Нравственное развитие ребенка в системе образования

Нравственное развитие ребенка в системе образования thumbnail

Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.

Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.

Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.

Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:

— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;

— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.

Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.

Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Источник



Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств. Число беспризорников и сирот превышает показатель трудных послевоенных лет.

Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека — идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться, в первую очередь в семье. Процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях называется социализацией, а каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации, называются агентами социализации. Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, первичным агентом социализации является его семья, далее следуют агенты вторичной социализации, такие как церковь, детский сад, школа, высшие учебные заведения, армия, рабочий коллектив. В момент первичной социализации, родители осуществляют процесс опеки и ухода за ребенком, приобщают его к социальной жизни, поведение родителей является наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

Читайте также:  Развитие ребенка в театрализованной игре

Далее значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях. Местом общения становится школа, где дети испытывают дружбу, первую влюбленность и вражду. Происходит адаптация и для становления подростка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Ключевой особенностью стандарта является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие учащихся.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Источниками нравственности являются: наша страна Россия, ее многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, человечество, природа. На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ. Особая роль отводится школе, так как она — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Каждый учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой задаче важнейшую роль в своей деятельности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению личности ученика.

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — это воспитание ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина России.

Первым естественным местом воспитания благочестия должна быть родная семья, а первыми воспитателями — родители. Если ребенок будет с младенчества воспитан в благочестии, он будет знать и стараться исполнять нравственные нормы. Одной из причин появления «трудных» детей А. С. Макаренко считал ненормально сложившиеся отношения между детьми, молодежью и взрослыми — в семье, в школе; и с ним нельзя не согласиться. Все усилия общества были направлены на то, чтобы дети успешно овладевали «суммой знаний». В нашей стране в последние годы были приняты все важнейшие документы об образовании, которые ориентируют на сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Перед общеобразовательной школой сегодня стоят следующие задачи:

‒ помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

‒ научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

‒ создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

‒ поощрять самовыражение и уверенность в себе.

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе, каждую неделю реализуется благодаря труду классного руководителя и проводимого им классного часа, а также школа реализует свои возможности нравственного воспитания через Программы воспитания и социализации, имеющие комплексный характер и осуществляемые по пяти направлениям:

  1. Урочная деятельность (содержание учебных предметов носит воспитательный характер);
  2. Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубы и другие формы дополнительного образования);
  3. Внешкольная деятельность (внешкольные мероприятия такие как экскурсии, благотворительность, экологические акции);
  4. Семейное воспитание;
  5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Программ воспитания и социализации может быть восемь: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество.

Важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников. Оценка личностных достижений учащихся в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. В нем осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей.

В последнее время происходит возрождение детско-юношеских организаций. Данный процесс способствует объединению учащихся, развитию в них патриотизма и самоидентичности.

Взаимодействие с подростками в процессе социализации должно:

‒ основываться на принципах духовно-нравственного воспитания агентами первичной и вторичной социализации совместно (такая работа будет успешной при условии, что будет проводится как со стороны педагогического коллектива, так и в родительской среде, и только тогда совместными усилиями будет достигнут необходимый результат.

‒ представляться целенаправленно и на всех ступенях образования.

Большое социализирующее воздействие на подростка оказывают: группы сверстников, всевозможные неформальные молодежные организации, средства массовой информации и электронной коммуникации, ведущие разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения.

В настоящее время самым главным источником проблем в социализации подростков является замена нравственных ценностей и трудность адаптации к условиям современной жизни без веры к стремлению найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения. А также неправильное воспитание или ошибочный стиль семейного воспитания, наличие семейной разобщённости. Нерадостны будут плоды такого воспитания, когда семейные ценности подвергаются крушению и молодежь делается своенравной, дерзкой, гордой, расточительной, беспечной, в семьях происходит нарушение порядка, царит непослушание, дети спорят о правах с родителями и выходят из естественных условий своей жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка до года ведение

Семья и педагоги должны совместно предпринять немалые усилия и не дать сбиться детям с достойного пути, сохранить единство нашей страны, нашего народа, хранить базовые и объединяющие нас ценности классической русской культуры и укреплять её духовный первоисточник — православную веру.

