Общение ребенка со сверстниками как развитие речи

Общение ребенка со сверстниками как развитие речи thumbnail

Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требование, указания — все это разные виды речевого общения.

Очевидно, что контакты ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь ребенку, поддержать и понять его. Они могут отнять игрушку, обидеть, даже не заметив слез, ударить. И все же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед ребенком старше 4 лет стоит выбор — играть или гулять с товарищем или с мамой — большинство детей сделают этот выбор в пользу товарища.

Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослыми, — дети чаще смеются, возятся, сердятся, выражают бурный восторг, прыгают от радости и пр. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращенной к родителям.

Чем отличается разговор со взрослым от разговора со сверстником!

Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от речевых контактов со взрослым. Если со взрослым дети обычно разговаривают более или менее спокойно, просто, без лишней экспрессии, то разговоры со сверстником, как правило, сопровождаются яркими интонациями, криком, кривляньями, смехом и пр. В речевом общении дошкольников, по нашим данным, наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния — от негодования «Ты чего берешь!?!» до бурной радости «Смотри, что получилось! Давай еще попрыгаем!». Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.

Вторая особенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая со взрослым, даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, намеренно искажая, «пародируя» слова своего партнера, придумывают новые названия знакомым предметам. И как ни странно, такое, казалось бы, бессмысленное кривляние и жужжание имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевого общения, учит говорить, как надо, как все говорят, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества детей, для проявления его индивидуальности. По мнению М. И. Лисиной, самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит детской активности, никто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя — на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование и т. д., — значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше. А сейчас о третьей отличительной особенности речи дошкольников, адресованной сверстнику. Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому у детей часто не получаются долгие разговоры — они перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, ответы или высказывания другого как бы не замечаются вовсе. Из-за этого детские диалоги быстро распадаются.

Совсем по-другому дети воспринимают высказывания взрослого. Инициативу и предложения взрослого они поддерживают в два раза чаще. Они обычно стараются ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушают рассказы и сообщения старших. Разговаривая со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. В контактах со сверстником все наоборот: главное, успеть высказаться самому, рассказать о себе, а услышат ли тебя и что тебе ответят, уже не так важно.

Еще одна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общение дошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Взрослый до конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новой информации. По отношению к сверстнику уже с 3—4-летнего возраста дети решают значительно более широкий спектр разнообразных задач: здесь и управление действиями партнера (показать, как надо и как не надо делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание образцов (заставить его сделать так, как я хочу), и совместная игра (вместе решить, во что и как) и постоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?), и много всяких других проблем решает ребенок, когда общается со своим сверстником. Именно в общении со сверстником появляются такие сложные действия, как притворство (т. е. стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), желание выразить обиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть), фантазирование. Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Таковы наиболее общие отличия речи детей в общении со взрослыми и со сверстниками. Эти отличия говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

Читайте также:  Ребенок отстает в физическом развитии на год

Источник

        

Статья

Развитие речи в процессе общения со сверстниками.

        Тихонова Эльза Юрьевна

МБДОУ «Детский сад № 141 « Пилеш »

комбинированного вида г. Чебоксары

                   Воспитатель.        

        Развитие речи в процессе общения со сверстниками.

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, выражающийся либо в звуковой форме (устная речь), либо в письменной форме (письменная речь). Речь – это исторически сложившаяся форма общения, способ формирования и формулирования мыслей посредством языка в процессе общения. Или, выражаясь лаконично, можно сказать так: речь – это язык в действии. Следовательно, при рассмотрении взаимоотношения языка и речи в коммуникативном процессе в понятии «речь» главным является деятельное начало.

В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей. Из мнения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения – потребностей, мотивов, операций и т.п., в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения были названы формами общения (А. В. Запорожец, М. И. Лисина).

Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей ведет к изменению форм коммуникативного развития.

Общение осуществляется с помощью разнообразных средств.

