О чем говорят с ребенком в 3 года

О чем говорят с ребенком в 3 года thumbnail

О насущном

В три года дети ведут крайне активную жизнь, согласитесь? Прогулки, занятия, игры, новые знакомства и приключения, которые начинаются, едва малыш выходит за порог дома. Так что вы вполне можете поговорить о том, как прошел его день. Вот что можно спросить.

  1. Чем ты сегодня занимался?
  2. В саду было интересно?
  3. Что тебе сегодня больше всего понравилось?
  4. Ты был добр к своим друзьям?
  5. Что ты ел? Тебе понравилось?

О еде

Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.

  1. Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
  2. Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
  3. Ты больше любишь соленое или сладкое?
  4. Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
  5. Что из еды тебе больше всего не нравится?

О звуках

Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?

  1. Как думаешь, какие звуки издает грузовик?
  2. Какие звуки тебе нравятся?
  3. Какие звуки тебя раздражают?
  4. Какой звук ты умеешь изображать лучше всего?
  5. Как храпит папа?

О животных

Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.

  1. Какое у тебя любимое животное? Почему?
  2. Где живут утки?
  3. Как говорит поросенок?
  4. Какие животные живут на ферме? А в лесу?
  5. Каким животным ты хотел бы стать?

О планах

Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.

  1. Чем тебе хочется заняться на выходных?
  2. Куда ты больше всего любишь ходить?
  3. К кому ты хочешь сходить в гости?
  4. Что ты наденешь, когда мы пойдем на прогулку?
  5. Что мы возьмем с собой?

О семье

Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.

  1. Как зовут членов твоей семьи?
  2. Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
  3. У тебя есть сестра или брат?
  4. Чем можно заниматься с семьей?
  5. Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?

О чувствах

Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.

  1. Что делает тебя счастливым и веселым? Отчего тебе бывает грустно?
  2. Что кажется тебе страшным? Почему оно тебя пугает?
  3. Что сегодня было смешного?
  4. Из-за чего ты можешь стесняться?
  5. Что ты больше всего любишь делать?

О занятиях

Трехлетка постоянно что-то делает, придумывает и воплощает в жизнь. Понаблюдайте за ребенком и спросите его о том, чем он занимается.

  1. Что бы ты хотел поделать сегодня?
  2. Какие поделки ты любишь мастерить больше всего?
  3. Чем тебе больше всего нравится заниматься в саду/клубе?
  4. Тебе больше нравится рисовать или петь?
  5. В какие игры можно поиграть на площадке?

Об окружающем мире

Дети часто начинают нести беспорядочную чепуху, когда вы куда-то идете, или задавать тьму вопросов, когда вы дичайше опаздываете. Возьмите инициативу в свои руки и сами начните спрашивать — это немного отвлечет ребенка, а вы узнаете много нового.

  1. Что ты видишь вокруг?
  2. Как думаешь, сегодня будет дождь?
  3. Тебе не кажется, что это облако похоже на тебя?
  4. Какого цвета эти птички? Как они поют?
  5. Сегодня много народу на улице или не очень, как считаешь?

О друзьях

Скорее всего, у вашего ребенка уже появились первые друзья из числа одногруппников в саду или товарищей по площадке и развивашкам. Поговорите с ним о них.

  1. Кто твой самый лучший друг?
  2. А ты хороший друг?
  3. Тебе нравится играть с друзьями по очереди и не ругаться?
  4. Что друзья должны делать друг для друга?
  5. Что тебе больше всего нравится делать с друзьями?

P.S. Конечно, это лишь приблизительный список вопросов, которые вы можете менять и трансформировать по вашей ситуации, ощущениям и вкусу. Этим списком мы всего лишь хотели показать, что тем, которые можно обсудить даже с маленьким ребенком, не так уж мало. Надеемся, мы вас немного вдохновили!

