Общение и воспитание ребенка 5 лет

Общение и воспитание ребенка 5 лет thumbnail

Воспитание ребенка 5 лет имеет много особенностей. В этом возрасте у малыша вырабатывается свой определенный стереотип поведения в обществе. Ребенок уже многое знает и умеет делать, но его память еще весьма рассеяна. Как правильно воспитывать ребенка в этом возрасте? Прежде всего, родители должны иметь огромное терпение, чтобы постепенно вырабатывать умение у малыша выполнять последовательные действия, напоминать ему о его обязанностях.

Важные задачи воспитания ребенка

Дети — отражение родителей. Детство — это период жизни, когда все возможное еще впереди. Это время без каких-либо обязательств и серьезных переживаний (все негативные и положительные события в розовых тонах). Да, это так. Но если посмотреть с другой стороны, то именно детский возраст — это фундамент новой личности. От чего же? Просто дети — это копия той среды, где они растут. Заложено добро, любовь, порядочность — вырастет воспитанный и успешный человек. Если же заложено зло, ненависть, обида, вырастет неадекватная личность. Конечно, есть исключения, когда ребенок рос в неблагополучной семье, а выбился в люди (большую роль здесь играет самовоспитание). Жаль, но таких случаев мало.

Воспитание ребенка

Воспитать сильную и духовную личность — это счастье для родителей, но для этого нужно подавать крохе пример. Самый хороший способ — это определить негативные стороны характера и их переломить (чем раньше, тем лучше). Больше всего будет результат, когда и мама, и папа тоже работают над собой (занимаются самосовершенствованием).

Проблемы в воспитании ребенка 5 лет

Психологически здоровый малыш в 5 лет — это тот ребенок, который полноценно общается со сверстниками, не имеет страхов и достаточно развит для своего возраста. Если хоть один из пунктов отсутствует, тогда нужно действовать: выяснять причину и устранять ее.

Основные проблемы в развитии 5-летнего ребенка:

  • Детские страхи. Например, малыш боится того, чего нет (развито сильное воображение в негативную сторону). Бороться с ними — это не простое занятие. Для начала нужно разобраться, откуда они появились (ребенок что-то увидел или услышал, или кто-то сказал). Потом необходимо малышу объяснить суть всего происходящего, так легче будет бороться с его страхами.

Дети 5 лет

  • Общение. Если видно, что ребенок не умеет играть вместе с другими детьми, а только балуется, это явный признак недоразвитости ребенка. Уже с 4-х лет малыш должен уметь общаться со сверстниками. Понятие вежливости, уступчивости, успешности и доброты закладывается уже в таком возрасте, ведь ребенок начинает осознанно строить контакты. Чтобы научиться общению, родителям нужно приобщаться к совместному досугу с детьми. Можно поиграть в «дочки и матери» или в «доктора», или порисовать (кто лучше изобразит что-либо) или почитать своими словами детскую книжку (глядя на картинки). Все эти игры очень плодотворно влияют на маленькую личность.
  • Ребенок, который превозносит себя над другими детьми, — это тоже негативный элемент. Всегда и везде малыша нужно учить с уважением относиться к старшим, к младшим и к детям своего возраста. Нужно дать понять ребенку, что если кого-то обидел, то попроси прощения, угостили — поблагодари, увидел знакомого — поздоровайся, идешь домой из гостей — попрощайся. Выучив эти простые правила, вырастет вежливый человек.

Развитие ребенка в 5 лет

В этом возрасте малыш должен сам одеваться и раздеваться, легко ориентироваться в пространстве, самостоятельно есть и пить. Также физическая активность более развита (прыгает на одной ноге, в сторону, вперед и назад, марширует в такт музыке, ходит спиной вперед). Слова и фразы становятся более обдуманными. Учитывая все эти факторы, можно понять — развит ребенок или нет.

