О чем думает ребенок в 1 год

Однажды, гуляя по улице на тихий сон малыша, мне стало любопытно: «О чем интересно думает мой малыш, когда гуляет в коляске со мной? Ведь он смотрит по сторонам и молчит». И тогда я представила, чтобы он мне сказал. И вот что у меня получилось…. Ниже записки мыслей моего малыша, которые я успела уловить на интуитивном уровне, когда ему было от года до полутора лет.

1 г

Гуляем. Я в коляске. Сидячей. Что я вижу? Грязь, окурки, бычки, разбитые бутылки, собачьи какашки, черные грязные ботинки, красные шпильки, кеды, кроссовки, ходячие палки и почему-то палки ходят парами. Они приближаются ко мне, их так много, я их пугаюсь и начинаю кричать: «Мамаааааа, возьми меня к себе на руки, я устал любоваться этими палками, покажи мне мир!» Но мама моя пока слышит лишь «Мамамамамммммаааааааааааааааааааа» и начинает меня уговаривать, забалтывать. Ладушки, пусть говорит и я согласен еще 300 метров проехать в коляске, но только говори мама, говори со мной. Всегда говори со мной. Во первых, мне так спокойней, а во вторых я же учусь речи, записываю каждое твое слово. Еще немного и я научусь тоже говорить, внятно, разборчиво. И мир меня наконец-то услышит!

**

1 г 2 мес

Я умею спускать и подыматься по лесенкам, держась за перила. Сегодня катался на горке, сам подымался на нее по лесенкам, один дядя подошел и спросил маму: «А как Вы сделали так, что он у вас уже сам подымается? А то нам 2 и мы все только на папе или на маме?» О! Как я тогда загордился своими умениями, выпрямил спину и пошагал бравым шагом! Знай наших! Клевый я! Все сам! Я даже умею уже говорить: «Я сам!» И чаще всего я делаю это так: «Я саааааааааааааам! Кому сказанооооооо! Я саааааааааам!» Ой, что-то вновь расхвастался. Вернемся к лесенкам и к горке. Как я научился шустро подыматься и спускать по горкам? Это все Мама! Мне было любопытно, как это она каждый день по 2-3 раза совершает этюды по лесенкам и фокусы хоп мы на улице, хоп мы дома. И я начал их осваивать где-то с года. Помню, когда мама впервые поставила меня на лестницу в подъезде, я засиял от счастья! Вот я! Иду! Сам! Так я открыл для себя, что если буду делать все сам, то смогу куда больше познать в этом мире, чем показывает мне мама. Так я и научился ходить по лесенкам. А Мама моя тогда дяде ответила так: «Пятый этаж без лифта стимулирует». Конечно стимулирует. Стимулирует не только ходить по лесенкам, а еще и считать ступеньки, щупать перила и холодные стены. Но я все сам! Сам всему научился! Мама лишь просто была рядом!

**

1 г 5 мес

Я полюбил песочницы. Во первых, мне разрешают в ней сидеть, лежать, щупать и трогать содержимое. Во вторых, там много игрушек. Очень много. Каждый раз, прихожу и хватаю другие лопатки, машинки. И пусть у меня есть своя, но своя-то это всегда при мне будет, а вот эта красная машинка того мальчика, она такая интересная. И почему ей мальчик играет, а я нет. Мне же надо знать, чем его машинка отличается от моих. Правильно? Правильно! Вот я и несусь, стремля голову к чужим машинкам. Мама меня научила слову пожалуйста. Я подбегаю к мальчику, останавливаюсь, вытягиваю руку и говорю: «Пожалуйстааааа, дай мне» или «Пожалуйстаааа, поставь сюда». А Парень услышав мою речь, замер, открыл рот и издал дикоборазный звук: «Ааааааа???» Это он от удивления, что я могу говорить, а он нет. А хотя странно, почему он-то не говорит со мной на мамином языке? Неужели его мама с ними общается на другом языке? Ой, слышу его мама говорит, также как и моя: «Ну что ты жадничаешь, дай мальчику машинку поиграть» И почему тогда парень, до сих пор смотрит на меня большими глазами, крепко держит машинку и издает странный звук: «Ааааа?» Что он хочет мне этим сказать? Эй, парень ты чего? Русский язык не понимаешь? Кому говорят, дай мне машинку! И добавляю «Пожалуйстааааа». Да что я с тобой церемонюсь, сейчас как схвачу, и буду катать. Ура! Получилось! Машинка теперь в моих руках, а парень так и стоит с открытым ртом и смотрит на меня. Хи, хи. Знай наших!

