Нравственное развитие ребенка в 3 года
Елена Гаврилова
Консультация «Нравственное воспитание детей 3–4 лет»
Нравственное воспитание детей 3-4 лет.
Повседневные незаметные на первый взгляд влияния на ребенка со стороны близких людей являются по существу очень действенными. Они создают у него те или другие черты характера, формируют его поведение.
Поэтому, воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его поведения, о его нравственном воспитании.
В трехлетнем возрасте отношение ребенка к людям, вещам, явлениям, его действия, поступки в большой мере зависят от его эмоций. Он скорее поделится игрушками, когда у него вызовут сочувствие к другому ребенку, чем подчинится строгому, даже и обоснованному, приказу сделать это. В зависимости от того, какие чувства — положительные или отрицательные — преобладают у ребенка, у него создается то или другое настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное).
Поэтому взрослые, воспитывающие ребенка, должны стараться как можно чаще вызывать у него положительные чувства и предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций — проявления гнева, страха, неудовольствия, раздражения.
Часто источником тяжелых переживаний ребенка является односторонняя сильная его привязанность к одному из близких. Если ребенок привык быть только с матерью, если она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, забавляет, то причин для слез у такого ребенка много. Ведь мать при всей своей любви к ребенку не может быть всегда с ним; уход же ее будет вызывать у него возбуждение, крик, плач.
Ребенку нужна любовь и ласка матери, но его интересы не должны быть связаны только с ней. Если он активный, деятельный, умеет играть, заниматься один и, помимо матери, связан с другими членами семьи, то он будет спокойно переносить ее отсутствие. В этом возрасте малышу уже можно объяснить, что «мама пошла на работу», «мама пошла в магазин и сейчас придет» и т. д.
Будут ли у ребенка преобладать положительные или отрицательные эмоции в большой мере зависит от того, как организована его жизнь, и какие эмоции своим поведением вызывают у ребенка старшие. Если, например, старшие дети не считаются с малышом, дразнят его, а родители постоянно лишь упрекают, разговаривают раздраженно, не считаются с его интересами, то и ребенок не может быть бодрым, спокойным и проявлять интерес и сочувствие к другим.
Знакомя ребенка с окружающим, рассказывая ему сказки, смотря с ним картинки, надо вызывать у него соответствующее отношение к тому, что он воспринимает,учить его оценивать поступки: «Мальчик бьет собачку — это плохо, так делать нельзя», «Школьник помогает подняться упавшей старушке — это хорошо. Надо всем помогать».
Одним из существенных моментов воспитания является формирование положительных взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Общительность, приветливое, ласковое обращение с окружающими, сочувствие, посильная помощь, умение считаться с интересами других, не мешать им — все эти положительные качества могут быть уже воспитаны у детей 3- 4лет.
В детском саду, где малыши много общаются между собой и где им прививаются положительные взаимоотношения, можно часто наблюдать проявление нежного, внимательного отношения детей друг к другу, заботы, сочувствия, привязанности, умения хорошо, дружно совместно играть.
Ребенок очень легко перенимает особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, желая выработать у ребенка то или иное поведение, взрослые сами должны вести себя соответствующим образом. Если они вежливы друг с другом, всегда спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и ребенок ведет себя так же. Не надо в присутствии малыша ссориться, выяснять отношения.
Крик, возбужденное состояние передаются ребенку, отрицательно действуют на его нервную систему. Он перенимает неправильные поступки взрослых, свидетелем которых был: сначала в игре с куклой, а затем и в своем отношении к брату, сестре, даже матери он начинает проявлять себя так, как это делали окружающие взрослые в его присутствии.
На четвертом году жизни у ребенка нужно воспитывать умение выполнять элементарные правила общежития. Прежде всего, спокойно выполнять такие требования взрослых, как вести себя тихо. Не мешать, например, когда взрослые читают, отдыхают.Он должен соблюдать уже некоторые правила вежливости: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуйста», подать упавшую вещь взрослому; спокойно, не мешая окружающим, вести себя в автобусе, в гостях, у врача.