Источник

Помните об основных принципах взаимодействия с детьми, которые действуют на любых возрастных этапах и закладывают основы успешной коммуникации во взрослой жизни. Ребёнку будет просто найти контакт с любым человеком, если он проявляет уважение к собеседнику, умеет понять чувства другого и корректно выразить свои эмоции. Поэтому:

  1. Обращаемся именно к малышу: речь направлена на него и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
  2. Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
  3. Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал вашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Существуют универсальные темы для разговора в любом возрасте:

  • обсуждать происходящее с малышом / между вами / вокруг;
  • читать наизусть стихи по теме (о природе, про домашние дела, игрушки) или просто любимые;
  • петь песенки (вариантов очень много: включать и подпевать или петь самим, заниматься при этом домашними делами или танцевать, делать зарядку или кувыркаться, напевать во время прогулки или петь, сидя напротив друг друга);
  • рассказывать истории (используйте виммельбухи или любые книги с красочными иллюстрациями, сочиняйте рассказы о самом малыше, его семье и друзьях).

Общаемся с ребёнком весело

О чём говорить с ребёнком 3–4 лет

В этом возрасте растёт круг общения малыша, многие дети начинают ходить в сад, а значит, по дороге в детский сад или домой можно говорить о том, как прошёл день, что интересного произошло, что порадовало, что ели на обед.

Длительные прогулки не только хороши для здоровья, но и дают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг столько нового и вдохновляющего, что темы для разговора искать не придётся — вы будете или отвечать на вопросы «что» и «почему», или сами инициируете беседу. Когда малыш усвоит названия окружающих предметов, важно продолжить расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «какой»: не просто «трава», а «зелёная густая трава». Полезно говорить расширенными предложениями, дополняя сказанное малышом:

  • Собака.
  • Да, какая симпатичная собака бежит и виляет пушистым хвостом!

Вам будет проще решить, о чём говорить с ребёнком 3–4 лет, если помнить, что дети — исследователи по натуре и в этом возрасте изучают окружающую действительность с помощью всех органов чувств. Называйте разнообразные ощущения и поощряйте малыша описывать свой опыт: что и как мы слышим, видим, обоняем, осязаем, пробуем на вкус.

  • Слышишь, как звонко чирикает эта птичка?
  • Какой гладкий камешек и какая шершавая кора у дерева!

Будет здорово, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к его мнению, ребёнок начнёт делиться впечатлениями — это обогатит его речь и сделает интересным собеседником.

Читайте также:  3 день ребенок не ест ему год

Для чтения выбирайте книги с красочными иллюстрациями, чтобы у крохи была возможность их описывать, а у вас — спрашивать, всё больше переходя от вопросов, на которые можно ответить коротко и односложно, к таким, что потребуют развёрнутого ответа.

И конечно, это время, когда дети активно осваивают язык, играют им как в кубики или конструктор. Они ищут закономерности в языке и в его связи с окружающей действительностью. Именно в этот период рождаются замечательные детские неологизмы. Множество примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словотворчеству нужно относиться доброжелательно, ни в коем случае не высмеивать малыша, а корректно поправлять, перефразируя его слово или предложение правильно. Хорошая идея — записывать высказывания крохи. В более старшем возрасте он с удовольствием будет смеяться над ними вместе с вами.

В помощь родителям — большое количество речевых игр для любого возраста. Важно помнить, что для ребёнка главное — общение с вами, через которое он попутно учится. Так что не превращайте игры в обязательные скучные уроки. Лучше всего вплетать их в повседневные занятия, тогда дети не будут замечать, что вы делаете что-то специально. Например, можно спросить: «Чего на столе больше: ложек или вилок?» (так вы потренируетесь в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных) или подбирать к каждому существительному прилагательное: стол — деревянный, варенье — вкусное, погода — прекрасная.

О чём говорить с ребёнком 4–5 лет

Приведённые выше варианты, о чём говорить с детьми, будут продолжать работать, но нужно давать ребёнку всё больше инициативы и возможности высказаться, поощряя и помогая наводящими вопросами. Побуждайте рассказывать об эпизодах прошедшего дня, о переживаниях и мечтах. Делать это лучше, когда вы никуда не спешите и настроены друг на друга: на прогулке или перед сном. Например:

  • Расскажи о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
  • Что нового ты узнал?
  • Кто тебя порадовал/разозлил?
  • Что тебе снилось?
  • О чём ты мечтаешь?

