Нужно ли готовить ребенка 5 лет к школе

До начала нового учебного года осталось менее шести месяцев. Целых 6 месяцев или всего 6 месяцев? Много это или мало – смогут ответить только родители будущих первоклассников, которые начинают готовиться к учебному году раньше всех.
Им предстоит еще немало дел за эти полгода. Но главным для многих родителей является вопрос – нужно ли специально готовить ребенка к школе. Наверное, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос самым-самым – самым умным, самым талантливым, самым сообразительным. Именно на этот родительский перфекционизм и рассчитаны всевозможные детские центры, школы развития и подготовительные курсы. Ведь один из главных родительских страхов – что ребенок будет хуже других, будет не так успешен. Но насколько этот страх оправдан в преддверии первого класса? Мы узнали мнение логопеда, воспитателя и, конечно, одной из мам будущего первоклассника, чтобы разобраться в этом вопросе.
Елена Ивановна, воспитатель с 20-летним стажем: «Не отбирайте хлеб у учителей!»
— Я с детьми работаю давно. И такого ажиотажа с подготовкой детей к школе не было ни 15, ни 10 лет назад. Новомодные клубы развития и центры подготовки появились не так давно. В этих центрах родителей заманивают на курсы и, я бы даже сказала, иногда и запугивают – что без занятий в этом центре (платных, разумеется) ребенок будет хуже адаптирован к школе, будет хуже успевать, плохо учиться. Вот родители и отдают ребенка на курсы подготовки. Конечно, там с детьми прекрасно занимаются. После таких занятий детки приходят в 1 класс очень подготовленными. Они умеют читать, писать, считать, многое знают и умеют. И им… откровенно скучно на уроках в начальной школе! Ведь в любой школе в 1-м классе всех детей сначала учат читать, не зависимо от уровня их подготовки. И если ребенку будет в первом классе скучно на уроках, то возродить интерес к учебному процессу будет потом довольно трудно. Да, есть такие детки – чрезмерно чувствительные, зажатые, стесняющиеся, которые с трудом привыкают к новой обстановке и к незнакомым людям – таким детям подготовка к школе принесет несомненную пользу. Но в моей группе такой ребенок только один, которому бы я порекомендовала ходить на подготовку. А ходит в школы развития почти половина детей! Мое мнение таково – читайте со своим ребенком, разговаривайте и постарайтесь не болеть и регулярно посещать детский сад. Тогда ваш ребенок будет готов к школе на 100 %.
Марина, мама Влады, 6,5 года:
— Моя дочка умеет бегло читать, хорошо пишет и любит рисовать. Поэтому с точки зрения развития навыков чтения и письма ей не нужна школа подготовки. Но я все равно ее отдала в подготовительный класс в ту школу, куда она пойдет учиться. Почему? Потому что я считаю, что нужно смотреть на каждого ребенка индивидуально. Все дети разные. Есть дети толстокожие, есть ранимые, есть болезненно застенчивые, есть общительные, есть замкнутые. Моя дочка очень чувствительно относится к любым изменениям и стрессам – как к положительным, так и к отрицательным. В незнакомой ситуации, обстановке с незнакомыми людьми она очень нервничает, переживает вплоть до развития нервных тиков и навязчивых движений! Поэтому именно ей нужно заранее привыкнуть к новому месту – к школе, классу. К новым людям – учительнице, будущим одноклассникам. Я рада, что отдала Владу на подготовку к школе. Ей нравятся занятия, она привыкает к школе, к домашним заданиям. Я вижу, что ей это на пользу. И теперь не боюсь, что ее застенчивость и сверхчувствительность помешает ей в школе.
Ирина Станиславовна, логопед:
— Очень часто родители будущих первоклассников одержимы идеей во что бы то ни стало научить детей писать и читать перед школой. Но не это главное! Конечно, если ваш ребенок с удовольствием занимается, пишет в прописях, осваивает азбуку и читает самостоятельно – с охотой и удовольствием – это прекрасно! И, безусловно, это надо поощрять. Но учить ребенка читать и писать из-под палки, через силу – не надо! Во-первых, нет в первом классе такого требования – чтобы ребенок обязательно умел читать и писать. Во-вторых, учителям в первом классе часто приходится переучивать детей, которых учили дома писать и читать самостоятельно. Но самое главное – научить ребенка читать можно за неделю. А вот словарный запас пополняется годами! Я всегда на встречах с родителями делаю акцент именно на этом. У современных детей очень скудный запас слов. Они с трудом могут выразить свои мысли, не знают названия многих предметов, профессий, явлений. Конечно, это скажется на успеваемости в школе не лучшим образом. Даже если ребенок будет понимать предмет, он не сможет выразить свою мысль из-за скудности словарного запаса.
