Обмороки ребенка 1 год от плача

Обмороки ребенка 1 год от плача thumbnail

Так звучит одна из самых частых жалоб у родителей пациентов в возрасте приблизительно от 1 до 3 лет (возможны более ранние и поздние варианты — от 6 месяцев до 6 лет).

Классическое описание родителями выглядит так: на фоне обычных семейных ситуаций (отняли игрушку, запретили заниматься чем-то интересным)  

ребенок заплакал, «закатился», при плаче остановилось дыхание, долго не вдыхал, посинел, обмяк, потерял сознание, это продолжалось меньше 1 минуты (обычно несколько секунд), после этого пришел в себя и вел себя как обычно. 

Иногда потеря сознания может сопровождаться напряжением или подергиваниями рук и ног. После таких эпизодов может быть непродолжительная вялость. Это типичный «синий» аффективно-респираторный приступ. Второй вариант — «бледный», встречается реже. Обычно он связан с каким-либо внезапным неприятным (обычно болевым) стимулом. Это выглядит так: ребенок обо что-то ударился, чаще головой или туловищем, резко побледнел, остановилось дыхание, потерял сознание, но пришел в себя через несколько секунд. Довольно часто после этого появляется сонливость. При «бледных» аффективно-респираторных приступов есть важный момент, который часто пропускают родители и врачи — между провоцирующим стимулом и обмяканием может пройти некоторое время (до 30 секунд), поэтому связь между незначительной травмой и пугающим падением ребенка бывает незаметна.

Такие приступы могут испугать не только родителей, но и врачей скорой помощи, и тогда ребенок с предположительным диагнозом «эпилепсия?» даже направляется в больницу. Но на самом деле все не так страшно, как кажется. Аффективно-респираторные приступы не имеют отношения к эпилепсии и всегда проходят без лечения. 

Спасать ребенка при аффективно-респираторных приступов НЕ НУЖНО, угрозы жизни при таких приступах нет. 

Не нужно бояться, что дыхание не восстановится, такого не бывает. Искусственное дыхание, обрызгивание водой совершенно бесполезны, ребенок придет в себя без посторонней помощи.

Современные европейские и американские руководства не рекомендуют выполнять какие-то исследования при типичной картине аффективно-респираторных приступов, потому что их трудно спутать с чем-то другим. Необходимость в обследовании возникает при нечетком описании приступа родителями, либо при наличии у ребенка каких-то сопутствующих нарушений, когда не получается определиться в ситуации только по описанию событий. В таких случаях перед неврологом может встать вопрос — не было ли наблюдавшееся состояние эпилептическим приступом, или проявлением черепно-мозговой травмы, или инсультом (у детей они тоже бывают, это не только болезнь пожилых), либо это вообще не неврологическая проблема — например, нарушения дыхания могут быть и при инородных телах в дыхательных путях, и при бронхиальной астме, а обмякание может быть вызвано перегреванием, нарушением сердечного ритма, или приемом лекарств. Тем не менее в большинстве случаев адекватный расспрос очевидцев практически гарантирует установление правильного диагноза буквально за несколько минут.

Есть один момент, который упускают из виду и родители, и педиатры, и неврологи, которые сталкиваются с аффективно-респираторными приступами. У многих, хотя и не у всех, детей с АРП можно найти в анализе крови снижение уровня гемоглобина и/или эритроцитов (т.н. анемия) и низкое содержание железа. 

 Показано, что лечение с помощью обычных препаратов железа позволяет либо уменьшить частоту приступов, либо избавиться от них полностью. Повторю, без лечения АРП все равно исчезнут, цель лечения в данном случае в основном в исправлении анемии, а отсутствие приступов — скорее, приятное дополнение и избавление семьи от стресса.

Родителям стоит знать, что при конфликтах и разногласиях в семье некоторые дети могут «спекулировать» на аффективно-респираторных приступах и добиваться желаемого, пугая приступами родителей. В подобных случаях может понадобиться семейный психолог или психотерапевт, но не для того, чтобы избавиться от приступов, а чтобы исключить провоцирующие их ситуации.

