Общее развитие и кругозор ребенка
Маленькие дети, едва начиная замечать окружающий мир, проявляют к нему самый настойчивый интерес. Все хочется рассмотреть, потрогать, изучить, а то и попробовать на вкус! Задача родителей — позволить ребенку удовлетворить свое любопытство, разумеется, под их строгим контролем. Дать потрогать кусочек ваты, макаронину, кошечку, камушек. Пусть ребенок запоминает свои ощущения от прикосновения, учится различать предметы и материалы по их качествам: камень холодный, а вода мокрая, крупа рассыпчатая, а стекло гладкое. А как только дитя начнет понимать вашу речь, необходимо разговаривать с ним об окружающей его природе, о том, что он видит, о том, как можно использовать свойства предметов. Подобные занятия пробуждают в ребенке чувство прекрасного, развивают интеллект, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Самое подходящее место для таких упражнений — улица. Выходя на прогулку во двор или сквер, не берите на себя роль молчаливого охранника, сводя свои функции исключительно к наблюдению за ребенком, будьте активны, будьте ведущим и заводилой, чтобы малышу было интересно гулять.
Зима
Снег — неисчерпаемый источник для наблюдений, игр, размышлений. Покажите ребенку различие между влажным и сухим снегом, между льдом и снежинками, обратите его внимание, как идет снегопад: хлопьями или отдельными снежинками. Покажите, как из снега лепить снежки и играть в них, скатайте снежную бабу. Обратите внимание ребенка на то, как деревья и кусты закутались, как в покрывало, в снег. Поймайте несколько снежинок и рассмотрите их вместе с малышом. Попутно уже можно вводить в словарь ребенка новые слова: кристалл, шестигранник. Пусть пока он их не может повторить, но как они звучат и что означают, он уже будет знать.
Зимой легче увидеть самых разных птиц, которые летом обычно прячутся в листве деревьев. Воробьи, снегири, галки, вороны, сороки, голуби, синицы, а кому повезет, то и дятел. В сквере можно покормить птичек семечками, и пока они будут насыщаться, можно рассказать о том, что большинство птичек улетели на юг и вернутся к нам только весной. Обратите внимание малышка на то, как блестят на солнышке перышки, на то, как птички различаются по окрасу, какие у них клювы и как они берут ими зернышки, какие у них лапки и коготки, как они машут крылышками, когда летят.
На горке покажите малышу лед и расскажите, чем он отличается от снега. Какой он? Гладкий, скользкий, прозрачный, твердый, холодный. А еще его ни в коем случае нельзя лизать.
Какое небо зимой? Серое, низкое. Солнышко — белое, светит слабо и совсем не греет. А что случилось с речкой или прудом? Они замерзли, рыбки ушли на дно и спят, вода холодная, купаться нельзя.
Весна
На весенних прогулках следует обращать внимание на те изменения, которые происходят в природе. На многочисленные ручейки и лужицы, на веселую капель — зима плачет, потому что ей пришла пора уходить, а в каждой капельке отражается солнце. Небо стало голубым, прозрачным, высоким, воздух свежий, пахнет весной. Птички повеселели и уже поют свои первые песни, радуются наступающей весне. Вспомните свое детство — сделайте бумажные кораблики и отпустите их в плавание по ближайшему ручью, это подарит незабываемые впечатления ребенку.
Весной изменения происходят стремительно, природа каждую неделю обновляется, и это — прекрасный повод вести наблюдение за тем, как растет травка, появляются листики на деревьях, как они увеличиваются с каждым днем, как пахнут молодые листочки, как появляются бутоны и первые цветы. А следом — и первые бабочки и пчелки. Можно и даже нужно показывать разные растения и говорить, как они называются.
Весна — время появления потомства у многих животных. Если радом с вами есть четвероногое семейство — можно показать его ребенку, рассказать, как называют детенышей у разных животных. Обратить внимание на то, что большое животное это мама, а маленькие — детки. Если вы живете в городе, то можно показать открытки или фотографии из журналов и интернета с изображением медведицы с медвежатами, кошки с котятами, собаки со щенками и т.д. Обязательно надо говорить о том, что дети животных, как все дети, нуждаются в защите и помощи. Что мама заботится о них, как умеет, а люди не должны причинять им зла.
