. Совсем мелкие вещи — пуговицы и бусины — связывайте в ожерелья или пришивайте к кусочкам ткани. Не забывайте обновлять содержимое мешка. Если у вас есть дома пустые 5-литровые бутыли, в них можно заталкивать мелкие предметы. А все, что „съест” бутылка, можно потом рассмотреть через прозрачные стенки.
- Коробочка-сортировка. Найдите коробку с несколькими делениями, разложите по ним предметы разных сортов: каштаны, крупную фасоль, ракушки. Можно к этой коробочке выдать также пластиковые ложки и несколько мисок. Ребенок под вашим присмотром будет увлеченно перекладывать и сортировать мелочи, заодно научится держать ложку и переносить ею содержимое без потерь.
- Пересыпание круп. На кухне можно дать малышу несколько емкостей (чашки, миски) и любую крупу. Предложите крохе пересыпать ее ложкой из одной миски в другую. Игру легко варьировать различными заданиями: насыпь во все чашечки поровну, в одну миску больше, в другую чуть меньше.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Источник
Итак, предположим, что до долгожданного двухлетия крохи осталась всего лишь пара месяцев. И на этом волнительном этапе педиатры и детские психологи настоятельно рекомендуют молодым мамочкам изучить информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев, чтобы сопоставить эти сведения с уже приобретенными навыками и умениями малыша. Данная рекомендация отнюдь не является праздной, ведь, анализируя то, как развивается ребенок, можно своевременно выявить некоторые пробелы и благополучно устранить их.
Однако стремясь к тому, чтобы кроха развивался соответственно своему возрасту, не следует прикладывать чрезмерных усилий, насильственно загоняя малыша в рамки стандартов. Предложенная ниже информация является условно-обобщенной, но не строго обязательной. По сути, эти сведения представляют собой результаты наблюдений педиатров, воспитателей и психологов за малышами в возрасте 1 года 10 месяцев.
К указанному этапу жизни детки приобретают способность перемещаться вниз-вверх по лестнице, приставляя одну ножку к другой после каждого подъема на новую ступеньку. При этом помощь взрослого или наличие опоры поблизости, как правило, не требуется.
В преддверии двух лет малыши уже могут сделать несколько шагов на цыпочках,
не держась за руку взрослого, а многим в этом возрасте даже удается без поддержки подпрыгивать на месте вверх, не заваливаясь в сторону и не падая.
Если ребенок полноценно физически развит, то к 1 году и 10 месяцам своей жизни он способен неплохо играть в мяч, удерживать его одной и двумя руками, бросать вперед и подкидывать вверх. Кроме этого, у малыша хорошо получаются несильные удары по мячу, задающие игрушке движение вперед и в стороны.
В возрасте 1 год и 10 месяцев ребенок умеет кушать самостоятельно, правильно удерживая в руках столовый прибор, т. е. держа его между указательным и большим пальчиками. Жидкую и полужидкую пищу (супы, пюре, каши) к этому времени малыш кушает ложкой довольно аккуратно. Столь же аккуратно он умеет пить из чашки, не расплескивая содержимое.
На этом этапе жизни взрослеющий человечек уже учится понемногу самостоятельно одеваться – надевать шапку, тапочки, носки, рукавички. Некоторые смышленые ребята пробуют даже самостоятельно обувать ботинки, правда, не всегда на нужную ножку. Также постепенно ребенок может и раздеться, к примеру, снять с себя без помощи взрослых обувь, штаны или колготки, носки.
В 1 год и 10 месяцев малыши активно принимают участие в совместные утренних процедурах, умываясь и чистя зубки вместе с родителями. При умывании ребенок сам ополаскивает личико, вытирается полотенцем.
Понемногу малыш привыкает и к правильной технике чистки зубов щеткой. На первых порах, конечно, обязательна помощь и контроль процесса со стороны родителей). Здесь педиатры напоминают, что привычку к утренним гигиеническим процедурам лучше закладывать в самом раннем детстве, чтобы у ребенка в дальнейшем они стали неотъемлемым пунктом в режиме дня. И указанный возрастной период является одним из самых подходящих.