Надо учить детей доводить начатое до конца (например, убрать все игрушки на место). Настойчиво преодолевать затруднения (надеть ботинок, застегнуть пуговицу); терпеливо ждать (мама занята и не сразу может дать что-либо); преодолевать желание, если оно невыполнимо, сдерживать слезы (не плакать, если из-за дождя нельзя пойти гулять, без капризов возвращаться с прогулки домой).
Какие же для этого имеются способы? Чтобы ребенок выполнял требования взрослых, они должны быть обоснованы и посильны ему. Двухлетний и даже трехлетний ребенок не может, например, спокойно стоять и ждать, пока мама, держа его за руку, разговаривает с встретившейся ей на улице знакомой. Но он в состоянии уже выполнить требование заняться чем-нибудь и не шуметь, пока брат учит уроки. Зная, что чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положительное к ним отношение.
Если вы, предлагая ребенку сделать что-то для него неприятное, например, пойти спать, когда не хочется,скажете при этом: «Ведь ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровывать ботинки и как сам умеешь аккуратно складывать одежду», то он захочет это показать и охотно пойдет спать.
Потребовав что-либо от ребенка, надо непременно проследить, как он это выполнит. Тогда у него войдет, а привычку обязательно выполнять требования взрослых.
Требования к сыну или дочке не должны меняться в зависимости от настроения близких или от того, кто их предъявляет. Часто бывает, что мама требует, чтобы дочка ела обязательно сама, а бабушка «жалеет» внучку и кормит ее. Или сегодня разрешают лечь в кровать с игрушкой, а завтра категорически запрещают.
Различные требования одного и того же лица или несогласованность, отсутствие единства в требованиях и воспитательных приемах у разных членов семьи дезорганизуют ребенка. В таких случаях у него не могут быть выработаны определенные навыки поведения и ожидать от него послушания не приходится. Иногда даже вследствие такой несогласованности у ребенка могут возникнуть нервозность, повышенная раздражительность, упрямство.
С желаниями ребенка обязательно надо считаться. Если же вопреки его желанию необходимо выполнить то или другое требование, следует объяснить ребенку, почему это необходимо. Например, ребенок увлекся какой-либо игрой, но пора идти гулять.Нельзя неожиданно категорически предложить ему: «Оставь свою игру, давай одеваться». Следует предварительно, минут за пять,предупредить его: «Кончай играть, скоро пойдем гулять». Если ребенок продолжает с увлечением играть, а одевание на прогулку уже нельзя откладывать,надо сказать: «Ты не убирай кубики, оставь все так. Придем с прогулки, и ты снова будешь строить».
Учитывая большое влияние чувств на поведение ребенка, надо обязательно поощрять и хвалить его, когда он поступает правильно, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно.
При воспитании ребенка нужно как можно реже пользоваться порицаниями («Ты непослушный», «Какой ты упрямый, нехороший!», чаще указывать, как ему следует в том или ином случае поступить.
На поведение ребенка отрицательно влияют чрезмерно частые одергивания и запрещения. Они нарушают его уравновешенное поведение, вызывают возбуждение. Однако это отнюдь не означает, что ребенку все должно быть разрешено и его нельзя ни в чем ограничивать. Но запрещений не должно быть слишком много, и чем младше дети, тем и запрещений должно быть меньше. Надо так организовать жизнь ребенка, чтобы дозволенного было больше, чем недозволенного. А самое главное — надо удовлетворять возрастные потребности ребенка — в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми.
В возрасте 3-4 лет следует постепенно приучать ребенка руководствоваться в своих поступках не только собственным желанием (хочу — не хочу, приятно — неприятно, но уже установленными правилами и считаться с оценкой своих поступков старшими. Поэтому надо не только прекращать нежелательное поведение ребенка, но необходимо объяснять ему, что так поступать или делать нельзя и почему именно нельзя, и обязательно подсказать, как же надо сделать, поступить.
Поведение взрослых должно быть образцом для ребенка. Трудно требовать от ребенка, чтобы он обязательно мыл руки перед едой, если он видит, что старший брат или отец садятся за стол, не выполняя этого правила. Легче приучить ребенка к порядку, если он постоянно видит, как аккуратно обращаются с вещами взрослые.
