Обмороки ребенка 1 год от плача
Так звучит одна из самых частых жалоб у родителей пациентов в возрасте приблизительно от 1 до 3 лет (возможны более ранние и поздние варианты — от 6 месяцев до 6 лет).
Классическое описание родителями выглядит так: на фоне обычных семейных ситуаций (отняли игрушку, запретили заниматься чем-то интересным)
ребенок заплакал, «закатился», при плаче остановилось дыхание, долго не вдыхал, посинел, обмяк, потерял сознание, это продолжалось меньше 1 минуты (обычно несколько секунд), после этого пришел в себя и вел себя как обычно.
Иногда потеря сознания может сопровождаться напряжением или подергиваниями рук и ног. После таких эпизодов может быть непродолжительная вялость. Это типичный «синий» аффективно-респираторный приступ. Второй вариант — «бледный», встречается реже. Обычно он связан с каким-либо внезапным неприятным (обычно болевым) стимулом. Это выглядит так: ребенок обо что-то ударился, чаще головой или туловищем, резко побледнел, остановилось дыхание, потерял сознание, но пришел в себя через несколько секунд. Довольно часто после этого появляется сонливость. При «бледных» аффективно-респираторных приступов есть важный момент, который часто пропускают родители и врачи — между провоцирующим стимулом и обмяканием может пройти некоторое время (до 30 секунд), поэтому связь между незначительной травмой и пугающим падением ребенка бывает незаметна.
Такие приступы могут испугать не только родителей, но и врачей скорой помощи, и тогда ребенок с предположительным диагнозом «эпилепсия?» даже направляется в больницу. Но на самом деле все не так страшно, как кажется. Аффективно-респираторные приступы не имеют отношения к эпилепсии и всегда проходят без лечения.
Спасать ребенка при аффективно-респираторных приступов НЕ НУЖНО, угрозы жизни при таких приступах нет.
Не нужно бояться, что дыхание не восстановится, такого не бывает. Искусственное дыхание, обрызгивание водой совершенно бесполезны, ребенок придет в себя без посторонней помощи.
Современные европейские и американские руководства не рекомендуют выполнять какие-то исследования при типичной картине аффективно-респираторных приступов, потому что их трудно спутать с чем-то другим. Необходимость в обследовании возникает при нечетком описании приступа родителями, либо при наличии у ребенка каких-то сопутствующих нарушений, когда не получается определиться в ситуации только по описанию событий. В таких случаях перед неврологом может встать вопрос — не было ли наблюдавшееся состояние эпилептическим приступом, или проявлением черепно-мозговой травмы, или инсультом (у детей они тоже бывают, это не только болезнь пожилых), либо это вообще не неврологическая проблема — например, нарушения дыхания могут быть и при инородных телах в дыхательных путях, и при бронхиальной астме, а обмякание может быть вызвано перегреванием, нарушением сердечного ритма, или приемом лекарств. Тем не менее в большинстве случаев адекватный расспрос очевидцев практически гарантирует установление правильного диагноза буквально за несколько минут.
Есть один момент, который упускают из виду и родители, и педиатры, и неврологи, которые сталкиваются с аффективно-респираторными приступами. У многих, хотя и не у всех, детей с АРП можно найти в анализе крови снижение уровня гемоглобина и/или эритроцитов (т.н. анемия) и низкое содержание железа.
Показано, что лечение с помощью обычных препаратов железа позволяет либо уменьшить частоту приступов, либо избавиться от них полностью. Повторю, без лечения АРП все равно исчезнут, цель лечения в данном случае в основном в исправлении анемии, а отсутствие приступов — скорее, приятное дополнение и избавление семьи от стресса.
Родителям стоит знать, что при конфликтах и разногласиях в семье некоторые дети могут «спекулировать» на аффективно-респираторных приступах и добиваться желаемого, пугая приступами родителей. В подобных случаях может понадобиться семейный психолог или психотерапевт, но не для того, чтобы избавиться от приступов, а чтобы исключить провоцирующие их ситуации.
Традиционная заключительная фраза. Все описанное в этой статье выглядит довольно просто, но, тем не менее, в жизни бывают разные неоднозначные ситуации и сложные случаи, поэтому любые сомнения надо решать в кабинете врача.
Примечание для продвинутых родителей, ищущих информацию в сети самостоятельно: по-английски АРП — breath-holding spells.