Спектр бытовых умений и навыков на данном этапе развития неустанно расширяется. В указанном возрасте ребенок умеет поворачивать дверные ручки, помнит, где находится его шкафчик с одеждой, коробка с игрушками, полка с обувью. При напоминании мамы он пользуется носовым платочком, салфеткой.
Во время сна на данном возрастном этапе большинство детей уже понемногу начинают контролировать свои физиологические потребности при условии, что до засыпания ребенок справил нужду на горшок. Во время сна, ощутив позыв к мочеиспусканию, кроха может стать беспокойным, суетливым. Услышав, что малыш начал крутиться и беспокоиться во сне, мама должна помочь ему проснуться, чтобы посадить на горшок.
Очень важно правильно разбудить ребенка, не испугав его и убедившись в том, что он действительно проснулся. Высаживая на горшок спящего малыша, можно закрепить в нем рефлекс мочиться во сне.
Дети в возрасте 1 года и 10 месяцев активно познают окружающий мир, и здесь родителям очень важно своевременно усилить контроль за безопасностью своих чад. Дело в том, что на этом отрезке жизни у ребенка еще не сформировано чувство опасности и тревоги, которое возникает у взрослых людей на интуитивном уровне при виде объекта, представляющего угрозу.
Согласно наблюдениям воспитателей и психологов в указанном возрасте детки охотно подражают умениям взрослых. Например, продемонстрировав малышу, как собирается башенка из нескольких кубиков, родитель может удостовериться в том, что ребенок постарается собрать точно такую же конструкцию.
Приближаясь к двухлетнему рубежу, многие малыши начинают испытывать интерес к игрушкам вроде пирамидок, кубиков, объемных геометрических фигур. Очень интересной для них кажется и игра с матрешками, которые, различаясь по величине, легко помещаются одна в другую. Предпочтительно, чтобы такие развивающие игры происходили вместе с родителями, которые бы разъясняли и демонстрировали крохе отличие фигурок по размеру, и принцип их помещения друг в друга.
Занятия для детей от 1 года 10месяцев до 1года 11месяцев. Работаем с вкладышами, продолжаем сортировать предметы по форме, размеру и цвету.
Занятие 1. Потребуется трафарет с тремя отверстиями: круглым, квадратным, треугольным и вкладыши к ним.
Вырежьте отверстия необходимой формы и вкладыши к ним. Это описано в занятии 3 для детей 1года 6месяцев до 1года 7 месяцев .
Перед малышом положите трафарет и вкладыши. Обратите его внимание, на то, что все окошки разные, и закрывать их нужно разными ставенками.
На первом трафарете вырежьте домик из квадратика и треугольника, но отделенные друг от друга. Над домиком вырежьте круг для солнышка.
Перед малышом положите собранную картинку, рассмотрите ее, обсудите, что выложено на картинке. Потом достаньте вкладыши, перемешайте их и попросите малыша восстановить картинку. Если ребенок затрудняется, то попросите примерить вкладыши, куда они могли бы подходить.
На втором трафарете вырежьте не сложные, составленные из 3-5 деталей предметы: это может быть вагончик (прямоугольник и 2 круга), снеговик (3 круга, разных по размеру и треугольник для шапочки), неваляшка (4 круга, большой для тела, средний для головы, 2 маленьких для рук) и т.д.
Занятие 3. Понадобятся 2 стаканчика или ведерка разных цветов (желтый -зеленый, красный -синий) и таких же цветов одинаковые предметы от 6 до 10 штук (кубики, шарики, карандаши, счетные палочки).
Перемешайте все предметы и попросите малыша разложить их в стаканчики своего цвета: желтые карандаши в желтый стаканчик, а зеленые – в зеленый.
Занятие 4. Понадобятся 3 разборные матрешки контрастных размеров: большая, средняя и маленькая, а также 3 кубика разных размеров.
Перед малышом раскладываем матрешки в разобранном виде. Он самостоятельно пытается подобрать и соединить детали. Затем собранные матрешки попросите расставить на кубики: большую матрешку на большой кубик, среднюю – на средний, а маленькую – на маленький.
