Нпр ребенка в 3 года
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Подготовил
педагог-психолог МБДОУ
детский сад «Солнышко»
Щербинина Анастасия Викторовна
с.Каратузское
2017 г.
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Линия развития ребенка (возраст 4 года) | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие |
Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом | При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями. | Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). | Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их. | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. | При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой. | Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами | Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) | В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия |
Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)
- Понимание речи.
- Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».
Ожидаемый результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).
- Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.
Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).
- Активная речь
- Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.
Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»
- Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)
Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.
Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.
- Сенсорное развитие
- Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.
Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.
Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.
- Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)
Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
- Ребенок классифицирует 2 группы предметов.
Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.
Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.
- Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)
Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.
- Игра и действия с предметами
- У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)
Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.
Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.
2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
- Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.
Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.
Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.
- Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.
Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.
- Движения
- Ребенок перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)
Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.
Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.
- Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.
Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.
- Навыки
- Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
- Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).
Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.
- Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.
- Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация (во время приема пищи).
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.
- Конструктивная деятельность
- Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)
(3 года).
Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».
Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.
- Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)
Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.
- Изобразительная деятельность
Рисование.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
Лепка.
- Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их.(4 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Социальное развитие
- Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».
Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.
- Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.
Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.
Литература:
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
Источник
Вашему малышу исполнилось три года, день за днем он незаметно подрастал и теперь он не тот маленький беззащитный человечек, он уже самостоятельная личность со своим характером и особенностями. За этот год малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным.
Физическое развитие ребенка в 3 года
Ваш малыш всё больше начинает походить на взрослого человека. Активно идет формирование и рост опорно-двигательного аппарата, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук и мимическая мускулатура.
В конце второго года можно оценить темпы прибавки веса и увеличения длины тела.
Так показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:
10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х N;
где N — возраст ребенка в годах (не лет, которые прожиты после первого года жизни, а именно фактический возраст ребенка).
Длина тела до 4 лет в среднем увеличивается по 8 см ежегодно.
Согласно центильным таблицам распределения массы и длины тела у детей, средними показателями считаются:
Средняя масса тела ребенка в 3 года
- Мальчики — 13,6 — 16 кг;
- Девочки — 13,3 — 15,4 кг.
Средние показатели длины тела ребенка в 3 года
- Мальчики — 92,0 — 100 см;
- Девочки — 92,0 — 98,5 см.
Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года
Ребенку трех лет нравятся как активные игры, так и развивающие занятия. Малыш с удовольствием играет в подвижные игры, но в то же время по долгу может возиться с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки.
Двигательное развитие ребенка в 3 года
В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны).
С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.
Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.
Познавательное развитие ребенка в 3 года
- В три года ребенок должен знать и называть правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- В этом возрасте малыш умеет собирать последовательно (то есть от меньшего к большему) колпачки, пирамидку, формочки, матрешку из 4-6 составляющих.
- Способен подобрать по образцу геометрические фигуры, также может подобрать соответствующие фигуры по форе отверстия в развивающем пособии (игре). Может назвать знакомые геометрические фигуры.
- Собирает пирамидку из 10 колец (по размеру, например, по убыванию, по цвету, по форме).
- Различает предметы по величине — маленький, средний, большой.
- Может отличить предмет по фактуре — мягкий, твердый.
- Совершенствуются навыки рисования, так малыш может к рисунку взрослого дорисовать недостающие детали- например, листик к ветке, стебелек к цветку, дым к паровозу.
- Пытается закрашивать, рисует овалы, кружочки, проводит линии.
- Во время рисования малыш может подражать письму взрослого.
- Во время лепки может отщипнуть кусочек пластилина, раскатать его в ладонях, соединяет части. Пытается лепить несложные формы — колбаску, шарик, бублик и другие.
Социально-эмоциональное развитие ребенка в 3 года
В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого.
Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость.
Радуется если смог выполнить задуманное, испытывает чувство гордости за себя, за родителей.
Во всем стремиться быть лучшим и первым.
В три года малыши очень любознательны и любопытны.
Совершенствуется долговременная память.
Способен проявлять эмоциональную сдержанность, спокойно слушает и выполняет просьбу взрослого.
Может обидится за наказание, переживает, если за что-то ругают.
Трехлетний малыш способен испытывать чувство стыда, ревности, страха.
Может выражать свои чувства не только речью, но и мимикой, тоном, жестами, взглядом, позой.
Ребенок начинает сопереживать персонажам, эмоционально отзывчив.
Многие малыши подпевают и танцуют.
Умеет отличить красивое от некрасивого, хорошее от плохого.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям и взрослым.
Речевое развитие ребенка в 3 года
К этому возрасту ребенок умеет строит сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции.
В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам.
Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.
Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.
Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы.
Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.
В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.).
Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.
Бытовые навыки ребенка в 3 года
- Умеет самостоятельно одевать простые вещи своего гардероба.
- Самостоятельно раздевается, с небольшой помощью взрослого. Может застегнуть несколько пуговиц.
- В три года ребенок может выполнить поручение из 2-3 действий.
- Моет руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем.
- Может сложить одежду в шкаф.
- Умеет пользоваться носовым платком.
- Контролирует свои физиологические потребности.
- Самостоятельно есть и пьет, пользуется салфеткой.
- Вытирает ноги перед входом.
Уход за ребенком в три года
Режим ребенка в три года остается прежним — четырех разовое питание, дневной сон (или отдых) не меньше 1 часа, ночной сон — около 10 часов, регулярные прогулки на свежем воздухе.
Обязательно уделяйте внимание как личной гигиене, так и чистоте в комнате.
В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет.
Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром — после завтрака и вечером — после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.
В этом возрасте, практически все дети, любят купаться. В теплое время года можно купать ребенка хоть каждый день. В холодное время года не реже 1 раза в неделю.
Для купания ребенка лучше использовать специальные детские средства. Во время купания очень удобно проверять кожные покровы на наличие ссадин, синяков или высыпаний.
Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).
Не забывайте подстригать ногти ребенка — делайте это по мере отрастания ногтей.
Следите за волосами малыша, вовремя подстригайте, так как, например, длинная челка может мешать ребенку.
Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития – ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким.
Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня.
Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.
Питание ребенка трех лет
Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время.
Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.
В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.
Режим питания ребенка в 3 года — 3-4-х разовое питание.
Потребность в килокалориях — не более 1600 ккал/сутки.
Распределение пищи в течение дня:
Завтрак — 25%;
Обед — 35-40%;
Полдник — 10-15%
Ужин — 25%.
В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.
Необходимые обследования в 3 года
В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр, особенно если он идет в детский сад.
Медицинский осмотр в три года включает в себя:
- Осмотр педиатра, невролога, окулиста, ЛОР-врача, хирурга-ортопеда, дерматолога, логопеда, стоматолога;
- Лабораторное обследование — клинический анализ крови, мочи, копроскопию, исследование соскоба на энтеробиоз (или кал на яйца гельминтов).
Если ребенок прививается согласно национальному календарю прививок, то в три года ни какие плановые вакцинации не проводятся.
Какие игрушки подходят в данном возрасте?
В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам.
Игрушки для двигательного развития — мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.
Для развития конструкторских способностей — игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.
Дидактические игрушки — книги-раскладки, лото или домина с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года).
Игрушки для ролевых и сюжетных игр — наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.
Наборы для творчества — карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски.
Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Источник