Общение и развитие ребенка

Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.

Источник

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста .

Изучение общения показывает сложность , разнообразие , проявление этого явления. Сложность общения требует выделение его составляющих , описание структуры. Одним из часто  употребляемых является подход , при котором выделяются три  взаимосвязанных стороны общения:

— информативную ( или коммуникативную ), которая заключается в обмене информации между общающимися людьми;

  • взаимодействие ( или интерактивную), проявляющую в обмене между участниками общения не только знаниями , идеями , состояниями , но и действиями;
  • понимание ( или перцептивную), представляющую собой прогресс восприятия , оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

  Как показали исследования Л.С.Выготского , общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов.

     Роль общения в психическом развитии изучали также А.В.Запорожец, М.И.Лисина, З.М.Богуславская.

Значение общения для воспитания.

  Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое

как психологическая категория.  Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде.

     Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то ради чего у человека возникает данный вид активности.

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым.  Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии.

     Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками.

     При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

     Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.

     Таким образом, общение ребенка со взрослыми, сверстниками играет важную роль в психическом, умственном развитии, что влияет на воспитание.

Источник

Родители играют важнейшую роль в развитии навыков общения у ребенка. Исследования показывают, что родители, которые читают книжки и много общаются со своим ребенком, развивают у него более высокие навыки общения и больший запас слов.

Быть хорошим оратором дети учатся «с пеленок».

Вот несколько простых способов, как помочь малышу развить навыки общения:

Общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь.

Каждый день проговаривайте даже самые банальные вещи. Например: “Сейчас мы пойдем в ванную, что мы там будем делать? Какая там будет водичка? А после ванной мы оденемся и пойдем прогуляемся”.

Читайте, читайте и еще раз читайте.

Никогда не рано начинать читать своему ребенку книги. Начните с простых книжек с картинками, затем перейдите к небольшим сказкам, а когда он подрастет можно постепенно приступать к чтению больших рассказов. Время, проведенное в библиотеке и книжном магазине, еще больше прививает любовь к книгам. Конечно туда нужно приходить и читать или выбирать книгу для чтения, а не просто показывать ребенку, сколько тут книг.

Помните, то количество времени, которое Вы проведете со своим чадом напрямую отразиться на его навыках не только в общении.

Слушайте музыку вместе.

Маленькие дети очень любят не только слушать музыку, но и танцевать под нее. Выберите несколько добрых песен про животных и природу. Это позволит крохе познакомиться с окружающим миром. Существует множество прекрасных советских мультфильмов про животных, которые сопровождаются красивой музыкой. Конечно и сейчас выходят качественные мультфильмы, но перед просмотром необходимо изучить их самостоятельно.

Рассказывайте истории.

Если у Вас нет подходящих историй, то всегда можно что-то придумать или приукрасить. Истории, рассказанные из ваших уст, а не прочитанные где-то, будут стимулировать ребенка общаться. Особенно хорошо, если Вы насытите историю приключениями, различными необычными ситуациями и не забывайте о счастливом конце.

Слушайте.

Кроме того, что говорите Вы, обращайте внимание и на то, что говорит ребенок. Если его заинтересовали, например, кораблики, расскажите о них больше, развивайте тему. Задавайте уточняющие вопросы и взаимодействуйте с ребенком. Общение не должно быть “в одни ворота”.

Не критикуйте произношение.

Вместо этого просто повторите правильно, а если у малыша не получается, то аккуратно объясните. Не забывайте хвалить его за старания и особенно в те моменты, когда каверзное слово получилось выговорить правильно.

Дозируйте телевизор и цифровые развлечения.

Американская академия педиатрии рекомендует отказаться от телевизора детям до двух лет, а после двух смотреть не более двух часов в день. Конечно имеется множество образовательных телепередач, но далеко не все они взаимодействуют с ребенком. Это же касается и компьютерных игр, они хоть и интерактивны, но не используют идеи ребенка в полной мере.

Следите за гигиеной ушей.

Дети, ввиду своих анатомических особенностей, более склонны к инфицированию ушных ходов, а насыщенная жизнь повышает этот риск. Если инфекция уже развилась, то немедленно обращайтесь к педиатру. Когда лекарственные препараты назначены, внимательно следите за дозировками и правильным использованием лекарства.

В некоторых случаях, инфекция на которую не обратили внимания приводила к снижению слуха, а иногда и вовсе к его потере. А это в дальнейшем препятствовало развитию навыков общения у ребенка.

Побывайте в интересных местах.

Всегда увлекательно побывать с ребенком в зоопарке, океанариуме, музее и других подобных местах. Это развивает его языковые навыки и вызывает любопытство, которое стимулирует развитие и умственную деятельность.

Хорошим решением будет сводить ребенка в контактный зоопарк.

Более детальную консультацию Вы можете получить у своего педиатра. Он также обратит внимание на конкретные моменты.

Но главным всегда остается количество времени и внимания уделяемого малышу.

А еще у нас есть группа VK, каналы в Telegram и Instagram. Заходите и оставляйте свои вопросы и пожелания для следующих статей.