Статья подготовлена по материалам руководств Child neurology (J.Menkes, 2005) и UpToDate
Автор: Ноговицын Василий Юрьевич
Источник
Обморок у детей — это транзиторная потеря сознания вследствие снижения кровообращения головного мозга, которая начинается внезапно, наблюдается кратковременно и характеризуется полным восстановлением неврологических функций. Состояние встречается при нарушениях нервной регуляции, изменениях сосудистого тонуса, кардиологических заболеваниях. Для установления причины обморока проводятся сбор анамнеза и физикальный осмотр, функциональные тесты, инструментальные методы (ЭКГ, эхокардиография, ЭЭГ). После первой немедикаментозной помощи лечение подбирается индивидуально с учетом этиологии расстройства.
Общие сведения
Обморок имеет научное название синкопе (от греч. sinkope), или синкопальное состояние. Хотя бы один эпизод потери сознания наблюдается у 15% детей, чаще страдают девочки пубертатного периода. Патология является причиной 3% вызовов скорой медицинской помощи и 1-2% госпитализаций. Обморок — не самостоятельное заболевание, а симптом различных нарушений работы организма. Хотя причины синкопе в педиатрической практике обычно носят доброкачественный характер, около 20% случаев вызваны тяжелыми болезнями и сопряжены с риском внезапной детской смерти.
Обморок у детей
Причины
Кратковременная потеря сознания у детей может быть спровоцирована влиянием физиологических факторов: мочеиспускания и дефекации, кашля и чихания, громкого смеха или игры на духовых инструментах. Распространенные естественные причины обмороков — резкий переход из положения лежа в положение стоя, сильные психоэмоциональные или физические нагрузки особенно у эмоционально лабильных детей. Патологические факторы развития синкопе подразделяются на несколько групп, среди которых:
- Уменьшение ОЦК. Массивная кровопотеря, многократная рвота и диарея уменьшают процент жидкости в организме, вызывают сгущение крови и сосудистую недостаточность. В результате происходит гипоперфузия жизненно важных органов, что проявляется обмороком или коллапсом.
- Вегетативная дисфункция. Нарушение нейрорегуляции тонуса сосудов сопровождается ортостатической гипотензией, которая является непосредственным фактором синкопального состояния. Симптом наблюдается при сахарном диабете, повреждениях спинного мозга, аутоиммунной вегетативной нейропатии.
- Аритмии. Нарушения ритма — типичные этиологические факторы опасных для жизни обмороков у детей, которые могут привести к сопору и коме. Состояние бывает при дисфункции синусового узла, тяжелых атриовентрикулярных блокадах, желудочковых тахиаритмиях и мерцательной аритмии.
- Метаболические нарушения. Обмороки развиваются при гипергликемии или гипогликемии, дисбалансе основных электролитов, накоплении в крови продуктов анафилактических реакций. Без лечения сознание постепенно угнетается вплоть до комы.
- Органические поражения сердца. У младенцев причины обмороков включают врожденные кардиальные пороки и наследственные формы гипертрофической кардиомиопатии. У старших детей симптом иногда определяется при миокардитах, эндокардитах, кардиомиопатиях.
Патогенез
Обмороки, связанные с рефлекторными механизмами, возникают при поражении центральной или периферической нервной системы. Чаще всего симптомы формируются при патологиях ядер черепно-мозговых нервов, гипоталамуса, орбитальной коры. Установлено, что любые воздействия на структуру ЦНС способны нарушать у детей вегетативную регуляцию тонуса сосудистой стенки, вызывать гипоперфузию и кратковременное нарушение сознания.
Если обморок обусловлен ортостатической гипотензией, в патофизиологию включаются периферические механизмы. У ребенка снижается выброс норадреналина в ответ на изменение положения тела, из-за чего не происходит вазоконстрикция на периферии и кровь усиленно оттекает от мозга. Реже синкопальное состояние связано с поражением постганглионарных симпатических волокон, которые регулируют тонус сосудов.
Классификация
В современной педиатрии большое значение имеет определение причины обмороков, поскольку это влияет на лечение и прогноз. Специалисты используют классификацию по этиопатогенетическому механизму, которая наиболее полно отражает разнообразие синкопальных состояний. Согласно с ней выделяют 3 формы обмороков:
- Рефлекторный (нейрогенный). Патология обусловлена нейрорегуляторными нарушениями и подразделяется на 2 подтипа: вазовагальный (при изменении тонуса парасимпатической системы) и ситуационный (при кашле, мочеиспускании, смехе и т. д.). Рефлекторное синкопе — самый распространенный вид обмороков у детей.
