Новорожденный ребенок особенности развития

Новорожденный ребенок особенности развития thumbnail

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров — очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 — 8 месяцев, большой — к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных — 120 — 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 — 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное— 40 — 60 раз в минуту (у взрослых норма — 18 — 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка — нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6— 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 — 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с поражением цнс

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 — 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже — два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 — 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 — 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 — 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 — 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 — 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически — до и после кормления, во время активного бодрствования — держат над тазиком или горшком. С 5 — 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного — результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте — реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом — криком. Следовательно, задача взрослого — прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно — «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке  — здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня — их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции — никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек — такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 — 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

Источник

Как происходит развитие новорожденного ребенка и его знакомство с окружающим миром? Это вопрос, который является предметом развитие новорожденного ребенкаисследований ученых всего мира уже многие годы.

Согласно последним открытиям современной науки, новорожденные дети обладают не только большим количеством уникальных способностей и возможностей, о которых мы долгое время ничего не знали или имели искаженное представление. Также младенцы отличаются друг от друга индивидуальными особенностями. Их развитие происходит не по месяцам, а по часам и даже по минутам. В каждое мгновение бодрствования дети успевают получить информацию, подталкивающую их развитие к новому шагу.

Читайте также:  Культурное развитие ребенка дошкольного возраста

Опровержение прежних представлений

До второй половины прошлого столетия о новорожденном ребенке имелись следующие представления:

  • младенец – биологическое существо, имеющее лишь реакцию на внешние или внутренние раздражители;развитие новорожденного ребенка
  • его восприятие окружающего мира несознательное, близкое к внутриутробному и направлено в основном на развитие естественных потребностей организма;
  • считалось, что новорожденный ребенок почти ничего не чувствует и у него отсутствует развитие болевых ощущений, поэтому некоторые операции и медицинские манипуляции проводились без обезболивания. Врачи считали, что ребенок плачет с целью развития своих легких;
  • кроху почитали «пустым сосудом» или «чистым листом бумаги»;
  • думали даже, что новорожденные младенцы ничего не слышат или что родившиеся дети видят мир перевернутым;
  • улыбка малыша – это всего-навсего рефлекторное сокращение мышц, а не разумная реакция на понравившееся ощущение или информацию.

Эти и многие другие представления о развитии новорожденных на сегодняшний день полностью опровергнуты современными открытиями ученых и любящими мамочками, которые как никто другой понимают и знают своего новорожденного ребенка.

Для чего нужноразвитие новорожденного ребенка иметь правильные представления о развитии новорожденных детей

Период от рождения до года самый таинственный и вместе с тем необыкновенно важный для развития человека. Это полностью зависимый от посторонней помощи период формирования личности. А потому он является чрезвычайно ответственным для родителей, ведь именно на них ложится подготовка ребенка к периоду физического, нравственного и духовного становления, когда он будет становиться все более и более самостоятельным.

Именно от поведения и отношения взрослого впоследствии будет зависеть развитие ребенка в ходе младшего дошкольного возраста. Поэтому желательно, чтобы каждая мама и каждый папа, занимаясь с малышом до года, были внимательны к его потребностям, научились понимать язык своего чада и, конечно же, знали особенности его развития буквально по месяцам, за которыми пристально наблюдали. Это поможет заложить основы взаимопонимания уже в раннем детстве и даст положительные результаты позже. Фантазийные же или неправильные представления о ребенке задержат его развитие и даже негативно повлияют как на него самого, так и на его будущую жизнь в целом.

На основании многих исследований и опытов, проведенных с новорожденными, ученые выяснили следующие факты:

  • сразу же после рождения дети обладают тройными способностями: воспринимать сигналы, идущие от матери (или от лица, ухаживающего за ребенком!), реагировать на них и вызывать новые сигналы. На основании этого открытия ученые сделали вывод, что взаимодействие между людьми, общение является врожденным человеческим качеством.
  • Новорожденные дети прекрасно слышат и даже могут отличать на слух голос матери.развитие новорожденного ребенка
  • Младенцы не только прекрасно видят, но даже могут через несколько часов после рождения найти по фотографиям большого формата мамино лицо среди прочих женских лиц.
  • Эмоциональный мир ребенка достаточно велик. Дети имеют врожденное чувство заботы и переживания о себе подобных.
  • Новорожденные дети первых месяцев жизни уже имеют цепкую память и прекрасные лингвистические способности.
  • Младенцы способны совершать целенаправленные действия руками.
  • Кроха с первых мгновений своего прихода в этот мир любит и переживает, радуется и огорчается. Поэтому с самого начала нужно обращаться с младенцами как с равными себе человеческими личностями. Но делать это необходимо более внимательно и бережно.