**

1 г 5 мес

Маме все же удалось, со второй попытки, затащить меня в музей. Как бы я не противился, ни требовал на всю округу от входа до гардероба: «Гуляяять! Гуляяяять! Гуляяяять!» В первый раз сработало, а вот сегодня почему-то нет. Мама все равно меня раздела и повела любоваться прекрасным. Ну что ж… пошел я щупать это прекрасное в художественной галерее. Знаете, что я вам скажу? Скучнее, серее и безвучного места в жизни я еще не встречал? Трогать нечего нельзя, громко восторгаться увиденным нельзя, топать громко ногами нельзя. Ни музей, а какая-то нельзящина! И это меня-то! В расцвете сил! Затащили в нельзящинуууу! Ну все, я так больше не могу! «Мамааааааа гуляяяяяяяяять!» Мама поставила меня на ноги и сказала: «Хорошо, сдаюсь, идем гулять!» Я от радости, от услышанного, пулей спустился с 3-его этажа до гардероба. В гардеробе терпеливо выждал. Когда меня оденет мама и выбежал на улицу! Ах, как хорошо-то на свежем воздухе!!!!! Правда, какой туут свежий воздух, в городе-то??? Зато какая свобода! Трогай, щупай, любуйся, смотри. Обожаю смотреть, как едут машинки и у нее крутятся колесики. Просто тащусь от этого! А в музее даже ни одной машинки не было. Всё! Отныне никаких музеев! И пусть мама хоть раз попробует затащить меня в музей! Укушу!

Читайте также:  Кашель у ребенка 1 год без температуры лечение

**

1 г 5 мес

Мама водила меня в парк-джунгли. Знаете, что мне больше всего понравилось за все время прогулки? Сейчас расскажу, но вы, наверное, будите надо мной смеяться. Мне понравилась большая корова из папье-машье! Я не мог глаз от нее отвести. Большая, большая! Мама сказала, что они настоящие и есть таких размеров! И самое главное, это корова была не в парке-джунглей, а стояла рядом, в торговом центре. И любоваться ей можно было бесконечно и бесплатно! Вообщем, я под впечатлением, потом весь вечер просил маму рисовать мне корову. Мама рисовала, мычала, а я погружался в себя и представлял, что стою у той самой коровы в торговом центре. А что касаестя парка-джунглей.. хм.. я вообщем там ничего не понял. Какие-то существа прыгали в клетках. Бред какой-то. Я все думал о корове, и представлял как на обратном пути вновь увижу её. Поэтому, я все ёрничал и вел к маму к выходу от каждой клетки. После этого мама дала мне слово, больше не водить меня в парк-джунглей и в другие платные подобные заведения в закрытых помещениях, пока сам не попрошусь.

**

1 г 6 мес

Мама показывает мне на небо и на самолет, рассказывает про какую-то белую линию-след от самолета, а я смотрю вверх и вижу, как потрясающее самолет рисует мелом по синему листу. И как он туда вверх ногами забрался и не падает? И почему линия такая бесконечная и длинная? И почему синий лист без конца и края? Вот подрасту ещё чуть-чуть и попробую как самолет, нарисовать на небе что-нибудь мелом.

**

1 г 6 мес

Обнаружил, что вода умеет прыгать. Так прикольно и весело. Беру стаканчик, наполняю его водой и потом махаю ручками, держа крепко стаканчик. И в этот момент вода начинает прыгать. Это очень весело. Все пытаюсь понять, как она там так ловко прыгает и почему я до сих пор не могу оторваться от земли. Я прыгаю и шмякаюсь на попу, а хочу как зайчик. Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. Ой, со своими мыслями так не успел полюбоваться, как вода убегает в дырочку. Интересно, а я смогу однажды туда же в дырочку убежать от мамы? А то она вновь смотрит на меня и возмущается: «Воду лить только в умывальник, воду лить только в ямочку». А я знаю, что надо лить только в ямочку, но если стаканчиком с водой размахивать по всей ванной, то тогда вода прыгает дольше и дальше, и я могу больше изучить её хитрость прыжка. Хорошо, что хоть догадался маме сказать, что у меня вода в стаканчике прыгает и она перестала меня дергать и разрешила проводить эксперименты с водой. Мама у меня чуткая, хорошая. Старается из взрослой снова превратится в маленькую девочку, чтобы лучше меня понимать. Разрешает мне исследовать мир. Ведь почему-то когда взрослеешь, забываешь язык детства. Это я понял сразу с рождения.

