Нравственное развитие ребенка в процессе экологического воспитания

Татьяна .Козекаева
Нравственное развитие дошкольников через экологическое образование

Аннотация: В статье раскрывается необходимость использования экскурсий, прогулок, различных игр, художественной литературы, конкурсов, экологических акций в работе с детьми и родителями для повышения эффективности нравственно — экологического образования детей дошкольного возраста.

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его нравственное воспитание и развитие.

Цель нравственного воспитания дошкольников — формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма. Особая роль в нравственном воспитании, особенно в воспитании патриотизма, отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему.

В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта.

Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её.

Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Азы нравственно — экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью осознанного поведения в природной среде.

Чтобы повысить эффективность нравственно — экологического образования,в нашем детском саду используются различные формы и методы работы: нод, экскурсии, целевые прогулки, использование художественной литературы, дидактические игры, проведение различных опытов и экспериментов, составление проектов с детьми и родителями.

Экскурсии мы проводим в лес, в парк, на луг в различное время года, потому что они содержат большой материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности.

Именно экскурсии способствуют развитию нравственных качеств ребенка, познавательного интереса, логического мышления, расширению кругозора, активизации внимания.

На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. Особенно нам помогает в этом экологическая тропа, созданная на территории детского сада.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Центр экспериментирования»где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Как увидеть движение воды через корешки, «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и другие.

В работе с детьми сейчас актуален метод проектов.Дети участвовали в проектах: «Белоствольная берёза», «Зимующие птицы», «Огород на окне».

Интересно прошли экологические занятия на темы: «Покормим птиц», «Берегите животных», «Экологическая тропа осенью», «Во саду ли, в огороде», «Луга и леса нашей Родины»; «Уроки доброты», экологические конкурсы, обсуждение и проигрывание ситуаций.

Большое значение имеют экологические игры: дидактические, игры – моделирование экосистем.

Воспитание экологической культуры: доброты, заботы, милосердия невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группе имеется «полочка умных книг», где находятся различные книги о природе, энциклопедии «Как живут животные?», «Маленькому почемучке о птицах, о море» и другие.

Следуя теории А. Н. Леонтьева, можно сказать, что в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании., но и в доступной детям деятельности по охране природы», т. е. в осознанном поведении.

Основой экологически направленной деятельности является детская трудовая деятельность.

Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке овощей на огороде, в посадке огорода на окне, участие в подкормке зимующих птиц, в уходе за комнатными растениями.

Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, мы создаём условия для каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием.

Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологическоговоспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы.

Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала.Проведены выставки: «Дары осени», «Осенняя фантазия». Прошла экологическия акция «Поможем птицам» (изготовление родителями кормушек).

Экологическая, а так же нравственная проблема — одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

Формируя гуманное отношение к природе,мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Источник

Надия Санджиева
Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание»

«Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего

Мир природы с безграничным богатством

явлений, неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Многие тысячелетия человек боролся с природой и приспосабливал ее к своим нуждам. В настоящее время из-за непродуманной деятельности человека исчезает больше видов растений и животных, чем появляется вновь. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. К сожалению, в наш компьютерный век современные дети редко общаются с природой, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. В наши дни нравственное воспитание в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Читайте также:  Школа в социальном развитии и воспитании ребенка

Именно поэтому экологическое образование человека надо начинать с самого раннего возраста. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в еётерриторию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Френис Бэкон называл природу источником познания закономерности, ибо, по его словам, мы не можем управлять иначе, как подчиняясь ей. А философ – просветитель Вольтер называл природу книгой, которая таит в себе неисчерпаемый источник познаний для человека. Таким образом, восхищение красотой природы, охрана её и рациональное природопользование – неразрывные звенья в цепи экологического воспитания.

«Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечество окажется в серьёзных руках» — писал профессор М. М. Камшилов.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые появляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Для этого мы, взрослые, должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое наше движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Исходя из темы, мною разработано перспективное планирование для работы с детьми трех возрастных групп.