- Связанный с ортостатической гипотонией. Состояние развивается при первичной вегетативной недостаточности, спровоцированной нарушениями ЦНС. Обмороки также встречаются при вторичной нейрорегуляторной дисфункции, к которой приводят хронические патологические потери жидкости, интоксикации.
- Кардиогенный. Самая опасная группа обмороков, которая составляет до 20% среди всех случаев. Кардиогенные нарушения сознания вызваны аритмиями либо органическими поражениями сердца, при которых ухудшается церебральное кровоснабжение.
Симптомы обморока у детей
В течении обмороков разделяют 3 периода: пресинкопальный (продромальный), собственно синкопе и постсинкопальный. Появление предвестников типично для рефлекторных состояний, тогда как кардиогенные и ортостатические состояния развиваются внезапно. Ребенок ощущает дурноту, головокружение, затуманивание зрения. Зачастую симптомы возникают так быстро, что пациент не успевает сообщить об ухудшении состояния.
Второй период характеризуется резкой потерей сознания и снижением мышечного тонуса. При этом ребенок падает или оседает на пол в неестественной позе, его кожа становится очень бледной и покрывается липким потом. Глаза больного закрыты, он не реагирует на обращенную к нему речь. Состояние длится в среднем до 30 сек., тяжелые кардиальные причины могут вызывать обмороки продолжительностью до 5 минут.
В третьем, постсинкопальном, периоде постепенно возвращается сознание, восстанавливается мышечный тонус. Кожные покровы приобретают привычную розовую окраску, дыхание и сердцебиение восстанавливается, проходит слабость в руках и ногах. В течение нескольких часов после обморока ребенок испытывает легкое недомогание, тяжесть в конечностях, отказывается от активных игр и не может сосредоточится на учебе.
Осложнения
У детей большинство рефлекторных и гипотонических обмороков протекают без отдаленных последствий. Осложнения возможны в случае травмы головы или других частей тела при падении либо когда обморок случается в опасной ситуации — посреди пешеходного перехода, в общественном транспорте, возле открытого огня или рядом с движущимися механизмами. В таком случае есть риск несовместимых с жизнью травм.
Более опасны кардиогенные обмороки, которые без своевременной помощи заканчиваются осложнениями или смертью. Быстрее всего летальный исход наступает при тяжелых формах аритмий, если ребенку вовремя не оказана медицинская помощь. Такие обмороки нередко переходят в кому, которая характеризуется полиорганными нарушениями, риском отдаленного неврологического дефицита.
Диагностика
При обследовании врач-педиатр задает вопросы по анамнезу: в какой ситуации и как часто бывают обмороки, есть ли предвестники синкопе, были ли в семье случаи необъяснимой потери сознания или кардиологические болезни. Физикальный осмотр включает исследование сердечной деятельности и дыхания, проверку рефлексов. Детальное инструментальное и лабораторное обследование начинается после стабилизации состояния и включает:
- Функциональные пробы. Для выявления причины синкопального состояния используется тилт-тест (пассивная ортостатическая проба). По ее результатам врач проводит дифференциальную диагностику между вазовагальными и гипотоническими обмороками, оценивает вегетативную регуляцию деятельности миокарда.
- ЭКГ. Чтобы исключить аритмии, регистрируют кардиограмму в 12 отведениях. Специалиста должны насторожить удлинения интервалов между зубцами, изменение вольтажа, появление нетипичных волн и зубцов. Если педиатр подозревает органическую патологию сердца, он рекомендует ЭхоКГ.
- Неврологическое обследование. Детский невролог сначала осматривает ребенка, проверяет рефлексы и мышечный тонус, определяя очаговые симптомы. Для уточнения диагноза назначается запись функциональной активности ЦНС с помощью ЭЭГ, а для обнаружения органических процессов выполняется КТ или МРТ головного мозга.
- Лабораторные методы. В биохимическом анализе крови изучают концентрацию электролитов, печеночных ферментов, азотистых соединений. Обязательно измеряют уровень глюкозы для исключения гипогликемии. Пациентам пубертатного возраста имеет смысл сделать быстрый анализ на психоактивные вещества в моче или слюне.
Лечение обморока у детей
На догоспитальном этапе врачи оказывают ребенку первую помощь, которая заключается в придании правильного положения (лежа с приподнятыми ногами), обеспечении притока свежего воздуха, контроле ЧСС, АД и ЧДД. При необходимости используют рефлекторные стимуляторы (нашатырный спирт). Лечение в стационаре показано при наличии повреждений после падения либо при подозрении на патологические причины обморока. На госпитальном этапе эффективны следующие препараты:
- Адреномиметики. Лекарства с гипертензивным действием рекомендованы при резком и продолжительном снижении АД. Они назначаются в возрастных дозировках, чтобы постепенно поднять давление к нормальным показателям. У подростков старше 15 лет разрешено вводить мощный адреномиметик мезатон.