Задание 5. Понадобятся 6 карандашей основных цветов (белый, красный, желтый, черный, зеленый и синий).
Покажите малышу один из карандашей и попросите его найти в доме предмет такого же цвета. Это может быть игрушка, мебель, книга и т.д. При этом проговаривайте: «Найди такую же вещь, -синюю», показывая карандаш.
При повторном проведении занятия, если малыш показывает те же предметы, скажите: «Ты уже находил эту красную игрушку, найди другую вещь, такую же, -красную».
Занятия для детей от 1 года 10месяцев до 1года 11месяцев. Развиваем внимание, сосредоточенность, аналитическое мышление.
Поскольку Ваш малыш становится все более физически развитым, у него может появиться склонность снимать с себя одежду, например шапку, носки, туфли (особенно, если они не на шнурках), кофту, майку и даже трусики. В то время как ребенок радуется своим способностям самостоятельно раздеваться (самостоятельно одеваться он начнет позже), Вам придется приложить усилия, чтобы одеть ерзающего малыша и не дать ему раздеться. Вы, к примеру, надеваете на него носки, а он их тут же снимает. Вы укутываете его в холодный зимний день, а он предпочитает идти без шапки.
С точки зрения Вашего малыша все эти одевания и раздевания просто увлекательная игра, неотъемлемая часть его борьбы за самостоятельность и контроль над ситуацией. С Вашей точки зрения, постоянно раздевающийся ребенок, особенно в общественных местах, хоть небольшая, но неприятность. Где же выход? Признайте, что Вашему ребенку необходима физическая независимость. Смотрите на Ваши сражения по поводу одежды философски так ли уж необходимо одевать ребенку шапку, если на улице 17 градусов тепла? И помните, что, в крайнем случае, если уже ничего не помогает, Вы можете надеть на малыша вещи на молниях и пуговицах, которые труднее расстегнуть, чем кнопки и липучки.
Возможно, еще недавно Ваш малыш протестовал, если разные блюда соприкасались в одной тарелке или если Вы наливали ему молоко в красный поильник вместо синего. Теперь список ритуальных требований растет каждый день. Он может требовать, чтобы ему каждое утро накладывали кашу в одну и ту же тарелку, чтобы его любимой мягкой игрушке выделили почетное место за обеденным столом, чтобы каждый вечер ему читали одну и ту же книжку, и каждый день одевали один и тот же свитер независимо от перемены погоды. Малейшее отклонение от подобных правил может вызвать бурю протеста! Конечно, родителям трудно понять, почему так важно пить именно из красной чашки, а не из синей, и почему Вашему малышу так нравится слушать на ночь одну и туже сказку. Однако, ребенку, эти простые, но важные ритуалы дают чувство предсказуемости и контроля. Так что, пусть это выглядит глупо усаживать Микки Мауса за стол или в сотый раз слушать сказку про колобка, все эти предсказуемые действия дают Вашему малышу ощущение счастья и уверенности.
Малыши учатся за счет многократного повторения, так что не удивительно, что им хочется снова и снова слушать одну и ту же песню, читать одну и ту же книжку и смотреть один и тот же фильм. Таким образом, они расширяют свой словарный запас и уровень восприятия и запоминания. Через некоторое время они будут с увлечением «угадывать» следующую строчку песни, сказки или фильма. Вы можете воспользоваться такими моментами и, учитывая интересы Вашего ребенка, развить беседу о его любимых персонажах, используя новые слова и понятия. (например, «правильно, репка выросла очень большая, больше чем капуста»). На прогулке можно еще больше расширить тему («В нашем саду репка не растет, зато там много клубники и смородины, пойдем, посмотрим»). Разговаривая с Вашим малышом, приводя ему примеры из жизни, Вы делаете язык для него живым!
Источники: https://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvi…ok-v-1-god-i-10-mesyatsev.html, https://kaplyarosi.ru/zanyatiya-dlya-detej-ot-1-goda-10mesyacev-do-1goda-11mesyacev/, https://www.chudopredki.ru/1196-razvitie-rebenka-v-1-god-10-+snlha.html
Источник