Традиционная заключительная фраза. Все описанное в этой статье выглядит довольно просто, но, тем не менее, в жизни бывают разные неоднозначные ситуации и сложные случаи, поэтому любые сомнения надо решать в кабинете врача.

Примечание для продвинутых родителей, ищущих информацию в сети самостоятельно: по-английски АРП — breath-holding spells.

Статья подготовлена по материалам руководств Child neurology (J.Menkes, 2005) и UpToDate 

Автор: Ноговицын Василий Юрьевич

Источник

Обморок у детей — это транзиторная потеря сознания вследствие снижения кровообращения головного мозга, которая начинается внезапно, наблюдается кратковременно и характеризуется полным восстановлением неврологических функций. Состояние встречается при нарушениях нервной регуляции, изменениях сосудистого тонуса, кардиологических заболеваниях. Для установления причины обморока проводятся сбор анамнеза и физикальный осмотр, функциональные тесты, инструментальные методы (ЭКГ, эхокардиография, ЭЭГ). После первой немедикаментозной помощи лечение подбирается индивидуально с учетом этиологии расстройства.

Читайте также:  Вес ребенка до года от 1 года до 3 лет

Общие сведения

Обморок имеет научное название синкопе (от греч. sinkope), или синкопальное состояние. Хотя бы один эпизод потери сознания наблюдается у 15% детей, чаще страдают девочки пубертатного периода. Патология является причиной 3% вызовов скорой медицинской помощи и 1-2% госпитализаций. Обморок — не самостоятельное заболевание, а симптом различных нарушений работы организма. Хотя причины синкопе в педиатрической практике обычно носят доброкачественный характер, около 20% случаев вызваны тяжелыми болезнями и сопряжены с риском внезапной детской смерти.

Обморок у детей

Обморок у детей

Причины

Кратковременная потеря сознания у детей может быть спровоцирована влиянием физиологических факторов: мочеиспускания и дефекации, кашля и чихания, громкого смеха или игры на духовых инструментах. Распространенные естественные причины обмороков — резкий переход из положения лежа в положение стоя, сильные психоэмоциональные или физические нагрузки особенно у эмоционально лабильных детей. Патологические факторы развития синкопе подразделяются на несколько групп, среди которых:

  • Уменьшение ОЦК. Массивная кровопотеря, многократная рвота и диарея уменьшают процент жидкости в организме, вызывают сгущение крови и сосудистую недостаточность. В результате происходит гипоперфузия жизненно важных органов, что проявляется обмороком или коллапсом.
  • Вегетативная дисфункция. Нарушение нейрорегуляции тонуса сосудов сопровождается ортостатической гипотензией, которая является непосредственным фактором синкопального состояния. Симптом наблюдается при сахарном диабете, повреждениях спинного мозга, аутоиммунной вегетативной нейропатии.
  • Аритмии. Нарушения ритма — типичные этиологические факторы опасных для жизни обмороков у детей, которые могут привести к сопору и коме. Состояние бывает при дисфункции синусового узла, тяжелых атриовентрикулярных блокадах, желудочковых тахиаритмиях и мерцательной аритмии.
  • Метаболические нарушения. Обмороки развиваются при гипергликемии или гипогликемии, дисбалансе основных электролитов, накоплении в крови продуктов анафилактических реакций. Без лечения сознание постепенно угнетается вплоть до комы.
  • Органические поражения сердца. У младенцев причины обмороков включают врожденные кардиальные пороки и наследственные формы гипертрофической кардиомиопатии. У старших детей симптом иногда определяется при миокардитах, эндокардитах, кардиомиопатиях.

Патогенез

Обмороки, связанные с рефлекторными механизмами, возникают при поражении центральной или периферической нервной системы. Чаще всего симптомы формируются при патологиях ядер черепно-мозговых нервов, гипоталамуса, орбитальной коры. Установлено, что любые воздействия на структуру ЦНС способны нарушать у детей вегетативную регуляцию тонуса сосудистой стенки, вызывать гипоперфузию и кратковременное нарушение сознания.