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Сайт издательства «mosmetod.ru». [Электронный ресурс] URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
  2. Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе // Сайт издательства «www.verav.ru». [Электронный ресурс] URL: https://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=11

3. Проблемы социализации подростков // Сайт издательства «mirznanii.com». [Электронный ресурс] URL: https://mirznanii.com/a/211055/problemy-sotsializatsii-podrostkov

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Источник

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Мы делаем добро или зло, потому что считаем, что нужно сделать так, а не иначе. Из нашего ума, из нашего сердца происходит эта мотивация, и когда мы воспитываем свое сердце, свой ум, когда мы формируем нравственную основу своего собственного мировоззрения, мы закладываем чрезвычайно важное измерение, в том числе в наши отношения с окружающими людьми. А это означает, что без нравственной основы не может существовать человеческое общество.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком — это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. А если эта сердцевина больная, гнилая – не сможет вырасти здоровое сильное дерево. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в детские годы очень важно. Важно напитать сердце ребенка из чистого родника нашей культуры, важно воспитать его сердце.

Сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. На школу обществом возлагается ответственная миссия — воспитать достойного гражданина своей страны: высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Четыре аспекта актуальности проблемы:

— подготовка широко образованных, высоконравственных людей

— множество источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера

— само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности

— вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют учащихся о нормах поведения в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм.

Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и привели к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Сегодня перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся.

Духовно-нравственное  воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения через содержание программного материала, организацию урока и огромное значение имеет личность самого учителя.

Личность учителя

Ведущая роль в этом принадлежит педагогу, перед которым стоит задача формирования целостной организации образовательно-воспитательного пространства, направленного на создание условий для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием.

Притча. Главное — знать, куда ударить

Однажды на одной из английских фабрик вышел из строя паровой генератор. Каких только специалистов не приглашал фабрикант, но никто не смог его починить. И вот однажды пришел незнакомый человек и сказал, что может починить генератор. Фабрикант удивился, но решил дать мастеру шанс.
Аккуратно и методично тот начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал датчики давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, находится повреждение. Затем он подошёл к одному из коленчатых соединений и нанёс несильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и паровой генератор заработал.
Фабрикант долго благодарил мастера и попросил его прислать счет, где были бы расписаны все виды работ. Вот что было написано в счете:
За десять минут простукивания — 1 фунт.
За знание того, куда нужно ударить — 9999 фунтов. Итого: 10000 фунтов.

Мораль? Профессионализм — это не умение ударить, а умение ударить именно туда, куда нужно.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути — понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию. Каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Роль учителя в деле духовно-нравственного воспитания базируется на следующих педагогических формулах:

1.Учитель= преподаватель+ воспитатель. Роль преподавателя сводится к просвещению истинными знаниями, умениями и навыками, а роль воспитателя, как развитие в учениках духовно-нравственных качеств.

Закон «Об образовании» называет «образование целенаправленным процессом воспитания и обучения»

2.Любите то, что преподаете и любите тех,кому вы преподаете (формула В.О Ключевского).

3.Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся учитель — показывает, великий учитель — вдохновляет (формула Уорда).

4.То, что ты делаешь сейчас, завтра получишь как результат (формула А.В.Елисова: «Нравственным нужно быть самому и в настоящий момент»)

5.Педагогика-это наука о том, как ребенку стать человеком (формула Януша Корчака)

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя.

Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.

— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

— Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.

— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.

Читайте также:  Если у отца ребенка была задержка в развитии

В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.

— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.

— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.

Дед поздоровался и сказал:

— Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.

Вечером мама мальчика спросили деда:

— Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.

Как Вы думаете, когда родители нашли лучшего учителя, чем они руководствовались? А дед, выбирая школу, на что смотрел? Согласны ли Вы с утверждением «по ученикам узнают учеников»?

Организация урока.

Притча

Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:

Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.

Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:

Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.

Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:

Нет! Даётся благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет.

Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал:

Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему.

Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.

Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их.

Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня.

Теперь ты понял, о чём надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи.

Я не получил ничего из того, что хотел, но получил всё, что мне было нужно!

Выполнил ли Бог просьбы человека? Каков был замысел Бога о человеке

Системно деятельностный подход

В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность, в процессе которой у учащихся работают одновременно разум, сердце и воля. На каждом уроке соблюдается правило трёх «У»: удивление, увлечение, успех.

1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

–      новизна, практическая значимость подаваемого материала;

–      четкое структурирование;

–      логичное, яркое, контрастное выступление;

–      ритмичное чередование видов деятельности;

–      опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

.

Содержание предметное

Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории, искусству. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.  Теперь воздействуем на эмоциональную сферу.

Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».

На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.

Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» — изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».

«Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» — спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, — сказал Учитель и улыбнулся. — И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…».

Источник