Обязательное условие развития мышления ребенка
Тест по педагогике
- Какие из мотивов не относятся к познавательным:
- мотивы самообразования;
- учебно-познавательные;
- социального сотрудничества
- Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
- развитию сенсорной сферы;
- моторной сферы;
- познавательной сферы.
- Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
- этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
- этапу усвоения новых знаний;
- этапу закрепления новых знаний
- Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
- урок повторения;
- урок освоения новых знаний;
- комбинированный урок;
- систематизации и обобщения нового материала
- Обязательным условием развития мышления ребенка является:
- личный опыт ребенка
- получение знаний
- умение читать
- все ответы неверны
- Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
- общая психология
- возрастная психология
- педагогическая психология
- все ответы верны
- С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
- Иоганна Фридриха Гербарта;
- Яна Амоса Коменского;
- Константина Дмитриевича Ушинского;
- Джона Дьюи
- Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
- И.П. Подласый;
- Ю.К. Бабанский;
- А.М. Моисеев;
- М.М. Поташник
- Назовите главную функцию учителя?
- оценочная;
- целеполагание;
- планирование;
- управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
- Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
- Ян Амос Коменский;
- Дени Дидро;
- Сократ;
- Платон
- Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
- Н.Г. Чернышевскому;
- К. Гельвецию;
- Ж.Ж. Руссо;
- К.Д. Ушинскому
- Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
- Л.П. Блонскому;
- Л.Н. Толстому;
- В.Ф. Шаталову;
- И. П. Подласому
- Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
- Л.С.Выготскому;
- С.Л.Рубинштейну;
- А.Дистервегу;
- Гельвецию
- Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
- тифлопедагогика;
- сурдопедагогика;
- олигофренопедагогика;
- педагогика
- Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
- неотомизм;
- неопозитивизм;
- бихевиоризм;
- экзистенциализм
- Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
- рассказ
- объяснение
- лекция
- беседа
- В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
- в Англии
- во Франции
- в России
- в Японии
- Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
- запоминание
- осмысление
- восприятие
- ощущение
- Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
- природосообразности
- целесообразности
- доступности
- гуманности
- Восприятие часто принято называть:
- осязанием
- апперцепцией
- перцепцией
- наблюдательностью
- Динамика реакций и переживаний личности это:
- характер
- темперамент
- способности
- все ответы верны
- Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
- абстрактно-логическое
- наглядно-образное
- наглядно-действенное
- теоретически-образное
- Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
- ощущения
- восприятие
- эмоции
- все ответы верны
- Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:
- восприятия
- внимания
- воли
- воображения
- Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
- темперамент
- способности
- характер
- задатки
- Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
- психодиагностики
- психокоррекции
- психологического консультирования
- психопрофилактики
- Основное требование к коррекционным программам это:
- занимательность
- универсальность
- соответствие выявленным нарушениям
- все ответы верны
- Основными условиями развития личности ребенка являются:
- формирование мотивов поведения
- развитие чувств
- развитие воли
- все ответы верны
29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
— Воспитание, обучение подрастающего поколения.
— Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
— Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.
— Исследование человеческой природы.
30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:
— Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
— Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
— Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
— Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
— Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.
31. Развитие — это (выберите правильный ответ)
— Накопление количественных изменений в организме человека.
— Уничтожение старого и возникновение нового.
— Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.
— Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.
— Процесс активной деятельности личности.
— Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.
— Ускорение индивидуального развития человека.
— Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.
33. В чем заключается целостность педагогического процесса?
— В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
— В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.
— В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.
— В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
34. Что такое педагогические инновации?
— Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.
— Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.
— Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.
— Все ответы правильные.
35. Гуманистическая педагогика…
— Стремится изменить воспитанника.
— Исходит из приоритетности знаний педагога.
— Принимает воспитанника таким, каким он есть.
— Не требует от учителя переориентации внутренних установок.
36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:
— Значительные инвестиции.
— Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.
— Согласие учителей и родителей.
— Административный нажим.
37. Какая функция педагога является главной?
— Оценочная.
— Организаторская.
— Планирование
— Управления.
38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.
— Дидактика — это отдельная наука о закономерностях развития личности.
— Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
— Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
— Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
39. Что такое соревнование?
— Соревнование — это игра, в которой определяется победитель.
— Соревнование — это путь, к закреплению достигнутых результатов.
— Соревнование — метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.
— Соревнование — это стремление к приоритету любыми путями.
40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.
— Наказание — метод воспитания, проявляющийся в форме требования.
— Наказание — это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.
— Наказание — способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.
41. Общественное воспитание — это (выберите ответ)
— Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе «человек — человеку».
— Государственная система общественного просвещения.
— Семейное воспитание.
— Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.
42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:
— Снижение уровня жизни.
— Упадок морали.
— Обострение конфликта поколений.
— Все ответы правильные.
43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?
— Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.
— Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.
— Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.
— Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
— Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.
— Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
— Учебный процесс — двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
— Сущность учебного процесса состоят в организации учения.
— Главная цель учебного процесса — управление умственной деятельностью учащихся.
45. Что представляет собой учебная программа?
— Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.
— В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.
— Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
1.2. Тест по основам педагогической психологии
1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
— различные названия одной и той же области знания
— различные области знания
— экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии
— педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики
2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
— наблюдение
— формирующий эксперимент
— лабораторный эксперимент
— метод анализа продуктов деятельности
3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
— физиологии
— социологии
— биологии
— психологии
— педагогике
4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
— функциональной психологии
— бихевиоризме
— гештальтпсихологии
— когнитивной психологии
5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:
— ориентировочными
— исполнительскими
— контрольными
— оценочными
6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
— ее вид
— ее уровень
— этап ее реализации
— форма ее проявления
7. Мотивы самообразования — это:
— форма проявления учебных мотивов
— этап усвоения учебных мотивов
— уровень познавательных мотивов
— качественная характеристика учебных мотивов
8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:
— глубина знаний
— гибкость знаний
— системность знаний
— осознанность
9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
— навык
— умение
— операция
— деятельность
10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
— осмысление
— осознание
— автоматизация
— высокая автоматизация
11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
— импринтинге
— условно-рефлекторном научении
— оперантном научении
— вербальном научении
— викарном научении
12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:
— становление
— формирование
— социализация
— воспитание
13. Понятие «задатки» характеризует:
— индивидуальные свойства
— субъектные свойства
— личностные свойства
— свойства индивидуальности
14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
— единство процессов обучения и воспитания
— воспитание как единство «частных» воспитательных дел
— характер взаимодействия педагогов и учащихся
— деятельность педагога
15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:
— эффекта ореола
— эффекта последовательности
— эффекта инерционности
Источник
Людмила Драницына
Условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок. Это сложный и интересный труд — умственный. Кого-то он может пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать. И во многом от взрослых зависит, какие эмоции этот труд будет вызывать у ребёнка.
В развитии мышления ребёнка следует обеспечить гармоничное сочетание его мотивационных и операционных компонентов. Формирование мотивационных компонентов связано с удовлетворением и развитием познавательных потребностей дошкольника.
Общими условиями формирования у дошкольника познавательной мотивации является демократический стиль воспитания, положительное, эмоционально окрашенное отношение взрослого, диалогическое общение с ним. Создание атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости в общении дошкольника со взрослым способствует детской инициативе и самостоятельности.
Отношение взрослого к детским вопросам во многом определяет дальнейшее развитие мышления. Ответы на них должны стимулировать мышление ребёнка, развивать его познавательную активность. Негативная реакция на вопросы резко снижает познавательную активность дошкольника.
Развитию мышления способствует овладение ребёнком всеми сторонами речи, расширение его жизненного опыта. В умственном воспитании дошкольника всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения взрослых, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит взрослый, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.
Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности. Важно, чтобы ребёнок являлся субъектом деятельности. Это приводит к появлению у детей способности к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, что значительно повышает уровень осознанности действий и поведения ребёнка.
Хорошим педагогическим приёмом является организация совместного со взрослым или сверстниками поиска ответов в ходе экспериментирования, наблюдения.
Важно развивать пытливость дошкольников, формировать у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них. Надо постоянно ставить детей в проблемную ситуацию. Взрослому необходимо проявить терпение и внимание к неожиданным объяснениям, которые даёт дошкольник, поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно – следственные связи. Чем больше предложений подаст ребёнок, тем лучше он овладеет поисковыми действиями.
Другой стороной развития мышления выступает вооружение детей знаково – символическими средствами мыслительных задач. Необходимо работать над развитием операций мышления, чему способствуют задания на сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой, при организации наблюдений, или специальных занятий. С этой целью используют конструирование по образцу, по условиям, по замыслу; дидактические настольные игры.
Активизируя мыслительную деятельность старших дошкольников, необходимо уделять особое внимание воспитательному воздействию. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Необходимо расширять кругозор детей, их представления о природных явлениях, общественной жизни. Надо обсуждать с ними прочитанные книжки, анализируя поведение героев, чтобы у детей накапливались знания и впечатления. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления.
Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам. Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.
Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче — условие развития его логического мышления. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель — развивать познавательную мотивацию, познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмысленная ребёнком, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.
Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.
Активизация мышления детей на занятии достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Показателем активной мыслительной деятельности дошкольникана занятиях является:
— наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;
— умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения,проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д. ;
— умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
— способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.
Мышление ребенка связано с его знаниями. В своих исследованиях Н. Н. Поддьяков обнаружил несколько тенденций в развитии знаний у детей:
— в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире; эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка;
— в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.
Для развития детского мышления очень важно, чтобы вместе с формированием стабильных знаний шёл непрерывный рост и неопределённых, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.
Там, где все ясно, там уже не над чем думать; там, где все полностью неясно, думать очень трудно, фактически невозможно. Иначе говоря, для развития мышления дошкольников необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части дошкольных знаний. Такое построение педагогического процесса способствует созданию высокого эмоционального тонуса детей на занятиях: они в полной мере испытывают радость познания, радость первых самостоятельных находок. Чтобы поддержать активность детей в процессе обучения, необходимо строить его таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у детей с нетерпением узнать, а что будет дальше, на следующем занятии? Этот путь обеспечивает и активизацию творчества детей: ребенок не ждет разъяснений взрослого — он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая, таким образом, умение самостоятельно добывать новые знания. Усвоение детьми подобных знаний обеспечивает гибкость, динамичность мышления и, самое главное, стимулирует постановку детьми разнообразных вопросов. В процессе активной поисковой деятельности дети сами ищут ответ на эти вопросы, пробуют, ошибаются и в результате приходят к получению новых знаний.
Источник