Что и как слышит младенец

На основании последних открытий ученых были сделаны выводы, что дети в первые минуты после рождения прекрасно воспринимает бытовые звуки в их обычной громкости, а тихие слышит гораздо лучше взрослых. Возможность слышать звуки появляется у ребенка еще на восемнадцатой неделе беременности женщины. И уже на двадцать восьмой неделе внутриутробного развития плод имеет способность эмоционально развитие новорожденного ребенкареагировать на различные звуки. А родившийся малыш уже вполне может контактировать со взрослым при помощи звуков.

Больше всего младенцам нравится слышать ласковые слова, особенно если источник звука находится непосредственно перед ними.  Если же в момент общения издать какой-то звук, отличающийся от интонации и слов мамы, то ребенок тут же отреагирует на него, повернув головку в его сторону, попытается сосредоточить взгляд на источнике шума. Эта на первый взгляд простая реакция свидетельствует о наличии у ребенка хорошо скоординированной работы трех систем: слуховой, двигательной и зрительной.

Координация наблюдается не только на физическом уровне, но и на психическом, и эмоциональном. В ходе одного эксперимента было обнаружено, что новорожденные дети могут отличать настоящий плач от искусственного, то есть созданного при помощи компьютера. В свою очередь, малыши проявляли сильное беспокойство, когда слышали реальный плач такого же по возрасту крошки, как и они. Ученые сделали вывод на основании многих подобных опытов, что способность к сопереживанию – это врожденное чувство, а не приобретенное в процессе воспитания.

Удивительные способности к сознательному восприятию речи демонстрировали дети всего нескольких недель от роду. Младенцам сначала включали детскую сказку, которую рассказывал приятный мелодичный голос диктора – они оживлялись и слушали голос внимательно. А потом эту же запись прокручивали детям с конца на начало. Все, кроме смысла речи оставалось прежним, и дети проявляли сильное беспокойство, переставали слушать. Этот и некоторые другие подобные эксперименты дали ученым развитие новорожденного ребенкавозможность сделать вывод, что уже с первых дней жизни маленькие детки могут отличать осмысленную речь от тарабарщины.

Также удивительная способность детей отличать нюансы родного языка обнаружена таким простым опытом и ему подобными. Возьмите два еле отличимых слога и начните повторять ребенку один из них с определенной частотой. А потом намерено скажите один раз другой. Например, возьмите слоги «ка» и «ко». Вы увидите, как быстро отреагирует ваш кроха и повернет голову в сторону нового звукосочетания. Эта способность к шести месяцам снижается, а к трем годам и вовсе утрачивается. Поэтому-то сейчас и уделяется такое большое внимание ее развитию в самом раннем возрасте.

Читайте также:  Развитие ребенка один год пять месяцев

Что и как видит ребенок сразу после рождения

Благодаря новейшим открытиям ученых появилось много новых сведений о зрении новорожденных младенцев, которые полностью опровергли прежние представления о данном вопросе. Родившиеся детки не просто смотрят на этот мир – они смотрят на него изучая, анализируя, развитие новорожденного ребенкавпитывая, подобно первопроходцам.

В ходе наблюдений за детьми с первых часов до первых двух месяцев жизни ученые обнаружили, что зрение детей в первые часы после рождения вполне скоординировано. Новорожденному малышу подносили на расстоянии 21 см от глаз картинку с изображенной на ней черным маркером рожицей и начинали медленно двигать рисунок перед глазами. Кроха внимательно следил за движением объекта. А через четыре дня после рождения к движениям глаз добавились и движения головы. Так ребенок на интуитивном уровне увеличивает свой угол зрения.

Фиксация взгляда на определенном объекте, расширение зрачков, задержка дыхания во время поиска – все это говорит о наличии у ребенка зрительного внимания. Но, кроме того, в ходе экспериментов обнаружилось и наличие у новорожденного способности делать выбор между понравившимися изображениями и неприятными. Одними эмоциями дети показывают принятие увиденного ими и совершенно другими показывают свое несогласие. Больше всего малыши любят разглядывать сложные рисунки, объемные изображения, извилистые линии – в общем, все, что напоминает человеческие лица, волосы и т.п. Но любимый объект их созерцания – лицо родного человека.