- Холинолитики. Препараты корректируют сердечную деятельность при брадикардии и устраняют патологическое влияние парасимпатической иннервации на сосудистый тонус. Холинолитики используются с осторожностью, поскольку они могут снижать АД.
- Инфузионные растворы. Для коррекции гипогликемии вводят 40% раствор глюкозы. Чтобы нормализовать показатели водно-электролитного обмена, применяют кристаллоидные растворы со стандартизованным соотношением солей.
Прогноз и профилактика
Вероятность полного выздоровления определяют причины обморока. При синкопальных состояниях, вызванных вазовагальными механизмами или ортостатической гипотензией, прогноз благоприятный. Менее оптимистичный прогноз у детей с кардиальными нарушениями, поскольку такие болезни чреваты осложнениями и летальным исходом. Профилактика обмороков предполагает устранение неспецифических факторов риска, диагностику и лечение сопутствующих заболеваний.
Источник
ÐÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе пÑиÑÑÑпÑ, именно Ñак по-наÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð·ÑваеÑÑÑ ÑоÑÑоÑние, когда Ñебенок во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ÑÑеÑики или плаÑа вдÑÑг пеÑеÑÑÐ°ÐµÑ Ð´ÑÑаÑÑ, Ð·Ð°Ð¼Ð¾Ð»ÐºÐ°ÐµÑ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ поÑеÑÑÑÑ Ñознание.
Такое Ñвление не ÑедкоÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей, пÑиÑем более ÑÐºÐ»Ð¾Ð½Ð½Ñ Â«Ð·Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ» малÑÑи ÑмоÑионалÑнÑе и легко возбÑдимÑе. Ðазвание ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· двÑÑ Ñлов, коÑоÑÑе оÑÑажаÑÑ Ð²ÑÑ ÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑпа â «аÑÑекÑивнÑй» ознаÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑоÑвление бÑÑной неконÑÑолиÑÑемой, как пÑавило, оÑÑиÑаÑелÑной, ÑмоÑии. Слово ÑеÑпиÑаÑоÑнÑй ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° иÑÑоÑник пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ â оÑÐ³Ð°Ð½Ñ Ð´ÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ. ÐÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе паÑокÑÐ¸Ð·Ð¼Ñ Ð½Ðµ Ñедкое Ñвление Ñ Ð´ÐµÑей в возÑаÑÑе Ð¾Ñ 7 меÑÑÑев до 3 леÑ.
ЧÑо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиÑÑÑпа
Ð ÑÐ¸Ð»Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑно ÑазвиÑÑÑ Ð´ÑÑ Ð°ÑелÑной и мÑÑеÑной ÑиÑÑем Ñебенка, когда он Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ ÑлиÑком ÑилÑнÑй вÑÐ´Ð¾Ñ , его легкие могÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¸ÑлоÑода, а Ñпазм гоÑÑани не Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÑвоевÑеменно ÑделаÑÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ . ÐеÑоÑÑноÑÑÑ Ñпазма гоÑÑани возÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ñи деÑиÑиÑе в оÑганизме калÑÑиÑ, виÑамина D, а Ñак же пÑи пониженном гемоглобине в кÑови Ñ Ñебенка.
ÐоÑколÑÐºÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² калÑÑии Ñ Ñебенка доÑÑаÑоÑно вÑÑока â он оÑÐµÐ½Ñ Ð°ÐºÑивно ÑаÑÑ Ð¾Ð´ÑеÑÑÑ Ð¿Ñи поÑÑÑоении коÑÑной и зÑбной Ñкани, в Ñой или иной ÑÑепени деÑиÑÐ¸Ñ ÑÑого минеÑала ÑлÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно ÑаÑÑо.
