Новообразование развитие ребенка раннего детства

Новообразование развитие ребенка раннего детства thumbnail

ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

В конце первого года жизни ситуация слитности ребен­ка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобре­тая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взросло­го) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взросло­го, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество,или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка со взрослым начинает опосредство­ваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный пред­мет. Первоначально его привлекают физические свойства предметов, а не способы действия с ними. Со всеми пред­метами он действует примерно одинаково, независимо от их назначения и функции. Младенец еще не выделяет спо­соба действия с предметом и его назначения, а взрослый является для него «источником» интересных предметов и ярких впечатлений. Он лишь показывает и дает ребенку различные предметы, а манипулирует с ними младенец по-

своему, самостоятельно и независимо от взрослого. На вто­ром году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содер­жанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления пред­метов.Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б.Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совме­стно с ним. Взрослый становится для ребенка не только ис­точником внимания и доброжелательности, не только «по­ставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяже­нии всего раннего возраста форма общения со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер дело­вого общения существенно меняется. Такое сотрудничест­во уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимы соучастие взрослого, одно­временная практическая деятельность вместе с ним, вы­полнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудниче­ства ребенок одновременно получает и внимание взросло­го, и его участие в действиях ребенка, и, главное, новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый те­перь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с. предметом «передает» способ действия с ним.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ве­дущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ре­бенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого дейст­вия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с пред­метами.

Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а пред­метнаядеятельность, связанная с овладением общественно-выработанными способами действий с предметами.

Ран­ний возраст является периодом наиболее интенсивного ус­воения способов действий с предметами. К концу этого пе­риода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. В раннем возрасте про­исходит дифференциация предметно-практической и игро­вой деятельности с предметами. Процессуальная игра скла­дывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

Главные новообразования раннего возраста

Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жиз­ни ребенка. Именно в ней возникают основные новообра­зования раннего возраста, одним из которых является речь.Для осуществления предметной деятельности и делового общения уже недостаточно экспрессивно-мимических и ло­комоторных средств общения. Овладение ребенком актив­ной речью является наиболее впечатляющим событием ран­него детства.

Как правило, переход к активному использо­ванию речи совершается в возрасте от 1,5 до 2 лет. Это со­бытие перестраивает не только общение со взрослым (оно становится речевым), но и все психические процессы ре­бенка — восприятие, внимание, память, мышление. Речь ста­новится не только средством общения, но и средством мыш­ления и овладения своим поведением.

В этот период закладываются основы наглядно-образ­ного и символического мышления. В раннем возрасте ста­новится возможным выполнение простых речевых инст­рукций взрослого. При этом осуществляется принципиаль­но новый способ регуляции действия. Оно побуждается не врожденными потребностями и не воспринимаемой ситуа­цией, а речевым знаком. Это открывает дальнейшие воз­можности овладения своим поведением. Поэтому выполне­ние речевых инструкций можно рассматривать как первую форму произвольного поведения ребенка.

Благодаря речи в процессуальной игре детей появляют­ся игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования. Становление игровых замещений дает начало новой форме деятельности — сюжетно-ролевой игре, которая становит­ся ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В раннем возрасте впервые возникает особое отноше­ние ребенка к своему сверстнику. Другой ребенок стано­вится не только «интересным» предметом, но и партнером по общению. Первые субъектно ориентированные контак­ты с ровесником появляются именно в этот период — в 2— 3 года.

Достижения ребенка в предметной деятельности и при­знание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинст­ва. У детей появляется отчетливое стремление к достиже­нию результата, продукта своей деятельности. Возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность наиболее ярко проявляются в кризисе трех месяцев.

Таким образом, ранний возраст — период интенсивно­го психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Наиболее важными из них являются:

• развитие предметной деятельности и делового обще­ния со взрослым;

• развитие активной речи ребенка;

• развитие произвольного поведения;

• появление игровых замещений;

• формирование потребности в общении со сверстни­ком;

• развитие самосознания и самостоятельности ребенка.

Однако, несмотря на значительный прогресс в психи­ческом развитии, на протяжении всего раннего возраста ребенок остается существом ситуативным, все действия и все психические процессы которого определяются нагляд­ной ситуацией.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

2.1 Новообразования периода раннего детства

Читайте также:  Развитие образа себя и образа сверстника у ребенка

Новообразования характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности-коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин развито отвлечённое, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого-отношения людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. К трём годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. К трём годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребёнок получает возможность формировать своё представление о себе настоящем. Ребёнок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Трёхлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает своё имя, пол.