Как учить малыша в этом возрасте? В 5 лет воспитание ребенка не может обходиться без психологических наставлений. Если родители хотят помочь малышу, то лучше начать с подготовки в детский сад. Чтобы правильно воспитать ребенка, нужно научить его следующим вещам:

  • любить себя;
  • быть заинтересованным;
  • понимать, что можно говорить, а что нельзя;
  • доверять родителям;
  • не унывать;
  • думать что правильно, а что нет;
  • не реагировать на все болезненно.

Развитие ребенка в 5 лет

Как правило, если малыш чувствует себя счастливым, оптимистичным, любознательным, дружелюбным, уверенным себе, это заслуга родителей. Такой человечек будет хорошо и с удовольствием учиться, сможет смело бороться с неудачами и будет любить своих родителей.

Воспитание малыша 5 лет часто заставляет родителей прибегать к наказаниям. Но такое воздействие на ребенка в обществе категорически запрещается. Необходимо найти некую альтернативу и научиться наказывать свое чадо правильно. Следует обязательно объяснять малышу, что его действие может причинить боль людям или иметь плохие последствия. Лишь после того, как ребенок несколько раз ослушался после бесед с родителями, можно будет его наказать.

Кризис 5-летнего возраста

Что такое кризис в возрасте — это такой период в жизни, когда у человека меняется отношение к окружающей среде. Дети — не исключение. Такие кризисы у человека происходят с самого рождения, а именно, в 1 год, в 2, 3, 5, 7 лет. Затем следует подростковый возраст, а позже — средний.

Что указывает на начало кризиса 5 лет? То, как ребенок переживает период своего взросления, зависит напрямую от его характера, генетики, окружающей среды и воздействия общества на его психику. Некоторые дети очень бурно и довольно сложно переносят такой период, а другие могут быть абсолютно спокойными, и это время в их жизни для родителей пройдет совершенно незаметно. Пятый год жизни малыша во многом проявляет ошибки в воспитании родителей.

Кризис 5-летнего возраста

Кризис 5 лет один из самых сложных, а длительность его может составлять от нескольких недель до пары месяцев, что, безусловно, утомительно не только для родителей, но и для самого ребенка. Важно знать все основные симптомы, которые указывают на начало такого периода у вашего чада.

Основные признаки кризиса у малыша 5 лет:

  • смена поведения, в основном в худшую сторону;
  • раздражительность, злость, проявления нервозности по пустякам;
  • быстрая утомительность;
  • при разговоре как со взрослыми, так и с детьми начинает кривляться или же вовсе примерять роль шута, что практически у всех вызывает в ответ агрессию;
  • агрессивность самого ребенка будет повышена, иногда очень общительные малыши могут замыкаться в себе;
  • в отдельных случаях наблюдается неуверенность, боязнь и т. д.

Что делать родителям, когда у ребенка кризис 5 лет? Существует 2 варианта, согласно которым протекает такое состояние:

  • родители не обращают на это внимания, то есть все пускается на самотек;
  • родители активно воспитывают малыша.

Какой вариант правильный, как воспитывать чадо? Как утверждают психологи, чаще всего более эффективным является внедрение наказаний по отношению к ребенку, но стоит учесть, что все дети индивидуальны. Поэтому для того, чтобы этот период в жизни чада был максимально комфортным, требуется смотреть на ситуацию с двух сторон, а именно — с позиции взрослого и ребенка. В некоторых случаях наказание, упреки и крик будут бесполезны и не дадут никакого результата, они лишь усугубят моральное состояние взрослого. А иногда ребенок после такого отношения может начать бунтовать.

Как себя вести, чтобы улучшить поведение ребенка? Необходимо:

  • показать крохе серьезность своих намерений;
  • доверять выполнение серьезных (на взгляд малыша) дел;
  • повышать самооценку ребенка;
  • приучать чадо к самостоятельности.

В заключение можно сказать, что если дать немного свободы малышу для проявления самостоятельности и самовыражения, то кризис закончится быстрее.

Источник

На чтение 10 мин. Обновлено 04.03.2017

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.

Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).

Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.

Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.