Что могут сделать родители?
Читать, читать и еще раз читать! Читайте ребенку вслух, читайте вместе с ребенком, обсуждайте прочитанное, пересказывайте, задавайте вопросы. Разговаривайте! Ребенок в 6-7 лет должен уметь отвечать полными развернутыми предложениями, должен уметь описать предмет или явление несколькими словами, должен уметь пересказывать небольшие сюжеты. Играйте в словесные игры. Учите ребенка подбирать антонимы и синонимы к словам. Если ваш ребенок придет в первый класс с богатым словарным запасом, с хорошо поставленной грамотной речью – это будет намного важнее и полезнее, чем умение читать и писать.
Рекомендации для родителей от учителей младших классов:
- Создавайте позитивный образ школы — рассказывайте ребенку о том, как интересно и весело будет в школе. О том, что он познакомится там с новыми друзьями, узнает много нового и интересного, запишется в кружки.
- К началу учебного года ребенок уже должен иметь опыт пребывания в квартире одному. Он должен уметь приготовить или разогреть себе еду. Организовать свои занятия или игры самостоятельно.
- Познакомьте ребенка со школой, в которой он будет учиться. Покажите ему дорогу до нее.
- Обязательно привлеките будущего первоклассника к покупке канцтоваров, формы, рюкзака. Интересуйтесь его мнением, учитывайте предпочтения ребенка.
- Обратите особое внимание на физическое здоровье ребенка. Приучайте его делать каждый день зарядку, закаливайте, гуляйте каждый день не менее 1,5 часа на свежем воздухе.
Уважаемые читатели, нужно ли отдавать дошколят в специальные школы развития перед первым классом? Голосуйте и поясните вашу точку зрения в комментариях.
Автор: Елена САЙ.
Опубликовано: 12.03.2014 17:55 23851
Источник
Развивающие занятия помогают детям в легкой и увлекательной форме адаптироваться к школе.
Посмотреть примеры…
Хорошая дошкольная подготовка требует комплексного подхода и особой учебной методики.
Узнать подробнее…
Начальное знание английского — преимущество для первоклассника. Как достичь этого без стресса для ребенка?
Узнать подробнее…
Стоимость обучения детей дошкольного возраста зависит от уровня учебного учреждения, преподавания и от частоты занятий.
Узнать стоимость…
Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет учить малыша читать, чтобы не переплачивать за «специальные курсы», родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действительно ли полезны подготовительные программы и, самое главное, что они сами, как родители, могут сделать для своего ребенка, чтобы тот успешно адаптировался в школе. Однако, при правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием – и для вас, и для будущего первоклассника.
Одни учителя первоклашек жалуются на то, что некоторые «переподготовленные» дети и уже все умеют, и в школе на первых порах им просто нечего делать. Другие отмечают, что малыш без труда воспроизводит английские слова, но при этом не может связно рассказать, о чем он только что прочитал по-русски. Третьи восхищаются почти гениальными детьми – только вот эти дети то пеналы теряют, то туалет в школе не могут найти, и испытывают трудности в общении со своими сверстниками.
Так какой же должна быть подготовка в школе? Что могут сделать родители, чтобы новый этап в жизни ребенка прошел безболезненно и успешно?
Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу
Кстати, зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к таким странным ситуациям, описанным в начале этой статьи: ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью, и так далее.
Одни родители считают, что подготовка нужна для того, чтобы малыш успешно прошел негласное собеседование в школе. Что ж, это неплохая мотивация, ведь именно на собеседовании (своего рода неофициальном тестировании) педагог и другие специалисты (психолог, логопед) могут определить, насколько ребенок готов к тому, с чем ему предстоит встретиться в школе: развиты ли у него основные базовые навыки (физические, интеллектуальные), насколько он свободно и уверенно общается, понимает инструкции, выражает свое мнение.
