Общение с ребенком от рождения до 5 лет
Детская психология отличается от взрослой и это важно принимать во внимание. Все дети разные и нуждаются в индивидуальном подходе. У детей также есть эмоциональные проблемы, но они не могут их осознать и решить. Поэтому важно слушать не только ушами, но и сердцем. Правильное воспитание поможет избежать проблем в будущем. Воспитание до совершеннолетия — это ответственность родителей, пока они живы и дееспособны. Важно участие обоих супругов, насколько это возможно. Родственники, общество, СМИ так же оказывают влияние на психику малыша.
Воспитание ребенка — это радость и ответственность одновременно. Требуется много сил и энергии.
Частые вопросы родителей:
- как общаться с новорожденным и с месячным ребенком?
- как сохранить родительский авторитет?
- как помочь ему правильно вести себя с окружающими?
- что он должен уметь в разном возрасте?
- как общаться с 2, 3, 5 летними детьми?
Потребности ребенка можем разделить на категории — физические, эмоциональные и интеллектуальные. Их нужно удовлетворять индивидуально и наилучшим образом.
Во время беременности
Напоминание для будущих родителей — ребёнок должен быть желанным. Многие пары в обществе стали более ответственно подходить к планированию семьи и это похвально. Кроха должен появиться у пары, которая сможет удовлетворить его потребности наилучшим образом. Даже если зачатие произошло не планировано — жизнь эмбриона уже началась и имеет право на существование.
Воспитание ребенка начинается не с момента рождения, а с момента зачатия.
Это побуждает родителей со всей ответственностью подойти к планированию семьи — иметь ли детей, когда и сколько? Эти вопросы лучше обсудить во время ухаживания. К сожалению, некоторые пары узнают о разнице во мнениях уже после зачатия. Им приходится быстро менять планы на жизнь и порой это не так просто. Помните, что ваш кроха достоин любви и заботы!
Поэтому возраст «0» — это момент зачатия, а не рождения.
Задача будущих папы и мамы — обеспечить здоровое зачатие и внутриутробное развитие плода, насколько это возможно. Что могут сделать родители?
Здоровый образ жизни.
- Важно сбалансировать своё питание, насколько это возможно. Исследования подтверждают, что острый недостаток некоторых элементов негативно влияет на внутриутробное развитие плода. Еда может быть «лекарством», поэтому не стоит принимать синтетические витамины без острой необходимости. Сейчас доступны средства для диагностики организма на важные элементы. После результатов нужны консультация с врачом и корректировка питания и образа жизни.
- Откажитесь от вредных привычек.
- Меньше стресса. У тревожных матерей рождаются тревожные дети. В жизни будет еще много стрессов, поэтому нужно постараться обеспечить счастливое детство.Если стресс связан с работой, то некоторые матери решают уйти в декретный отпуск, а не работать до родов.
- Высыпайтесь.
- Перед зачатием пройдите необходимое лечение для себя, ведь во время беременности многие процедуры запрещены.
- Постарайтесь не употреблять алкоголь за несколько дней или недель до зачатия. Алкоголь влияет не только на количество сперматозоидов, но и их качество.
- Вовремя проходите все необходимые медицинские обследования во время беременности. Встаньте на учёт вовремя.
- Избегайте любых инфекции во время беременности! Инфекции очень опасны для плода.
- Избегайте ударов по животу.
- Пройдите курсы для будущих мам. Вам будет предоставлены индивидуальные практические советы. Рассказывайте информацию с курсов своему мужу.
- Заранее позаботьтесь о хорошем враче для родов и соберите необходимые вещи.
- Даже плод нуждается в чувстве защищенности на подсознательном уровне. Нужно помочь плоду почувствовать себя желанным.
- Позитивно думайте о своей беременности. Удивительно, но нежеланные дети испытывают в жизни больше трудностей, чем желанные.
- Включайте приятную музыку. Читайте вслух полезную литературу. Доказано, что плод уже слышит музыку и качество этой музыки определит его музыкальные вкусы в жизни.
- Гладьте живот и при этом говорите что-то хорошее плоду.
