Образовательный процесс в доу как процесс развития ребенка

Билет №18

Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.

5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак­тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

Понятие образовательного процесса в ДОУ;

В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ).

Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО).

принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процессасистема исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).

Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.

Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.

Принцип учета возрастных возможностей детей. Данный принцип реализуется через идею ампфлификации(обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип инди­видуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессесвязан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения:интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).

Принцип сотрудничества субъектов педагогического процессаориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.

Принцип гуманизации отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений.

Образовательный процесс выполняет ряд функций:

— развивающую,

— социализирующую (воспитывающую),

— информационную (обучающую),

— адаптивную.

2. Теоретические основы социально – личностного воспитания дошкольников. Задачи, принципы, содержание, средства и методы социально – личностного воспитания дошкольников.

Воспитание этических норм поведения у ребёнка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

• 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

• 2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

• 3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка кратко

• 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

— формирование нравственного сознания;

социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

— нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

— доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Условия социально — нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно — поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного (по С. А. Козловой). Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например: программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С. А. Козловой и др. Программой нравственного воспитания дошкольников«Дружные ребята» Р. С. Буре и т. д.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания(от формирования основбезопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возрастазаключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

— ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

— организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в

предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

— общение с природой;

— художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Социально-личностное воспитание –выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность общественной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями. Нормами и правилами, принятыми в обществе.

Принципы социально-личностного воспитания(они же принципы воспитания):

— Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса (организация многостороннего педагогического влияния на ребенка, через систему целей, содержания);

Принцип гуманизации воспитателя (самоценность дошкольного возраста и личности ребенка, уважение его прав);

Принцип педагогического оптимизма (опора на положительное в личности ребенка)

Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе (человек развивается в активной самостоятельной деятельности);

Принцип создания перспектив движения к новым целям(необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения);

принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных особенностей детей.

— принцип взаимодействия сотрудничества педагога с родителями.

Задачи социально-личностного воспитания :

— становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру (людям, природе, рукотворному миру, своей семье)

— развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявлять заботу о других людях.

— воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками;

— воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и детьми;

— Развитие основ самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности.

Основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях. В результате у детей формируется положительный образ «Я» включающий:

— образ физического «Я», какой я, (возраст, вес), кто я (гендер);

— образ социального «Я», я в семье и в кругу сверстников.

— образ реального «Я»- что я умею делать;

— образ моего будущего «Я» — кем хочу быть.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Мария Бутакова
Особенности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения

Педагогический процесс – это специальное организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, системность и процессуальность (деятельностный характер).

Цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. Педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Проблема дошкольного образования оказалась в поле зрения исследователей лишь в самое последнее время. Выполнен ряд исследований (Н. В. Войниленко, И. Б. Едакова, Л. Л. Иванова, Е. С. Комарова, Е. Ф. Купецкова, С. Г. Молчанов,Т. И. Оверчук,И. А. Рыбалова и др., в которых выделены факторы и условия достижения качества дошкольного образования.

Читайте также:  Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Однако специальных исследований по выявлению организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления качеством дошкольного образования до настоящего времени не проводилось. В связи с этим, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется потребностью создания теоретических основ влияния организационно-педагогических условий на управление качеством образования в дошкольных организациях.

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Непосредственная образовательная деятельность — это совместная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.

Основные формы образовательной деятельности: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач.

Главная особенность организации образовательной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении — это уход от занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процессэффективных форм работы с детьми: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Для решения определенных задач развития и обучения в различных видах детской деятельности необходимо выделить форму совместной деятельности — это образовательная ситуация.

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.

Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т. д., так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Образовательные ситуации могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.

Таким образом, основные тезисы организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А.Короткова: включенном ближнем воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства)

Цели образовательнойдеятельности в режиме дня: охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья; формирование у детей основ безопасности собственной жизни деятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Освоение первоначальных представлений социальных отношений. Формирование у детей положительного отношения к труду.

Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранение природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.

Характер связей между участниками педагогического процесса

Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, то есть субъект-субъектные отношения педагога и детей.

При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую палитру ролевых взаимоотношений и сотрудничества.

Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта – совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процессакак системы характеры следующие признаки:

целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса.

структурность. Структура педагогического процессавключает следующие основные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный;

открытость. Педагогический процесс детского сада – открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека;

множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

В ходе организации педагогического процесса педагог решает разные по содержанию, уровню сложности, масштабности результатов задачи. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.

Источник

вера васильченко
Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ»

Организация образовательного процесса в ДОО

В. М. Васильченко,

пгт Яя, Кемеровская область.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость модернизации дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандарт дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль организации образовательного процесса, который охватывает весь временной отрезок, нахождения ребенка в ДОО.

