Общение как средство развития ребенка дошкольного возраста
Любовь Малеева
Общение — средство всестороннего развития ребенка-дошкольника
Малеева Любовь Семеновна,
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 308 «Звездочка» г. Челябинска»
Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.
Общениевлияет на все достижения детей дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания, на развитие эмоционального благополучия, освоение новых видов деятельности.
В общении детей дошкольного возраста различают общение ребенка со взрослыми, общение ребенка со сверстниками. Многие ученые указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; поэтому более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстниками. У. Бронфенбреннер в качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.
Итак, опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Отсутствие раннего опыта общения может привести к возникновению негативных форм поведения у детей, психических отклонений, низкой успеваемости в школе и др.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним. Особенно остро эта проблема обозначена в современном обществе, когда воспитание дошкольников отличается чрезмерной «интеллектуализацией», «технологизацией». Большое количество времени современные дети проводят перед телевизором и за компьютером. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
В связи с этим перед родителями и педагогами стоит важная задача – научить детей ОБЩАТЬСЯ. Для этого необходимо взрослому поощрять любую инициативу ребенка в общении, развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, побуждая детей к активному проявлению заботы, прививать основы культуры общения.
Современный педагог, зная особенности общения ребёнка со взрослыми, со сверстниками, стремиться создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения.
Общение в дошкольном учреждении протекает на специально организованных занятиях (регламентированное общение, на праздниках (частично регламентированное общение, в свободных формах общения. Регламентированное общение не должно терять личностно-ориентированной направленности, разнообразия, эмоциональности. Это важно для развития ребёнка. Частично-регламентированное общение позволяет формировать у детей деловые качества (например, быть ведущими на празднике, формирует организаторские способности. Свободное общение в наибольшей степени способствует социальной адаптации, формированию умений в разных видах деятельности, закрепляет навыки контактности, открытости, культуры поведения, общения.
Важную роль в научении дошкольников общению имеет игра – совместная игра. Количество участников в такой игре не должно превышать 5 – 7 детей, иногда это может быть и вся группа детей. Особенностью такой игры является то,что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких игр — занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.
Ниже приведены примеры таких игр.
«Вместе играем»
Возраст: 3 – 4 года.
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).
Описание игры: Дети выбирают игрушки. Воспитатель предлагает детям разбиться на пары так, чтобы они вдвоем могли играть выбранными игрушками (в случае затруднения воспитатель оказывает помощь детям). Дети играют парами в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый обсуждает с детьми, почему именно так организовались пары для игры, кто с кем играл, как играли. Важно,чтобы дети называли друг друга по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
«Кто разбудит кошечку»
Возраст: 3 – 4 года.
Ход игры: Один ребенок выбирается кошечкой и «засыпает» – ложиться на коврик в центре группы. Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково.В конце упражнения дети все вместе обсуждают игру: как обращались к «спящей кошечке», какие действия производили, как они думают, какие слова и действия были приятны др.
«Найди отличие» (авторы, Е. Лютова, Г. Монина)
Цель: развивать коммуникативные навыки.
Возраст: от 3 – х лет.
Количество играющих: четное количество.
Оборудование: лист бумаги, карандаши.
Описание игры: Играющие делятся на пары. Один ребенок из пары рисует все, что ему захочется, затем передает листок второму ребенку из своей пары. Второй игрок добавляет одну или несколько деталей в рисунок и возвращает его первому ребенку, который должен найти изменения. Затем рисует второй ребенок, а первый вносит изменения. Затем можно предложить детям поменяться парами.
Комментарии
В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.
После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Воспитатель предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится, что бы он хотел изменить и т. д.
«Ладонь в ладонь»
Цель: развивать коммуникативные навыков, способствовать получению опыта взаимодействия в парах, преодолению боязни тактильного контакта.
Возраст: от 4 – х лет.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.)
«Сорока-ворона»
Цель: снимать эмоциональное напряжение.
Возраст: от 4 – х лет.
Описание игры: «Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, и этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой миски да большой ложкой. Всех накормила!»
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
«Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Возраст: старше 4 лет.
Описание игры: Участники встают в круг и берутся за руки.Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»
«Поварята» (автор, Н. Кряжева)
Цель: развивать коммуникативные навыки, чувства принадлежности к группе.
Возраст: старше 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает,чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Воспитатель выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг. Затем ведущий называет следующий компонент, ребенок, его изображающий, так же впрыгивает в круг, берет за руку предыдущего и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий
Хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
«Газета» (автор, Н. Кряжева)
Цель: развивать коммуникативные навыки, преодоление тактильных барьеров.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Оборудование: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий
Игра будет проходить интереснее под музыку. Дети свободно двигаются по комнате под музыку. Как только музыка остановилась, четверки детей встают на свою газету, соблюдая все условия. Ведущий фиксирует правильность выполнения задания, дает детям возможность почувствовать поддержку соседа.