Если обморок обусловлен ортостатической гипотензией, в патофизиологию включаются периферические механизмы. У ребенка снижается выброс норадреналина в ответ на изменение положения тела, из-за чего не происходит вазоконстрикция на периферии и кровь усиленно оттекает от мозга. Реже синкопальное состояние связано с поражением постганглионарных симпатических волокон, которые регулируют тонус сосудов.

Классификация

В современной педиатрии большое значение имеет определение причины обмороков, поскольку это влияет на лечение и прогноз. Специалисты используют классификацию по этиопатогенетическому механизму, которая наиболее полно отражает разнообразие синкопальных состояний. Согласно с ней выделяют 3 формы обмороков:

  • Рефлекторный (нейрогенный). Патология обусловлена нейрорегуляторными нарушениями и подразделяется на 2 подтипа: вазовагальный (при изменении тонуса парасимпатической системы) и ситуационный (при кашле, мочеиспускании, смехе и т. д.). Рефлекторное синкопе — самый распространенный вид обмороков у детей.
  • Связанный с ортостатической гипотонией. Состояние развивается при первичной вегетативной недостаточности, спровоцированной нарушениями ЦНС. Обмороки также встречаются при вторичной нейрорегуляторной дисфункции, к которой приводят хронические патологические потери жидкости, интоксикации.
  • Кардиогенный. Самая опасная группа обмороков, которая составляет до 20% среди всех случаев. Кардиогенные нарушения сознания вызваны аритмиями либо органическими поражениями сердца, при которых ухудшается церебральное кровоснабжение.

Симптомы обморока у детей

В течении обмороков разделяют 3 периода: пресинкопальный (продромальный), собственно синкопе и постсинкопальный. Появление предвестников типично для рефлекторных состояний, тогда как кардиогенные и ортостатические состояния развиваются внезапно. Ребенок ощущает дурноту, головокружение, затуманивание зрения. Зачастую симптомы возникают так быстро, что пациент не успевает сообщить об ухудшении состояния.

Второй период характеризуется резкой потерей сознания и снижением мышечного тонуса. При этом ребенок падает или оседает на пол в неестественной позе, его кожа становится очень бледной и покрывается липким потом. Глаза больного закрыты, он не реагирует на обращенную к нему речь. Состояние длится в среднем до 30 сек., тяжелые кардиальные причины могут вызывать обмороки продолжительностью до 5 минут.

В третьем, постсинкопальном, периоде постепенно возвращается сознание, восстанавливается мышечный тонус. Кожные покровы приобретают привычную розовую окраску, дыхание и сердцебиение восстанавливается, проходит слабость в руках и ногах. В течение нескольких часов после обморока ребенок испытывает легкое недомогание, тяжесть в конечностях, отказывается от активных игр и не может сосредоточится на учебе.

Читайте также:  Можно ли говяжью печень для ребенка 1 год

Осложнения

У детей большинство рефлекторных и гипотонических обмороков протекают без отдаленных последствий. Осложнения возможны в случае травмы головы или других частей тела при падении либо когда обморок случается в опасной ситуации — посреди пешеходного перехода, в общественном транспорте, возле открытого огня или рядом с движущимися механизмами. В таком случае есть риск несовместимых с жизнью травм.

Более опасны кардиогенные обмороки, которые без своевременной помощи заканчиваются осложнениями или смертью. Быстрее всего летальный исход наступает при тяжелых формах аритмий, если ребенку вовремя не оказана медицинская помощь. Такие обмороки нередко переходят в кому, которая характеризуется полиорганными нарушениями, риском отдаленного неврологического дефицита.

