О чем говорит рисунок ребенка 4 года
/О детях/Воспитание и психология
- У детей какого возраста можно анализировать рисунки
- Анализируем рисунок семьи
- Расположение фигур на рисунке
- Изображение себя
- Страх и агрессия на детских рисунках
- Секс и детские рисунки
- Детский рисунок и цвет
- Рекомендации родителям
Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.
Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.
Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Секс и детские рисунки
Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.
А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»
Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?
Детский рисунок и цвет
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.
темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
Рекомендации родителям
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Обратите внимание на следующие факторы.
Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
Какие цвета использует ребенок.
Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
22.03.2018
Автор: Анна Первушина
Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников
А что если ребёнок нарисовал семью в виде животных? Лошади. Что это значит?
А если ребенок не ртсует себя вовсе?
Руслан (Гость) писал(а): |
Не согласен с мнением, что психологи «вытягивают за уши» анализ состояния ребенка. Другое дело, что для полного анализа один метод никогда не используется. И ТОЛЬКО по рисунку конечно нельзя объективно определить, как ребенок себя в семье чувствует и ведет. |
Полность согласна с этим высказыванием. Ребенок рисует под настроение. И через некоторый промежуток времени рисунок может быть совершенно противоположным первому.
Не согласен с мнением, что психологи «вытягивают за уши» анализ состояния ребенка. Другое дело, что для полного анализа один метод никогда не используется. И ТОЛЬКО по рисунку конечно нельзя объективно определить, как ребенок себя в семье чувствует и ведет.
Да, ребенок нарисовал себя в одном наряде, на следующем рисунке в другом! Он пробует, развивается.
А эту трактовку ведь психолог отправила как сопровождение с документами в школу. И грустно и смешно.
Психологам дана задача найти проблему, вот и притягивают за уши. Не только дети , но и взрослые часто просто не умеют рисовать, и идут легким путем чего-нибудь не дорисовывая. А если бы рисунок девочки-«»принцессы» посмотрел модный коуч личностного роста или студии моделей , восхищался бы и т.д. Я в такие трактовки не верю.
В детском саду детям дали задание нарисовать себя. Моя дочь изобразила себя принцессой в длинном платье до пола.
Психолог объяснила, что она не уверена в себе потому, что не нарисовала ноги. Интересно.
В детстве видела какой-то фильм и там все чрезмерное внимание мальчику уделяли потому что он нарисовал какие-то каракули с крестами…разбирали его поведение, расспрашивали. А родители мои всегда были заняты…и я тоже стала специально рисовать кресты, гробы, всякие ужастики просто, чтобы привлечь внимание. Без всяких депрессий и нарушений психики я специально выбирала что-то пострашнее и рисовала ради того,чтобы меня спросили почему)
Так что такой вариант тоже не стоит исключать при анализе детских рисунков)
Здравствуйте)Мне бы хотелось понять,что ребёнок хочет сказать этим рисунком?!Что это обозначает!?Дом,где в доме три комнаты,в правой комнате мама,которая сидит на кресле смотрит телевизор держит пульт в руках,в средней комнате дочка где фотографируется,а в правой Комнате папа,который в одной руке держит нож,а в другой мясо,чтоб кушать приготовить,и стоит стол на столе еда!!!???
Мой внук в 5 лет рисовал танки и говорил, что когда вырастит, купит танк и разрушит все детсады и школы…. Сейчас ему 9 лет. Город будущего он нарисовал тюрьму. Почему не пояснил. Как быть?
Пересыпание Валентина (Гость) писал(а): |
Здравствуйте , подскажите как понять рисунок 8 классника который изобразил на листе висельника и палача , Тематика рисунка была « я и моя будущая профессия». Себя он изобразил как палач с топором и рядом висящего человека с петлей на шее . |
Здравствуйте , подскажите как понять рисунок 8 классника который изобразил на листе висельника и палача , Тематика рисунка была « я и моя будущая профессия». Себя он изобразил как палач с топором и рядом висящего человека с петлей на шее .
Добрый день, подскажите пожалуйста как вести себя с ребёнком, сын, в августе исполнится 6 лет, последнюю неделю появилась странная просьба : мама сделай так чтоб я не видел красный, черный , белый и коричневый цвет . Не хочет их видеть категорически . Очень любит зелёный цвет, и даже высказывался о том , что когда станет мэром покрасит все дома и машины в зелёный цвет , рисует преимущественно зелёными карандашами . Есть ли в этих словах скрытый смысл , на что стоит обратить внимание ?
Не подскажете что значит это рисунок?
Однажды мы оказались рядом с многодетной мамой на родительском собрании. Дети накануне рисовали рисунки «Моя семья». И психолог рассказывала о том, как нужно понимать рисунки. По трактовке психолога у дочери этой многодетной мамы всё было совсем плохо: ребенок чувствовал себя одиноким. Девочка нарисовала себя и на заднем плане домик. По её задумке в домике была вся её семья. Она не нарисовала никого потому что:
— не было времени рисовать маму, папу, 8 братьев и сестер, бабушку, дедушку, собаку и кота.
— девочка решила, что если она кого-то нарисует, а кого-то нет — им будет обидно. Поэтому всех поместила в домик. Чтобы никому не обидно.
Источник
Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?
Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.
Выбор цвета
Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.
О чем говорит преобладающий цвет на рисунке?
Цвет | Какими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет? | О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке? |
Красный | Агрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность. | Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки. В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности. Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями. |
Розовый | Утонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм. | Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте. |
Желтый цвет | Ребенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям. | Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность. Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире. |
Оранжевый | Основные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция. | Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета. |
Зеленый | Символизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение. | Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности. В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности. |
Синий | Ребенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу. | Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое. |
Голубой | Частая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета. | Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования. |
Сине-зеленый | Сила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность. | Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований. |
Фиолетовый | Свойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной. | Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый. |
Лиловый | Дети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны. | Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным. |
Коричневый | Медлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние. | Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности. |
Серый | Безразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность. | Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал. |
Черный | Подавленность, разрушения и протест. | Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики. |
Белый | Ребенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты. | Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность. |
Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.
Изображения людей, выражения лиц
В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.
- В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
- Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
- Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
- Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
- Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
- Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
- Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
- Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
- Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
- Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
- Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
- Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.
Размеры фигур
Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.
Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.
Контуры линий
- Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
- Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
- Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
- Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
- Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
- Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
- Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.
Компоновка рисунка на листе
Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.
Рисунок своей семьи
- Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
- Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
- Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
- Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
- Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
- Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
- Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.
Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров
Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.
Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.
Примеры расшифровки детских рисунков
Рисунок №1.
Автор: девочка, 4 года
О чем говорит рисунок №1?
Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.
Рисунок №2.
Автор: мальчик, 5 лет
О чем говорит рисунок №2?
Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.
Рисунок №3.
Автор: девочка, 6 лет.
О чем говорит рисунок №3?
Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.
Рисунок №4.
Автор: девочка, 7 лет.
О чем говорит рисунок №4?
Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.
Рисунок №5.
Автор: мальчик, 8 лет.
О чем говорит рисунок №5?
Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.
Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи песочной терапии, о которой вы можете прочитать на нашем сайте.
Поделитесь с друзьями:
Источник