Источник

Значение общения в развитии ребёнка

       Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Главный источник социального развития – общение. В процессе общения ребёнок учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, усваивает определенные нормы поведения. Окружающая среда ребёнка непосредственно влияет на его развитие. Взрослый показывает свои навыки и умения, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.

       Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию советскими психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно–исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества . Отсутствие или дефицит общения со взрослым ставит в тупик социальное развитие ребёнка. Интересно, что речь не передаётся по наследству. Лишённые общения дети не будут говорить. В качестве примера — дети-Маугли. Их изредка находят среди животных (главным образом волков). Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие. Приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным».

      Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности — человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это первый акт общения, это не просто реакция, это — попытка воздействовать на взрослого.

      Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина.

      Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с  родителями. Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого.

      М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения  отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.

      Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет вне ситуативно-личностная беседа. Вне ситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

      Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

      В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации (лишения общения), неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами.

      Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка.

      Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое»  поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

       Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

      Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. 

Список литературы

1. Влияние общения с взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М., 1974.

2. Общение ребенка с взрослым как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974.

3. Выготский Л.С. — «Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики» электронная версия книги

Источник

Эпова Галина Петровна
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной проблемой, которую необходимо решить многим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым,что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.

Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.

Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Структура коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки – обширная категория навыков, которые необходимы малышу для познания окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. Развитие ребенка в этом направлении предполагает формирование ряда навыков,среди которых:

– хорошо поставленная речь;

– связное выражение мыслей и чувств;

– понимание невербальных сигналов, то есть мимики, движений и поз;

– начальные навыки работы в команде;

– распознавание эмоций, эмпатия;

– внимание к словам собеседника;

– способность вести конструктивный диалог;

– отвечать на вопросы ровесников и людей старшего возраста;

– знание основ этикета.

Дети, у которых эти качества развиты неравномерно, испытывают определенные трудности в общении. Обучающие мероприятия должны быть направлены на формирование всех перечисленных умений одновременно, ведь только комплексный подход поможет малышу почувствовать себя полноценным участником коллектива и интересным собеседником.

Развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в норме включает:

развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

– выработку у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности;

развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

– коррекцию нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками.

Формирование звукопроизношения, как правило, завершается к 4–5 годам. Началом овладения слоговой структурой слова считается конец этапа гуления, когда у детей начинает формироваться устойчивый слог.

В процессе овладения синтаксической стороной речи, процесс развития слоговой структуры слова продолжается. Логопедом А. Н. Гвоздевы, была установлена связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Так, согласно мнению ученого, дети начинают ранее произносить предложения, что состоят из трех и более слогов, нежели трехсложные слова. До этого многосложные слова могут быть сокращены. Процесс усвоения слоговой структуры предложения происходит довольно интенсивно в возрасте 2–2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава является крайне редким явлением.

По мнению A.Н. Гвоздева, языковое сознание имеет механизм, который является отражением словообразовательного уровня языка, состоящего из двух уровней.

1. Уровень собственно словообразовательный – обобщенное отражение способов образования новых слов; единица – универб (модель-тип у детей).Здесь могут быть выделены два подуровня: синтагматический, единица данного уровня – номинализованные предикативные синтагмы, и подуровень универбов.

2. Лексический уровень, который представлен совокупностью лексических единиц языка. Единицы – лексемы – представляют собой результат как действия словообразовательных механизмов, так и результат отражения и закрепления лексем.

Правила словообразования и, собственно, развитие коммуникативных умений формируются в результате взаимодействия этих уровней, при этом, в разном возрасте степень доминирования каждого из уровней является различной. На более поздних этапах лексический уровень занимает ведущее место, а посредством словообразовательного – обеспечивается актуализация закрепленных в сознании универбов.

Как и при нормах, так и при патологиях, развитие детской речи, развитие коммуникативных умений является сложным и многообразным процессом. Дети не сразу могут овладеть звукопроизношением, слоговой структурой слов, лексико-грамматическим строем, словоизменением и так далее. Так, одни языковые группы могут ими быть усвоены раньше, другие намного позже. Поэтому на тех или иных стадиях развития детской речи одни элементы языка могут быть уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда проявляется такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

В процессе развития коммуникативных умений ребенка,в процессе образования им слов с течением времени многое меняется: так, меняются средства и способы образования новых слов, словообразовательный характер ранее образованных слов, и так далее.

К началу дошкольного возраста ребенок в норме уже способен реализовывать различные коммуникативные действия и соответствующие им формы речевых высказываний. В этом возрасте начинается усвоение более сложных типов коммуникации, таких как рассказывание или совместное планирование. Также в возрасте от 3 до 6 лет происходит переход от одиночных или параллельно разворачивающихся игр к объединённым и корпоративным формам игры, которые тесно связаны с развитием совместного планирования – данный факт подтвержден в исследованиях М. И. Лисиной, Т. А. Репиной.

Большинством авторов, такими, как Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев, А. К. Маркова, Н. Х. Швачкин и многими другими были выделены следующие нарушения в развитии коммуникативных навыков нормально развивающихся детей: ошибки при добавлении количества слогов, пропуски слогов и звуков в слове, ошибки при сокращении групп согласных, перестановка звуков и слогов в слове.

Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Источник