Диагностика

При обследовании врач-педиатр задает вопросы по анамнезу: в какой ситуации и как часто бывают обмороки, есть ли предвестники синкопе, были ли в семье случаи необъяснимой потери сознания или кардиологические болезни. Физикальный осмотр включает исследование сердечной деятельности и дыхания, проверку рефлексов. Детальное инструментальное и лабораторное обследование начинается после стабилизации состояния и включает:

  • Функциональные пробы. Для выявления причины синкопального состояния используется тилт-тест (пассивная ортостатическая проба). По ее результатам врач проводит дифференциальную диагностику между вазовагальными и гипотоническими обмороками, оценивает вегетативную регуляцию деятельности миокарда.
  • ЭКГ. Чтобы исключить аритмии, регистрируют кардиограмму в 12 отведениях. Специалиста должны насторожить удлинения интервалов между зубцами, изменение вольтажа, появление нетипичных волн и зубцов. Если педиатр подозревает органическую патологию сердца, он рекомендует ЭхоКГ.
  • Неврологическое обследование. Детский невролог сначала осматривает ребенка, проверяет рефлексы и мышечный тонус, определяя очаговые симптомы. Для уточнения диагноза назначается запись функциональной активности ЦНС с помощью ЭЭГ, а для обнаружения органических процессов выполняется КТ или МРТ головного мозга.
  • Лабораторные методы. В биохимическом анализе крови изучают концентрацию электролитов, печеночных ферментов, азотистых соединений. Обязательно измеряют уровень глюкозы для исключения гипогликемии. Пациентам пубертатного возраста имеет смысл сделать быстрый анализ на психоактивные вещества в моче или слюне.

Лечение обморока у детей

На догоспитальном этапе врачи оказывают ребенку первую помощь, которая заключается в придании правильного положения (лежа с приподнятыми ногами), обеспечении притока свежего воздуха, контроле ЧСС, АД и ЧДД. При необходимости используют рефлекторные стимуляторы (нашатырный спирт). Лечение в стационаре показано при наличии повреждений после падения либо при подозрении на патологические причины обморока. На госпитальном этапе эффективны следующие препараты:

  • Адреномиметики. Лекарства с гипертензивным действием рекомендованы при резком и продолжительном снижении АД. Они назначаются в возрастных дозировках, чтобы постепенно поднять давление к нормальным показателям. У подростков старше 15 лет разрешено вводить мощный адреномиметик мезатон.
  • Холинолитики. Препараты корректируют сердечную деятельность при брадикардии и устраняют патологическое влияние парасимпатической иннервации на сосудистый тонус. Холинолитики используются с осторожностью, поскольку они могут снижать АД.
  • Инфузионные растворы. Для коррекции гипогликемии вводят 40% раствор глюкозы. Чтобы нормализовать показатели водно-электролитного обмена, применяют кристаллоидные растворы со стандартизованным соотношением солей.

Прогноз и профилактика

Вероятность полного выздоровления определяют причины обморока. При синкопальных состояниях, вызванных вазовагальными механизмами или ортостатической гипотензией, прогноз благоприятный. Менее оптимистичный прогноз у детей с кардиальными нарушениями, поскольку такие болезни чреваты осложнениями и летальным исходом. Профилактика обмороков предполагает устранение неспецифических факторов риска, диагностику и лечение сопутствующих заболеваний.

Источник

Аффективно-респираторные приступы, именно так по-научному называется состояние, когда ребенок во время истерики или плача вдруг перестает дышать, замолкает и может даже потерять сознание.

Такое явление не редкость у детей, причем более склонны «заходиться» малыши эмоциональные и легко возбудимые. Название состоит из двух слов, которые отражают всю суть приступа – «аффективный» означает проявление бурной неконтролируемой, как правило, отрицательной, эмоции. Слово респираторный указывает на источник проблемы – органы дыхания. Аффективно-респираторные пароксизмы не редкое явление у детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет.

Что происходит во время приступа

В силу недостаточно развитых дыхательной и мышечной систем ребенка, когда он делает слишком сильный выдох, его легкие могут оказаться лишены кислорода, а спазм гортани не позволит своевременно сделать вдох. Вероятность спазма гортани возрастает при дефиците в организме кальция, витамина D, а так же при пониженном гемоглобине в крови у ребенка.

Читайте также:  Как сделать узи сердца ребенку 1 год

Поскольку потребность в кальции у ребенка достаточно высока – он очень активно расходуется при построении костной и зубной ткани, в той или иной степени дефицит этого минерала случается довольно часто.

