Обогащение сенсорного опыта ребенка способствует развитию

Обогащение сенсорного опыта ребенка способствует развитию thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Ивушка» Курского муниципального района Ставропольского края

Обогащение сенсорного опыта

детей 2-3 лет в разных видах деятельности

Воспитатель: Коханова. Л. И.

ст.Курская

2019г.

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного восприятия, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей. Каждый человек, только появившись на свет уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

Сенсорикой — называется система, направленная на восприятие окружающего мира. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, на сколько, совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Для того, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми я поставила перед собой следующие задачи:

— Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

— Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов ( в цвете, форме, величине);

— Постепенно усложнять развивающее задачи и условия игры.

— Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

— Повышение умственной активности и решении предлагаемых задач;

Значение сенсорного восприятия состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-является основой для развития воображения;

-развивает внимание;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

-влияет на расширение словарного запаса ребенка.

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности является игра. Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучают растения, животных.

В играх на внимание ребенок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Задача «быть внимательным» становится понятной и актуальной для ребенка. Для того чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания — целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и способность управлять им нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка.

Для развития зрительного восприятия я использую мозаики, рамки-вкладыши, рисование на зеркале крупой. Для самостоятельной деятельности предлагаю детям дидактические игры на закрепление цвета: « Собери бусы» , «Разноцветные колечки», «Цветное лото», «Собери цветочек», «Разложи листочки», «Собери ленточки».

Детям интересно играть в подвижные игры:

« Найти домик зайчика», «По следам найти Мишку». Провести исследовательскую работу, узнать, где и какого цвета домик зайчика или найти где спрятался Мишка. Если ошибаются, я ставлю так вопрос, чтобы ребенок мог сам догадаться и сразу же все исправить. Игры всегда проходят с хорошей активностью и эмоциональным подъемом.

Интересные задания выполняли с детьми на фланелеграфе. Побуждала детей к действиям с различными фигурами — «выложить дорожку из квадратиков зеленого цвета по которой пройдет зайка». Фигуры раскладывала, поясняя свои действия : сделай дорожку из квадратиков зеленого цвета по которой сейчас пройдет зайка. Возьми зайку, и покажи, как он пойдет по дорожке зеленого цвета. Цель этой игры – закреплять знания о цвете.

При уборке строительного материала привлекала детей тоже через игру. Некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету. Мною были подобраны игры с предметами. Показывая парные предметы, отличающиеся друг от друга по величине, я давала следующие задания детям: —

«Где большой мячик?»;

-«Где маленький мячик?»;

-«Принеси мне большого мишку»;

-«Принеси мне маленького мишку»;

Работая над развитием осязательных ощущений детей, я ставила перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Так же, я старалась подбирать игры, цель которых – открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательным и значимыми, говорящими о чем-то важном в этих играх дети учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей. Игра «Кто что услышит?». Ставила перед детьми ширму и звенела в колокольчик , стучала в барабан, бубен, играла на дудочке. Задача детей была – отгадать, каким предметом был произведен звук.

Игра «Тихо – громко».

Задача детей:

Развивать умение менять силу голоса, говорить, то тихо, то громко. Для этого подбирала игрушки разных размеров – большую и маленькую собачку, кошечку, игрушки, звук которых можно имитировать.

В своей работе, я пришла к выводу, что одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие с родителями. Работая с родителями, провожу консультаций по теме: « Развитие тактильной памяти на основе игр, используемых на

занятиях». Им очень нравится участвовать в предложенных играх. Используемые мною на занятиях с детьми дидактические, подвижные игры я предлагала родителям в виде памяток — рекомендаций для закрепления дома.

При уборке строительного материала привлекала детей тоже через игру. Некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету. Мною были подобраны игры с предметами. Показывая парные предметы, отличающиеся друг от друга по величине, я давала следующие задания детям: -«Где большой мячик?», -«Где маленький мячик?», -«Принеси мне большого мишку», -«Принеси мне маленького мишку».

