Нравственные ориентиры физического развития ребенка

Целевые ориентиры образовательной области «Физическое развитие»

            В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

 Промежуточные планируемые результаты

1 – 3 года:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

—            хорошо спит, активен во время бодрствования

—            имеет хороший аппетит, регулярный стул.

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

—            умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать;

—            умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой;

—            употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

—            имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.);

—            при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации):

—            прыгает на месте и с продвижением вперед;

—            может бежать непрерывно в течение 30–40 с;

—            влезает на 2–3 перекладины гимнастической стенки (любым способом);

—            берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

—            легко ходит в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см);

—            бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой;

—            может пробежать к указанной цели;

—            воспроизводит простые движения по показу взрослого.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

—            охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;

—            получает удовольствие от участия в двигательной деятельности.

3 – 4 года:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

—            легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест;

—            редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

—            приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);

—            владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;

—            охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

—            имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;

—            владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;

—            умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;

—            умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;

—            знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;

—            соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

—            энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;

—            проявляет ловкость в челночном беге;

—            умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

—            сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;

—            может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;

—            умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;

—            может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

—            принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;

—            проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;

—            проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;

—            проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);

—            проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

4 – 5 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

—            легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

—            редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

—            проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

—            имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья;

—            сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

—            знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;

—            имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище;

—            знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение;

—            сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья;

—            умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия;

—            имеет представление о составляющих здорового образа жизни.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

-прыгает в длину с места не менее 70 см;

-может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;

-бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

-ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;

-уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;

-умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;

-в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге;

-ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его;

-бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;

-чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет.

Читайте также:  Значение изо для развития личности ребенка

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

-активен, с интересом участвует в подвижных играх;

-инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях;

-умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.

5 – 6 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

—            легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

—            редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

—            умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;

—            имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);

—            сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);

—            владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

—                  имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;

—                  знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;

—                  имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;

—                  имеет представление о правилах ухода за больным.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

-может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;

-умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;

-умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

-умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

-выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;

-умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;

-ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;

-умеет кататься на самокате;

-умеет плавать (произвольно);

-участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

-участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;

-проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;

-умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;

-проявляет интерес к разным видам спорта.

6 – 7 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

—            легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

—            редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

—            усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;

—            правильно пользуется носовым платком и расческой;

—            следит за своим внешним видом;

—            быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);

– мягко приземляться;

– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);

– с разбега (180 см);

– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);

– бросать предметы в цель из разных исходных положений;

– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;

– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;

– метать предметы в движущуюся цель;

– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;

– плавает произвольно на расстояние 15 м;

– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

-выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;

-умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,

шеренги после расчета на первый-второй;

-соблюдать интервалы во время передвижения;

-выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

-следит за правильной осанкой.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

-участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):

-умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;

-проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;

-проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).

Источник

                     КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

         «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – 

               ОСНОВА         ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

                                                                 Все взрослые сначала были детьми,

Читайте также:  Занятия для общего развития ребенка

                                                                 только мало кто из них об этом помнит.

                                                                                  Антуан де  — Сент Экзюпери

      Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями  в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, «…трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы вечны».

    Значимость и уникальность детского возраста признаются многими деятелями науки: А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,  А. П. Усова, Л. С. Рубинштейн, К. К. Платонов, Ю. В. Змановский, Н.Н. Ефименко.

    Так в чем же  больше всего нуждается ребенок? – Прежде всего, в достаточной двигательной активности.

    Ребенку в дошкольном возрасте жизненно необходима  физическая активность. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как средство роста и развития организма, сохранения и укрепления здоровья, способ взаимодействия с миром, развития способностей и черт характера, как форма освоения социального опыта и  организации жизни и деятельности ребенка.

    Двигательная активность, являясь жизненной необходимостью ребенка —  дошкольника,  становится непременным условием формирования и развития его личности, его Я.

     Если учесть, что двигательная активность является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства и позволяет  ему реализовать свои желания, ресурсы и возможности, самовыразиться, применить и переработать личный и личностный опыт, то следует считать, что физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, становления Я — ребенка.