То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.
Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?
Он должен называть:
- ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
- Самые распространенные растения, животные;
- Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
- Цвета, виды спорта и популярные профессии;
- Имена известных писателей, поэтов;
- Основные правила дорожного движения;
- Праздники.
Он должен понимать разницу между:
- «право» и «лево»;
- улицей, городом и страной;
- фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
- зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
- буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
Он должен уметь:
- Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
- Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
- Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
- Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
- Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
- Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
- Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
- Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.
То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах.
Подготовка к школе в домашних условиях
В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.
Что можно делать?
- Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать;
- Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
- Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
- Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
- Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
- Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.
Обязательно учтите следующее:
- Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;
- Развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.
- Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д.
- Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
- Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.
Курсы подготовки к школе
О платных курсах подготовки к школе у нас в стране сложилось неоднозначное мнение. Есть такие курсы и при самих школах, есть в некоммерческих организациях, есть в частных студиях. Нередко на таких курсах детей просто «натаскивают» на то, чтобы они отвечали правильно на определенные вопросы и легко выполняли нужные задания. Однако намного важнее, чтобы малыш учился сам делать выводы, рассуждать, творчески мыслить.
Поэтому при выборе курсов подготовки узнайте:
- Есть ли у студии право на развивающую и просветительскую деятельность;
- По каким программам проводится подготовка (обязательно должна быть система!);
- Какого уровня специалисты работают;
- Есть ли свои пособия, материалы или все это придется приобретать самостоятельно;
- Продолжительность и интенсивность занятий (если слишком много, то подготовка станет для ребенка стрессом, так что уже до школы он может возненавидеть любой учебный процесс);
- Сколько человек в группах. По сути, чем меньше, тем лучше, ведь в маленьких группах есть возможность уделить достаточно внимания каждому ребенку.
Стоимость подготовки ребенка к школе
Стоимость занятий будет зависеть от уровня школы, преподавания, от частоты занятий, оттого, понадобится вам дополнительно приобретать учебные пособия и другие материалы, включено ли питание, работа психолога, дополнительные уроки по физическому развитию (например, йога). В целом, цены на индивидуальные занятия начинаются от 1500 рублей, на групповые – от 1000 рублей за 40 минут, по абонементу (2 раза в неделю) – от 3500 рублей, полный пакет со всеми занятиями и питанием – от 8 тысяч рублей в месяц. Для сравнения – домашний репетитор, который готовит ребенка к школе на дому, возьмет за один только выезд от 3000 рублей.
Стоит ли заниматься платно или нет – решать вам. Однако даже если у вас есть время на домашние занятия, не лишним все-таки будет поводить малыша на курсы, особенно, если он не посещает детский сад. Даже элементарные навыки общения с разными людьми и умение строить отношения в разных ситуациях, когда мамы с папой нет рядом, пригодятся ему в последующей жизни. И тогда первый год школы не превратится в сильнейший стресс.
Источник
Стоит ли отдавать ребёнка в школу в 6,5 лет или подождать до 7,5? Не будет ли поздно?
Как подготовить ребёнка к школьной нагрузке и как понять, что он готов к обучению? Как увлечь обучением, если ребёнку это неинтересно, и нужно ли готовить ребёнка к школе? Нужно ли ходить на подготовительные курсы к школе?
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей старших дошкольников, и я предлагаю разобраться в них.
Психологи выделяют 3 самых основных фактора готовности к школе:
- Личностная готовность (умение найти контакт со сверстниками, уступать, подчиняться при необходимости, просить взрослого о помощи) — то, что мы называем «социализация»
- Волевая готовность (умение сосредоточиться на выполнении задания вопреки сиюминутным желаниям) — то, что мы называем «сила воли»
- Интеллектуальная готовность — развитие мышления и речи. Запас знаний об окружающем мире, любознательность, интерес, развитие образных представлений. Это не обязательно умение читать, считать и писать. Здесь важнее всего живой интерес и умение логически размышлять.