- Носите удобное белье для беременных.
- Больше общайтесь с друзьями и ограничьте общение с негативными людьми. Здоровая нервная система матери — залог для психического здоровья ребенка.
- Смотрите позитивные фильмы и занимайтесь любимым и безопасным хобби. Это приводит к выработке гормона счастья.
- Читайте что-то новое и интересное и это поможет интеллектуально развивать плод.
Здоровые родители — здоровый малыш !
От рождения до года
Забота о малыше требует 24-часового внимания. Семье нужно организовать свою жизнь так, чтобы успевать удовлетворять и свои и его потребности. Помочь вашему ребенку увидеть этот мир объективно — огромная честь и ответственность. Первые впечатления сильно отражаются на его развитии и жизни. Первое впечатление можно произвести только один раз.
Физические потребности ребенка.
Маленький организм очень уязвим к внешним факторам, поэтому стоит тщательно позаботиться о комфорте. Все вопросы более конкретно стоит обсуждать с педиатром.
- Температурный режим. Нежелателен как перегрев так и переохлаждение. Следите за температурой ручек и ножек.
- Проветривание помещения очень важно. Следите за потоками прохладного воздуха из окна или кондиционера. На время проветривания лучше отойти подальше от источника прохладного воздуха.
- Прогулки на свежем воздухе необходимы для укрепления иммунитета и выработки витамина Д. Одевайте его и себя по погоде. Иногда стоит взять запасные вещи.
- Закаливание стоит обсудить с врачем.
- Обычно нужно посоветоваться по поводы водных процедур, о температуре воды для купания и как часто его проводить.
- Питание.
- Самое лучшее питание для новорожденного — это материнское молоко. Оно сбалансировано по витаминам и микроэлементам.
- Кормление можно производить через короткое время после рождения. Оно должно быть регулярным.
- Питание матери отражается на качестве и количестве молока.
- Хорошее качество питания поможет физически и интеллектуально развиваться маленькому организму.
- С определенного возраста можно вводить прикормы в виде соков, овощного и фруктового пюре в разумных пределах.
- Одежда.
- Лучше использовать натуральные ткани, которые можно хорошо очищать и использовать вновь. Хлопок, лен и натуральная шерсть хорошо впитывают влагу и дают хорошую вентиляцию для организма.
- Загрязнения стоит сразу же устранять, чтобы избежать инфекции.
- Чистота одежды и дома — залог здоровья ребенка.
- Стирать детские вещи нужно отдельно от взрослых и на более высоких температурах для обеззараживания. Микробы погибают при температуре 60 градусов и выше.
- Детские вещи обязательно гладят!
- Если вы используете подгузники, то вовремя меняйте их, не допуская опрелостей. Опрелости легче предупредить, чем лечить.
Эмоциональные и интеллектуальные потребности
- Самый главный человек, к которому привязан ребенок — это мама. Нужно создать тёплую и уютную эмоциональную атмосферу в доме. Некоторым парам кажется, что маленький ничего не понимает, но это не так.
- Подсознание ребенка впитывает все как губка.
- Зрительный контакт. Замечено, что малыш ищет зрительный контакт с родителями, чтобы определить их настроение. Пока он не говорит, нужно слушать ребенка по его жестам и звукам. Выражение лица служит сигналом к тревоге или спокойствию.
- Улыбка — универсальный сигнал « Все хорошо»
- Прикосновения.
- Тактильные ощущения заверяют в любви и безопасности. Если мать редко прикасается к малышу, ему кажется, что он не нужен и это может привести к низкой самооценке в будущем.
- Массаж иногда имеет медицинские показания, но также простые поглаживания очень хорошо укрепят нервную систему крохи. Нежно прижимайте его к груди.
- Общение и Похвала.
- Если супруги уважают и хвалят друг друга это создаёт положительную модель в подсознании детского мозга. Положительный пример — лучшее пособие.
- Похвала просто необходима как цветку необходимо солнце. Хотя кроха не понимает слов, но чувствует интонацию и стиль речи.