В решении вопросов экологического воспитания есть разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игра, физическая деятельность. Формирование у детей экологического воспитания основано в первую очередь при наблюдении. Большое внимание уделяется общению детей с природой. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Метод наблюдения является главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании. Наблюдение даёт возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. Метод наблюдения входит в разряд наиболее значимых. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Поэтому наблюдение используется в повседневной жизни в форме различных циклов,включая в себя такие формы работы: непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, прогулки. Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на опознание или практическое преобразование природы. Это – труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, ведение календарей. Нельзя привить нравственное отношение к природе только по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому наши воспитанники на прогулке, экскурсии под руководством наблюдают за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений закрепляются представления детей. Помогаю детям хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света. Развиваю у детей умение обобщать накопленное представление о природе, способность воспринимать красивое, знакомлю с природоохранной деятельностью в нашей республике и стране. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

С помощью ИКТ я знакомлю детей с заказниками Калмыкии, а также показываю труд людей в поле, на огороде и скотоводческих фермах.

Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, в огороде и на участке помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях, например, после проведения наблюдения «Какие они — цветущие растения» дети начали понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде полностью соответствующей его потребностям.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, нравственное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и я стараюсь использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, а на одной, очень высокой вязи есть гнездо. На примере выросших сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка в могилеве

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в парке, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Эстетическое переживания детей разнообразны – их радует красота в природе, они испытывают удовольствие от таких прогулок, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, я их помещаю в кармашек папки-раскладушки о природе, на выставку детских работ.

Для наблюдений использую дид. куклу «Машеньку», которая очень любит гулять с детьми в разные сезоны. Она помогает детям определять состояние погоды и одеваться в соответствии с погодой.Почти каждое наблюдение сопровождаю художественным словом: стихотворением, пословицей, поговоркой, загадкой или народной приметой использую стихи А. Толстого «Осень», «Дуб» Н. Матвеевой. С. Дрожжина «Привет», М. А. Познанской «Журавли», А. Л. Барто. «За цветами в зимний лес» Н. Никитина. «Встреча зимы» и многие другие.

Целевые и тематические прогулки провожу не только с познавательной целью (беседы, наблюдения и т. д., но и с практической, воспитывая у детей трудовые навыки. Вместе с детьми сажаем,а потом ухаживаем за растениями цветника и огорода: рыхлим, поливаем, полем, опрыскиваем. Ребята собирают семена для подкорки птиц зимой, образцы для оформления гербария, природный материал для ручного труда, выполняют творческие задания.В соответствии с темой и целью каждой прогулки дети участвуют в дидактических играх: «Найди дерево по описанию», «Узнай растение по описанию», «Живое — неживое», «Что сначала, что потом».В подвижных играх: «Гуси-Гуси», «Уточка», «Совушка — сова», «Кто первым добежит до дерева», «Спрячься за клумбу», «Найди растение по описанию», «Найди растение по названию», «Живая клумба цветов», «Что у меня в руке» и др.

Каждый день провожу работу с календарём природы: учу отмечать погоду с помощью условных обозначений. В конце каждого месяца рассматриваем календарь природы и выясняем, сколько было солнечных пасмурных, ветреных дней и т. д. В течение всех времён года наблюдаем за различными явлениями в природе. После раскладывали с детьми картинки с изображением погодных явлений и я просила их найти ту, на которой нарисовано такое же небо, какое видели на прогулке в этот день. Выбранную детьми картинку дети помещали в уголке природы. Знакомлю с новыми комнатными растениями. Стараюсь сформировать и закрепить у детей знания о потребности растений в определённых условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Особое место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе огороду на подоконнике. Был организован информационно – экспериментальный проект «Огород на подоконнике».

Провожу с детьми работу в специально отведенной зоне для проведения опытов, для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и природными явлениями. Опыты строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений, происходящем в природе явлениями и в процессе трудовой деятельности. Проводятся опыты в старших группах, а в средней группе использовала отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Чтобы закрепить полученные знания и привить любовь к природе, я провожу образовательную деятельность по экологическому воспитанию детей дошкольников: «Ребята о зверятах», «Встреча с домовёнком», «Путешествие Маши и Медведя», «Путешествие в цирк» «Животные нашего края» и др.

Сказки для детей заключают в себе огромные духовные богатства, которые могут служить делу воспитания и образования. Использую в чтении для детей экологические сказки: «Мышонок Скрип» «Письмо Ели» «Лесная мозаика» и т. д. Такие сказки помогают понять взаимоотношения человека с природой и у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребёнок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно ее оценить.