**

1 г 6 мес

Попробовал сегодня спуститься по лесенкам на попе. Получилось! Прыг-шлеп, прыг-шлеп. Только лесенки твердые, но да и ладушки. Попа то мягкая оказывается, вот я на ней сегодня и прошлепал с 5-го на 1-ый этаж! Клево! И почему мама так не разу не пробовола спускать по лесенкам? Почему всегда только на ногах? Странная мама. Какая-то однообразная! А я вот когда еще больше подрасту, попробую еще на руках спуститься, а потом еще на ногах в прыжке, на двух ногах в прыжке, на одной ножке в прыжке! Уххх!!!! Какой клевый мир! Так много всего интересного!

**

1 г 6 мес

На днях я почувствовал все прелести жизни в большом городе. Не ходи в траву, там собачки какают. А почему там можно какать собачкам и ходить, а мне нет? Этого мама не объясняет. А я хочу знать! Или, не трогай лужу, она грязная! А как мама определяет, грязная лужа или чистая? Я вот смотрю на нее и радуюсь, какая лужа необычная и мокрая. И как весело по ней шлепать, и какие веселые брызги от моих шлепов разлетаются по всей стороне. На днях залез в одну лужу, и решил в неё лечь (в печоснице ведь я лежу, и в кровати лежу, и дома на полу лежу). И вот лежу я в луже, балдею, вижу свое отражение, пузырики, круги от моих ладошек и впечатляюсь, как необыкновенен и интересен мир. Интересно, а почему, когда я шлепаю по воде дома, таких пузырьков и разводов нет? Ой, что это? Мама-а-а-а-а!!!!! Верни меня обратно в лужу, а то снова все сапоги раскидаю по земле-е-е-е! Мама-а-а-а-а-а! Гуляяяять! Дома скучно-о-о-о-о! Дома нет таких луууууууж! Все, очередное поражение за свободу в любопытстве и познании мира. Меня несут домой. Силой! Требую внести поправку в конституцию мира, что каждый малыш имеет право свободно распоряжатся своим временем бодрствования и пусть хоть даже в луже!

Читайте также:  Пюре из кабачка и моркови для ребенка 1 год

**

1 г 6 мес

Мама привезла меня в какое-то чудо место, где все можно трогать руками. Елки колючие, но прикольно щекотят щеки и ладошки. Травка нежная и мягкая. И тут почему-то нет собак и мне разрешают по траве бегать. Потом подумаю почему, а пока буду беееегать! Бегать по траве – это так классноооо! Только мама меня всегда одергивает около завораживающих металлических кругов в траве. Говорит: «Люки обходи стороной». А что такое люки? И что значит обходить стороной? Я хочу пошлепать по этому металлическому кругу, пощупать по нему ногами. Эх… а.. понял, это и есть люк! И мне на него нельзя ступать. А почему нельзя? Потому что будет бух? Я люблю бух! В подушки, когда сижу у мамы на коленях, а потом раз и бух в подушки попой. Интересно, а там под этим металлическим люком, тоже много подушек? Почему мама про подушки молчит, а про больно говорит? Я знаю, что такое больно, вспоминаю как на днях бежал, бежал и в дверь врезался. Было больно. И начинаю плакать, от того, что тогда мне было больно. Переживаю эти ощущения вновь. А мама думает, что плачу от того, что мне надо люки обходить стороной. Да сдались мне эти люки. Я вообще уже в себя погружен и думаю, как в следующий раз бежать, бежать и убежать от двери.

А еще, сейчас мне только что показали настоящую божью коровку, живую. Боже мой, она оказывается умеет еще ползать! А я то думал, либо только сидеть на полу либо только летать. По другому мама со мной не играла с божьей коровкой. А тут оказывается она еще и ползать умеет! Надо будет дома, по приезду, обучить мою игрушечную божью коровку тоже ползать.

