О чем разговаривать с ребенком 1 год

О чем разговаривать с ребенком 1 год thumbnail

Привет, меня зовут Аля Баданина, в недавнем прошлом я главред Cosmopolitan, а сейчас — мама двоих детей. Ирише скоро 11 лет, и она активно входит в фазу полового созревания. Косте 11 месяцев, и он просто активно ходит. Этих двоих и еще пару десятков детей моих знакомых я бы хотела обсуждать с вами каждую неделю.

— Ты мой масюшкин котик. Будешь сисю кушать?

— А мы покакали! И сейчас пойдем каки и фуки убирать.

— Кто у мамы няшкин ням-нямчик? Давай еще ложечку!

Сколько написано-перенаписано постов и материалов о том, как меняется язык мамы, да и мозг тоже, пока она сидит дома с младенцем. Все эти бесконечные репотажи с форумов беременюжек и споры о грудном вскармливании способны свести с ума даже самых стойких. Моя позиция не меняется на протяжении вот уже 11-ти лет: мамы могут говорить как угодно и о чем угодно. Даже сюсюкать можно. Главное — не замолкать. Хуже нет, чем неэмоциональная тихая мама с маленьким ребенком. Каким образом будут выражаться эти эмоции — дело каждой семьи, если дома ваша манера общения никого не напрягает, расслабьтесь и не обращайте внимания на окружающих.

Любые слова, общий позитивный настрой хорошо развивают речь ребенка до года. А вот еще несколько способов, которые помогли мне со старшей (Ириша заговорила в год с небольшим, и весьма чисто), и которые я применяю сейчас с младшим Костей.

1. Читать. Если не очень получается разговаривать с ребенком, — а это действительно бывает сложновато, особенно с первыми, — читайте. Все, что угодно, главное — с выражением! Маленькой Ирише я читала с первого дня жизни — о том, как сцеживать молоко, как делать гимнастику после родов и, кажется, даже «Улисса». Уже через несколько недель дочка стала откликаться, узнавать мой голос, интонации, потом улыбалась и смеялась, когда я снова брала книжку.

Польза очевидна, и кстати, для постбеременных маминых мозгов тоже. А самое главное — долгое время лучшими нашими игрушками были именно книжки. Ириша делала вид, что «читает», заучивала огромные стихи и в промежутке между полутора и двумя годами артистично декламировала их.

2. Петь. Честно, я не лучший тут пример, детские песенки предпочитаю включать из Интернета. Но ценится именно мамино пение, поэтому со временем я все-таки разучила несколько русских-народных и даже сама придумала простейшую колыбельную, которую мы поем даже сейчас иногда, на два голоса, ага. Мои голосистые подруги тут преуспели, у одной из них сын стал раньше петь, чем говорить, это просто чудо — наблюдать, как ребенок с точностью передает мамины интонации. Без малейшего стеснения и зажатости, которые, к сожалению, случаются у детей постарше.

Польза. Говорят, музыкальный слух свидетельствует о наличии хороших интеллектуальных способностей. А еще говорят, даже у самых неуклюжих медведей слух можно развить.

… Или хотя бы завывать. Если совсем тяжело с пением, как было поначалу у меня, просто вставайте над ребенком и повторяйте длинные гласные звуки: «Ууууу», «Оооо», «Ииии» и т. д. При этом обращайте внимание на движения вашего рта, каждый звук должен быть особенным, со своей мимикой.

3. Разминать пальчики. Мама моего первого мужа (а по совместительству лучший в их городе методист в детских садах) в каждом телефонном звонке напоминала мне о пальчиках. И о связи мелкой моторики и речевого аппарата младенца. Первые 2−3 месяца, пока ребенок лежит в люльке и глазеет, просто берите его за руки и играйте с ними. Подойдут и движения «сорока-сорока», и легкие поглаживания пальчиков. Петь во время всего этого, кстати, тоже не возбраняется.