   Очень большое влияние на формирование личности ребенка – дошкольника оказывают подвижные игры, особенно те, где ребенок исполняет определенную роль или является ведущим. Благодаря идентификации себя с той, или иной ролью, ребенок может осознанно использовать метаумения.

 Метаумения – это умения – способности, умения высшего порядка — умения над умениями, которые позволяют производить преобразования личного опыта, а это содействует тому, что ребенок учится рефлексировать в игре, находить свои ошибки и недостатки, обнаруживать у себя дефицит умений и навыков, находить пути преодоления, улучшения.

     С точки зрения И. С. Якиманской развитие ребенка как личности, идет через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта, как важного источника собственного развитии. Поэтому педагогу необходимо постоянно уделять внимание формированию у детей важнейших умений, обеспечивающих развитие «Я». К ним относятся умения, связанные с преобразованием собственного опыта. Это умение рефлексировать, оценивать свой опыт, свои поступки, находить ошибки и их причины, оценивать собственную двигательную деятельность.

    Важно подчеркнуть, что позитивные качества ребенок проявляет не только в игре, они присущи ему и в жизни. Умение рефлексировать, над которым целенаправленно работает педагог, позволяет дошкольнику осознавать имеющийся двигательный опыт, приобретать новый и встраивать его в смысловое поле своей деятельности т.е. формировать, развивать и укреплять «Я» ребенка.

    Педагогу необходимо помнить, что подвижные игры развивают у дошколят ловкость и силу, быстроту и выносливость. Учат детей действовать смело и активно, проявлять самостоятельность и инициативу. Навыки, приобретенные сегодня в детских играх, завтра пригодятся человеку в самых разных жизненных ситуациях.

   Игра, являясь уникальным средством формирования «Я» ребенка, позволяет повышать детскую самооценку, осознавать имеющийся опыт, преобразовывать его. В игре ребенок учится сопоставлять и оценивать себя, свои достижения, особенности своего социального взаимодействия.

        Ефим Аронович Аркин считал, что «специально подобранные игры могут развивать личностные качества, при этом ребенок должен чаще выигрывать, чем проигрывать. Это повышает его самооценку, укрепляет веру в свои силы, дает мощный заряд положительных эмоций». Утверждение

 Е. А. Аркина о том, что «подвижная игра – первая школа социального опыта, дружбы, являются актуальными и в настоящее время». В своей работе «Дошкольный возраст» он пишет: «Положительные эмоции – эмоции жизнерадостности, мужества, веры в свои силы – мобилизует силы организма, формируют личностные качества».

    Большую роль в формировании личности ребенка в  детском саду играет национально-региональный компонент. Воспитывая детей патриотами, мы знакомим их с культурой, традициями, бытом народов России. Особое значение придаем традиционным  движениям – это имитационно-игровые движения, связанные  с повадками птиц, зверей, рыб; с образом жизни местных народов (рыбная ловля, охота, сельскохозяйственные работы, промышленное производство).     Игры помогают сформировать у детей правильные понятия о нормах поведения в обществе, в природной среде: «Мальчики, девочки»,  «Рыбак и рыбки», «Охотник», «Прилет птиц», «Ястреб и цыплята» и мн. др..  В играх  «Перетягивание каната», «Соколиный бой»  дети учатся ловкости, силе, быстроте, взаимовыручке, сопереживанию товарищу.

      Воспитателю необходимо помнить о большом воспитательном  потенциале народных игр. Народные игры позволяют расширять круг знаний и представлений о своем народе, развивать нравственно-волевые качества, прививать культуру общения, воспитывать ответственность, трудолюбие и целеустремленность, способствуют формированию любви  к Родине.

       Физическая культура через игры  позволяет развивать важнейшее качество личности – справедливость. На уровне межличностных отношений справедливость выступает как нравственное качество,  сутью которого является признание за другим равных с собой прав и обязанностей. Справедливость важна для становления и развития таких качеств, как гражданская позиция, правовая культура, толерантное отношение к представителям разных рас и национальностей, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии, умение взаимодействовать.

       В своей работе «Справедливость как социально-философская категория» Бербешкина З.А. пишет: «Справедливость – это интегративное качество, базирующееся на доброжелательности, бескорыстии, правдивости, беспристрастности, самокритичности, объективности».  