- Чем больше общаться с новорожденным, тем лучше. Общение поможет развиваться эмоционально и интеллектуально. Часто эмоциональные проблемы возникают от недостатка общения.
- Смотрите ребёнку в глаза и ласково называйте его по имени.
- Имя человека — самый приятный звук для ушей.
- Говорите спокойно короткие фразы и слова.
- Некоторые исследования показали, что дети развиваются быстрее, когда слышат не отдельные слова, а фразы. Лучше сказать « красное яблоко», чем просто « яблоко».
- Некоторые фразы повторяйте.
- Нужно дать возможность ребёнку среагировать и только после этого продолжайте говорить. Тогда это будет похоже на диалог, а не на монолог и позволит активно слушать ребенка. Ответная реакция — это милый лепет и улыбка. Так он будет стараться развивать речевые способности.
- Не повышайте голос. Эмоциональные проблемы чаще встречаются у детей, которые часто слышали крик.
- Произносите слова правильно, без сюсюканья.
- Произносите название предметов вокруг. Имитируйте звуки животных, показывая их на картинке. Когда он будет постарше, то будет повторять за вами.
- Комментируйте его и ваши действия. Например, «Мы пошли спать», «Мы пошли гулять», «Кто пришёл, пойдём посмотрим».
- Называйте имена окружающих людей социализации.
- Возьмите себе за правило — ежедневно читать книжку. Это могут быть детские стихи и рассказы. Позвольте ребёнку смотреть картинки.
- Пойте короткие песенки и рассказывайте истории перед сном.
- По-доброму смотрите на него и меняйте своё положение у его кроватки. Это поможет развивать сосредоточенность и внимание.
- Просмотр телевизора и электронных устройств в столь раннем возрасте нежелателен.
- Купите развивающие игрушки. Без игрушек не вырос ни один ребенок. Игра — это способ развиваться в не принужденной обстановке,
- Узнайте какие игры подходят по возрасту и играйте вместе. Это замечательное время для семейных, тёплых вечеров.
Воспитание от года до 2 лет
Рост после года становится еще увлекательнее. Лепет превращается в слова, а слова в фразы. «Ребёнок говорит» — это праздник! Он начинает проявлять больший интерес ко всему вокруг и порой это требует от родителей много энергии и терпения. Ещё не поздно начать интенсивное обучение и задуматься о моральной стороне воспитания.
Физические потребности.
- Если ребенок уже ходит ножками, то обязательно подбирайте обувь по размеру.
- Одежда для прогулок должна быть легкой, но тёплой и качественно защищать от перегрева и переохлаждения.
- Можно предпринять целенаправленные попытки научить личной гигиене. Например, ходить на горшок и мыть ручки.
- Меняйте нательное белье крохи ежедневно для предотвращения инфекции, ведь детская кожа очень нежна.
- Используйте только качественные средства для купания для нежного и бережного ухода.
Эмоциональные и интеллектуальные потребности.
- Мозг открыт для всего нового и впитывает информацию как губка.
- После года малыш может выражать свою волю не только выражением лица, но и звуками, жестами и даже словами. Взгляд, действия и реакция на происходящее более адекватны и чётче показывают характер.
- В воспитании должны принимать участие оба супруга. Часто до 2 лет дети настолько сильно привязаны к матери, что полностью отвергают других. И отец и мать могут укачивать его на руках, помогать ребёнку одеться и кормить его.
- Продолжайте вместе читать книжку с картинками. Лучше выбирать книги в твёрдой обложке с толстыми страницами и крупными картинками.
- Пойте ему песенки и рассказывайте короткие стишки. В глазах ребенка вы увидите предпочтения — важно дать возможность ребёнку проявить свой вкус.То, что ему понравилось можно повторять.
- Начинайте учить названия частей тела, предметов мебели, одежды, животных.
- Просите его показать знакомых людей и предметы. Иногда стоит давать его на руки хорошим знакомым для его социализации.
- Просите его имитировать звуки животных.
- Начинайте учить правила поведения и правила безопасности на улице: не подходить к незнакомым людям, не поднимать предметы и мусор с тротуара.