Польза. Мамы, практикующие дома легкий массаж, упражнения на фитболе и все прочее, меня поймут и поддержат. С развитым физически ребенком, как минимум, интереснее и веселее. Костя довольно рано начал хватать игрушки, трясти ими и от всего этого получать огромное удовольствие.

4. Дразнить. Все логопеды единодушны: за ребенком обязательно нужно повторять любые звуки. От этого, думаю, и появляется сюсюкание и всякие детские словечки в словаре мамы. У нас с Костей вообще одно из первых слов-звуков было «Апчхи!» Не то, чтобы мы много болели, просто смешно очень! Всей семьей мы можем минут десять дразнить друг друга. А потом постепенно переходим на другие звуки.

Польза. Постепенно, уже ближе к году ребенок начинает повторять и за вами. Желательно, конечно, не про каки и нямы… Хотя мы ведь договорились, что мамам и детям позволительно все!

Расскажите, как вы общаетесь с совсем маленькими детьми. Ощущаете ли дискомфорт о того, что собеседник поначалу вроде бы не очень вовлечен. Какие вы используете методы и когда заговорили ваши дети?

Источник

1. Разговаривайте с вашим малышом.

В этом возрасте, идет активное развитие психики, ребенок может распознавать отдельные слова речи родителей и реагировать на некоторые из них. Дети также могут повторить некоторые слова. Следовательно, чем больше вы говорите с детьми, тем больше слов они знают и повторяют, тем быстрее они говорят полными предложениями. Читайте, даже если ваш малыш много не понимает. Если ребенку не хватает общения, то, безусловно, появляются серьезные проблемы в психическом развитии детей (например, синдром Маугли).

2. Никогда не кричите на ребенка 

или на кого-либо, если ребенок может слышать вас в этот момент. Никогда не сквернословьте, потому что это будет вызывать нежелательные изменения в детской психологии. Будьте хорошим примером для своего потомства.

3. Крепко обнимайте и целуйте малыша

Конечно, это всегда важно для развития детей, но когда вашему малышу 1 год, на это следует обратить особое внимание. По мнению психологов, самосознание ребенка начинает формироваться именно в этом возрасте. В общем, годовалые дети узнают о себе через отношение других людей к ним. «Я являюсь кем-то»??, или, что кто-то думает обо мне. Если вы не показываете ребенку, что вы его любите, то он может стать неуверенным в себе взрослым.

4. Никогда не говорите «я тебя не люблю»

по вышеупомянутой причине.

5. Разрешайте малышу все исследовать.

Подавленный папа часто кричал на своего однолетнего ребенка, когда тот портит вещи или рисует на важных документах. Но, как подтверждает психология развития, ребенок не знает, что эти вещи нельзя трогать. Чтобы избежать проблем, просто держите «опасные» вещи в недоступном для детей месте.

6. Давайте ребенку играться разными вещами.

Хорошие родители хотят, чтобы их дети имели лучшие игрушки, но они не продаются в игрушечных магазинах. Лучшие игрушки должны способствовать как физическому, так и психическому развитию ребенка, так что разрешите им играть с коробками, тарелками, пианино (даже настоящим) и т.д., но всегда играть вместе с ребенком! Тогда вы будете иметь возможность контролировать процесс и испытывать радость от общения с вашим маленьким «ученым».

7. Никогда не разрешайте ребенку 1 года смотреть телевизор.

Это вредно для глаз и развития языка и физического развития детей. Просто гуляйте и играйте с ребенком, читайте и пойте, так все это хорошо развивает его. Это принесет реальную пользу для детской психики.

8. Помните ваш ребенок маленький и беззащитный.

Скорость физического развития ребенка обычно не совпадает со скоростью психического развития. То есть, ваши дети быстро растут физически, но это не означает, что они также же умны, как вы. На самом деле, они гораздо умнее, потому что запоминают и воспроизводят гораздо больше информации, чем вы, но они жили на этой планете только год! Они просто не знают многих вещей. Таким образом, вместо заточения их в театре просто погуляйте с ними в парке.

