Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте проект

Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте проект thumbnail

МБДОУ детский сад №8 «Белочка»

Проект на тему:

«Нравственное воспитание дошкольников»

Воспитатель: Антонова Л.А.

2015 г.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

         В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

         Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

       С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

         Особое внимание в деятельности ДОУ д/с № 44  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

         Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

        Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

    Насыщенность народного праздника иди игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Цель проекта: 

разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, к художественной литературе, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.

Задачи реализации проекта:

— Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

— Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

— Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

— Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
— Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

— формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

— создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Инновационная направленность проекта.

 Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

      Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. 

Новизна проекта

      Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты  реализации проекта.

для детей:

—       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

—       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

—        формирование чувств национального достоинства;

—       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

—       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

—       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

—       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

—       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

—       объединение и реализация инициатив социально — активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

—       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Участники проекта

— воспитатели;
— музыкальный руководитель; 
— дети в возрасте от 3 до 7 лет;
— родители (законные представители);
— социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, художественная школа).

Механизмы реализации проекта.

— Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

— Формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ д/с № 44, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

— Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ д/с № 44 с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

— показ сказок (педагогом, детьми);

— рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

— проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

— наблюдение;

— чтение педагогом художественной литературы;

— воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
—  экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод: 

— чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

— загадывание и отгадывание загадок;

— рассматривание наглядного материала;

— рассказы детей о своих впечатлениях;

— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
— чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
— ответы на вопросы педагога, детей;
— проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
— сообщения дополнительного материала воспитателем;

—  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
— разбор  житейских ситуаций;
—  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод :

— организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

—  проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
— изготовление кукол к сказкам;
— организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;
— проведение  экскурсий различной направленности;
— организация  вечеров с родителями, для родителей;
— изготовление с детьми наглядных пособий;
— организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

 Основные мероприятия проекта.

 Этапы реализации проекта  «Духовно-нравственное  воспитание  дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОУ  д/ с № 44 построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность — содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность — ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3.  Деятельность — знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция — реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность:сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность — принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр,
  5. Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к   занятиям.

 Календарный план реализации  проекта.

Сентябрь 
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2.  Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3.  Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».

5. Развлечение  для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».

Октябрь

1.Обучающее занятие  для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»;

2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».

3. Конкурс для воспитанников и родителей  «Генеалогическое  древо  и герб семьи».

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия  «Посуда вчера и сегодня»;
2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);

3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей),

Декабрь

1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».
5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».

Январь

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

  1. Проведение комплексно-тематического  занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
    3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
    4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».
    5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
    6. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).

Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий:  «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу» 
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель

1. «Посиделки» — Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
2.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль — Сказка «Пасхальная история».

3.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

7. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

8. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».

Источник

Проект

по духовно-нравственному воспитанию

«Традиции русского народа»

Паспорт проекта

Тема проекта

Традиции русского народа

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели

Сроки реализации проекта

1 год

Вид проекта

Практико-ориентированный (прикладной)

Цель проекта

Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта

— Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

— Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

— Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

 Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

 Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

— формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

— создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание  это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Пояснительная записка

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н.И. Пирогов

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно — нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

Задача, стоящая перед педагогом  из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

  Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Для реализации проекта используются следующие

методы:

  1. Наглядный

  2. Словесный

  3. Практический

Наглядный метод:

-наблюдение;

-просмотр сказок;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведение дидактических игр;

-целевые прогулки.

Словесный метод:

-чтение литературы;

-разучивание стихотворений, пословиц и поговорок ;

-беседа с элементами диалога;

-загадывание загадок;

-рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

-разбор ситуаций;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод:

— продуктивная деятельность;

-проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

-театрализованная деятельность

-изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

— обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

— пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

— формирование чувств национального достоинства;

— развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

— совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

— объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

— разработка комплексно-тематического планирования воспитательнообразовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

— реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

— объединение и реализация инициатив социально — активных родителей в области духовнонравственного развития и воспитания детей;

— создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Перспективный план реализации

проекта

СЕНТЯБРЬ

1. Диагностика знаний детей о духовнонравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: 

Народные праздники»

«Русские народные игры»

«Малый фольклор»

«Персонажи русских сказок», 

«Народная игрушка».

4. Консультации для педагогов 

«Детский поэтический фольклор»,

— «Фольклор и его значение в воспитании детей».

5. Развлечение

«Семенов День – праздник мух и комаров».

ОКТЯБРЬ

  1. НОД 

«В гости к бабушке на оладушки»;

  1. Чтение художественной литературы

В. Осеева «Просто старушка» (Формировать чувства уважения к людям преклонного возраста, желания заботиться о них).

  1. Ознакомление детей с декоративно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности:  «Хохлома». (Роспись ложек)

  2. Беседа «Покров», игра «Лавочка» (Продолжать знакомить детей с народными календарными праздниками. Вызвать интерес к русским песням шуткам и игре. Воспитывать доброжелательность. )

  3. Осенины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из природных материалов).

НОЯБРЬ

  1. Беседа «Ноябрь-месяц живой воды. Сумерки года.» Ноябрь замыкает осень — сентябрёв внук, октябрёв сын. Месяц борьбы осени с зимой. Продолжать расширять круг знаний народного календаря. Помочь детям понять особенности русской культуры.

  1. Встреча зимы- «Курьины именины».( Знакомить с календарным праздником русского народа). Разучивание заклички : А вы люди знайте, Сани снаряжайте, Зиму встречайте, Мороз величайте. С глубокими снегами, С долгими вечерами.

  1.  «Роспись гжельской посуды» Использование русской народной культуры в рисовании. Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности.

  1. Чтение художественной литературы: рассказ «Доброе слово – хороший поступок».

  1. Проведение НОД  «Посуда вчера и сегодня».

ДЕКАБРЬ

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Хохлома».

2. Беседа«Моя семья, как я поздравляю свою семью с праздником».

Цель: Знать членов своей семьи; имя, отчество родителей; воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.

3.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».

4. Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

5.Колядки. Изготовление козлика. Учить детей передавать характер колядок. Учить двигать куклу козлика за верёвочки.

ЯНВАРЬ

  1. Беседа «Добро и зло — твой нравственный выбор» Цель:  Учить детей быть вежливыми, сдержанными, доброжелательными, учить работать в коллективе. Работать над выразительностью речи. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки. Воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.

  1. НОД «У матрешки – День рождения» (НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

  1. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

  2. Развлечение «Праздник Рождества».

  1. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

ФЕВРАЛЬ

  1. Беседа «Мои добрые поступки». Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

  1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Дымковские игрушки».

  1. НОД «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».

  1. Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

  1. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).

МАРТ

1. Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» — Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению к злу.

2.НОД  «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

3.Консультации для педагогов «О системе работы в детском ?