Воспитание ребенка с 2 лет до 3 лет
К этому времени многие дети уже ходят и бегают, знают имена родных и близких знакомых, цвета, размеры, названия животных, иногда даже буквы и цифры. Впервые он может сказать: «Я хочу». Детская психика становится крепче и закладки в подсознании укореняются. Не нужно делать его «копией своих родителей» во всем, поэтому мудро дать возможность проявлять индивидуальность в разумной мере.
Физические потребности.
- Малыш больше кушает и его рацион более разнообразен. Ему полезно разнообразие в питании для гармоничного развития.
- Если видна есть тяга к нездоровой пище, то стоит помочь ему делать правильный выбор. Кроха не может правильно оценить пользу и вред пищи, поэтому не нужно поддаваться на его капризы.
- Можно дать возможность что-то делать самостоятельно. Например, держать ложку и кружку, одевать носочки и другую одежду.
- Важно избегать серьезных инфекции.
- Не стоит посещать общественные места во время эпидемий.
- Хороший ортопед поможет правильно подобрать обувь. Ортопедическая обувь поможет предотвратить серьезное плоскостопие, которое влияет на многие системы организма.
- Вовремя проходите осмотр у нужных врачей — специалистов.
- Так как многие дети любят сладкое, будьте внимательны к состоянию зубов. Не стоит баловать сладостями, ведь здоровые зубы и кости гораздо важнее. Пусть у вас на столе будут полезные сладости, тогда малыш сможет получать глюкозу без вреда для здоровья.
- Контролируйте время просмотра электронных устройств. Детский глаз не должен напрягаться долгое время на экране из-за слабости глазных мышц, ведь это может привести к нарушению зрения. Установите «Родительский контроль» на электронные устройства.
Эмоциональные потребности.
- Социализироваться очень важно. В возрасте 2 — 3 лет детям становится интересно играть друг с другом.
- Начинайте общаться на разные темы. Если он спрашивает какой-либо вопрос, не отмахивайтесь, а лучше ответьте. Будьте отзывчивы и доступны. Уделяйте ему достаточно внимания и проводите вместе достаточно времени, чтобы в будущем сложились доверительные отношения.
- Помните, что многие дети иногда задают один вопрос по несколько раз, чтобы запомнить правильный ответ. Поэтому будьте терпеливы и не думайте, что малыш глупый.
- Дайте ему высказать своё мнение, если таковое уже имеется.
- Побудите его играть с другими детьми, насколько это возможно. Играть можно не только с ровесниками, но и с теми кто старше и младше и другой культуры. Это расширит кругозор.
- Учите его правилам поведения. Вежливость очень приятна из уст детей. Если с малых лет учить правила этикета, то вырастет воспитанный человек. «Спасибо» и «Пожалуйста» — самое элементарное с чего можно начать.
- Играйте вместе в развивающие игры, учите короткие стишки.
- Научитесь слушать ребенка более внимательно, ведь он уже начинает осознавать себя как личность и жаждет вашего признания и ответной реакции. Иногда возраст 3 лет — это время кризиса. Период взросления сопровождается желанием стать независимым и самостоятельным. Он хочет меньше власти родителей. Для нормального становления личности спрашивайте его мнение и предпочтения и учитывайте их, насколько это возможно.
Многие родители хотят, чтобы ребенок быстрее заговорил, но когда он начинает говорить, они хотят чтобы он помолчал.
——
— Мама почему ты мне говорила что бы я ходил и говорил, а теперь хочешь что бы я сидел и молчал. ????
Воспитание ребенка с 3 лет до 5 лет
В этом возрасте идут основательные закладки в мозге, поэтому важно успеть вложить еще что-то хорошее. Переживания связаны с будущей школой и адаптацией в большем круге людей.
Ребенок должен уметь:
- Соблюдать элементарную личную гигиену.
- Понимать субординацию при взрослых и вести себя прилично.
- Делать самостоятельно некоторые вещи. Например, заправлять постель и собирать игрушки на место. Убирать свои вещи.