Лето
Это время года весьма плодотворно для маленьких непосед — ведь летом многие отправляются на отдых к морю. Смена климата и окружающей природы представляет большой интерес не только для детей, но и для самих взрослых. У вас есть возможность сравнить речку, пруд и море — что больше? Какого цвета вода в море? А в речке? Солнышко на юге светит жарче, потому что он тут ближе к земле. Чем отличается эта местность от той, где вы живете постоянно? Ракушки, морские камни, рыбки, ящерки, дельфины, пальмы — все то, чего нет дома, будет очень интересно для ребенка. Если же вы остаетесь дома, то и тут есть чем заняться. Например, наблюдать за тем, как на яблоне формируются плоды, растут, наливаются соком и вкусом. Можно даже выбрать одно яблочко или грушу, и пусть этот плод будет «принадлежать» вашему сыну или дочке. Можно даже приклеить на него первую букву имени ребенка, вырезанную из бумаги — когда плод созреет, это «персональное» яблоко с отпечатавшейся буквой будет особо вкусным для ребенка.
Купание в реке или море — огромное поле для исследований. Переливайте вместе с ребенком воду из одной посудины в другую, пропускайте между пальчиков, пусть он попробует поймать водичку. Напомните ему, что зимой водичка замерзает и превращается в снег и лед. Играя с песком, не забудьте про старые добрые забавы: формочки для песка. Стройте с ребенком город, делайте фигурки, лепите песчаных колобков, копайте тоннели и ямы, прокладывайте дороги для игрушечных автомобилей.
В саду или в лесу растут ягоды, начинает созревать земляника, черника, смородина, вишня, малинка. Показывайте разные ягоды, давайте их пробовать, сравните вкус (сладкая, кислит), сравните форму (круглая, вытянутая, похожа на сердечко), цвет (красная, синяя, зеленая, желтая), размер, чем спелая ягодка отличается от незрелой. Если у вас есть огород, то покажите малышу, как растут разные овощи — картофель, помидоры, морковка.
Если начался дождь, то надо пояснить, что это капельки воды, которые падают с неба из тучки. А зимой дождик замерзает и становится снегом.
Не забывайте о листве и траве. Что произошло с ними летом? Они уже выросли, вместе цветов появились коробочки с семенами, это детки у травки и цветочков. Они упадут на землю, и из них вырастет новая трава, новые цветы. А в листиках живут разные насекомые, жучки, паучки, букашки, бабочки.
Осень
Осенью природа готовится к зиме — это основная тема ваших занятий. Осенью окружающий мир тоже очень быстро меняется. Трава и листва становятся яркими, разноцветными, листики с веток начинают падать на землю — деревья готовятся к зимнему сну. У зверюшек и птичек выросли дети, стали самостоятельными. Погода становится холоднее, солнышко не такое жаркое, темнеет раньше, а рассветает позже. Мы тоже готовимся к зиме, надеваем теплую одежду, теплые ботиночки, убираем велосипеды.
Во время прогулки по саду или по парку, наберите разноцветных листьев — их можно использовать для аппликации. Дайте ребенку подержать шишку, желудь, «носик» клена, орешек — пусть сравнит их, сравнит свои ощущения.
Осенью ребенок может принимать посильное участие в уборке урожая. Не забудьте про «именное» яблочко! Малышу можно поручить срывать яблоки и груши с низкорастущих веток и складывать их в общую корзину. Пусть соберет палочки с земли и отнесет в мусор. Если вам посчастливится увидеть косяк перелетных птиц, обязательно покажите их малышу.
Для того, чтобы расширить кругозор ребенка, не нужно обладать какими-то специальными знаниями и образованием. Просто рассказывайте ему все, что знаете о мире, что он в состоянии понять. Обращайте его внимание на все: на звезды и пролетевший самолет, на яркие качели в саду и на падающий листик. Эти семена взойдут потом обильными всходами, радующими и вас, и окружающих.