9. Не позволяйте ребенку делать все, что он хочет.

Психология 1 года позволяет ребенку понимать и следовать простым инструкциям, таким как «не трогай это». Но не должно быть слишком много запретов, иначе ребенок приобретет боязнь всех новых вещей. Однако умственное развитие детей не на самом пике развития в этот период, поэтому вам лучше объяснить им, почему вы запрещаете то или это. Вы сами скоро привыкнете к этому, и ребенок узнает, что родители ему доверяют.

10. Никогда не сравнивайте вашего ребенка

с кем бы то ни было, в его пользу или нет. Во-первых, это заставит вас видеть в ребенке, только доказательства успеха, а не человека. Во-вторых, вы разрушите уверенность ребенка в самого себя, в вашу любовь и преданность людей.
Помните, что первые годы жизни ребенка являются большими инвестициями в его будущее развитие.

Источник

как общаться с годовалым малышом

Все мы очень хотим быть услышанными и понятыми, и даже маленькие дети здесь не являются исключением. Хотя годовалый малыш видит и воспринимает мир совсем по-своему, но общение с родителями для него играет очень важную роль. Правда, мама с папой не всегда знают, как именно подступиться к этому самому общению. Но мы готовы вам подсказать и дать несколько советов.как общаться с годовалым малышом

  • Эмоциональное общение. Это один из самых важных аспектов взаимодействия с родителями. В этом возрасте ребенок, хоть и не осознано, но ощущает чувства и эмоции близких ему взрослых. Поэтому старайтесь подходить к общению с малышом в спокойном состоянии и с позитивным настроем. Тогда и ребенок сможет поймать ваше настроение. Если вы расстроены, лучше выдохнуть, успокоиться и лишь потом вернуться к малышу. Также обязательно демонстрируйте чаду свою любовь – улыбкой, взглядом, ласковыми прикосновениями, ведь ощущать ее для него так важно!
  • Голосовое общение. Даже если ваш малыш пока не понимает всех обращенных к нему слов, в этом возрасте он уже способен узнавать голоса мамы и папы и даже может запомнить, как они звучат. Поэтому полезно будет сделать так, чтобы он чаще слышал их и привыкал к этим звукам. Побольше говорите с ребенком. Не так важно, о чем – об окружающем мире, о нем самом или просто об отстраненных вещах, главное, чтобы ваш тон был спокойным и не резким. А еще лучше, если он будет звучать заинтересованно. Некоторые опытные родители советуют уже в этом возрасте начинать читать малышам. Это могут быть детские сказки или же любая другая литература, которая интересна маме. Главное, чтобы малыш чаще слышал голос близкого человека. Сюда же можно отнести и пение. Вам совсем не нужно заканчивать школу вокала, чтобы просто приятным голоском проворковать ребенку колыбельную, а он после этого уже будет чувствовать себя гораздо лучше и спокойнее. Вспомните свою любимую песню родом из детства или подыщите что-то новенькое в интернете и не стесняйтесь пробовать свои силы на этом поприще. Если что, домашние потерпят, а ребенок не будет вам строгим судьей.

общение с ребенком в годик

  • Совместное наблюдение за миром. Поощряйте малыша, когда он начинает приглядываться к происходящему вокруг. Обращайте внимание на то, что его заинтересовало – люди или животные на улице, растения на подоконнике, отблески света или яркие картинки на стене. Вполне возможно, что малышу будут интересны и ваши повседневные домашние дела. Пригласите его посмотреть на них! Главное, не отвлекайте его во время наблюдательного процесса, ведь так ваш малыш учится познавать окружающий мир. А еще – развивает у себя внимание.
  • Физическое взаимодействие. Практически в любой книге по уходу за ребенком найдутся примеры разного рода развивающих гимнастик для годовалого малыша. Посоветовать такие методики может и ваш врач. Среди популярных рекомендаций – разминка для пальцев, разминка для стоп, упражнения на броски предметов и так далее. Даже если у ребенка нет проблем со здоровьем, такие физические упражнения и массажи полезны для их профилактики. К тому же общение жестами и прикосновениями тоже очень важная часть взаимодействия с родителями в этом возрасте.