В целом на протяжении этого периода у детей активно развивается познавательная сфера.
Способен ребенок и накапливать знания о тех объектах окружающего мира, которых никогда не видел воочию. Например, об определенных животных, странах, автомобилях и т.д. Эти знания формируют у него конкретное отношение к миру (любовь к домашним питомцам, страх диких животных и т.д.). Этим багажом знаний и впечатлений малыш стремится поделиться со сверстниками.

Возраст почемучек – 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.

Общение со сверстниками – важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.

Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.

Любознательность в 5 лет – основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.

Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение – подготовка к школе

  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры – очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.

Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Оставить комментарий

Источник

ладошкаВот и наступило то долгожданное время, когда вы и кроха пережили кризис трех лет. Малыш подрос и стал самостоятельнее. Воспитание ребенка 5 лет базируется на тех же принципах, что и в младшем возрасте. Однако имеет ряд особенностей, на которых мы остановимся в этой статье.

Стоит отметить, что к этому возрасту у ребенка уже практически сложилась определенная манера поведения. Он многому научился, большинство заданий может выполнять самостоятельно. Однако малыш по-прежнему рассеян, и родители должны регулярно напоминать ему об элементарных правилах гигиены, правильном поведении со сверстниками и взрослыми.

Продолжается формирование личности, определение своего места в социуме, осознание собственных возможностей. Наступает еще один переломный этап в формировании ребенка – его начинают готовить к обучению в школе.

К этому времени малыш свыкся с мыслью о том, что ему необходимо посещать детский сад, а маме ходить на работу. Несмотря на это, он все больше начинает требовать внимания, которое родители не всегда могут уделить ему в нужном количестве.

Воспитание мальчика 5 лет существенно не отличается от воспитания девочки. Различаются особенности их характеров.

Девочки более усидчивые и терпеливые, послушные и аккуратные. Мальчики активные и энергичные. Хотя подобное деление относительно, ведь все дети разные.

Воспитание детей в этом возрасте не имеет четкого полового различия.

Особенности общения

Пятилетний возраст – период интенсивного общения со сверстниками. Малыш достаточно адаптирован к социальному окружению и имеет представления о правилах поведения в нем.

общение детей

В этом возрасте кроха сознательно и без боязни идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет сформулировать просьбу или выразить благодарность.

К этому времени у него, как правило, пропадает агрессивное чувство собственности, и он с удовольствием делится игрушками с друзьями. То есть малыш становится все более коммуникабельным.

Однако не все малыши доброжелательно общаются со сверстниками. Некоторые дети пытаются самоутвердиться за счет других, проявить лидерство, продемонстрировав физическую силу.

В такой ситуации родители должны обязательно выяснить, что побуждает малыша вести себя агрессивно, какова причина его негативного отношения со сверстниками.

Семья должна внушить крохе, что его любят и понимают, смогут помочь разобраться с тем, что его волнует. Главная задача родителей — научить ребенка решать конфликтные ситуации мирным путем.

Мнения родителей различаются, когда речь заходит о том, стоит ли давать сдачу. Одни предполагают, что физическое воздействие недопустимо и в этом случае. Другие уверенны, что умение дать отпор обидчику – важное качество самостоятельного человека, особенно если речь заходит о мальчике.

Каждый из них по-своему прав. Психологи считают, что кроха должен уметь противостоять агрессии. Будет он это делать в физической форме или моральной, зависит от характера малыша. Однако противодействие быть должно, иначе ребенок вырастет неспособным противостоять жизненным трудностям.

Наказание и вознаграждение

Воспитывать кроху без наказания невозможно: это неотъемлемая часть общего воспитания. Однако важно понимать, какое наказание будет правильным, а какое может причинить психологическую травму.

Различают два вида наказания:

  • Психологическое;
  • Физическое.

Сразу следует оговориться, что прибегать к наказанию следует только после использования убеждения и объяснения. Малышу следует объяснить, какие его действия неприятны для окружающих, какие последствия они могут принести. И только если эти методы не будут иметь действия, следует прибегнуть к наказанию.