Азбука воспитания
Источник
Воспитание детей — это самая древняя профессия и не каждый взрослый успевает “квалифицироваться” в ней. Многим из нас приходится осваивать родительство параллельно с другими обязательствами в обществе, что сопрягается с эмоциональными и физическими нагрузками.
Общее напряжение сопровождается “выгоранием” в той или иной сфере, а ведь можно использовать простые,
проверенные способы для реализации задач по воспитанию или обучению детей без потерь ресурсного состояния. Когда я начинала свою деятельность в семейном Центре “Интернатива”, где мы обучаем детей и родителей использовать IT в учебе и делах, то я отмечала, что широкий кругозор ученика, является основой успешной работы с IT-проектами.
Целевые группы были разные от 9 до 14 лет и мы с командой преподавателей, психологов, исследователей решили
разработать программу по расширению кругозора у самых маленьких. С 2011 года в детских садах страны практиковались игротехники, когда дети в 3-5 лет самостоятельно создавали мультфильмы и “окунались” в миропознание.
После трех лет педагогической практики, мы убедились, что данная технология очень эффективна и может активно применяться в домашнем обучении, при этом любой родитель способен курировать процесс.
В чем сила метода “Юный мультипликатор”
Дошкольники — “почемучки” и это знает каждый родитель. На разные вопросы ребенка можно передавать ответы
через креативную работу в мультстудии. Поговорив с ребенком на новую тему и раскрыв ему понятие простыми словами, пусть он расскажет историю, выдав свою версию в виде мультфильмов, которые малыш создает сам.
Например, представлю опыт работы молодой воспитательницы с дошкольниками. Посмотрите, как малыши осваивают навык приготовления винегрета.
На креативной сессии за 15-25 минут, ученик выбирает сцену для мультфильмов, героя, запоминает новые английские слова, формирует мыслеформы о том, что нужно для приготовления винегрета, описывает образы, логически связывает понятия и пр.
Главное условие этого подхода — естественное ведение беседы с интеграцией создания визуальных образов и английского языка. Сторителлинг и брифинг должны проходить в непринужденной обстановке. Через 2-3 недели создания мультфильмов по 1-2 минуте родитель и дошкольник получает невероятный результат развития.
Ребенок в 3-5 лет запоминает 12-15 новых понятий и пять видов мышления активируются на такой уровень, что родители удивлялись, как изменился их наследник: стал усидчивее, рассудительнее, дисциплинированнее, креативнее или добрее!
Прошло немало времени с 2011 года, подросла моя старшая дочка, став интеллект-тренером и преподавателем этой технологии. Вторая наследница — малышка София с 2-х лет “окунается” в миропонимание, создавая свои мультфильмы. Помогают весело расти нашей трехлетке программа Toontastic 3D, а также беседы с мамой, папой и сестрой. Повторите это, дальновидный родитель!
Через творчество будьте ближе со своими детьми (в любом возрасте). Для собственного вдохновения и расширения детского кругозора
используйте метод — “юный мультипликатор”. В сотрудничестве с нашей командой из Центра “Интернатива”, осознанное родительство может долгосрочно реализовываться с радостью. До встречи на вершинах творческого интернета и — всех Вам благ!
от Марченко Веры (эксперт социалномики, разработчик дистанционной модели обучения цифровым навыкам)
Источник
Советы родителям дошколят
Как расширить кругозор ребенка?
Уже с первых месяцев жизни заботливые родители развивают ребенка, малыш растет и встает вопрос — как расширить кругозор карапуза? Родителям интересно — как познакомить его с окружающим миром цветов, форм и предметов, рассказать об интересном и увлекательном мире в доступной форме? На самом деле, это не сложно, нужно просто уделять общению с ребенком много времени, не считая, что пока ему еще рано активно познавать мир — время летит очень быстро. А самый большой объем информации об окружающем мире мы получаем именно в раннем детстве.
Время для старта
Расширять кругозор ребенка нужно последовательно, но непрерывно, с самого раннего возраста. Развивающие игры и занятия, прогулки и поездки — все это способствует развитию навыков, умений и расширению кругозора. Чем больше внимания родители будут уделять малышу, разговаривая с ним и знакомя его с окружающими вещами и предметами, тем больше он для себя узнает и открывает нового.