как играть с годовалым малышом

  • Общение при помощи игрушек. В наше время на полках детских магазинов можно обнаружить развивающие игрушки для любого возраста. Безусловно, это хорошая тенденция, и некоторые навыки с их помощью ребенок вполне сможет постигать и развивать самостоятельно, но не стоит забывать и о других видах игрового взаимодействия. Составьте ребенку компанию для возни с любимыми игрушками! Если есть вдохновение, разыграйте целые диалоги и сценки. Вполне возможно, что вам удастся заинтересовать малыша внимательно следить за происходящим и, что самое важное, принимать в нем активное участие. Тогда у вас будет очень-очень благодарный зритель и партнер!
  • Ответное общение. Применяя любой из способов, ожидайте от малыша ответа на него. Ответ этот может прийти в любой форме – звуком, жестом, эмоциональной реакцией. Будьте к ним готовы и не оставляйте незамеченным и безответным такое важное взаимодействие. Пусть ответная реакция станет для вас отличным вдохновляющим фактором!

Выводы

Для более гармоничного развития было бы хорошо сочетать все эти варианты общения между собой. Но вы вполне можете выбрать для себя тот способ, который больше понравится вам и вызовет лучший отклик у малыша. Самое главное, чтобы в процессе ребенок ощущал с вашей стороны внимание, заботу и, конечно же, любовь, а для этого не лишним будет, чтобы и вы чувствовали себя комфортно во время общения. Вполне возможно, что, учитывая знания о развитии годовалого малыша и собственный родительский опыт, вы найдете для себя какие-то новые способы взаимодействия или же какие-то новые варианты старых. А, быть может, со временем даже захотите поделиться своими советами с другими родителями в интернете.

В следующей статье читайте о том, что должен знать и уметь ребенок в три года.

Источник

Особое внимание в воспитании детей, родителям стоит уделить именно в возрасте от 1 до 2 лет. К трем годам, ребенок становится достаточно самостоятельным, он хочет по возможности все делать сам. Родителям в этом вопросе нужно не мешать, а наоборот помогать ребенку и поощрять его желание к самостоятельности.
Воспитание детей от года и до двух лет можно разделить на 2 этапа:
Воспитание малыша от года до полутора лет;
Воспитание от полутора до двух лет.

На протяжении второго года жизни поведение малыша еще совсем нестойкое и требует усиленного контроля взрослого, для нормализации его поведения. В этом возрасте взрослый должен уделять достаточное количество времени ребенку, чтоб у него сохранялось хорошее настроение. На втором году жизни, игры с взрослыми приобретают, в первую очередь, познавательный характер. Игра должна быть построена таким образом, чтоб ребенку было весело, и, чтоб малыш в каждой игре узнавал что-то новое и закреплял знание, которые были получены ранее.

Разделить воспитание ребенка второго года жизни можно на следующие разделы:
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
Умывание;
Одевание;
Внешний вид;
Еда;
Сон.
Воспитание культуры деятельности:
Режим;
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности;
Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам;
Учим ребенка понимать требования взрослого.
Воспитание культуры общения:
Общение с взрослыми;
Общение со сверстниками.
Умываемся