- Знать некоторые правила безопасности дома и на улице. Например, не баловаться со спичками и розетками, правильно передвигается по тротуару, а не бегать по дороге. Не разговаривать с незнакомыми людьми. Хотя оставлять его без присмотра категорически нельзя, важно помочь освоить эти правила поведения.
Общие советы родителям как общаться с ребёнком 5 лет
- Спрашивайте мнение. После вопроса будьте внимательны к ответу. Ответ будет показателем осознанности.
- Если вопрос непонятен, перефразируйте его. Говорите просто, понятными словами..
- Уделяйте время для общения, ведь никакие игрушки и их количество не заменят папу и маму.
- Если он восстаёт против власти старших, будьте терпеливы и тверды одновременно. Родители могут корректировать количество свободы по мере взросления.
- Объясняйте свои правила и решения, а не говорите их в приказной или ультимативной форме. Тогда он увидит логику и любовь к себе, а не сухой авторитет. Дети часто задают вопрос «Почему» и ответ на него помогает им увидеть логику и взаимосвязь событий, что очень важно для развития логического мышления.
- Заставить что-то сделать — не лучший способ проявления власти и плохая модель поведения для подражания.
- Если ваш ответ не понят, попробуйте рассуждать. Приведите пример, расскажите историю, расскажите о последствиях и пользе послушания.
- Например, сын не хочет убирать игрушки. Можно просто заставить его это сделать и получить слезы и капризы в ответ, а можно порассуждать о пользе порядка. Можно сказать: «Если ты устал сейчас, то убери игрушки через полчаса. Хорошо?» или «Чем быстрее в комнате станет чисто, тем быстрее мы пойдём гулять» или «Мама, папа или ты можем споткнуться из-за игрушек, упасть и повредить себе что-нибудь. Из любви к нам и себе нужно убрать игрушки на место».
- Если ему трудно послушаться сразу, дайте время или поначалу делайте эту работу вместе.
- Если ваш ответ не понят, попробуйте рассуждать. Приведите пример, расскажите историю, расскажите о последствиях и пользе послушания.
- Хвалите за его усилия, а не за способности. Это поможет развить усилие воли, усидчивость и желание стать лучше.
- Наказывайте соответственно проступку — не больше и не меньше. Расскажите про причины наказания и убедитесь, что он их понял.
Самое опасное для неокрепшей детской психики — это неокрепшая взрослая.
Как видно, есть много практических советов и остаётся лишь применять. Воспитание ребенка — это увлекательный процесс. Если родители не опустят руки и будут прилагать максимум усилий, то они будут вознаграждены воспитанным сыном или дочерью!
ВНИМАНИЕ. В этой статье не даются конкретные рекомендации что делать лично вам. В каждом конкретном случае нужно обратиться за квалифицированной помощью психолога для личной консультации.
Как вам кажется, какой возраст ребенка самый сложный?
Опрос к статье: Как общаться с ребенком от 0 до 5 лет
Полезное видео.
Источник
издательство: У-Фактория, 2005 г.
Название книги навевает иллюзию об очередном пособии для обучения детей правильной речи. На самом деле книга «Ребенок учится общаться» посвящена общению как взаимодействию: с какими установками ребенок входит в вербальный мир, какие психологические аспекты становятся важными. С самого рождения, ребенок как цветок распускается навстречу внешнему миру, впитывая новые законы жизни.
Первые недели дома Уильям и Марта Серз называют периодом «угнездения». В это время происходит приспособление членов семьи друг к другу и к своей новой роли. Появление в семье новорожденного влечет за собой возникновение новых проблем, и только в ваших силах сделать так, чтобы они были безболезненно разрешены, и в доме сложилась хорошая, теплая, душевная атмосфера. Ведь возможное отчуждение может напрямую отразиться на физическом и психологическом состоянии мамы и новорожденного малыша. Прежде всего, новоиспеченной маме своим поведением и своими эмоциями необходимо показать, что и отец ребенка, и другие дети (если они есть) по-прежнему любимы и нужны ей и малышу. Немаловажна и роль отца в перестройке семейной структуры и семейных отношений. Если папа не участвует в уходе за ребенком, ему будет очень тяжело научиться искусству взаимодействия с ним, лежащему в основе благополучного существования всей семейной структуры. Очень часто мужчина по-настоящему хочет делить со своей женой все беспокойные и радостные моменты общения с малышом, но не знает, как сделать это.
