Новообразования ребенка 5 лет

Слайд 1

г. Красноярск – 2018 г. Возрастные особенности и новообразования детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет . Выполнила: педагог-психолог МБДОУ № 330 Кауткина В.А.

Слайд 2

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов являются кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Подробнее о старшем дошкольном возрасте. 2

Слайд 3

Показатели и ведущие потребности старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет. Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность. Физиологическая чувствительность — уменьшение чувствительности к дискомфорту. Ведущая функция – воображение. Игровая деятельность — усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения. Форма общения — внеситуативно — деловое и внеситуативно – личностное. Отношения со взрослыми — источник информации, собеседник.

Слайд 4

Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Слайд 5

Отношения со сверстниками — углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении. Наличие конфликтов – отсутствуют. Способ познания – общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. Эмоции — преобладание ровного оптимистического настроения. Объект познания — предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Произвольность познавательных процессов — развитие целенаправленного запоминания Воображение — развитие творческого воображения

Слайд 6

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Слайд 7

Восприятие — знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности. Внимание- начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 — 20 мин. Объем внимания 8 — 10 предметов. Память — р азвитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5 — 7 предметов из 10, 3-4 действия. Мышление — наглядно-образное, начало формирования образно-схематического. Речь — формирование планирующей функции речи. Условия успешности — собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь.

Слайд 8

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной, а не игровой. Появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд (по возрастанию или убыванию; до десяти различных предметов). Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Слайд 9

Новообразования старшего дошкольного возраста. Предвосхищение результата деятельности. Активная планирующая функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Появляется отстраненность от самого себя. Начинает формироваться« зеркальное Я» , позволяющее воспринимать себя отстраненно. Данное личностное новообразование формируется в процессе развития функции рефлексии, являющейся ведущей психической функцией 4 фазы дошкольного возраста (6–7 лет). Начинает развиваться самосознание – понимание того, что собой представляет он сам, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – это считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства.

Слайд 10

Список литературы: Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. От рождения до школы. — СПБ.: Питер, 2016. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. — М.: Владос , 2015. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temuvozrastnye https://yapsiholog.ru/psihologicheskij-vozrast-po-elkoninu/ https://lektsii.org/10-30809.html https://uclg.ru/education/psihologiya/istoriya_psihologii/lecture_periodizatsiya_psihicheskogo_razvitiya_d__b__elkonina.html

Источник

Особенности возраста:

— общение со взрослым ситуативно-личностное;

— проявление произвольности всех психических процессов;

— в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

— проявление творческой активности во всех видах деятельности;

— развитие фантазии;

— половая идентификация.

Новообразования:

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Рекомендации для взрослых:

— обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;

— организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;

— способствовать развитию эмпатийных представлений;

— побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;

— поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;

— формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

   Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.

   У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.  Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.

   Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

   Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.

   Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

   В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном. Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

https://www.b17.ru/article/7755/

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 5-6 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА.

Ознакомление с окружающим 
• уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках. 
• Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.
• Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом). 
• Знать название города, деревни, где живут, улицу. 
• Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес 
 
Экологическое воспитание 
о растениях 
• узнавать и называть 6-7 растений и их части 
• уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности 
• выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями 
• определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя) 
• знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается) 
о животных 
• уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т.д. ) 
• знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, раз-множение, рост, развитие и т.д. 
• уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела 
• конкретизировать представления о проявлении чувств : голод, боль, ра-дость, привязанность 
• продолжать знакомить с дикими животными 
• называть 4-5 зимующих птиц , различать их по внешнему виду, 
рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать. 
 
о неживой природе 
• формировать элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду) 
 
Развитие речи
 
• Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно.
• Использовать в речи существительные, обозначающие профессии 
• Употреблять в речи простые и сложные предложения 
• Пользоваться прямой и косвенной речью 
• Поддерживать непринужденную беседу 
• Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым
 
Художественная литература 
• Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного
— Выразительно читать стихи наизусть

Математика
• считать в пределах 10 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего» 
• чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник 
• знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом 
• уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
• уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
• понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
• уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
• уметь сравнить количество предметов в двух группах;
• решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
• уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
•    ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «меж-ду», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Изобразительная деятельность.
• ориентироваться на листе бумаги 
• Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов 
• Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение 
• Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы 
 
Лепка 
• Лепить предметы, состоящие из нескольких частей 
• Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания 
• Владеть навыком округлого раскатывания 
• Владеть навыком рационального деление пластилина 
• Использовать в работе стеку 
• Умение передавать в лепке движения 
• Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином. 
 