А. В. Запорожец, М. И. Лисина выделяют три основные категории средств общения:

  1. Экспрессивно-мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
  2. Предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);
  3. Речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве[1]

По мнению С. И. Карповой, В. В. Мамаевой, речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой – обмен мыслями, установление взаимопонимания. При речевом общении люди передают разнообразную информацию (сообщают определенные сведения), запрашивают информацию, побуждают друг друга к действию, выражают свое отношение к высказыванию. Средством речевого общения является язык. Овладение коммуникативной деятельностью происходит путем усвоения языка, который функционирует в речи окружающих[2]

Н. А. Гвоздев определяет язык как сложное образование, включающее разные по характеру единицы – знаки – и разные по функциям средства, находящиеся между собой в системных отношениях. В процессе овладения речью ребенок не только усваивает неупорядоченный языковый материал (воспринимая и воспроизводя высказывания взрослых по подражанию), но и имеет возможность благодаря неограниченной практике общения активно перерабатывать его, подвергать анализу, синтезу, сравнению, обобщению, в результате чего этот материал упорядочивается, организуется в индивидуальную языковую систему, адекватную объективно существующей, т. е. той, которая функционирует в речи окружающих. Значения языковых знаков, способы их сочетания, формы, приведенные в речи ребенка в систему на этапе дошкольного развития, позволяют ему свободно пользоваться языком в общении – понимать окружающих и быть ими понятым[3]

Важнейшим условием, обеспечивающим речевое общение, является овладение ребенком разными моделями предложений, по образцу которых он строит конкретные фразы, нужные ему в той или иной ситуации. Такая возможность открывается благодаря накопленному лексическому запасу, развившейся способности отбирать из него нужные слова, образовывать, изменять их и сочетать в группы (словосочетания) согласно тем способам, которые существуют в языке для выражения типовых логико-смысловых связей и отношений между понятиями и явлениями (например, пространственных – висит на стене, едет в город, стоит около дома; временных – гулял после обеда, пришел вечером).

Следовательно, практическое владение предложением предполагает и владение его компонентами – словами и словосочетаниями, которые в языке также группируются по моделям (обобщенным типам), обладающим системой форм. Овладевая словесным выражением мыслей, ребенок усваивает эти модели как обобщенные, типичные для языка синтаксические конструкции, наполняет их в общении конкретным материалом, подвергает трансформации, строит из них предложения – основные единицы общения. Для выражения разных по функциональной направленности высказываний в языке существуют три типа предложений: повествовательные, вопросительные и побудитель-мысль, различающиеся по конструкции, особенностям использования лексико-грамматических средств и интонаций. Мысль, прежде чем быть выраженной, формируется внутренне. И это формирование осуществляется (у владеющих языком) посредством языка, его конструктивными единицами – предложениями[4]

 Но этим далеко не исчерпывается речевое общение и овладение им. Предложение – минимальная единица общения, а общаются, строго говоря, объединениями этих единиц – высказываниями. Каждое из предложений в речи находится в определенных связях с другими предложениями. Речь обладает свойством связности, контекстности, что и определяет ее точный и конкретный смысл, ее понятность. Следовательно, и овладение речью предполагает пользование этим ее свойством в составе высказываний: в виде контекстно обусловленных реплик, диалога, монолога.

Каждый из названных видов высказываний (видов общения) обладает своей смысловой структурой, своими конструктивными средствами. Реплики, диалог и монолог имеют функционально обусловленную типологию (монологические высказывания, например, включают описания, повествования, рассуждения). В усвоении их ребенком прослеживаются определенные закономерности. Но, так же как и усвоение материала языка, упорядочение, систематизация, совершенствование приобретаемого речевого опыта в пользовании функционально-стилистическими разновидностями языка у нормально развивающегося ребенка происходят без специальной регуляции этого процесса. Овладение разными значениями и смыслом предложений в контексте высказываний в процессе речевой практики позволяет установить их дифференциацию, а также овладеть обобщениями. Наиболее высокого уровня, способами логического членения и синтезирования текста.