Читайте также:  Развитие ребенка после рожденья до одного года

    Через игру каждый ребенок должен осознать свои права и обязанности и признавать за другими такие же права и обязанности (гуманная сторона справедливости).Следует объяснять детям, что такое правило справедливости действует при условии равных стартовых потребностей и возможностей. Если имеет место ограниченность возможностей, тогда справедливость рассматривается в нравственном союзе с толерантностью и эмпатией.

Эмпатия – процесс эмоционального проникновения в состояние другого. Наличие подобных качеств говорит об эмоциональном интеллекте, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы.

     Согласно новейшим исследованиям российских и зарубежных ученых — успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%.                                                       Так вот физическая культура с её огромными двигательно-эмоциональными возможностями, активной индивидуальной и коллективной деятельностью дошкольников, дает большие возможности для развития их эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект и связанные с ним качества (способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, умение регулировать собственные эмоции при принятии решений) способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим и социально-личностным успехам.                              Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на нее – все это проявления эмоционального интеллекта.

       Не менее важной является идея воспитания социальной компетенции, отражающей достижения личности в развитии отношений с другими людьми на основе инициативы и независимости ребенка, уверенности в себе, способности делать собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей, иметь активную жизненную позицию.

       В настоящее время в детской среде все чаще встречается детская нетерпимость. Педагогу следует четко различать понятия «толерантность» и «терпимость».

«Толерантность» — это такое отношение  к миру в целом, отдельным объектам, другим людям и их взглядам, к самому себе, которое актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и проявляется в пониженной сензитивности к объекту за счет терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля.           «Терпимость» – такое отношение личности к миру в целом, отдельным объектам, другим людям, их взглядам и к самому себе, которое также актуализируется в ситуациях несовпадения, но проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет приятия, понимания, эмпатии, терпения.                                Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации, является важной составляющей личностного развития детей, особенно в процессе физического воспитания.

       В. А. Аркин – один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной и воспитательной функциях физической культуры, рассматривая её как основное средство оздоровления, развития и воспитания, становления ребенка как личности. Важнейшими условиями правильно организованного физического воспитания он считал:

— обязательный учет психофизических и индивид. особенностей ребенка;

—  особая значимость режима дня и  его соблюдения для здоровья и личностного развития дошкольника;

—  учет психического, эмоционального фактора, создание здоровой жизнерадостной атмосферы;

— закаливание, бережное отношение к здоровью детей, чтобы не нанести вреда ребенку;

— формирование культурно-гигиенических навыков.

           Е. А. Аркин писал, что в дошкольном воспитании вопросам гигиены и здорового телесного развития должно отводиться особое место и уделяться наибольшее внимание. Он считал недопустимым противопоставление духа и тела. Отмечал справедливость изречения «В здоровом теле здоровый дух», но утверждал и обратное: только при здоровом духе возможно здоровое тело.

      Удивительно современно звучат слова Е. А. Аркина «Воспитать здоровое, крепкое, закаленное поколение… способное выносить перемены и невзгоды … укрепить и усилить мощь государства – такова огромная и ответственейшая задача, которую правильно поставленное физическое воспитание призвано и в состоянии разрешить имеющимися в его распоряжении научно обоснованными средствами и методами».

     В современной ситуации это утверждение звучит как: «целенаправленное формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Посредством физической культуры необходимо формировать личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких является определяющим в физическом воспитании – «Помоги себе и тому, кто рядом». Личностные показатели: эмоционально положительное отношение к физической культуре, интерес, потребность, позитивные эмоции, активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ, реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций, поступков; социализация ребенка, ориентация на успех; наличие качеств, способных обеспечить его успешность во взрослой жизни – активность, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность, нравственность, умение видеть и решать проблемы автономно и сообща, развитие начал жизненного самоопределения, эмоциональная стабильность, положительная самооценка».

   Воспитатели, помните, ребенок, пусть даже самый маленький – это вполне полноправная личность, имеющая свои права и потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения.

      Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка, формируется личность человека. Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

      Осознание своих личных способностей и возможностей, своего «Я», которое приходит к ребенку – дошкольнику к моменту перехода в школу необходимо для дальнейшего полноценного развития личности.

Источник