В своей работе, я пришла к выводу, что одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие с родителями. Работая с родителями, провожу консультаций по теме: « Развитие тактильной памяти на основе игр, используемых на занятиях». Им очень нравится участвовать в предложенных играх. Используемые мною на занятиях с детьми дидактические, подвижные игры я предлагала родителям в виде памяток — рекомендаций для закрепления дома .

В результате у детей стало активно развиваться мышление , воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и явлениям окружающего мира. Они научились различать цвета, и использовать сопоставления объектов. Например, накладывание объектов друг на друга(в случае ознакомления с формой) ; прикладывания их друг другу с уравниванием по одной линии(при знакомстве с величиной ); и прикладывание вплотную (при распознании цвета). Они познали свойства окружающего предметного мира (твердый — мягкий, легкий – тяжелый). Игра является универсальным способом сенсорного развития младших дошкольников, позволяя интегрировать решение специфических задач по сенсорике в процесс физического, умственного, нравственного, психического развития детей, создавая атмосферу успешности.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1391»

дошкольное отделение №1

Доклад на тему:

«Обогащение сенсорного опыта

младших дошкольников.»

Подготовила:

Воспитатель Могильная Т.В.

г. Москва 2016 год

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания окружающего мира. Успешность воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Профессор Н. М. Щелованов, называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала центральное место. Представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтерссори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др., были разработаны дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Советские ученые, психологи и педагоги А. В. Запорожец, А. И. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков разработали дидактические принципы.

Первый принцип обогащение и углубление сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей.

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета.

С природным миром мы знакомим детей на занятиях. Проводили цикл занятий по ознакомлению с формой «Волшебный кружок», «Квадрат», «Цветные кубики».

По ознакомлению с цветом: «Красный цвет,» «Желтый шар», «Рыболов», «Найди домик для мышки». Используем разнообразные дидактические, экологические игры. «Угадай», «Найди, что покажу», «Найди, что назову», «Угадай, что в руке», «Чудесный листочек», «Угадай, что съел», «Найди, о чем расскажу». В играх с природным материалом использовали знакомые овощи и фрукты. В этих играх уточняются и обогащаются представления ребенка о свойствах и качествах растений, формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности.

Своеобразие и красота изменений в природе производят на ребенка неизгладимое впечатление. Ознакомление детей с природой осуществляется в основном через непосредственное и активное восприятие ее явлений

Осенью наблюдали за дождями, за ветром, на земле много листьев – желтых, красных, оранжевых. Дети самостоятельно находили на участке березу, рябину, собирали листочки, на клумбе называли цветы.

На участке проводили игры с листочками. Задания несложные: найди листья одинаковые с образцом окраски и величины; разложи листья одного цвета по возрастающие и убывающие величины; найди самый большой и самый маленький (желтый) красный лист.

У детей формировала представление о том, что у растения имеются листья, цветы, стебель. Малыши наблюдали, как поливаю растения, мою листочки. Постепенно появлялся интерес к растениям, дети предлагали свою помощь в поливке растений. Объясняла, как отличать сухую почву от влажной (по цвету и на ощупь) и устанавливать поливки. Показывала детям приемы ухода за комнатными растениями с широкими плотными листьями. Показ сопровождала пояснениями. Надо отжать тряпочку, чтобы с нее не капала вода, расправить и положить на ладонь. Другой рукой поддерживать листок снизу. Медленно проводить тряпочкой по листу в одном направлении – от черенка к концу (сначала сверху, потом снизу). Затем следует прополоскать тряпочку и также протирать следующий листок. Обязательно хвалить детей, обращая внимание на то, какие стали растения красивые, чистые.

Парные картинки «Во саду ли, в огороде» предоставляют возможность систематизировать знания о природе, воспитывать умение по слову восстанавливать образ предмета.

Зимой с детьми наблюдали за снегом. Первый снег всегда удивляет детей. Это натолкнуло на мысль о необходимости проекта о снеге. И в январе 2016 года мы создали совместный с детьми проект «Снежинка». Целью проекта было создание условий для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников младшего возраста в процессе разработки совместного образовательного проекта «Снежинка» взрослого и ребенка.

Наблюдали за голубями и воробьями. Подкармливали птиц. Использовала во время наблюдения художественное слово.