Психологическое наказание ребенка может быть следующим:

наказание ребенка

  • Отказ от общения с малышом.

При этом мама или папа должны объяснить, что не желают общаться с крохой до тех пор, пока он не станет прислушиваться к их словам. Чаще всего этот метод оказывается очень действенным: малыш будет всячески стремиться завоевать расположение родителей.

  • Запрет или ограничение.

Родители объясняют, что поиграть в любимую игру на компьютере или посмотреть мультфильмы ребенок сейчас не сможет, так как он плохо себя ведет. Причем нужно конкретно объяснить малышу, что он неправильно делает (разбрасывает игрушки, не послушался маму и т. д. )

Физическое наказание используют в двух формах:

  • Ограничение свободы передвижения.

Ребенка ставят в угол или просят находиться одному в комнате какое-то время, чтобы он осознал свои ошибки.

  • Телесные наказания.

Данное наказание не требует пояснения. Оно использовалось еще нашими предками в качестве основного метода воспитания. Но психологи считают, что данный вид наказания не приемлем, так как может вызвать не только физические, но и моральные страдания, которые могут перерасти в серьезные психологические нарушения.

Основные правила, которыми должны руководствоваться родители, наказывая ребенка:

  • Ни в коем случае ребенка нельзя ругать прилюдно;
  • Наказание должно соответствовать тяжести провинности;
  • Нельзя откладывать наказание. Через несколько часов малыш уже не сможет понять, за что его наказывают;
  • Не стоит угрожать малышу наказанием, а потом не выполнять обещание. Кроха перестанет воспринимать замечания взрослых;
  • Не всегда нужно наказывать ребенка за обман. То, что взрослому кажется враньем, для малыша просто очередной полет фантазии. Ведь у детей в таком возрасте хорошо развито воображение, и они не всегда могут разграничивать реальный мир от выдуманного.

похвала ребенка

Правильное воспитание маленького человека в пять лет невозможно без похвалы и поощрения. Хвалить малыша нужно за каждый хороший поступок. Не стоит всегда сопровождать похвалу подарками, ведь у ребенка выработается ощущение, что за каждое хорошо выполненное задание родители обязаны ему что-то купить.

Компьютер в воспитании

В наше время компьютер стал неотъемлемой частью жизни.

Часто пятилетние малыши осваивают компьютерные игры раньше, чем учатся читать и писать. В этом есть свои плюсы и минусы.
компьютер и детиМногие современные компьютерные игры разработаны специально для детей дошкольного возраста. С их помощью малыш может освоить счет, научить читать и узнать много полезной информации.

Однако бесконтрольное нахождение перед монитором компьютера приводит к тому, что крохи выбирают самостоятельно игры, которые не несут никакой образовательной нагрузки. Более того, они могут отрицательно повлиять на психику малышей. Игры, в которых происходит насилие, заражают агрессивностью детей.

Родители должны очень внимательно отнестись к выбору компьютерных игр, так как от них во многом зависит развитие способностей и поведения.

Более того, необходимо строго регламентировать время нахождения ребенка перед монитором. Малыш не должен играть более 20 минут в день. После компьютера целесообразно предложить крохе подвижные игры на свежем воздухе.

Готовимся к школе

Начиная с пяти лет, важно начинать психологическую подготовку малыша к обучению в школе. Она предусматривает следующие моменты:

детская школа

  • Знание алфавита;
  • Обучение элементарным навыкам счета;
  • Развитие знаний о природе и ее обитателях;
  • Способствовать умению разбираться во времени суток, днях недели;
  • Прививать способность заниматься учебной деятельностью определенное время;
  • Проводить мини-занятия в игровой форме.

Личный пример

Семейный очаг- то место, которое служит защитой, опорой и поддержкой. С помощью семьи происходит становление личности.

Родители могут сколько угодно рассказывать малышам о правильном поведении, однако эти рассказы не будут иметь воспитательного значения, если взрослые не будут придерживаться тех правил, которым учат.

Воспитать малыша правильно можно только на собственном примере.

Источник