Важным для ребенка становится общение с природой и ее красками, звуками и запахами, а также с ее большими и маленькими обитателями от насекомых до крупных животных и птиц. Не нужно думать, что если ребенок не говорит, то он ничего еще не понимает и не запоминает, — это ошибка. Чтобы начать говорить, малышу нужно накопить пассивный словарик из всех тех слов и понятий, что он слышит от вас и других. Поэтому на любой прогулке разговаривайте с ребенком и обо всем рассказывайте, основные слова выделяйте голосом и говорите медленно, чтоб кроха запомнил.
Еще одной ошибкой родителей является их желание сюсюкать с малышом, искажая слова, заменяя кошку «кисой» или «мур-мур», машину «бибикой», а других детишек «лялями». Это неправильно и нарушает нормальное восприятие мира, тормозит развитие нормальной речи. Говорите с ребенком как со взрослым собеседником, немного облегчая свои рассказы и говоря немного медленнее обычного. Возвращайтесь к одной и той же мысли несколько раз, чтобы малыш запомнил то, о чем вы говорили.
Полезно расширять кругозор не только за счет слуховых и визуальных образов, но и за счет тактильных ощущений — не запрещайте малышу трогать предметы, возиться в песке и даже грязи, ведь у всех дома есть ванна и мыло, а бесценный опыт тактильных ощущений, разница фактур, температур и плотности малыш приобретет только ощупав все предметы руками. Это поможет ему в дальнейшей жизни быстрее ориентироваться в окружающей обстановке, и, возможно, в будущем приобрести себе профессию.
Играть везде и во все!
Очень полезно вовлекать ребенка не только в подвижные и активные игры, но и в ролевые, познавательные и развивающие. Необходимо познакомить ребенка с вашим местом работы и потом поиграть в игры, имитирующие рабочую деятельность. Полезно наблюдать за строительством домов и самим проигрывать дома эти увиденные ситуации (например «растить» сад и огород, хотя бы даже на окошке).
Полезны игры в космонавтов, летчиков, туристов, — словом, такие, где необходимо узнавать о чем-то новом (планетах, странах, континентах, поездках и транспорте, мире и т.д.)
Отлично помогает развитию чтение книг со стихами, просмотр журналов с яркими картинками о природе, животных, птиц или насекомых.
Наконец, всеми любимые сказки — это не только увлекательный мир, но и отличное расширение кругозора, ведь в них рассказывается о моментах истории, о разных странах и обычаях, о людях.
Как расширить кругозор ребенка, если ему уже четыре года и больше?
Как расширить кругозор В этом возрасте малыши впитывают информацию как губка, и уже достаточно самостоятельны — поэтому с ними можно путешествовать, ездить в недолгие поездки, ходить в театры и кино, на вставки и в музеи. Им будет очень полезно посещение кружков и секций, занятия по развитию внимания и воображения.
Расширение кругозора детей напрямую зависит от кругозора родителей, во многом наши дети копируют наши привычки и особенности поведения и общения, нашу страсть к путешествиям, изучению новых мест. Читайте с детьми книги о путешествиях и разных странах, планируйте поездки или, если нет возможности, отправляйтесь в путешествия виртуально: скачивайте красивые картинки из интернета и изучайте по ним природу, страны, профессии и многое другое.
Перед школой
В возрасте 5-7 лет на первое место в расширении кругозора выступают различные пособия: детские энциклопедии по изучению тела человека, атласы животных и птиц, исторические события, марки машин и т.д. Выбрать книги по интересам проще простого — зайдите с ребенком в книжный магазин и пролистайте несколько книг, выберите ту, что понравится ему больше всего. А можно ежемесячно покупать новую серию энциклопедии — сегодня в продаже большой выбор толковых и грамотно написанных книг.
Как расширить кругозор Отличным дополнением станут обучающие и развивающие игрушки — различные конструкторы, головоломки, настольные игры, пазлы. Подберите для ребенка несколько игр, которые заставляют узнавать новое — игры требуют ответов на вопросы, например, «какие животные живут в Африке, какие птицы, какая там природа?». Это заставит ребенка искать ответы в книгах, интернете, спрашивать у друзей и вас самих, что очень увлекательно и познавательно. Можно подключить к развитию ребенка и компьютерные игры, но они должны быть по возрасту и развивающие, а не бестолковые «пулялки-бродилки» без общего смысла и логики. Интересны игры, где нужно разгадывать головоломки, открывать кодовые слова, складывать ключевые фразы или находить в предметах соответствие.