Врачи разделяют приступы по цвету изменения кожи на «бледные» и «синие»:

  1. Бледный пароксизм случается после падения ребенка, внезапного удара, укола, сильного испуга, при этом ребенок может только начать плакать, но чаще дыхание останавливается еще до крика. Ребенок не может вдохнуть, рот при этом открыт, но плача нет. Задерживается сердцебиение и почти не прощупывается пульс, кожа ребенка при этом бледнеет, а в будущей жизни дети склонные к бледным АРП чаще падают в обморок.
  2. Синий приступ это обычно реакция на эмоциональную бурю, недовольство и гнев, с которыми ребенок не может справиться. Такая реакция может развиться при отказе удовлетворить сиюминутное желание малыша – купить игрушку, дать папин телефон, шоколадку.

    Начиная плакать, ребенок повышает градус эмоционального напряжения, в один момент он не может вдохнуть воздух из-за спазма гортани, кожа приобретает синюшный оттенок. В таком состоянии ребенок может потерять сознание, возможна потеря мышечного тонуса – он «обмякает», либо наоборот – выгибается дугой от их перенапряжения.

ребенок плачет - фото

Источник: Burda Media

Не смотря на то, что приступ выглядит очень страшно, детские неврологи и педиатры утверждают – здоровью ребенка, а тем более жизни, ничего не угрожает. Спазм проходит самостоятельно спустя несколько секунд и ребенок, как правило, чувствует себя вполне нормально, если не брать во внимание, что причина спровоцировавшая приступ остается.

Как помочь ребенку

Как правило, приступ проходит в течение 20-30 секунд самостоятельно – спазм отпускает и ребенок делает вдох. Однако если ждать нет сил и очень страшно, можно попробовать включить дыхание, брызнув прохладной водой на лицо, слегка дунув в открытый рот или очень легко похлопать по щеке – это поможет сделать рефлекторный вдох. Не нужно ребенка трясти, бить, и вообще делать резкие движения, прежде всего, нужно глубоко вздохнуть самим и взять себя в руки.

Если ребенок «зашелся» и начинает терять сознание, мышцы расслабляются, и он может упасть. Возьмите малыша на руки либо уложите набок, чтобы не допустить падения и травмы

«Синий» приступ, который всегда происходит на фоне истерики и эмоционального возбуждения можно попытаться предотвратить. Если ребенок кричит и уже на грани, постарайтесь любым способом его отвлечь, сбить с настроенной программы, удивить – этого может быть достаточно, чтобы не допустить остановки дыхания.

Однако не стоит уступать в этот момент требованию, которое стало причиной истерики, таким образом можно лишь закрепить в его сознании связь: просьба-отказ-истерика-получение желаемого.

Важно помнить, что ребенок всегда лучше реагирует на взаимодействие, или иначе команду «вперед», нежели на требование прекратить какое либо действие. Если вы скажете малышу, например: «Побежали вместе, купим мороженое», он переключится с большей вероятностью, чем, если станете кричать ему «Успокойся!!!»

Необходимо учить ребенка справляться с приступами гнева и ярости, для этого, прежде всего, нужно научиться этому всем членам семьи.

Насколько опасны аффективно-респираторные приступы

Педиатры и детские неврологи относят эти неприятные проявления к физиологической норме в процессе созревания нервной системы и называют их «возрастными особенностями». В большинстве случаев ребенок просто «перерастает» их, практически без последствий.

Важно убедиться, что приступы являются действительно АРП, а не проявлением более серьезных неврологических проблем, для этого необходима консультация специалиста.

чувствов вины у ребенка
Источник: Fotolia

К неврологу следует обратиться если:

  • Приступы не прекратились после 4-5-летнего возраста либо начались раньше 6 месяцев.
  • Впервые приступ случился у ребенка старше 3-летнего возраста.
  • Остановка дыхания происходит более 1-2 раз в неделю, возможно из-за частых истерик. В этом случае может понадобиться помощь психолога и коррекция поведения родителей.
  • Стоит обратиться к врачу, если во время пароксизма у ребенка начинаются судороги.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «ÐžÐ± авторских и смежных правах — «Ð’оспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Источник