Читайте также:  Правильное питание для развития ребенка

Уровень владения языком, разновидностями речевой деятельности для ребенка определяется не только его активностью, но и степенью воздействия на процесс формирования его речи со стороны окружающих. Поэтому в семейном и общественном воспитании детей используют различные средства, стимулирующие, ускоряющие этот процесс, повышающие эффективность и уровень речевого развития ребенка в разные возрастные периоды.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем.

Список литературы

1.Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. – М. : Просвещение, 1974. – 310 с.

2.Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей   дошкольников 6-7 лет. / С. И., Карпова, В. В. Мамаева. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

3.Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб. :     ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007. – 471 с.                

4.Любина Г. А. Развитие речи дошкольников в общении : Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. А. Любина. – Мн. : Народная асвета, 1999. – 223 с.

Источник

Эльвира Залялутдинова
Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника

Владение родным языком и невербальными средствами общения – это суть коммуникативной компетенции человека, которая включает знание языка (фонетика, лексика, грамматика, умение использовать его в общении (построение текста, налаживание контактов с партнером) в разнообразных ситуациях (приветствие, прощание, обхождение, бытовой разговор, светская беседа, устный рассказ, обсуждение и т. п.).

Логопед, организуя обучение, разумеется, учитывает эту полифункциональность речевого общения, создает условия как для освоения языка (фонетика, лексика, грамматика) и форм речи (диалог, монолог, так и для развития ее функций (когнитивная, эмотивная).

Обмен информацией – важный аспект общения. Но при этом не будем забывать, что коммуникация – это обмен личностно значимой информацией. Ребенок как партнер по общению имеет право свободно выражать собственное мнение, свое отношение к окружающему, право на инициативу в общении с взрослым; наконец, на отказ от неинтересного общения. Предлагаемые вниманию сценарии предусматривают такие коммуникативные ситуации, когда дети высказываются на темы, которые их интересуют, значимы для них.Однако отметим: на пятом году жизни личностно значимые темы чаще возникают ситуативно, в связи с теми игрушками и дидактическими материалами, которые логопед использует на занятиях по развитию связной речи – словаря, звуковой культуры.

Кроме обмена информацией, личностно значимой, речевое общение предполагает также обмен чувствами, эмоциями. По мнению физиолога Е. Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи, особенно звукопроизношения. Вот почему так важно со стороны логопеда обеспечить на всех речевых занятиях, в ходе дидактических игр и упражнений, игр-драматизаций, игр с передачей по кругу мяча, картинок положительный настрой, демократический стиль общения.

Диалог – это не просто композиционная форма речи. Это вид общения, в основе которого есть готовность принять другого, услышать его ответ на свое высказывание. В силу этого педагог должен обеспечить детям

— возможность контактировать и общаться между собой;

— свободно обсуждать со взрослым интересующие вопросы, выражать свое мнение;

— удовлетворять потребности в самовыражении, творчестве;

— возможность мотивировать – коммуникативно, играя – дидактические задания и упражнения.

Поясним последнюю мысль. Для развития речи полезны задания на подражание речи, пересказ, многократное повторении слов (название овощей и фруктов, предметов посуды, мебели, транспорта и пр.). Их не стоит давать, скажем так, «в лоб»«Будем учиться пересказывать». Лучше предлагать игры-драматизации с элементами декораций и костюма, с последующим изложением игры в рисунке («Запомни и нарисуй», но главное – в доброжелательной форме, уважая ребенка и его права как партнера по общению.

«Весело мне!»

Цель. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; передавать содержание текста посредством выразительных движений. Активизировать употребление глаголов в ходе речевых игр. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух, голосовой аппарат.

Материал. Картинки, в названиях которых есть звуки «с», «з», «ш», для каждого ребенка,например: санки, собака, часы, совок, сорока, снеговик, снежинка, снегурочка; заяц, роза, коза, замок, забор, ваза; лягушка, мышка, шарик, шарф, шуба, шапка; расписной сундучок, лошадка-скакалка.

Содержание.