**

1 г 6 мес

Я уже знаю, что кака живет в попе. И вот уже который день любопытствую, как она же там живет? Как она там появляется? Я только вижу ее, когда сажусь на горшок, потом встаю и кака в горшке. А как ей живется в попе? Когда мама меня сегодня оставила голопопить, я нашел у себя какую-то ямку в районе попе. Наверное, это отсюда кака и выходит. Надо будет в следующий раз уловить момент переодевания трусиков и вновь изучить место обитания каки.

p.s. Сейчас вы прочитали статью из блога в яндекс.дзене «Лайфхаки неЛОГОПЕДА», в котором собраны лайфхаки запуска речи у малыша, фишки коммуникаций со школьником и другие мамские жизненные хитрости программиста, контент-маркетолога и писателя в одном лице. Я не логопед и не педагог. Просто я много читаю книг про детей. Ещё я сочиняю детские квест-сказки про Непослушкина и пишу сториз-книги.

Если вам нравятся мои рассуждения и мысли в текстах этого блога, то вам точно понравится моя книга «52 фишки адаптации ребёнка к детскому саду» и другие в книжном интернет-магазине электронных книг на ЛитРес.ру. Скоро выйдет моя новая книга — «Лайфхаки в декрете».

Есть вопросы? Задавайте в комментариях. Отвечу, когда в следующий раз загляну в дзен. Или пишите мне в соц.сети вконтакте или инстаграм. Мой аккаунт там @krasna_devica. Отвечаю лично всем сама. Без чат-ботов.

© Яна Терентьева

Источник

Автор Administrator На чтение 6 мин. Опубликовано 05.04.2016

В раннем возрасте в психике ребенка закладывается основа для всей его последующей деятельности. Карапуз осознает себя, как отдельную личность. Малыш получает первый опыт общения, произносит первое слово, становится все более самостоятельным. Что должен уметь ребенок в 1 год? О чем он думает? Как играет? И почему так происходит?

В раннем возрасте в психике ребенка закладывается основа для всей его последующей деятельности. Карапуз осознает себя, как отдельную личность. Малыш получает первый опыт общения, произносит первое слово, становится все более самостоятельным. Что должен уметь ребенок в 1 год? О чем он думает? Как играет? И почему так происходит?

Где же эта секретная кнопка?

Психика годовалого ребенка очень подвижна. Потребность в том или ином действии включается и выключается мгновенно. Это обусловлено неустойчивостью и предметностью его интересов. Малыш хочет то, что видит и мгновенно забывает о том, что исчезло из поля его зрения. Предметы, находящиеся в зоне восприятия карапуза, обладают силой магнита. Они притягивают человечка, вызывают желание взять, исследовать, поиграть.

Мышление и действие с предметом взаимоопределяющи. Все, что умеет ребенок в год, основано на манипуляциях с предметами. Годовалый ребенок не способен мыслить абстрактно, без опоры на предмет. Лишая малыша возможности играть/действовать, мы лишаем его возможности думать.

Читайте также:  Ребенок 1 4 года сколько давать яйцо

Как он думает и чувствует?

Память ребенка раннего возраста работает по схеме узнавания. Она включается в тот момент, когда малыш видит знакомый предмет.

Взаимосвязь видимого и желаемого доминирует. Интересны опыты известного психолога Лурии А.Р. Он располагал несколько предметов в поле зрения ребенка и просил дать ему рыбку, которая либо находилась дальше, либо была не такой яркой, как другие игрушки. Малыш охотно тянулся к ней рукой, но вдруг натыкался взглядом на более привлекательный предмет и рыбка забывалась. В руках у крохи оказывалась другая игрушка.

Оценивая, что должен уметь делать ребенок в 1 год, взрослым следует помнить, что малыш не всегда способен выполнить его просьбу. Крайняя отвлекаемость чада не дает возможности всегда  удерживать  в памяти поручения взрослых.

Дитя раннего возраста очень импульсивно и эмоционально. Оно радостно приветствует новую или хорошо знакомую игрушку. И столь же бурно протестует, если лишить его предмета, которым оно увлеченно занималось только что.

Что ему интересно?

Главное качество годовалого крохи – любознательность. Дети в 1 год только и умеют, что все трогать, хватать, рассматривать, исследовать. Американский психолог Уайт Б. называл детское любопытство «поведением с задачей». То есть, малыш, увлеченный каким-либо предметом (пусть это будет хотя бы кошка, наблюдаемая в окно), «озадачен», и это очень хорошо. В тоже время детишки, лишенные внимания взрослых в достаточном количестве, отличаются пониженным интересом к окружающему миру (около 15-25% от времени бодрствования). Такое поведение не свойственно детям раннего возраста и свидетельствует о задержке в развитии или болезненном состоянии.