Отличным местом для отдыха и развития ребенка станет зоопарк, цирк или океонариум, только обязательно отвечайте ребенку на все его вопросы, возникающие по ходу, а не отмахивайтесь — «ты еще маленький, вырастешь — поймешь». Полезны походы на выставки и в различные музеи, тогда вопрос «как расширить кругозор» ребенка перед вами возникать не будет. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Просто уделяйте малышу достаточно времени и больше с ним бывайте в различных интересных местах! Глядишь, и собственный кругозор попутно расширите…
Источник
Книги — универсальный учитель. Правильный подбор библиотеки вашего чада может сыграть огромную роль в том, что из него вырастет в будущем. Чтобы сберечь вам время, мы сделали небольшую подборку познавательных книг для развивающегося ума.
Познавательные сказки
«Познавательные сказки» очень нужная книжка. В ней собраны маленькие сказки Е. Пермяка, М. Горького и Л. Воронковой об окружающих нас вещах. С помощью коротких историй детям легче объяснить важность и нужность каждого предмета. Рисунки к сказкам нарисовали В. Чижиков, Ю. Молоканов, Э. Булатов и О. Васильев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Кто там под кроватью
Каждый вечер Лео слышит какой-то странный пугающий шум, как будто под его кроватью кто-то живёт. Он никогда не высовывает ноги из-под одеяла, чтобы чудище не схватило его. Но однажды ночью Лео находит в себе смелость посмотреть страху в глаза и заговаривает с монстром…
Линда Бейли написала более двадцати книг для детей. Она — обладатель многочисленных премий, таких как The California Young Reader Medal и The Georgia Children’s Picturebook Award. Иллюстратор Колин Джек уже долгое время работает аниматором и успел выступить как продюсер мультфильма «Монстры на каникулах». Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Что делать, если?
Известный детский психолог Людмила Петрановская в увлекательной форме расскажет вашему ребёнку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми дети сталкиваются на каждом шагу. Красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности. Рекомендуется детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Петька-микроб
В книгу «Петька-микроб», помимо забавных и познавательных историй про разумного малолетнего микроба, вошли новые сказочные истории под названием «Пузыри и лужи». Их главная героиня – вода. Маленькая, шустрая, озорная, но очень ответственная. Хорошая подружка для Петьки. Жаль, что они не знакомы. Но вот теперь в одной книжке и познакомятся.
Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Затерянный в четвертом измерении
Книга «Затерянный в четвёртом измерении» — это увлекательное путешествие, где именно читатель является главным героем. Почувствуй себя отважным пилотом, волею судьбы заброшенным в неизведанное измерение, полное опасностей и удивительных существ. В конце каждой страницы тебе предложат разгадать загадку и дать правильный ответ. Продвинуться вперёд и вернуться в своё измерение ты сумеешь, если ответишь правильно. Для среднего школьного возраста.
Химия — просто
Книга об истории развития человеческой цивилизации с точки зрения химии. В книге последовательно описываются химические элементы в порядке, в котором они были открыты и какой вклад они внесли в развитие технологий на момент их открытия. Описывается: открытие, применение, некоторые забавные факты об элементе, основные свойства, которыми пользуется человек. Для среднего и старшего школьного возраста.
Любительская астрономия
Астрономия — одна из самых увлекательных наук, и одновременно одна из немногих современных областей знания, в которой ощутимую научную ценность могут принести исследования непрофессионалов. Кроме того, любительская астрономия — очень зрелищное и захватывающее хобби. Чем притягательны для нас просторы Вселенной, как люди открывали для себя ее тайны, какие виды астрономических наблюдений доступны любителям и чем астрономы-любители могут помочь профессионалам даже сейчас, в век высоких технологий и гигантских телескопов? Обо всем этом юный читатель узнает из книги. Для среднего и старшего школьного возраста.