Аппликация 
• Правильно держать ножницы и действовать ими 
• Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно об-раза 
• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой 
• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать 
 
Конструирование 
• учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме 
• планировать этапы создания собственной постройки 
• создавать постройки по рисунку 
• работать коллективно 
конструирование из бумаги 
• Владение навыком сгибания бумаги 
• Проглаживание пальцем места сгиба 
• Умение использования чертежей 
• Знание терминов: сгиб, пунктир, штриховка 

 

Читайте также:  Низкие лейкоциты в крови у ребенка 5 лет

Источник

Светлана Ярмоленко
Консультация для родителей «Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства»

Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства

Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, включая в себя периоды резких перемен и переломов. Каждому новому этапу предшествует небольшой спад. Поскольку нервная система ребенка пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап — своего рода перелом.

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

Дошкольный возраст 5 — 6 лет

Ведущей потребностью данного возраста является потребность в общении; творческой активности.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста 5 — 6 лет

общение со взрослым ситуативно-личностное

проявление произвольности всех психических процессов

в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой

развитие фантазии

проявление творческой активности во всех видах деятельности

половая идентификация

Возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.Этот период наиболее благоприятный для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

В 5-6 лет ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Родители выступают для ребенка как образец поведения.

Дети начинают критически относиться к некоторым своим недостаткам и недостаткам своих сверстников. Возникает желание показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

Читайте также:  Ребенок 5 лет бежит

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Чем родители могут помочь ребенку

С уважением относиться к фантазиям и желаниям ребенка

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками

Постепенно снижать контроль и опеку

Всегда отвечать на вопросы ребенка ясно и максимально просто

Помогать ребенку справляться со страхами

Дошкольный возраст 6 — 7 лет

Ведущая потребность – общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Ведущая деятельность – остается сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

В этом возрасте ребенок может контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Интенсивно развивается познавательный интерес, ребенок постоянно задает вопросы взрослым.

К 7 годам ребенок входит в «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться так называемая «потеря детской непосредетсвенности», которая выражается в манерничании, кривлянии и паясничании.

Новообразования

•внутренний план действий;

•произвольность всех психических процессов;

•возникновение соподчинения мотивов;

•самосознание, обобщенное и внеситуативное отношение к себе;

• возникновение первой целостной картины мира;

•появление учебно-познавательного мотива.

Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, демонстративно делаеть то, что родителям не нравится.

В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых, не всегда логично и верно.

Читайте также:  Ребенку 5 лет парацетамол свеча

Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники).

Кризис 7 лет

Наравне с кризисом,появляются и положительные стороны этого периода:

появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга;

ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям, никак нельзя говорить чужим людям (то есть ребенок понимает и принимает определенные правила общения с внешним миром, вне семьи);

ребенок получает способность понимать, что он чувствует и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.

В этот период происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность — соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Речевая готовность к школе:

— сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;

— сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

— готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

— умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и

смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;

— сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью.

Крайне важно помнить, что если по результатам диагностики ребенок не готов к школе, то не стоит это воспринимать как диагноз. Ребенок обязательно «дорастет» до школы, просто сейчас он к этому еще не готов.

Как общаться родителям с ребенком во время возрастного кризиса 6-7 лет

Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.

Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.

Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.

Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Принимайте точку зрения ребенка и соглашайтесь с ним, это укрепит в ребенке чувство самоуважения.

Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет — это возраст почемучек.

Будьте последовательны в своих требованиях. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.

Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

Соблюдайте культуру диалога, ведь ваш ребенок во всем подражает вам, он ваше зеркальное отражение.

Список использованной литературы:

1. Волков Б. С.: Готовим ребёнка к школе. — СПб.: Питер, 2009

2. Глухов В. П.: Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2004

3. Ильина М. Н.: Подготовка к школе. — СПб.: Питер, 2008

4. Лысенко Е. М.: Возрастная психология. — М.: Владос, 2006

5. Смирнова Е. О.: Детская психология. — М.: ВЛАДОС, 2003

6. Стародубова Н. А.: Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Академия, 2008

Источник