Это:

совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;

образовательная деятельность в режимных моментах;

самостоятельная деятельность детей.

Грамотно составленная модель воспитательно-образовательного процесса в ДОО служит путеводителем для педагога, поможет решить задачи качественного образования. При организации работы с детьми важно учитывать, что основной формой работы в дошкольном возрасте и ведущим видом деятельности для них является игра.

Специфика организации образовательного процессав соответствии с ФГОС предполагает:

индивидуальную,

подгрупповую

фронтальную формы работы с воспитанниками

Читайте также:  Общие закономерности рост и развитие ребенка

Задача педагога — организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность удовлетворять потребности и развивать способности, сохранять свою индивидуальность, создавать условия для принятия решений,выражения своих чувств и мыслей Педагог должен вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов, поддерживать инициативу детей. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии. Всё это приводит нас к тому, что современный педагог должен включать в процесс информационно-коммуникационные технологии, проектную деятельность, игровые, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательного процесса.

Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми как технология реализации ФГОС. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны разные способы реализации «включение» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. Возможно, именно такая позиция обеспечит переход от подталкивания, наведения и подведения детей – к поддержке, сотрудничеству и вовлечению в общее, значимое для каждого субъекта, дело. Сегодня педагоги уже способны оказывать помощь, не делая ничего за ребенка, поощряя в нем активность и вместе делая открытия.

Такую позиции Н. А. Короткова называет «партнёрская модель».

Другой способ в партнерской деятельности заключается в том,что педагог предлагает детям: «Давайте сделаем…». Подобный способ также оставляет для детей возможность выбора.

Например, при проведении непосредственной образовательной изобразительной деятельности мы перед собой ставим цель познакомить и научить детей использовать тот или иной способ лепки, а тему лепки или образ каждый ребенок должен выбрать сам, опираясь на своё настроение, желание в данный момент. И мы его должны поддержать, и договорится с ним.

Взрослый не учитель, а партнёр, который имеет такое же рабочее место, как и ребенок (имеется ввиду во время какой либо деятельности, изобразительной, поисково-исследовательской и т. п., равные права и обязанности, следовательно, у воспитателя должно быть рабочее место рядом с детьми и часть работы, которую он должен выполнять с таким же наглядным материалом и т. д. Ребёнок и взрослый являются равными по значимости. И каждый становится субъектом равного взаимодействия. Активность ребенка должна быть не меньше взрослого. Уважая ребенка, его интересы, предпочтения, настроение педагог должен дать ребенку свободу выбора – принимать участие или нет вместе с другими детьми в совместном деле, включать в деятельность не по принуждению, а по собственному желанию, но при этом, вправе потребовать уважения к участникам деятельности.

Организуя любой образовательный процесс, педагог, прежде всего должен создать такую мотивацию, которая способна подтолкнуть ребенка к получению новых впечатлений, вызвать интерес к предстоящей деятельности в определенное время. Но мотивационная ситуация должна соответствовать возрасту детей.

Отказ от учебной модели в детском саду, подводит педагогов к выбору новых форм работы с детьми, которые позволят обучить дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей. Организуя образовательную деятельность детей, современный воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

В совместной деятельности воспитателя и детей уместно опираться сегодня на рекомендации Н. А. Коротковой и Н. Я. Михайленко, в которых структура педагогического процесса определяется позицией равного партнёрства. Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. При организации самостоятельной деятельности ребенок должен сам определить, чем бы он желал заняться во время самостоятельной деятельности, а роль педагога заключается в умение грамотно организовать эту деятельность, помочь ребенку определиться, направить при этом используя активные методы. Возникают ситуации когда ребенок длительное время выбирает один и тот же вид деятельности, задача воспитателя направить ребенка, обеспечив ему зону ближайшего развития и желание заниматься другой деятельностью.

Таким образом, педагог, организовывая образовательный процесс должен поддерживать детскую инициативу, пробуждать и поддерживать детскую любознательность, стремиться к созданию условий для комфортного проживания и эмоционального благополучия наших воспитанников в условиях развивающего пространства детства.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Короткова, Н. А., Образовательный процесс в группах детей дошкольного возраста / Н. А. Короткова // М., Линка-Пресс. – 2012 г., — 208 с.

3. Скоролупова, О. А., Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание :ежемесячный научно-методический журнал : основан в 1928 году / Ред. Т. И. Гризик, Е. Ю. Агарева. – 2010. – №8 2010г. – с. 6-15.

4. Свирская, Л., Роменская., ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Л. Роменская// Великий Новгород, НИРО,-2014.,- 60 с.

Источник