Необыкновенные приключения Карика и Вали
Мечта стать маленьким и увидеть мир глазами крошечного существа во все времена владела детьми с воображением. Стоит вспомнить хотя бы Алису в Стране Чудес. Карику и Вале повезло — они уменьшились. А вот насколько трудно им пришлось в огромном мире обыкновенной лужайки, среди гигантских чудовищ, в которых превратились совершенно не опасные для человека насекомые, — вы узнаете, прочитав прекрасную фантастическую повесть «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри (1900—1977). Для младшего школьного возраста.
Ветер в ивах
Сказочная повесть «Ветер в ивах» Кеннета Грэма впервые была опубликована в Англии в 1908 г. и сразу же стала невероятно популярной, а её автор — знаменитым. Сказочная повесть о приключениях четырёх основных героев — дядюшки Рэта (Водяная крыса), мистера Крота, мистера Барсука и мистера Тауда (Жаба). Изумительные иллюстрации Инги Мур переносят читателей в сказку, с героями которой не хочется расставаться.
Сказочная повесть переведена с оригинального издания. Для младшего школьного возраста.
Гарантийные человечки. Гарантийные возвращаются
«Гарантийные человечки» и продолжение «Гарантийные возвращаются» — две веселые и поучительные повести Эдуарда Успенского, в которых рассказывается о маленьких человечках, живущих внутри всевозможных сложных приборов и обеспечивающих их исправность в течение гарантийного срока. Произведения входят в Программу детского чтения в начальной школе. Для младшего школьного возраста.
Русский язык. Грамотные коты
Завсегдатаям Рунета давно знаком «Русский язык в КОТАХ» — серия картинок, посвящённых правилам русского языка. Забавные коты и один лев уже несколько лет помогают писать грамотно и указывать на ошибки, не обижая собеседника. Педагог по образованию и художник по складу души, Анна Беловицкая (dalwen) нарисовала уже более ста «котошпаргалок», ориентируясь на образное мышление и ассоциативные связи. Особое внимание она уделяет тем случаям, когда ошибка может изменить смысл высказывания. Впервые под одной обложкой вы найдёте не только знаменитых котов, но и подробный разбор каждого случая. Скучные правила и длинные формулировки уступили место понятным объяснениям и весёлым примерам. Для среднего школьного возраста.
Русский без нагрузки
Эта книга уже вполне сгодится для чтения не только детям, но и взрослым. Юлия Андреева и Ксения Туркова подобрали типичные ошибки в речи, письменной и устной, объяснили их простым языком и упаковали в понятную для читателя форму — с помощью мнемонических стихотворений и почти 120 забавных и запоминающихся иллюстраций любой научится отличать «вообще» от «в общем», «одеть» от «надеть» и даже « вследствие» от «впоследствии». Вашему ребенку кажется, что русский язык — это скучно и бессмысленно? Удивите его. Для старшего школьного возраста.
Охотники за микробами
Без шуток одна из лучших научно-популярных книг всех времен и народов. Посвящена, понятное дело, истории микробиологии. Она была издана в 1926 году, переведена на все языки мира и до сих пор регулярно переиздается и пользуется огромным успехом у читателей. Новые и новые поколения читателей открывают для себя историю первых микробиологов, вступивших в борьбу с извечными врагами человечества — болезнетворными микробами. Вполне возможно, что эта книга вдохновит и ваше чадо стать ученым. Для старшего школьного возраста.
Безумие ли?
«Безумие ли?» — в этом вопросе таится много эмоций: и страха, и буйства, и тоски — того, что является традиционным проявлением психического расстройства. Психиатрия глубоко вошла в нашу повседневную жизнь, слова «дурак», «кретин», «псих» являются маркерами того, чего мы сами боимся, от чего отгораживаемся и не принимаем. А массовая культура активно эксплуатирует образ сумасшедшего преступника, некоего дракона, с которым сражается герой. Но так ли видят все это психологи и психиатры? На основании чего мы даем им право решать, где эта грань между нормой и патологией? Познавательное чтение для старшего школьного возраста.
***
Понравилась статья? Хотите больше интересных материалов о литературе? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал издательства АСТ!
Источник