ÐÑаÑи ÑазделÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑÐ¿Ñ Ð¿Ð¾ ÑвеÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¶Ð¸ на «бледнÑе» и «Ñиние»:
- ÐледнÑй паÑокÑизм ÑлÑÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñле Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñебенка, внезапного ÑдаÑа, Ñкола, ÑилÑного иÑпÑга, пÑи ÑÑом Ñебенок Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑолÑко наÑаÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ, но ÑаÑе дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ðµ оÑÑанавливаеÑÑÑ ÐµÑе до кÑика. Ребенок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ, ÑÐ¾Ñ Ð¿Ñи ÑÑом оÑкÑÑÑ, но плаÑа неÑ. ÐадеÑживаеÑÑÑ ÑеÑдÑебиение и поÑÑи не пÑоÑÑпÑваеÑÑÑ Ð¿ÑлÑÑ, кожа Ñебенка пÑи ÑÑом бледнееÑ, а в бÑдÑÑей жизни деÑи ÑклоннÑе к бледнÑм ÐÐ Ð ÑаÑе падаÑÑ Ð² обмоÑок.
- Синий пÑиÑÑÑп ÑÑо обÑÑно ÑеакÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑмоÑионалÑнÑÑ Ð±ÑÑÑ, недоволÑÑÑво и гнев, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми Ñебенок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑпÑавиÑÑÑÑ. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑеакÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑазвиÑÑÑÑ Ð¿Ñи оÑказе ÑдовлеÑвоÑиÑÑ ÑиÑминÑÑное желание малÑÑа â кÑпиÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑкÑ, даÑÑ Ð¿Ð°Ð¿Ð¸Ð½ ÑелеÑон, ÑоколадкÑ.
ÐаÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ, Ñебенок повÑÑÐ°ÐµÑ Ð³ÑадÑÑ ÑмоÑионалÑного напÑÑжениÑ, в один Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½ не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑ Ð¸Ð·-за Ñпазма гоÑÑани, кожа пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ ÑинÑÑнÑй оÑÑенок. Ð Ñаком ÑоÑÑоÑнии Ñебенок Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑеÑÑÑÑ Ñознание, возможна поÑеÑÑ Ð¼ÑÑеÑного ÑонÑÑа â он «обмÑкаеÑ», либо наобоÑÐ¾Ñ â вÑгибаеÑÑÑ Ð´Ñгой Ð¾Ñ Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑенапÑÑжениÑ.
ÐÑÑоÑник: Burda Media
Ðе ÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо пÑиÑÑÑп вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑаÑно, деÑÑкие невÑологи и педиаÑÑÑ ÑÑвеÑждаÑÑ â здоÑовÑÑ Ñебенка, а Ñем более жизни, ниÑего не ÑгÑожаеÑ. Спазм пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑно ÑпÑÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑекÑнд и Ñебенок, как пÑавило, ÑÑвÑÑвÑÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ ноÑмалÑно, еÑли не бÑаÑÑ Ð²Ð¾ внимание, ÑÑо пÑиÑина ÑпÑовоÑиÑовавÑÐ°Ñ Ð¿ÑиÑÑÑп оÑÑаеÑÑÑ.
Ðак помоÑÑ ÑебенкÑ
Ðак пÑавило, пÑиÑÑÑп пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑеÑение 20-30 ÑекÑнд ÑамоÑÑоÑÑелÑно â Ñпазм оÑпÑÑÐºÐ°ÐµÑ Ð¸ Ñебенок Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ . Ðднако еÑли ждаÑÑ Ð½ÐµÑ Ñил и оÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑаÑно, можно попÑобоваÑÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑиÑÑ Ð´ÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ðµ, бÑÑзнÑв пÑÐ¾Ñ Ð»Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð¹ водой на лиÑо, Ñлегка дÑнÑв в оÑкÑÑÑÑй ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ оÑÐµÐ½Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ Ð¿Ð¾Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾ Ñеке â ÑÑо Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑделаÑÑ ÑеÑлекÑоÑнÑй Ð²Ð´Ð¾Ñ . Ðе нÑжно Ñебенка ÑÑÑÑÑи, биÑÑ, и вообÑе делаÑÑ Ñезкие движениÑ, пÑежде вÑего, нÑжно глÑбоко Ð²Ð·Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ Ñамим и взÑÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑÑки.
ÐÑли Ñебенок «заÑелÑÑ» и наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑеÑÑÑÑ Ñознание, мÑÑÑÑ ÑаÑÑлаблÑÑÑÑÑ, и он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑпаÑÑÑ. ÐозÑмиÑе малÑÑа на ÑÑки либо ÑложиÑе набок, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑÑиÑÑ Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑавмÑ
«Синий» пÑиÑÑÑп, коÑоÑÑй вÑегда пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñоне иÑÑеÑики и ÑмоÑионалÑного возбÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ попÑÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑедоÑвÑаÑиÑÑ. ÐÑли Ñебенок кÑиÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñже на гÑани, поÑÑаÑайÑеÑÑ Ð»ÑбÑм ÑпоÑобом его оÑвлеÑÑ, ÑбиÑÑ Ñ Ð½Ð°ÑÑÑоенной пÑогÑаммÑ, ÑдивиÑÑ â ÑÑого Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑÑиÑÑ Ð¾ÑÑановки дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ.