На занятиях я также использую художественную литературу о природе. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.

Таким образом, художественная литература, в частности сказки, могут выступать действенным средством экологического воспитания детей-дошкольников, способствуя формированию у них знаний о природе, эмоционально-действенного, осознанного отношения к ней.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Праздничные мероприятия помогают развивать в ребёнке милосердие, внимание, справедливость, наблюдательность, желание помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Читайте также:  Картотека игр на развитие эмоциональной сферы ребенка

Наши дети участвуют в районных, региональных, всероссийских, международных конкурсах поделок из природного материала и в интеллектуальных конкурсах, проявляя себя, свои способности, таланты и занимают призовые места.

Работу по экологическому воспитанию веду в тесном сотрудничестве с родителями.Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме данной темы я провожу анкетирование по следующим вопросам:

• Что такое экология?

• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

• Посадили ли Вы дерево?

• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

• Любит ли Ваш ребенок бывать на природе?

• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по воспитанию нравственных качеств у детей через экологическое воспитаниея использую инновационные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, консультации, дискуссии, круглый стол, практикумы, деловые игры, беседы.

Для создания единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений, эффективной формой работы воспитателя и родителей является круглый стол. К примеру, один из них я проводила на тему «Место и роль человека в природе», где обсуждались актуальные проблемы и общий подход к воспитанию у детей любви к природе.

Благодаря возможностям интернета оформлены интересные и увлекательные папки-передвижки на экологическую тему: «Приучайте детей к труду», «Любить, ценить и охранять». Через них родители знакомятся с народными приметами.

Рекомендую родителям также делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, смотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ нравственного воспитания.

Для познания животного мира родители вместе с детьми выступают в театрализованных познавательных мероприятиях в роли различных животных. Родители и дети в таких мероприятиях ощущают всё на себе, пропускают через призму своего сознания и мироощущения, как надо вести себя в природе.

Мир детей и мир взрослых взаимосвязан. Родители со своими детьми неоднократно участвовали в конкурсах совместных работ как внутри группы,так и общесадовских: «Необычный урожай года», «Цветы из разнообразных материалов», «Зимние поделки из потолочных плит», «Полёт в космос» — поделки из бросового материала» Такие конкурсы пробуждают воображение и желание включаться в творческую деятельность, развивают эстетический вкус, эмоциональное восприятие окружающего и бережное отношение к нему. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одним из перспективных работ, способствующих решению экологических задач, является метод проектной деятельности. На данный момент мною разработаны и оформлены проекты «Домашние животные — наши меньшие друзья», «Откуда пришёл хлеб», «Зимняя мозаика», «Огород на подоконнике», «Мир природы родного края»«Будь природе другом!»«Мы хозяева Земли». .

В результате работы над этой темой я сделала следующее:

• Составила перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников в средней, старшей, подготовительных группах.

• Составила картотеку наблюдений по всем временам года для трёх возрастных групп.

• Составила картотеку игр по экологии родного края.

• Оформила картотеку по экспериментальной деятельности.

• Разработала конспекты НОД по экологическому воспитанию дошкольников.

•Изготовила макеты: «Домашние животные», «Дикие животные», «Морские обитатели», «Пастух и стадо» «Мир степи» «Насекомые», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран»,

• Совместно с родителями изготовили кормушки, скворечники для птиц, пополнили уголок природы комнатными растениями.

• Сделала папки-передвижки для родителей.

• Вместе с детьми собрали растения и листья деревьев и сделали гербарий.

• Изготовила экознаки.

Я считаю,что проделанная работа дала положительные результаты:

• сформировано понятие экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Мне хочется продолжить работу в этом направлении, потому что у детей развивается не только экологическая культура, но и возникают эстетические и этические чувства. А при положительных эмоциях формируется осознание ценностей природы и происходит нравственное обогащение личности ребёнка. Из всего сказанного следует, что за экологическим воспитанием ребёнка надо следить так же тщательно, как за его успехами в чтении, письме, математике.

Вывод: преодолеть экологический кризис можно только при совместном гармоничном развитии природы и человека. Человек над природой никакой не властелин и не царь. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.

Источник