Педагогам важно не забывать, что для более эффективной и результативной работы по развитию навыка общения у детей необходимо участие в этом процессе родителей воспитанников.
Для достижения общей цели,достаточно в семье придерживаться следующих правил:
1. Стараться поддерживать доверительные, открытые отношения в семье, так как ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни, ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям.
2. Не оставаться равнодушными к жизни ребенка в дошкольном учреждении.
3. Посещать библиотеки, музеи, культурно – массовые мероприятия.
4. Обсуждать события, фильмы, книги…
5. Поддерживать стремление, инициативу ребенка в общении.
И так, общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, и возможно только через сформированные качественные навыки, которые развиваются у детей вследствие планомерной и систематической работы педагогов и родителей.
ИСТОЧНИКИ:
1. Гуськова, Т. В., Смирнова, Е. О. Исследование общения дошкольников со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт «Детская психология», URL: https://childpsy.ru/lib/articles/id/10473.php
2. Общение дошкольников, его особенности, организация и руководство [Электронный ресурс] // Сайт «POZNAYKA», URL: https://poznayka.org/s11651t1.html
3. Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт «DETKI.GURU», URL: https://detki.guru/razvitie-rebenka/obshheniye-so-sverstnikami.html
4. Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 63 «КАТЮША» г. Сургут, URL: https://ds63.detkin-club.ru/exercises/25512
Источник
Надежда Карпова
Общение и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Планирование и руководство различными формами общения дошкольников
Тема: Общение и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Планирование и руководство различными формами общения детей дошкольного возраста.
Подготовила: Карпова Н. И
Содержание
Введение. 2стр.
1. Общение дошкольников с взрослым. 3стр.
2. Общение и его роль в развитии ребенка. 4-6стр.
3. Понятие планирования. 7-8стр.
4. Принципы планирования. 9-10стр.
Заключение. 11стр.
Список использованных источников. 12стр.
Введение
Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства—любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими.
Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — что всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.
1. Общение дошкольников с взрослым
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Конечно, «взрослый» — понятие не абстрактное. Взрослый всегда конкретный человек —мама, папа, бабушка, воспитатель, медсестра. Воспитатели часто утверждают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества —задача родителей; только мать или отец могут воспитывать ребенка, дать ему тепло и ласку. Но это не совсем так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отношение к ним воспитателя и характер его общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не может ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.
Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта. Во-первых, это развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Из этого следует, что педагогу необходимо знать интересы детей разного возраста, уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.
Во-вторых, общение влияет на развитие личности ребенка. Работая с детьми, педагог должен представлять, как через общение с ребенком можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их инициативность и произвольность.
2. Общение и его роль в развитии ребенка
Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства—любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими.
Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — что всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.
Деятельность парикмахера, портного или врача также направлена на другого человека, но при этом настроение и отношение клиента или пациента к специалисту не имеют решающего значения для успеха деятельности, а его излишняя активность может даже помешать. Поэтому действия данных специ-алистов нельзя назвать общением (хотя отдельные его фрагменты, естественно, могут сопровождать их работу). Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимику, жесты, нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий (вы-сказываний, жестов, мимики) может свидетельствовать, что данный акт есть общение.
Чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, М. Лисина предложила следующие четыре критерия:
1) внимание и интерес к другому — наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;
2) эмоциональное отношение к другому человеку;
3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе,—человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и каким-то образом относится к его воздействиям, таким образом, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание можно считать наиболее характерным моментом общения;
4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, — изменение активности (настроения, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.
Наличие совокупности перечисленных критериев могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.
Однако общение — это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное — чтобы этот предмет общения, его содержание были общими для людей, вступивших в общение.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном — ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.
3. Понятие планирования
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Когда мы говорим о планировании необходимо в первую очередь определить основные виды деятельности, которые должны найти свое отображение в плане работы. К ним можно отнести следующие виды:
Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.). Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.
Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.
Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает.
Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.
Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.
Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) используется несколько различных видов планирования:
— Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;
— Годовой план ДОУ;
— Тематические планы (по основным видам деятельности);
— Индивидуальные планы специалистов и администрации;
— Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
4. Принципы планирования
Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей.
Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
Учет местных и региональных особенностей климата.
Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
Заключение
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее «. Язык отражает один из основных смыслов общения — являясь связующим звеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (или может быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знание.
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка, что происходит в случае недостаточного общения с ребенком.
Список использованных источников:
1. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т. 4, М., Педагогика,
1984
3. Лебединский В. В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М. ,
Изд-во Моск. Ун-та, 1991
4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. с фр. Репрод. изд. М., 1988
5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т. 2,
М., Педагогика, 1983
6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
7.. М., “ЦПП”, 1997
8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
9. Эмоциональное развитие дошкольника. Кошелева А. Д. М., Просвещение,
1985
10. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996
Источник