Часть первая.

Дети рассаживаются полукругом. Педагог читает стихи Кремнева, Маршака, Барто, Токмаковой, Акима, Левашова, предлагая закончить последнюю строфу. В затруднительных случаях воспитатель помогает.

Воспитатель.Послушайте двустишия и скажите: какой звук я выделяю в словах-отгадках?

— Верещунья, белобока, а зовут ее…сорока.

— Эй, не стойте слишком близко – я тигренок, а не …киска.

— Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для …нас.

Какой звук слышится в словах сссорока, часссы, киссска? Чья это песенка? Большого насоса или маленького? А в этих двустишиях, в словах-отгадках, какой звук я выделяю?

— Зайку бросила хозяйка – под дождем остался …зайка.

— Где обедал воробей? В зоопарке у …зверей.

— Каждый тут в лесу талант – и певец, и …музыкант.

Чья это песенка? Большого колокольчика или маленького? Пожалуйста, пропойте его песенку. Слушаем четверостишия и определяем выделенный звук в словах-отгадках.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года кружки

— В праздники на улицах Он с бубенчиком в руке

В руках у детворы В сине-красном колпаке.

Горят, переливаются Он веселая игрушка,

Воздушные…шары. И зовут его…Петрушка.

Шшшары, Петрушшшка, игрушшшка… Какой звук долго слышится в этих словах? Чья это песенка? Правильно, ветра. Пропойте эту песенку.

Часть вторая.

Воспитатель. У меня в сундучке сложены картинки, в названии которых слышатся песенка ветра, звон колокольчиков, шипение насосов. Как вы их можете получить? Каждый из вас, закрыв глаза, вынимает из коробки картинку. Познакомившись с содержанием, называет ее так, чтобы слышались знакомая песенка, звон, шипение, выделяя знакомую «мелодию».

Часть третья.

Воспитатель. Сейчас соберем картинки.Но в этом случае будет другое условие: картинка «занимает» свое место в сундучке в том случае, если вы определите, что «делает» предмет, живой он или неживой, например, санки…едут, собака…лает, роза…цветет.

Часть четвертая.

Воспитатель. Я прочитаю вам еще одно стихотворение. Его написал поэт Яков Аким.

Яблоки – веники, Яблоки – веники,

Весело мне, Где ж водопой?

Весело мне, Где водопой

Я скачу на коне! С ключевою водой?

Яблоки – веники, Конь мой да я

Вихрем лечу, Напились из ручья,

Вихрем лечу я, Дальше торопится

Куда захочу! Песня моя.

Яблоки – веники, Яблоки – веники,

Конь мой устал, Яблоки – веники,

Конь мой устал, Скачет веселая

И скакать перестал. Песня моя!

Ла-ла-лалала (последние три слога произносятся слитно). Веселая моя песня – ла-ла-лалала. Не так ли?А ей вторит пастушок на лугу: ля-ля-ляляля. Кто споет мою песенку? Правильно, «ла-ла-лалала». А песенку пастушка?Тоже правильно: «ля-ля-ляляля». Я вас прошу, пожалуйста, договоритесь друг с другом и распределите роли, кто будет играть мальчика на коне, а кто – пастушка. Затем, повернувшись друг к другу лицом, спойте, соответственно, их песенки.

Интересно, запомнили ли вы содержание стихотворения Якова Акима, которое я вам прочитала? Попытаемся вместе его рассказать. Я буду начинать, а вы заканчивать.

Мальчику было очень … весело скакать на…коне. А вот конь…устал… Мальчик подвел коня к …ручью и …напоил коня…ключевой водой. Приободрился конь, снова быстро…поскакал. А мальчик? Он опять…запел. (показывает лошадку-палку-скакалку) Кто хочет поскакать на коне? Кто покажет, как мальчик поил коня? (драматизация повторяется два-три раза, по желанию детей).

«Театр зверей».

Цель. Организовывать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Активизировать в речи употребление глаголов, характеризующих движение. Учить образовывать наименования детенышей животных. Поощрять игры со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, речевой слух.