Половая идентификация:

К трём годам ребёнок уже знает, мальчик он или девочка. Эти знания у детей из наблюдения за родителями, старшими братьями или сёстрами. Это позволяет ребёнку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежность ждут от него окружающие. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже.

Возникновение самосознания:

К трём годам ребёнок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, придают им привлекательность в глазах детей, побуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка:

Словарный запас детей 1.5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1.8- 50 слов, в 2 года – примерно 200 слов. К трём годам словарный запас составляет уже 900-1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребёнка в 3 года. Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1.5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы [8].

2.2 Умственное развитие в раннем детстве

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно – двигательная активность. Период умственного развития Пиаже разделил на шесть стадий. Четыре из них ребёнок проходит до года. Пятая стадия – третичные круговые реакции (1-1.5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит мыслительная деятельность: ребёнок ищет новые способы взаимодействия с ранее незнакомыми предметами. Появление символического мышления, то есть способности по запечатлённым в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребёнок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами, Становиться способным решать задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребёнок 1.5-2 лет осознает свою обособленность, отделённость от других людей и предметов, а так же понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же как и он. Формула восприятия младенца: » Я центр вселенной», » Весь мир вращается вокруг меня»

2.3 Страхи раннего возраста

У детей от 1 года до трёх больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а так же умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается всё новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и они сами могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб, что в ванной, боясь, что вода унесёт их с собой. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребёнком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут только усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребёнка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека не избавляет ребёнка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 41413
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований. Проанализировав и обобщив игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает …

… – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные …

… сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы. Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка и апробация методики развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.         Разработать методику развития музыкальности детей экспериментальной группы; …

Читайте также:  Методика развития ребенка по неделям

… уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, …

Источник

В результате перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия. Они и составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

Так же, как развивается предметное действие, подчеркивал Д.Б. Эльконин, происходит формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде — и двумя. Подобно любым другим орудиям слово дифференцируется, насыщается предметным значением и благодаря переносу в другие ситуации отрывается от предмета и обобщается (рис. 16).

Новообразование развитие ребенка раннего детства

Велика роль изображения и игрушек в этом процессе. Л .С. Выготский писал, что для того, чтобы оторвать слово от предмета, надо силой одной вещи похитить имя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре.

К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста.

  • 1. Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений; наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи.
  • 2. Первое языковое «открытие», описанное В. Штерном. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. С этого момента он обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: «Что это?»; «Кто это?», Штерн назвал это первым лингвистическим открытием ребенка. Согласно взглядам современных психологов ребенок столь раннего возраста еще не может делать открытие такого огромного масштаба. Это не лингвистическое открытие, а результат практического освоения ребенком речи в совместной деятельности со взрослым.
  • 3. Развитие фазической и семической стороны языка. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. Ребенок говорит одно слово «кукла», но за ним скрывается: «Мама, дай куклу». «Фазически это слово, семически — предложение», — писал Л.С. Выготский.
  • 4. Второе языковое «открытие» — это «открытие» флективной природы языка, описанное К. Бюлером. По мнению Бюлера, на границе второго и третьего годов жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой путем изменения окончаний. Советский исследователь А.Н. Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском, и, наконец, появляется дифференциация, т.е. правильное словоупотребление.

Каков механизм возникновения у ребенка ориентации на флективную природу языка? Исследователи, попытавшиеся сформировать эту ориентацию, взяли две группы детей. В первой группе дети много-много раз повторяли «кукла упала», «заяц упал» и т.п. Оказалось, что необходимо до 1000 повторений, чтобы ребенок смог безошибочно соединить эти два слова. Во второй группе была организована игра. В домик должны были войти лиса, слои и т.д. Экспериментатор говорил: «Лиса», ребенок добавлял: «Пришла», и лиса попадала в домик. Таким образом, в эксперименте согласование слов включили в контекст деятельности и понимания между взрослым и ребенком.