Организуя природоведческие знания с детьми решала три группы задач:

1) Последовательно, в определенной степени формирование у детей знания о природе, трудовые навыки, разнообразные умения;

2) Использование природоведческое содержание занятий для усвоения детьми речевых умений (усвоение словаря, грамматически правильной и чистой речи и т. д.);

3) Формировала отношение к природе.

Природа повседневно воздействует на ребенка, но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник.

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка.

Взрослые должны приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками». Она шепчет тебе: «Спасибо, Дашенька, что ты меня ласково погладила! »

Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой. Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красавица, травушка – муравушка, «зайчик — побегайчик».

Вводить элементы игры, побуждая малыша к широкому взаимодействию с природными объектами (покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой, какой она стала, когда выросла и т. д.)

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали.

Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой — во внеучебное время у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.

Самостоятельная исследовательская деятельность детей вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление. В своей работе использовала пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. Для развития слухового внимания у детей в своей практике применяем различные игры: «Угадай, чей голосок», «Постучим, погремим!», «Кто там?». В сенсорномоторном уголке у нас есть набор «шумелок», которые сделаны из пластиковых контейнеров с различными наполнителями. В фонотеке много записей с различными звуками природы (шум воды, моря, голоса птиц, животных) которые также помогают детям в развитие у них слухового восприятия окружающего мира.

Анализ проведенной деятельности показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Источник

          Значение сенсорного развития детей раннего возраста трудно переоценить.

 Сенсорное развитие в раннем детстве происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т.д. Поэтому ребенок всегда трогает предмет, берет его в рот, чтобы  понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети, также как  и мы, когда-то, познают  и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получил благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но все что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словесно взрослым. Ребенок получит полную информацию о предмете, явлении, деятельности, если педагог  использует все виды сенсорного воздействия на сенсорную систему ребенка. Нельзя педагогу  забывать об эмоциональном фоне, который создает благоприятные условия для усвоения информации и применения ее в дальнейшем.

По мнению Э.Г. Пилюгиной, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтенссори, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Саккулина, Е.И. Михеева, А.П. Усова и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение сенсорного развития, является одной из основных сторон  раннего  воспитания.

И педагоги, и психологи, и физиологи — все сходятся на том, что в интеллектуальном развитии ребенка ран­него возраста предметная деятельность является веду­щей.

Однако решающими в сенсорном развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т. е. общение, обучаю­щие воздействия взрослого, влияние окружающей дидактической среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ре­бенка.

Анализ исследований показал, что непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному развитию, ставит и решает следующие задачи:

Ø формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круг, треугольник, квадрат, кирпичик),  количестве (много, один), различать величину: большой – маленький;

Ø создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом и игрушками;

Ø  воспитывать  у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата.

В связи с этим было проведено исследование на базе Дома ребёнка при ФКУ ИК-3 п. Двубратский, целью которого являлось: подобрать комплекс игр–занятий с дидактическими материалами  для детей раннего возраста, стимулирующий сенсорное развитие ребенка и обогащающих опыт малышей.

Констатирующий эксперимент включал информационную и практическую помощь матерям, а так же диагностику и наблюдения за предметной деятельностью детей раннего возраста. В качестве диагностического задания была использована одноцветная пяти коль­цевая башенка с гладкой поверхностью в собранном виде.

Исследование проводилось с каждым ребенком в отдель­ности.             Диагностические задания с детьми проводила мать под наблюдением педагога.

Обучающее воздействие заключалось в наглядно-дей­ственном показе взрослого, сопровождаемом коротким пояснением.

Деятельность каждого ребенка по каждому параметру оценивалась согласно разработанным нами критериям:

ü Принятие дидактической задачи

ü Координация движений

ü Результативность дидактической задачи

ü Осуществление контроля за действиями.

Исследование показало средний и низкий уровень по всем нашим критериям.