Однако, хотя пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, одного примера совершенно недостаточно. Надо активно упражнять ребенка в положительных поступках и действиях. Надо, чтобы он делился сластями, уступал свои игрушки другим детям, жалел маленького братишку, наливал котенку молоко, кормил птичек и т. п.
Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, нравственные привычки и чувства.
В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь, мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место,»; «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо»; «Папа починил тебе игрушечную коляску, а ты опять садишься на нее и снова сломаешь» и т. п.
Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это лишь начальные,. но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей.
С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума. Он будет расти отзывчивым, мягким. Вы не раз, наверное, видели, с каким интересом ваш ребенок наблюдает, например, за бабочкой. Как радуется при виде детенышей животных, какое удовольствие доставляют ему красивые, яркие цветы, их запах, гладкие камешки и. И от нас с вами зависит развить эти переживания, научить ребенка не только с интересом наблюдать мир природы. Видеть красоту вокруг себя и глубже воспринимать ее, но и бережно, заботливо относиться ко всему живому.
Оставьте ребенка без внимания, предоставьте его самому себе — и он может сорвать и тут же смять и бросить цветок, без сожаления наступить на жука, схватить котенка за хвост и т. п. Из этих, невинных на первый взгляд поступков и действий маленьких детей в дальнейшем могут сформироваться отрицательные черты поведения, такие, например, как отсутствие чуткости, грубость и даже жестокость в обращении с окружающими.
Мы знаем, что на ребенка больше всего действует пример близких людей. Но мало, как уже говорилось, дать положительный образец поведения, нужны и более активные меры обучения ребенка. Иногда ребенок не обращает внимания на то, что повседневно окружает его, — не прислушивается к пению птиц, не замечает, что листья стали совсем желтые, и мимо многого другого проходит, как бы совершенно не замечая. Мы должны сами, сознательно вызывать у малыша интерес и привлекать его внимание к разнообразию и красоте окружающей природы.
Наблюдая вместе с детьми за изменениями природы, нужно давать им доступные объяснения, учить их радоваться прекрасному,бережно относиться к живому: «Идет снег, какой он пушистый, как тихо вокруг»; «Солнце садится, смотри, какое красивое небо»; «Слышишь, курочка зовет цыплят. Она боится, чтобы они далеко не убежали»; «Это васильки, они синие. А эти беленькие цветы — ромашки. Поставим их в воду, чтобы они не завяли»; «Смотри, дождевой червяк. Не раздави его — он полезный».
Привлекайте своего малыша к уходу за цветами, домашними животными. Давайте для игры шишки, камешки и другой природный материал. Все это будет способствовать развитию его моральных и эстетических чувств.
Источник
Людмила Брагина
Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы)
Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет
(из опыта работы)
Составитель: Брагина Л. Н. ,
воспитатель
Март, 2019
г. Екатеринбург
Младший дошкольный возраст — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом поведении, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей. У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.
С помощью игровых ситуаций у детей формируются доброта, доброжелательность, дружелюбие. Учу детей общаться спокойно, без крика, доброжелательно относится друг к другу, правильно оценивать хорошие и плохие поступки, приучаю детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь, учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучаю соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;
Беседы «Моя семья». Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Дети рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; мы подвели детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. Беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное родным, близким)
Беседы «Мои друзья». Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения.
Ситуативные разговоры, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок: как положительный, так и отрицательный. Такие беседы проводятся, не откладывая на потом. В зависимости от ситуации проводятся индивидуальные беседы.
Проект «Путешествие по сказкам»
Одним из важных моментов является чтение русских народных сказок, т. к. сказки учат добру, отзывчивости, справедливости, честности» и др. Проводятся беседы после прочитанных сказок, обсуждаем поступки сказочных героев. Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
В течение года привлекаю детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучаем детей к элементарному сотрудничеству.
Собственным примером побуждаю детей откликаться на боль и огорчение сверстника, жалею его, стараюсь утешить.
Предотвращаю негативное поведение, обеспечивая каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников.
Пресекаю любые попытки насилия в отношении сверстников (удар, укус, толкание).