Материал.Картинки: кошка, котенок, собака, щенок, гусь, гусенок, лягушка, лягушонок, петух, цыпленок, коза, козленок, овца, ягненок, свинья, поросенок, лошадь, жеребенок, корова, теленок, ворона, вороненок – для каждого ребенка; сундучок; листы белой бумаги; фломастеры для рисования.

Содержание.

Часть первая.

Воспитатель. Вам, наверное, интересно, что сегодня спрятано в сундучке? Картинки. Какие? Садитесь поскорее и узнаете. (обращаясь к кому-либо). Пожалуйста, достань любую картинку и назови, что изображено. Это (коза). Чтобы картинка осталась у тебя, назови, что умеет делать коза. (Ребенок должен назвать два-три действия).

А сейчас разыграем такую игру: я буду называть какое-либо животное и слова, которые обозначают действия. Вы, подумав,отвечаете: «Да, да, да» или «Нет, нет, нет». Будьте внимательны!

Коза дает молоко…

Коза бодается…

Коза читает журнал…

Коза спит…

Коза блеет…

Коза летает…

Новую картинку я попрошу вынуть куклу Катю. Рассказывай, Катя, что умеет делать корова. Поиграй с детьми, как играла я. (Таким образом, разыгрываются еще две-три картинки. Роль ведущего исполняет кто-нибудь из детей. В случае необходимости воспитатель приходит на помощь).

Часть вторая.

Воспитатель. Пожалуйста, соблюдая очередность, доставайте из сундучка оставшиеся картинки. Кому досталось изображение детеныша, тот находит маму этого детеныша. Все дело в том, что будем играть в Театр зверей. Согласно правилу, билетер пускает в театр только в том случае, если мама и ее детеныш правильно споют свою песенку. Мама поет громко, а детеныш – потише, тонким голосом. Я объявляю, кто идет. Прошу кошку с котенком! (Дети воспроизводят мяуканье, разное по громкости и тональности.) проходите, пожалуйста! Очень рада вас видеть! Приглашаю собаку со щенком (Так перечисляются все персонажи. «Звери» проходят в Театр, отдавая воспитателю свои картинки.)

Рассаживайтесь, пожалуйста, дорогие гости, занимайте свои места. Сегодня в Театре большой праздник. Будем слушать стихи русских и английских писателей.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и …ботинок.

Даю вам честное…слово!

Последнюю строчку заканчивают дети.

Написал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак. А вот еще одно стихотворение, но в его переводе с английского.

Король Пипин был очень мал,

Но выстроил дворец.

Из торта стены заказал,

А крыша – леденец.

Из пастилы сложили печь,

И был дворец готов.

А от мышей его стеречь

Приставили…котов (заканчивают дети).

Сейчас услышите другое стихотворение – английского писателя Льюиса Кэрролла (перевод В. Набокова).

Крокодилушка не знает

Ни заботы, ни труда.

Золотит его чешуйки

Быстротечная…вода (заканчивают дети).

Милых рыбок ждет он в гости,

На брюшке средь камышей;

Лапки врозь, дугою хвостик,

И улыбка…до ушей (заканчивают дети).

Прочту еще два английских четверостишия. Автор первого – Х. Бэллок (перевод М. Бородицкой, автор второго – О. Нэш (перевод Г. Кружкова).

— Какой же ты неряха, Носорог!

Все время у тебя ужасный вид:

Измята шкура, съехал на нос рог –

И как тебе от мамы…не влетит? (заканчивают дети).

Корову узнать легко

По одному тому,

Что с одной стороны у нее…молоко,

А с другой стороны -…

Му!

Праздник стихов окончен. О том, какие из них понравились больше, вы расскажете в своих рисунках. (На столах раскладываются бумага и фломастеры – по одному комплекту на каждую пару. Во время рисования играет спокойная негромкая музыка. По завершении дети рассказывают воспитателю и товарищам, кого нарисовали и почему.

Источник