Мамино лицо является для ребенка своеобразным учебником, по которому он учится постигать этот мир – реагировать на различные явления, понимать, что есть хорошо, а что плохо, какие желания и поведение приветствуются, а какие нет, доверять взрослому человеку.

К двум месяцам жизни ребенок делает еще более осмысленный шаг – физиологи называют его «объединенный визуальный интерес». Кроха с особым вниманием и интересом наблюдает за движением развитие новорожденного ребенкавзгляда матери и вместе с ней сосредоточивается на определенном объекте. На такое сложное действие из всех живых существ на земле способен только человек.

Для ученых осталась непостижимой тайна, которую они выявили в ходе одного исследования. На расстоянии взгляда ребенка от кормящей матери, прямо перед ним, поместили несколько больших фотографий женщин, среди которых маленький человек первого часа жизн, смог безошибочно узнать свою маму.

Не только эта, но и множество других тайн откроются внимательному взгляду ищущего, любящего сердца, если он захочет быть внимательным к своему Мишеньке или Машеньке, Иришке или Ванюшке.

Важные выводы

К тому, что уже сказано, можно добавить еще несколько важных моментов. Стереотип, который сложился в прошлые десятилетия, учил тому, что в воспитании и развитии ребенка необходимо двигаться от примитивно-простого к сложному. Однако результаты многих научных экспериментов и сделанных вслед за ними открытий доказали, что у детей с первых часов жизни имеются реакции разной сложности. Как показали исследования, родившийся ребенок уже с первых минут своего появления на свет является личностью. развитие новорожденного ребенкаПоэтому и обращаться с ним нужно бережно, учась понимать его и сознавать свою ответственность перед ним и обществом в целом.

Можно даже категорично и безошибочно сказать, что новорожденные дети – это еще один многочисленный класс людей, который по причине человеческой невежественности открыто и безнаказанно подвергается дискриминации.  Чтобы разлучить ребенка пяти лет с мамой, придется прибегать к решению суда. А вот новорожденного ребенка, который девять месяцев жил в утробе своей мамы, разлучить с ней считается чем-то нормальным и в порядке вещей, и что при этом чувствует и переживает малыш, никого до недавнего времени не интересовало. Но необходимо помнить, что с первых мгновений жизни человека на этой земле нетактичное, невнимательное и небрежное обращение с его внутренними чувствами, ощущениями, потребностями закладывает в малыше не лучшие основы его будущего отношения к людям.

Физическое развитие детей первых месяцев жизни

Словом «новорожденный» называется ребенок первого месяца жизни. Рождается он в среднем массой 3500 г. За первый месяц он может набрать около 600 г. Получается, что каждый день малыш становится тяжелее в среднем на 20 г. Это меньше, чем в последующие месяцы. В первую неделю детки даже теряют в весе. Причиной такого явления является выделение большого количества мекония (первородного кала) и малое поступление пищи. Доношенные дети с небольшим весом быстрее набирают массу в течение первого месяца, чем более упитанные сверстники. Недоношенные дети набирают вес медленно.

Если младенец развитие новорожденного ребенканаходится на грудном вскармливании, то режима питания современные специалисты по грудному вскармливанию придерживаться не рекомендуют. Мама должна прикладывать ребенка к груди так часто, как того потребует ее чадо, то есть по требованию. Это сохранит грудь мамы от мастита и позволит ребенку получать все необходимые питательные вещества для его развития так часто, как они ему нужны.

Кроме того, это прекрасная возможность успокаивать малыша, что важно для правильной работы его нервной системы. Если ребенок по каким-то причинам находится на искусственном вскармливании, то здесь режим кормления должен быть также выработан индивидуально.

Послесловие

Взаимное развитие – вот как можно назвать период после появления нового человека в семье. Не только взрослые помогают ребенку адаптироваться в новых условиях и состояниях, доселе ему незнакомых, но и сам младенец вызывает совершенно новые и неизвестные взрослым ощущения материнства и отцовства, которые развивают чувство ответственности за чужую жизнь.

Развивайтесь вместе со своим малышом. Дети – это цветы жизни. И они так же требуют заботы и внимания, а также воды и удобрений, которые позволят им цвести и пахнуть. В случае с детьми это индивидуальные занятия по развитию логики, мышления, внимания, сосредоточенности и прочих навыков.

Развитие – двигатель человеческой жизни!

Источник