Добиваюсь выполнения требований: нельзя бить и обижать других людей, ломать и портить продукты их труда, использовать без разрешения чужие вещи, включая принесенные из дома игрушки.
В процессе общения, в играх устанавливаю доверительный личный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу, оказываю помощь, стремлюсь стать надежной опорой для ребенка в трудных и тревожных для него ситуациях.
К концу учебного года дети в основном все соблюдают правила поведения в детском саду, понимают, что нужно дружно играть, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь книжки, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании.
Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д., что к труду взрослых надо относиться бережно
Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательные друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Работа по воспитанию нравственных качеств у детей будет вестись и в дальнейшем.
Игры направленные на социально-личностное развитие детей младшего возраста.
Игра «волшебник»
Цель — развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.
Ход игры. Дети встают в круг, у края которого изнутри ставят стул. Вместе с воспитателем идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорее появись,
На волшебный стул садись!
Тот. Кто оказывается рядом со стулом, садится на него и становится «волшебником». По его приказу остальные дети могут «превращаться» в зверей или птиц, изображать разные предметы: машины, самолеты. Музыкальные инструменты или сказочных героев: великанов, лилипутов, гномов и пр. Затем игра повторяется, и новый волшебник придумывает новые роли для детей. На «волшебном» стуле может оказаться и воспитатель. Он предлагает веселые и шуточные задания для мальчиков и девочек, поддерживает общую веселую, непринужденную игровую атмосферу.
Эту игру можно использовать для поздравления с днем рождения. Сидя на «волшебном стуле», именинник выслушивает от других детей добрые слова и пожелания, а затем выполняют все игровые задания.
Игра «вспомним добрые слова»
Цель: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов.
Ход игры.
Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы.
Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.
1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем.
2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем.
3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу.
4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я.
5. Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то я говорю.
6. Когда взрослые разговаривают, а мне нужно сказать что -то очень важное, то я.
7. Когда я встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю.
8. При прощании я всегда говорю.
9. Когда я получаю подарок, то говорю.
10. Когда я обращаюсь за помощью, то говорю.
Отдельные фразы повторяются воспитателем несколько раз, и детям нужно найти новый вариант ответа, не повторяя уже произнесенных другими.
Игровая ситуация «мишка – топтыжка знакомится с ребятками»
Цель – развивать интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников, способствовать сближение детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умений действовать согласованно в игре.
Описание. Воспитатель приносит мишку: «дети, это мишка-топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть». Дети подходят к воспитателю. Он говорит за мишку: «здравствуйте, детишки! Я мишка-топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но не знаю как вас зовут. Ну-ка назовите мне свои имена! (дети называют). А еще громче, посмелее (дети отвечают хором). Ой, как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя свое назлвет, тот мне лапку пожмет». Воспитатель поясняет: «вот как мишка- топтыжка задумал: он по кругу пойдет; кто своё имя назовёт, тот ему лапочку пожмет». Мишка шутками обходит детей. Услышав имя ребенка, он повторяет его вслух и добавляет: «какая хорошая девочка оля! Какой веселый мальчик сережа!» и пр. После знакомства мишка- топтыжка говорит:
Всех ребяток я узнал,
За собой вас в круг позвал.
За руки мы все возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети улыбаются друг другу. Затем мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под бубен и пение, вызывая их в круг по именам; остальные дети хлопают в ладоши. Танцуя, мишка поощряет детей, повторяет их имена. В заключении мишка-топтыжка прощается с детьми:
Вот какие мы друзья,
Очень всем доволен я.
А теперь мне в лес пора,
До свиданья, детвора!
Дети хором прощаются с мишкой: «до свиданья, мишка! Возвращайся поскорей к нам!»
Игровая ситуация «куклы поссорились»
Цель: учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, находить причину ссоры, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор; развивать доброжелательность к сверстникам.
Описание. В уголке воспитатель незаметно высаживает двух кукол спиной друг к другу. Воспитатель говорит: «посмотрите, что это с нашими куклами? Почему-то они отвернулись друг от друга, смотрят в разные стороны. Всегда они так хорошо сидели рядышком на диванчике, а теперь даже не смотрят друг на друга, не разговаривают! Как вы думаете, что случилось?»