На протяжении второго года жизни ребенок должен научиться умываться самостоятельно. Малышу нужно напоминать, что после улицы и перед едой, нужно помыть ручки. Кроха должен знать, что после сна нужно умыть личико и помыть ручки. Мама должна показывать ребенку, как открыть кран, нужно показать и объяснить, какая именно должна быть струя, чтоб ребенок не открыл очень сильно кран и в итоге не оказался весь мокрый. Показывайте ребенку, как регулировать воду, чтоб она не оказалась сильно горячая или сильно холодная. Поначалу у малыша не будет получаться, но со временем он всему научится. Скажите малышу о необходимости закатывать рукава для умывания и покажите, как это делается. Нужно показать, как намылить ручки, чтоб получилось много пены. Объясните крохе, что мыло нужно тщательно смыть. После того, как умывание закончено, малыш закрывает воду сам (примерно с полутора лет), мама проверяет, тщательно ли закрыта вода или закрывает ее сама, если ребенок еще не умеет.
Одеваемся

Начиная с года, ребенок проявляет интерес к своей одежде и процессу одевания. Ребенок старается сам натянуть колготки, носочки, шапочку. Не мешайте этим попыткам ребенка. Наоборот, хвалите его за то, что он стремится одеваться сам. Учите малыша одеваться в правильном порядке. Одеваемся снизу вверх, раздеваемся наоборот, сверху вниз. После того, как малыш разделся, покажите, куда нужно сложить вещи. На своем примере демонстрируйте бережное отношение к вещам. Если Вы будете разбрасывать свои вещи, то не стоит ждать от ребенка порядка в вещах, и даже не думайте ругать малыша за беспорядок, если и Ваши вещи в не лучшем состоянии.

Главное в воспитании помнить:

ДЕТИ БЕРУТ ПРИМЕР СО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Если в семье, в разговоре употребляется нецензурная лексика, если ребенок не слышит «волшебных слов» в общении родителей и в общении с собой, если вещи разбросаны по квартире. В таком случае не требуйте от ребенка порядка, и не удивляйтесь, когда в один прекрасный день ребенок скажет место: «Мамочка, купи мне, пожалуйста, вот эту игрушку», Вы услышите: «Я хочу эту игрушку, быстро купи мне ее» – и после этих слов впадет в истерику.

Внешний вид

Деткам, нужно постоянно напоминать о том, чтоб они следили за своим внешним видом. Обращайте внимание ребенка, когда одевайте на него красивую чистую, отутюженную одежду. Также, нужно обращать внимание на то, когда одежда загрязнилась, объясняйте, что грязную одежду нужно сразу же переодеть. Так формируется у ребенка любовь к чистоте и опрятности.
Кушаем

На втором году жизни, ребенок постепенно будет проявлять желание кушать из ложки самостоятельно, самостоятельно пить из чашки. Поощряйте это желание и хвалите малыша за такое стремление. Начиная с полутора лет, учите ребенка пользоваться салфеткой и следить за чистотой лица во время еды.

Сон

Если Вы уже отлучили ребенка от груди, то малышу нужно будет учиться засыпать самостоятельно. Помогайте ребенку. В этом возрасте детки уже начинают с интересом слушать сказки. Прочитайте сказку на ночь. Не оставляйте малыша одного в комнате, если ему страшно и он не может заснуть, посидите с ним рядом до тех пор, пока он уснет. Всегда перед сном говорите малышу «спокойной ночи». Со временем у него выработается порядок, после прочтения сказки и пожелания спокойной ночи, нужно отдыхать. Если малыш еще кушает грудь, то ему нужно будет позже научиться засыпать самому. Главное, не давайте ребенку пустышку, для того, чтоб он заснул – это вредная привычка.
Режим дня

Режим формируется у ребенка постепенно, не требуйте от малыша, чтоб он сразу же следовал отведенному режиму. Для того, чтоб у крохи сформировалось чувство времени, поднимайте его утром в одно и то же время, дневной сон, тоже должен быть примерно в одинаковое время. Прогулки, игры, занятия с мамой или папой, завтрак, ужин и обед – все это должно иметь свое место и время в дневном режиме малыша. Постоянно следуя режиму, уже через некоторое время, малыш будет сам к Вам подходить, и говорить: «Мама, пошли гулять».
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности

В то время, которое отведено у Вас для игр и занятий, родители должны показывать малышу какие действия можно делать с той или иной игрушкой. Уже самое время учить малыша заботе об игрушках, покажите, как можно качать зайчика, куклу или мишку. Через некоторое время, зайдя в комнату, Вы увидите, как Ваш кроха бережно качает свою любимую игрушку. Учите малыша кормить игрушек. Рассказывайте, что сначала мы будем кушать суп, потом кашу, а потом пить чай. Так, во время игры, малыш и сам будет знать, что во время еды, он сначала должен скушать, первое, потом второе, а потом уже придет время десерта.