Да, новый член семьи переворачивает сознание всех домочадцев. Им хочется жить по привычке – а не получается. Вокруг ребенка закручиваются самые разные процессы, а на плечи родителей падает огромная ответственность: как воспитать его, как воспитать себя под него, и как измениться в лучшую сторону, оставаясь самим собой.
Вам не нужно учиться разговаривать со своим малышом, просто «окружите» его словами, будьте естественны. Мамы и папы без специального обучения, интуитивно, пользуются в общении с ребенком особым, «родительским» языком, с его неповторимыми интонациями, мелодикой, звуками. И пусть пока еще разговор с ребенком выглядит как монолог, ребенок уже начинает реагировать на ваш голос, прислушиваться к нему. Его подсознание значительно сильнее сознания, оно ничего не забывает. Именно на уровне подсознания ребенок начинает усваивать человеческую речь, слыша голос родителей, он чувствует свою близость к ним, начинает реагировать на звуки их голосов. Говорите простыми словами. В разговоре с малышом используйте простые предложения. Говорите нараспев, растягивая гласные («ма-а-а-лень-кая дево-о-очка, хо-ро-о-о-ший ма-а-а-льчик). Говоря о себе или окружающих, старайтесь не использовать местоимения (я, он, она), а называйте каждого члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка).
В одном из обзоров я уже проходилась насчет своеобразной манеры написания некоторых наших специалистов. К сожалению, большинство книг пишутся ради букв. Много пустых определений, облаченных в пафосную оболочку, словно человек выступает с трибуны, и ему нужно отвязаться от публики. Лучше бы автор уделил больше внимания конкретным методикам и примерам, а не «воде». Впрочем, в этой книге немало практики: начиная от простеньких колыбельных и стишков и заканчивая психологическими играми с подросшими детьми. Так же дается информация о возрастных кризисах.
В период кризиса ребенок становится капризным, раздражительным, требует к себе постоянного внимания родителей. Начало и конец этого периода обычно незаметны, но, как правило, выделяется пик кризиса, время, когда негативное поведение малыша особенно заметно. Кризис одного года обычно скоро проходит, поскольку малыш очень быстро находит возможности применения своих новых способностей в окружающем мире. Этот кризис достаточно легко переживается и ребенком и родителями и обычно не требует какой-то специальной коррекции. Необходимо просто быть последовательными в отношениях с ребенком и следовать нескольким простым правилам общения с ним. Не акцентируйте внимание на негативном поведении малыша, на его капризах и требованиях. Попробуйте определить причину, которая вызвала такое поведение, и покажите малышу, как можно справиться с ней. Не спешите сразу же помогать ребенку, если у него возникло какое-то затруднение. Дайте ему возможность справиться самому. Не оставляйте ребенка одного наедине с задачей. Если малыш не может справиться с ней, помогите ему, объясняя свои действия, а затем предложите сделать еще раз то же самое, но уже самостоятельно.
Кризис года, кризис трех лет – полезной информации мало, но она есть: что такое кризисы, и как их воспринимать. Не обошлось и без нормативов: что должен уметь ребенок в определенном возрасте.
1 год 3 месяца
Может пройти 5-10 метров.
Воспроизводит показанные взрослым действия.
По просьбе дает названные предметы.
Произносит часто слышимые, несложные слова.
Сопровождает свои действия речью: лепетом и словами.
1 год 6 месяцев
Понимает смысл целых предложений.
Начинает повторять фразы.
Понимает изображение предметов и действий.
Облегченные слова начинает заменять правильными («мяу-мяу» — кошка, «ав-ав» — собака» и т.п.).
Проявляет интерес к другим детям, их действиям и игрушкам.
Играет рядом с другими детьми, параллельно с ними.
А это – пример ценного стишка для утренней зарядки.
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, убегает от беды.