В жизни малыша появляется всё больше других людей, он внимательно наблюдает за тем, как по-разному они себя ведут, и задаёт много вопросов о том, что хорошо и что плохо, что такое дружба, доброта. Обсуждайте с ним поступки героев книг и мультфильмов, его самого и окружающих, говорите о тех ситуациях, в которые он попадает или свидетелем которых становится. Идти нужно от простых вопросов к сложным.

  • Как, по-твоему, Петя ушёл от ребят, потому что он обиделся?
  • Как ты думаешь, почему он это сделал?
  • А как бы ты поступил на его месте?

Здорово, если эти темы ребёнок будет обсуждать не только с вами, но и с папой или бабушкой. Так он поймёт, что существует много мнений и способов их выразить. Спрашивайте, что понравилось малышу в истории, встречался ли он с подобными людьми и ситуациями, делитесь эмоциями и впечатлениями. Во время таких бесед закладывается особенная близость, которая может сохраниться на годы.

Дети 4–5 лет живо интересуются вашей жизнью, профессиями родных, спрашивают, как познакомились мама с папой, каким был папа, когда был маленьким, задают первые вопросы о мальчиках и девочках, откуда берутся дети.

Язык — по-прежнему прекрасная тема для общения. Добавляйте синонимы, антонимы, сравнения, играйте в слова, отгадывайте загадки, вспомните игры из своего детства: «Я знаю пять имён», «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился».

О чём говорить с ребёнком 5–6 лет

Дети всё больше становятся полноценными собеседниками. Обычно в этом возрасте папы активнее включаются в беседы с сыном или дочерью. Продолжайте делать всё то же, что и раньше, усложняя и развивая сюжеты общения:

  • предлагайте закончить историю, которую вы начнёте, или сочинить альтернативный конец для известной сказки;
  • играйте в игры, где нужно задействовать речь и воображение.

Дети плюс-минус уже понимают юмор и начинают шутить сами: рассказывать смешные истории, придумывать весёлые рифмы, заразительно смеяться в ответ на шутки и каламбуры. Это всё можно и нужно включать в повседневное общение.

Около шести лет у ребёнка всё больше проявляется «рассуждающий разум», который, как считала Мария Монтессори, является характеристикой следующего большого возрастного этапа — от шести до двенадцати лет.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Источник

Возраст от 1 до 3 лет педагогами относится к периоду раннего детства. Очень важное время для развития ребёнка, ведь пассивный словарь (понимание речи) растёт активно, а также закладывается фундамент для развития речи в целом (всех её аспектов). Появляются первые слова, а чуть позже — фразы, которые со временем усложняются. 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ПРАВИЛА, которые должны усвоить родители:

1. Говорите с ребёнком! Даже если он неговорящий. Большой ошибкой будет ждать подходящего момента.

2. Задавайте вопросы. Выжидайте паузу, давай возможность ребёнку ответить. Молчит? Отвечайте сами. 

3. Ваша речь должна быть интонационно выразительной. А также старайтесь задействовать мимику и жесты.

4. Не упрощайте слова. Не переживайте, в случае необходимости — ребёнок это сделает за вас!

5. Зеркальте ответы ребёнка (при этом немножко усложняйте его выражение).

— Как говорит киса? — мама.

— Мяу!

— Мяу! Киса говорит МЯУ!

Если Вы выражаете удивление, то делайте это с помощью интонации, мимики и жеста.

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ:

1. Планируйте время вместе. 

Поход в магазин. Можно обсуждать список покупок (даже вместе его написать). Или проговорить план действий в магазине:

— Давай пойдём в магазин? Что мы там купим? Мороженое? Возьмём в магазине мороженое и пойдём на кассу. Дадим тёте денежку! И что скажем? Спасибо!

2. Озвучивайте свои действия и действия ребёнка.

Решили помыть руки? 

— Пойдём мыть руки! Встаёт на ступеньку, открываем кран. Вода тёплая? Тёплая. Мочим руки, берём мыло! Давай мылить наши руки! А теперь смываем мыло водичкой. Ах, какие чистые у нас ручки! 

Или

Собираетесь на улицу? 