Кроме того, во время игры, малыш может стараться подражать маме и папе. После того, как игрушки «поели», ребенок может проявить желание помыть посуду, конечно, все это делается понарошку. Таким образом, ребенок приобретает начальные навыки трудовой деятельности.
Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам

Эти навыки, малыш начинает приобретать с полутора лет. Ребеночек уже может самостоятельно садиться на стул, уже в состоянии собирать свои игрушки и складывать их на место. Объясняйте, и покажите на своем примере, как и куда нужно складывать игрушки после игр. Для игрушек должно быть отведено определенное место. Это может быть коробка или ящик.

Учим ребенка понимать требования взрослого

Еще до года, нужно начинать говорить ребенку слово «нельзя». Малыш, еще не достигший года, с помощью интонации и изменения голоса мамы или папы, может понять, что он сделал что-то неправильно. Начиная с года, ребенка нужно продолжать учить действовать, соответственно Вашим указаниям, ребенка учат, что такое «можно», что такое «нельзя», что такое «нужно».
Воспитание культуры общения с взрослыми

Второй год жизни – это становление речи ребенка. Примером подражания, конечно же, являются взрослые. Поэтому, взрослые должны подавать ребенку правильный пример. Не нужно сюсюкать с ребенком, шепелявить и искривлять слова. Такой пример не только не даст ребенку правильного понятия о речи, но и может привести к необходимости обращаться к логопеду. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым. Это не значит, что Ваше общение будет лишено положительных эмоций и будет сухое. Ведь общаться с ребенком можно с улыбкой и хорошим настроением, и при этом не сюсюкая.

Кроме того, самое время учить ребенка культурно вести себя в общественном месте. Ребенку тяжело запретить бегать и прыгать. Но нужно объяснять малышу, что в некоторых местах, если кроха будет кричать и бегать, он может помешать кому-то. Не вводите слишком много запретов. Например, ребенок должен знать, что заходя в поликлинику и магазин, нужно вести себя тихо. А вот после того, как Вы покинете помещение, можно опять бегать, прыгать, веселиться и пищать.

Нужно закреплять умение малыша здороваться, прощаться, благодарить за что-либо.

Воспитание культуры общения со сверстниками

Обязательно учите своего малыша делиться с игрушками. Если ребенок все время норовит забрать у кого-то игрушку, расскажите ему сказку, придуманную Вами, про то, как мальчик (девочка), все время забирали игрушки и друзей, не хотели ими делиться и играть вместе, и, в итоге, он (она) потеряли всех своих друзей и товарищей, и остался совсем один. Лучше финал сказки сделать хорошим, как мальчик (девочка), осознал свою ошибку, понял, что нужно делиться и играть вместе, и к нему вернулись все его друзья. Включайте фантазию, и чаще рассказывайте ребенку сказки, где он является главным героем. Такие сказки ребенок больше любит слушать, и делает правильные выводы. Если кто-то из малышей ударился, учите своего ребенка пожалеть друга. Так Вы воспитаете очень чуткого человека, который способен на сострадание и помощь ближнему.

После первого дня рождения, можно учить малыша играться совместно с друзьями, пусть малыши хоть какие-то действия делают вместе. С полутора лет, детки уже дольше смогут быть увлечены совместными играми. Хотя до трех лет, самые любимые игры деток только с родителями, так как мама и папа, могут придумать интересные и новые игры, а игрушки в игре всегда оживают и начинают «говорить».

Источник