Дети высказываются.
Выслушав разные мнения воспитатель говорит: «да, вы правильно поняли: наши куклы поссорились, отвернулись друг от друга, не хотят вместе играть. А почему же они поссорились (дети задумываются). Вспомните, почему у нас иногда бывают ссоры?»
Дети отвечают: толкнул., не давали. И т. Д
Воспитатель: «да, было у нас такое. Но потом все дети помирились, никто не толкается, не кусается, все ребятки делятся игрушками. Вы у нас добрые и дружные. А почему же наши куклы поссорились? Посмотрите на них внимательно».
Если дети не догадываются, воспитатель предлагает посмотреть в карманы на фартучках кукол: в кармане у одной куклы лежат 4 маленьких яблочка, а другой карманчик пустой! Дети догадываются о причине ссоры и высказываются.
Воспитатель: «правильно! Наверное, кукла маша попросила у своей подружки кати яблочко, но катя ее не угостила. А у нее в кармане много яблок и она могла бы угостить свою подругу машу. Что же надо было кате сделать? (дети отвечают). Давайте поможем куклам. Правильно, надо было улыбнуться и сказать: «угощайся, маша, вот тебе яблочко!» давайте поможем куклам помириться.
Воспитатель поворачивает кукол друг к другу и обращается к детям: «подскажите кате, что ей сказать»(угощайся, маша, пожалуйста).маша «берет» яблочко, кладет в карман и говорит: «большое спасибо, катя!»
Воспитатель: «вот как хорошо подружки помирились, теперь они вместе будут сидеть на диванчике, улыбаться друг другу и кушать яблочки. А мы будем радоваться за них. Мы тоже не будем ссориться и всегда будем делиться всем со своими друзьями. А если вдруг кому-то захочется поссориться, мы вот так зацепимся пальчиками и скажем: «мирись-мирись и с друзьями поделись».
Давайте покажем куклам, как надо мириться. Дети начинают делать «замочки» — цепляются пальчиками и произносят: «мирись — мирись и с друзьями поделись!»
Игра «Ласковое имя».
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Ход игры.
Инструкция: «вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».
Игра «колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
Игровое упражнение «связующая нить»
Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.
Игра «День наступает- все оживает, ночь наступает – все замирает»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т. п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т. д. При этом дети могут объединятся в пары или небольшие группы.
Игра «Замри!»
Цель: развить умение слушать, организованность.
Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри!», которая может раздаться в разные моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
Игра «Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах».
Воспитатель: У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, просьбы (прошу тебя, пожалуйста, приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, извинения (извините, простите, очень жаль) ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и тд.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», покупайте у меня нужные слова.
Ситуация1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.
Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного яблока?
Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?
Ситуация 3. Мама принесла из магазин твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?
Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и пришел на кухню. Как ты себя поведешь? Что скажешь?
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Игра «Вот какая мама!»
Детям предлагается сесть на ковёр в кружочек, затем принять «позу мечтателя» — лечь на живот опираясь на ковёр локтями и поговорить о мамах.
Каждый ребёнок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как можно её ласково назвать. Затем с помощью вопросов воспитателя дети вспоминают как мама заботится о них, какие действия она совершает ежедневно что бы им было хорошо: играет, кормит, купает, укладывает спать, гуляет и т. Д. Затем каждый ребёнок называет самые лучшие качества своей мамы: какая она добрая, ласковая, внимательная и т. Д.
Ритуал приветствия «солнышко»
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.
«Родители»
— Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?
«Котик»
Лучик котика коснулся,
Котик сладко потянулся.
(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).
«Проснись»
Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).
Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т. д.
«Прогулка в лес»
Б) Заблудились мы в лесу (грустно)
Закричали все: «Ау!» (громко)
Ой! (весело)
Нашли тропинку возвращаемся домой.
(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)
«Мыши»
На носочках ходят мыши,
Чтобы кот их не услышал.
(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)
«Ёжик»
Листья клёна настелил ёжик на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.
(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно)
Источник