Ðднако не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑÑÑпаÑÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑебованиÑ, коÑоÑое ÑÑало пÑиÑиной иÑÑеÑики, Ñаким обÑазом можно лиÑÑ Ð·Ð°ÐºÑепиÑÑ Ð² его Ñознании ÑвÑзÑ: пÑоÑÑба-оÑказ-иÑÑеÑика-полÑÑение желаемого.
Ðажно помниÑÑ, ÑÑо Ñебенок вÑегда лÑÑÑе ÑеагиÑÑÐµÑ Ð½Ð° взаимодейÑÑвие, или инаÑе ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñ Â«Ð²Ð¿ÐµÑед», нежели на ÑÑебование пÑекÑаÑиÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ либо дейÑÑвие. ÐÑли Ð²Ñ ÑкажеÑе малÑÑÑ, напÑимеÑ: «Ðобежали вмеÑÑе, кÑпим моÑоженое», он пеÑеклÑÑиÑÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑей веÑоÑÑноÑÑÑÑ, Ñем, еÑли ÑÑанеÑе кÑиÑаÑÑ ÐµÐ¼Ñ Â«Ð£ÑпокойÑÑ!!!»
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑÑиÑÑ Ñебенка ÑпÑавлÑÑÑÑÑ Ñ Ð¿ÑиÑÑÑпами гнева и ÑÑоÑÑи, Ð´Ð»Ñ ÑÑого, пÑежде вÑего, нÑжно наÑÑиÑÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ñем Ñленам ÑемÑи.
ÐаÑколÑко опаÑÐ½Ñ Ð°ÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе пÑиÑÑÑпÑ
ÐедиаÑÑÑ Ð¸ деÑÑкие невÑологи оÑноÑÑÑ ÑÑи непÑиÑÑнÑе пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑизиологиÑеÑкой ноÑме в пÑоÑеÑÑе ÑозÑÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑвной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ назÑваÑÑ Ð¸Ñ Â«Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑнÑми оÑобенноÑÑÑми». РболÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев Ñебенок пÑоÑÑо «пеÑеÑаÑÑаеÑ» Ð¸Ñ , пÑакÑиÑеÑки без поÑледÑÑвий.
Ðажно ÑбедиÑÑÑÑ, ÑÑо пÑиÑÑÑÐ¿Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно ÐÐ Ð, а не пÑоÑвлением более ÑеÑÑезнÑÑ Ð½ÐµÐ²ÑологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñоблем, Ð´Ð»Ñ ÑÑого Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð° конÑÑлÑÑаÑÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑа.
ÐÑÑоÑник: Fotolia
РневÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ ÐµÑли:
- ÐÑиÑÑÑÐ¿Ñ Ð½Ðµ пÑекÑаÑилиÑÑ Ð¿Ð¾Ñле 4-5-леÑнего возÑаÑÑа либо наÑалиÑÑ ÑанÑÑе 6 меÑÑÑев.
- ÐпеÑвÑе пÑиÑÑÑп ÑлÑÑилÑÑ Ñ Ñебенка ÑÑаÑÑе 3-леÑнего возÑаÑÑа.
- ÐÑÑановка дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 1-2 Ñаз в неделÑ, возможно из-за ÑаÑÑÑÑ Ð¸ÑÑеÑик. Ð ÑÑом ÑлÑÑае Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð°Ð´Ð¾Ð±Ð¸ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð° и коÑÑекÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑодиÑелей.
- СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ Ðº вÑаÑÑ, еÑли во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð°ÑокÑизма Ñ Ñебенка наÑинаÑÑÑÑ ÑÑдоÑоги.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐÑполÑзование ÑоÑо: Ð.4 ÑÑ.21 ÐУ «Ðб авÑоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ — «ÐоÑпÑоизведение Ñ ÑелÑÑ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий ÑÑедÑÑвами ÑоÑогÑаÑии или кинемаÑогÑаÑии, пÑблиÑное ÑообÑение или ÑообÑение пÑоизведений, ÑвиденнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑлÑÑаннÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑобÑÑий, в обÑеме, опÑавданном инÑоÑмаÑионной ÑелÑÑ.»
Источник