— Пойдём гулять? Давай собираться! Что возьмёшь с собой на улицу? Мячик берём? Мыльные пузыри? Мелки? Давай наденем футболку и шорты. Замечательно! А теперь носочки и сандалии! Что мы забыли? Панамку!

3. Говорите о чувствах! 

Читайте также:  Ципрофлоксацин ребенок 3 года

О радости, о грусти, о злости! Ребёнок только начинает своё знакомство с миром эмоций, очень важно его научить понимать свои чувства. 

— Я понимаю, как ты расстроен! (Ребёнок плачет)

— Ах, как смешно! Какая смешной котёнок! (Ребёнок смеётся над игрой котёнка с клубком ниток). 

— Ты злишься? (Когда у ребёнка не получается построить домик из конструктора, и он кидает его детали)

4. О природе.

Наступила осень? Обратите внимание ребёнка на листья на деревьях:

— Раньше листья были зелёными, а сейчас стали жёлтыми и красными. Ах, как красиво!

5. О желаниях.

Во-первых, большое значение для развития ребёнка имеет его возможность выбирать. Ведь он — отдельная личность, имеющая свои предпочтения. 

— На прогулку наденешь платье — красное или желтое? 

— Ты хочешь рисовать или лепить из пластилина? 

— Какую книжку почитать? «Мойдодыра» или «Курочку Рябу»?

6. Не игнорируйте речь ребёнка, отвечайте ему. 

Бывают ситуации, когда не совсем понятно, что он говорит и, переспросив его, Вы всё равно не поняли. Тогда чтобы не обидеть малыша, можно использовать маленькую хитрость:

— Да что говоришь! Ничего себе! (Делится чем-то эмоционально).

— А покажи! (Что-то просит).

7. Что такое хорошо и что такое плохо.

Даже если кажется, что ребёнок «ничего не понимает» — поверьте, Вам только кажется. А если и сейчас не попытаться, то потом задача усложнится. 

Учите взаимодействовать с детьми и животными. 

— Кошечку мы гладим НЕЖНО (при этом демонстрируем действие или делаем это рукой малыша), кошечка хорошая! Ей нравится, когда её гладят. 

— Хочешь поиграть лопаткой мальчика? Надо спросить разрешения. Если даст, тогда поиграешь и вернёшь. А если нет, то будешь играть своей. 

Если мальчик разрешил, то:

— Спасибо! А давай ты тоже поделишься своей? Как же здорово меняться! 

Или же бывают ситуации отказа:

— Мальчик не хочет делиться, это же ЕГО лопатка, он будет играть ею сам.

8. О воспоминаниях. 

Постепенно у ребёнка будут формироваться временные представления, не без вашей помощи, конечно. 

— Вчера мы гуляли в парке, помнишь? А кого мы там видели? Белочку? Белка что делала? Прыгала? Ах, как белочка прыгала с ветки на ветку! Так смешно было!

9. Поручения. 

Давайте задания малышу. 

— Дай ложку. Спасибо! Что это? Ложка?

— Принеси красное полотенце из ванной комнаты.

Любовь и поддержка родителей очень важна для ребёнка. Общение способствует не только развитию речи, но и мышления, памяти, вниманию, а также эмоциональному развитию, помогает установить тёплые, доверительные отношения.

А о чем вы говорите с малышами?

Это интересно:

1. Кризис в 3 года — что делать? Практические рекомендации. — читать.

2. Кризис в 1 год — что делать? Практические рекомендации. — читать.

Если статья понравилась, нажимайте «палец вверх и подписывайтесь на мой канал.

Благодарю за внимание!

Источник

В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.

О чем говорят с ребенком в 3 года

Светлана Смирнова

Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».

Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.

В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:

  • Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
  • Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.

Как проявляется кризис 3 лет

Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.

  1. Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
  2. Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
  3. Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
  4. Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
  5. Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
  6. Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.

В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.

Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.

Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.

И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.

Как помочь ребёнку легче пережить кризис

Научите правильно выражать злость

Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.

Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.

Читайте также:  Занятия с ребенком аутистом 3 года

Алгоритм такой:

1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.

2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».

3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.

4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.

Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»

Определите границы

Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.

Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.

Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.

Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:

1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.

2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.

3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.

Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.

4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.

В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.

Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.

Источник