Прыгнул вбок, и обернулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, — чтоб никто найти не смог.
Осторожно, словно кошка, от дивана до окошка
На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка, спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко полакаю язычком.
Экскурсы в психологию несколько поверхностны, каждое предложение нужно додумывать, развивая фантазию доморощенного психолога.
Наверное, с детскими ссорами встречаются все родители. Но если одни дети ссорятся лишь изредка, то другие постоянно конфликтуют со своими сверстниками, не умея находить выход даже из самых простых ситуаций. Одной из причин появления такого поведения является несформированность коммуникативных навыков. Конфликтные дети хотят и могут общаться, но, условно говоря, не имеют достаточного представления о способах эффективного общения. Это часто происходит у тех детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают и критикуют. Такой ребенок вымещает в конфликте накопившиеся в его маленькой душе чувства обиды и зависти. А если еще при этом ребенок видит, что его любимые мама и папа постоянно ссорятся друг с другом, то он, вероятно, просто не представляет себе, как можно общаться без ссор и конфликтов. Возможна и другая ситуация. Если дома ребенок – безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, если каждое его желание сразу же и беспрекословно выполняется любящими родственниками, он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, конечно же, не получает его. Тогда ребенок начинает добиваться желаемого, провоцируя своим поведением постоянные конфликты.
Рисуночные тесты можно выполнять всей семьей, анализируя и сравнивая результаты. Было бы интересно устроить выставку семейных рисунков на тему: какими себя считают члены семьи, и кем они хотели бы стать. Такие рисунки стали бы частью семейного архива: каждый год можно было бы сравнивать, как изменились приоритеты и настроения за год.
Ребенку предлагается нарисовать себя таким, какой он есть на самом деле, и таким, каким бы он хотел стать. После рисования проводится обсуждение рисунков: в чем разница между ними, почему изображение реального Я отличается от идеального, что нужно делать, чтобы стать таким, как хочется, что мешает сделать это. Практика показывает, что возможны четыре типа расхождения между рисунками реального и идеального Я.
1. Рисунки практически полностью совпадают. Ребенок не видит разницы между двумя Я, он вполне удовлетворен собой, считая, что нет необходимости что-то в себе менять.
2. Реальное Я нарисовано крупнее, ярче, выразительнее, чем идеальное. Ребенок считает, что он самый умный, самый сильный, самый добрый, самый красивый, самый лучший. Часто такие рисунки характерны для детей, которые ставят себя выше других, зазнаются, презрительно относятся к окружающим, т.е. имеют внутреннюю установку «Я+, ТЫ –». Как правило, рисунки первого и второго типов характерны для детей с завышенной самооценкой.
На сцене — кризис трех лет (цитируя автора: «тяжелое кризисное поведение»).
Но если взрослый знает и может понять, что с ним происходит, то трехлетний малыш не в состоянии оценить свое поведение и контролировать свои эмоции. Это обуславливает и другие проявления кризиса. Малыш становится деспотичным, требует свое, хочет, чтоб весь мир, все окружающие подчинялись только его интересам. Подсознательно он тоскует по младенчеству, ведь это было время, когда он был «центром вселенной» для всех вокруг. Отсюда возможная «детскость» трехлетнего ребенка. Он начинает говорить, как маленький, искажать слова (кошка вдруг становится «мявой», машина «би-би» и т.п.), начинает ползать, требует, чтобы его покормили с ложки. Следует еще раз подчеркнуть, что такое тяжелое кризисное поведение – абсолютно нормальное явление для трехлетнего ребенка. Более того, кризисные проявления и новообразования – основа будущего развития малыша. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребенка – свидетельство того, что его развитие идет в соответствии с возрастом.
Книга хороша как учебное пособие для нуждающихся в учебнике (например, для написания дипломов). Родителям будет интересно переписать в тетрадочку новые потешки и колыбельные, ценной же информацией применительно к воспитанию книга не балует: суховат и нерадушен авторский стиль, как будто автор хотел успокоить родителей и непрерывно гладит их по головке как американский психотерапевт: все хорошо, и это пройдет тоже…
Источник