  • 5. В раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий (исследование Н.Х. Швачкина).
  • 6. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. Это еще один пример опережающего развития ориентировки.
  • 7. В основе овладения синтаксическим строем языка лежит ориентация в его фонематической и флективной системах. Ребенок сначала научается ориентироваться в свойствах орудия, без этого строить целое действие он не может. Нет ничего более тонкого, чем речь в качестве орудия, так как основные свойства этого орудия представлены в звуковой материи языка, признавал Д.Б. Эльконин. А.Н. Гвоздев утверждал, что к концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. Это возможно благодаря тому, что такая ориентация включена в ткань общения. «Нет такого орудия, которое бы так часто употреблялось, как слово!» — неоднократно подчеркивал Д.Б. Эльконин.
  • 8. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. По словам Д.Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания.

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи — это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Какое влияние оказывает предметная деятельность на развитие психических процессов?

В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Л.С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Исследования Г.Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. В этом смысле восприятие синекдохтично. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.

Читайте также:  Периоды детского возраста физическое развитие ребенка

Так, если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», т.е. состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае он больше интересовался пересечением перекладин.

Г. Фолькельт, обративший на это внимание психологов, писал: «На ранних ступенях восприятие обильно снабжено «бахромой», которая позднее все больше начинает отсутствовать. К тому же эта «бахрома» имеет в ранних переживаниях часто намного более важное значение, чем те зачаточные формы предметного, к которым она принадлежит». И далее: «…Па ранних ступенях господствующую роль в совокупности переживания играет не само впечатление, а реактивно-активное положение примитивной целостной психически-телесной личности по отношению к внешнему впечатлению» (Фолькельт Г., 1930). Так на языке концепции Лейпцигской школы комплексных переживаний выражено своеобразие восприятия ребенка на ранних этапах его развития.

Под влиянием восприятия происходит развитие всех других психических процессов. Память, например, в этом возрасте носит непроизвольный характер, хотя в этот же период появляется воспоминание, и более того — латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается». Память еще не действует как отдельный процесс.

По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится и к развитию мышления. Можно с уверенностью сказать, что, когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, оно формируется не как дискурсивное или аутистическое, а как наглядно-действенное. Ребенок практически манипулирует вещами и схватывает связи между ними. Говоря образно, это мышление, которое можно видеть глазами. В. Келер, а вслед за ним и К. Бюлер, считали, что наглядно-действенное мышление ребенка аналогично интеллекту обезьян. Отечественные исследователи показали, что это не соответствует действительности. Согласно Л.С. Выготскому в интеллектуальном решении очень рано начинает играть роль речь. Она меняет характер всей интеллектуальной активности. Речь сразу же освобождает ребенка от многих зависимостей, и, прежде всего, исчезает зависимость от поля восприятия. Согласно А.Н. Леонтьеву центральное значение имеет обобщение ребенком решения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема.

В экспериментах П.Я. Гальперина показаны различия между ручными и орудийными действиями.

Ручные действия — это такие действия, когда предметом действуют так, как действуют рукой, предмет становится удлинением или придатком самой руки.

Орудийные действия — это такие действия, когда рука подчиняется требованиям орудийного предмета, ее действия перестраиваются в соответствии с логикой орудия.

Гальперин подчеркивал, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы. Ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную логику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладевает значениями предметов. При переходе от ручных действий к орудийным зарождается наглядно-действенное мышление.

СЛ. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с позиции теории деятельности. Проведенный ею сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно. Оно длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением.

Что же самое главное в развитии ребенка раннего возраста? Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы: восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип деятельности, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра. В сюжетно-отобразительной игре дети используют один предмет в качестве заместителя другого, действуют с ним в соответствии с той функцией, которую предмет-заместитель выполняет в игре. Но дети еще не дают предметам-заместителям игровых названий. Например, ребенок кормит палочкой куклу, но если ребенка спросить, показав па палочку: «Что это?», ребенок либо молчит, либо говорит: «Палка». Ребенок, по наблюдениям Ф.И. Фрадкиной, раньше действует с предметом определенным способом, а йотом уже дает ему игровое название. При этом самостоятельные игровые названия возникают только после называния предметов взрослым.

Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие — это такое действие, к которому ребенок относится как к им самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения «Я». До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.

Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и образца), нахождение сходства между ними является необходимым условием возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый: не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Ясам». Л.С. Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам».

Возникновение личного действия и феномен «Я сам» приводят к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

Источник