Что умеет ребенок в 1 год? Малыш занят исследованием свойств предметов: размера, формы, материала, из которого он сделан. Карапуз восторженно наблюдает за действиями заводных игрушек, манипулирует механическими, разбирает их на детали.

Удивительной притягательностью обладают мелкие предметы. Малыш буквально замирает на несколько минут, рассматривая крошки, нитки, суетливых муравьев. Попробуйте предложить чаду наблюдения с лупой. Особенно интересно изучать маленьких насекомых, цветы, веточки, ракушки и камешки.

Другая излюбленная забава – бросание предметов на пол. Родителям следует быть терпеливыми. Такая игра – ни что иное, как исследование свойств предмета и его взаимодействия с пространством. Малыш швыряет игрушки разными способами, из всяких положений. Манипуляции с предметами являются замечательной тренировкой тех мышечных движений, что должны хорошо уметь выполнять дети в 1 год.

Пока сохраняется и привычка, доводящая матерей до безумия, – исследования предметов через рот. Этот способ обусловлен генетически. У некоторых детей он наблюдается до 3 лет.

К чему он стремится?

Ребенок увлекается крупными «интеллектуальными» игрушками или их заменителями. Малышу не интересна уточка, которая ничего не делает. Зато он в восторге от коробки с дырой, в которую можно складывать разные штучки и высыпать их обратно на пол. Не смотря на то, что ребёнок в 1 год должен быть живым и непоседливым, ему свойственно уметь увлекаться надолго, если предмет того стоит.

Страсть к подражанию толкает малыша к запрещенным предметам и приборам. Он вертит шланг пылесоса, нажимает кнопки пульта, может вставить электрическую вилку в розетку, повернуть ручку газовой плиты. В период, когда ребенок особенно изобретателен при достижении цели, будьте крайне внимательны в вопросах безопасности.

Игрушки из природных материалов, вода, песок, камешки и ракушки остаются любимыми занятиями малыша. Изменчивость и подвижность воды и песка действуют на ребенка гипнотически. Он лепит, строит, месит, сыпет песок. Переливает, бросает камешки, трогает воду. Карапуз получает калейдоскоп впечатлений, каждое новое состояние среды – открытие.

Что умеет делать ребенок в 1 год? Игры с мячом доставляют ему огромное удовольствие. Мяч похож на маленького зверька – он сам катится, «прячется», подпрыгивает, словом – непредсказуем, и в тоже время — управляем.

Что должно быть в детском уголке?

Для увлекательного и полезного досуга, в игровом уголке детской комнаты должны быть: разнообразные машинки, мячи разной величины, куклы, кубики,  игрушки-каталки, фигурки животных, ведерки и формочки для куличиков, карандаши, альбом, крупная мозаика, пирамида, телефон, вкладыши, привлекательные коробки разных форм и размеров, вышедшие из  употребления хозяйственные приспособления, игрушки для подражания взрослым (молоток, расческа, посудка и т.п.), музыкальные инструменты.

Вы можете легко продлить список предметов, с помощью которых будете развивать навыки ребенка в 1 год.

Как он разговаривает, что знает?

В арсенале годовалого крохи — осмысленные слова, состоящие из одного или двух слогов. Он осознанно произносит слова с двумя разными гласными. Дитя активно повторяет звуки-подражание животным, машинам, предметам и явлениям. С удовольствием слушает сказки, рассматривает книги.

Что должен знать и уметь ребенок в 1 год? Малыш отличает предметы по их размеру: «большой» и «маленький». К концу 2-го года жизни, некоторые детишки знают названия основных цветов (желтый, синий, зеленый и красный), объемных фигур (цилиндр, шар, куб, брусок, пирамида, конус), плоских (квадрат, круг, овал, треугольник).

Кроха называет или показывает на картинке известных животных, бытовые предметы, технику, растения, игрушки.

Умения ребенка в 1 год не ограничиваются интеллектуальными или двигательными навыками. Малыши учатся дружить и играть с ровесниками, меняют отношение к незнакомым взрослым. В конце второго года жизни, некоторые детишки готовятся идти в детский сад.

Источник