На этапе формирующего эксперимента рассматривалось освоение детьми комплекса игр–занятий с дидактическими материалами и игрушками в процессе занятий, игровой и индивидуальной деятельности. В ходе работы были предложены игрушки: матрешка, пирамидка, игрушка с вкладышами, игрушки со сборкой колец одного цвета и величины.  Анализ научно-методической литературы и результаты констатирующего эксперимента позволили разработать и подобрать серию комплексов игр–занятий с дидактическими материалами и игрушками, согласно возрасту и индивидуальных способностей детей  для обогащения сенсорного опыта. В условиях содержательной, результативной деятельности появляется возможность сосредоточить внимание детей на особенностях, свойствах предметов, помочь им освоить эти предметы.

Сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется в условиях игры.     Формирующий эксперимент длился в течении  — 3 месяцев.

Для проведения контрольного эксперимента были использованы те же методы и критерии, что и в констатирующем эксперименте. По результатам  были составлена таблица показателей критерий обогащения сенсорного опыта, выяснилась результативность исследования.

После диагностики на контрольном этапе видна положительная количественная динамика по каждой характеристике опыта действий с дидактическими игрушками ребенка.

Качественный анализ отдельных проявлений также свидетельствует о результативности проделанной работы с детьми. Так, большинство детей стали понимать сущность действий с дидактической игрушкой, принимать дидактическую задачу. Меньше стало отмечаться бессмысленных действий с дидактическими игрушками, действий по усмотрению ребенка.          Дидактические игрушки вызывали у ребенка интерес, причем, он стал переходить от внешней формы игрушки к действию с ней.

Значительно улучшилась координация движений детей в процессе выполнения дидактической задачи. Дети научились держать кольца пальцами, уверенно нанизывать кольца на стержень.

Повысилась результативность решения игровой задачи. Большинство детей к концу опытной работы научилось складывать пирамидку из пяти колец или самостоятельно, или при незначительной помощи взрослого.

Также дети научились осуществлять элементарный контроль за предметными действиями, представленный во внешнем плане, освоили прием поглаживания для определения правильности собранной пирамидки.

          Это все говорит об эффективности проведенной с детьми педагогической работы при поддержке матерей. Они помогали детям овладеть выработанной человечеством системой сенсорных эталонов.

Опыт работы с детьми позволил сформулировать ряд методических рекомендаций для матерей и других родителей воспитывающих детей в семье по методике работы с дидактическими игрушками с детьми раннего возраста.

1.     Обучение должно всячески активи­зировать детей.

2.     Постепенное расширение и усложнение дидактических  игровых зада­ч.

3.     Для приобретения достаточно устойчивых и гибких умений и знаний, необходимо обеспечить длительное упражнение в выполнении од­них и тех же дидактических задач.

4.     Большую роль, конечно, играет слово взрослого.

5.     Развитие деятельности с дидактиче­скими игрушками весьма существенное значение имеет и характер их подачи.

Проведенное исследование показало, что деятельность с предметами способствует развитию сосредоточенности и целенаправленности детей.      

Усвоение задаваемых взрослыми действий развивает у детей способность к активному подражанию. Одной из форм предметной деятельности детей явля­ется их игра и с дидактическими игрушками. Педагогическая эффективность воздействия дидакти­ческих игрушек зависит от их качественного подбора, последовательности и методики подачи их детям.

Учитывая особенности раннего возраста, дидакти­ческие игровые задачи нужно давать детям с очень боль­шой постепенностью нарастания их трудности. Ребенку в начале второго года жизни доступно решение одновре­менно немногих 1-2 задач. Это преимущест­венно задачи моторного порядка овладение каким-либо способом действия (нанизывание, накладывание, открывание и закрывание, вкладывание и протягивание предмета и др.).

Контрольный эксперимент показал эффективность выбранных методов.   Это дает основание полагать, что игры-занятия с дидактическими материалами и игрушками могут выступить в качестве средства обогащения сенсорного опыта и  способствовать:

Ø Принятию ребенком дидактической задачи.

Ø Развитию координации движений в процессе действия с дидактическими материалами и игрушками.

Ø Повышению результативности действий с дидактическими игрушками

Ø Формированию умений элементарного контроля за своими действиями.

Вывод: систематическое целенаправленное использование совместных с родителями игр-занятий с дидактическими материалами и игрушками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности малышей, создание благоприятного эмоционального фона и дидактической среды, ведёт к обогащению сенсорного опыта  детей  в раннем возрасте.

Источник