Оцените своего ребёнка по этим трём факторам. Как вы считаете, готов он будет к обучению в школе? Сможет ли сосредоточиться на заданиях, не отвлекаться, выслушать учителя, подружиться с одноклассниками, интересны ли будут ему уроки, сможет ли он организовать все время на выполнение заданий?
Поговорите с ребёнком, узнайте его мнение — хочет ли он в школу, хочет ли он учиться, что бы он хотел там узнать, как он себе представляет процесс обучения?
Если сложно сходу оценить готовность, то можно обратиться к психологу и получить независимую оценку.
Однажды ко мне обратились родители девочки 6,5 лет, с просьбой оценить ее готовность к школе. Мы с ней побеседовали и прошли несколько тестов, после чего я дала родителям список рекомендаций и обратила внимание на незрелость эмоционально-волевой сферы. Я порекомендовала подождать ещё год и после этого прийти на тестирование.
Но родители захотели поскорее отдать дочь в первый класс, по причине того, что хотели отдать к «хорошему педагогу». После чего столкнулись с рядом психологических проблем (тревожность ребёнка, ночной энурез). И мы разрабатывали комплекс корректирующих мероприятий для того, чтобы справиться с психологической нагрузкой и не потерять мотивацию к учебе.
Только к 3 классу девочке удалось выровнять психологическую устойчивость. Поэтому, оценка готовности ребёнка — это очень важный момент. Сейчас это даже доступно в онлайн формате, вам нет нужды куда-то везти ребёнка. Записаться на такое тестирование можно по ссылке
Есть различные тесты, которые можно пройти вместе с ребёнком и оценить его готовность к походу в школу. Лучше их пройти у профессионального психолога, но если такой возможности нет, порекомендую несколько тестовых методик:
- Филиппинский тест на готовность к школе (необходимо попросить ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, через макушку головы — смотрите на фото). Физиологически ребёнок считается дозревшим если он достаёт до противоположной руки уха.
- Одна из основных методик определения школьной зрелости — методика А. Керна–Я. Йирасека (можно найти в интернете все материалы либо обратиться ко мне — ссылка на контакты внизу статьи)
- И ещё один способ — Тест способности к обучению в школе Г. Витцлака. Он определяет уровень мышления, способность к обучению, уровень развития речи. Все материалы есть в свободном доступе, а также ими владеет любой психолог.
Насчёт подготовительных занятий к школе. Основная проблема в том, что форма взаимодействия в дошкольном и младшем школьном возрасте кардинально отличается. Если дошкольнику необходима игра, и он познаёт все новое в процессе игры, то младший школьник уже может сконцентрироваться и сосредоточить своё внимание на уроке, и он познаёт мир через обучение.
В моей практике был случай, когда ребёнка водили по различным занятиям с 4 лет.
К 6 он уже умел читать и писать и был всесторонне развит. Но мотивационная сфера (желание учиться) страдала. Дело в том, что все обучение строилось в формате мини-лекций, что отбивает все желание ребёнка учиться. В итоге к 7 годам ребёнок категорически не хотел учиться, хотя уже писал и читал.
Если мы начинаем дошкольника сажать за парту и учить — мы тем самым не соблюдаем основные законы развития в этом возрасте. Поэтому, если и посещать специальные занятия, то проводить их должен специалист по работе с дошкольниками (а не учитель), и форма занятия должна быть игровая.
Зачастую родители не обращают внимание на этот фактор и тем самым отбивают мотивацию ребёнка к обучению, заставляя его учиться в том возрасте, в котором ещё необходима игра.
Итак, возраст — это не критерий готовности к школе. Самые важные факторы — это мышление, речь и эмоционально-волевая сфера.
Для полноценного развития ребёнку важно в форме игры получать все необходимые знания и навыки. Заниматься можно самостоятельно дома либо в специализированных центрах. И при сомнениях пройти тестирование.
Оригинал статьи
✅ Подпишитесь на наш канал, если статья оказалась полезной. Это будет знаком для нас, чтобы писать больше статей
А так же советуем прочитать:
Мой ребёнок Романтик или Индивидуалист?
5 действий, если ребенок не понимает обращенную речь!
Нормы развития детей с 6 месяцев до 1 года
Он все понимает, но не говорит!
Влияние эмоционального состояния на речь ребёнка
Источник