Нормы ребенка 5 лет
Ребёнок в 5–летнем возрасте считается старшим дошкольником. С этих лет его начинают готовить к обучению в школе. Родителям надо обратить внимание на уровень его развития, а именно на то, что он должен знать и уметь в этом возрасте для нормального развития и подготовки к школе.
Физические данные ребёнка в 5 лет
В этот период у ребёнка формируется характер, становятся видны все промахи, которые допустили родители в предшествующие годы. Именно в этом периоде можно аккуратно подкорректировать характер, восполнить пробелы воспитания.
Развитие ребёнка в дошкольном возрасте – процесс непрерывный, на который влияет:
- функциональное и морфологическое созревание органов, тканей и всех систем организма;
- врождённые способности;
- приобретённый опыт;
- внутренний генотип;
- окружающая среда.
После 3-летнего возраста снижается интенсивность роста, но изменяются пропорции, ребёнок начинает вытягиваться. После 5 лет особенно резко проявляются различия в строении тела мальчиков и девочек.
Согласно средним нормам физиологического развития, ребёнок 5-летнего возраста должен иметь показатели:
- Рост – от 95 до 116 см.
- Вес – от 14 до 20 кг.
В возрастной границе от 4 до 6 лет, ребёнок прибавляет 5–6 см в росте.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет:
- Бегать на длинные дистанции, 200–300 м, и не только по ровной местности, но и по пересечённой.
- Уметь координировать движения. Развивать её нужно при игре в мяч: он должен его ловко бросать и ловить обратно. Также сложно-координированные движения развиваются при действиях с карандашом, кистью, ножницами.
- Соблюдать равновесие. Проверить можно, наблюдая за тем, как ребёнок ходит по узкой дорожке.
- Лазать по шведской лестнице.
- Перепрыгивать через ступеньку, скакалку, подпрыгивать на одной ноге.
- Подтягиваться, отжиматься, хотя эти упражнения им даются плохо, потому что не очень развита мускулатура, но обучать их этому необходимо.
- Понимать значение пространственных понятий: что значит дойти до угла, повернуть направо, перейти на другую сторону.
Задача родителей состоит в том, чтобы проводить оздоровительные упражнения и мероприятия, которые способствуют:
- развитию всех групп мышц, формированию осанки;
- закаливанию организма;
- повышению иммунитета.
Родители должны стимулировать интерес к физическим упражнениям, проводить закаливающие процедуры. Желательно всё это делать совместно.
Познавательное развитие ребенка в 5 лет
В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, начинает прослеживать связи и взаимодействия различных процессов. Отсюда и возникает водопад вопросов, на которые он хочет получить ответ.
Навыки, которые надо формировать:
- Внимание. Этот возрастной период характеризуется непроизвольным вниманием, которое часто выражается внешними впечатлениями и эмоциями. Дети часто отвлекаются, плохо сосредотачиваются, особенно если ребёнок гиперактивный. Поэтому важно формировать произвольное внимание, развивать ответственность, что очень пригодится в школе.
- Восприятие. Это чувство развивается с первых месяцев и к 5 годам они уже хорошо знают и чувствуют форму, цвет и материал предметов. Восприятие временное детям даётся труднее. Они плохо ориентируются во времени суток, часах, не могут оценить временные промежутки.
- Память. Сохранение в памяти событий у детей в этом возрасте остаётся всё ещё непроизвольным, она основана на эмоциях. Ребёнок запоминает то, что его очень заинтересовало. Но и забывание происходит быстро. В пятилетнем возрасте можно наблюдать формирование различных видов памяти: у одного ребёнка лучше развивается зрительная, у другого – эмоциональная, у третьего – слуховая память, что зависит от индивидуальных особенностей. Занятия родителей должны быть направлены на формирование всех видов памяти, что делается с помощью чтения, рассказывания, бесед с детьми.
Мышление ребёнка
Что должен уметь ребёнок в 5 лет, чтобы уровень его умственного и психического развития соответствовал возрастным нормам:
- Сравнивать, обобщать предметы, использовать причинно-следственные связи. Абстрактные понятия в этом возрасте им ещё недоступны, но сравнивать и обобщать дети уже должны уметь. Это помогает им делать вывод после прослушивания сказки, раскладывать картинки по группам и признакам.
- Делать первые обобщения, сортировать предметы, находить лишние звенья в логической цепочке. В этот период преобладает наглядно-образное мышление, которое выражается тем, что дети разбирают игрушки на детали, чтобы представить, как они работают.
В 5 лет ребенок должен уметь считать
- Составлять небольшие рассказы по картинкам.
- Придумывать свои сказки.
- Сочинять рассказы на заданную тему.
В пятилетнем возрасте у ребёнка происходит развитие как правого, так и левого полушария, что помогает ему усваивать много новой информации.
Социально-эмоциональное развитие детей в 5 лет
К пятилетнему возрасту дети учатся контролировать свои эмоции. Психологическое развитие, происходящее в этом возрасте, позволяет ребёнку сдерживать импульсивные желания, оценивать свои поступки. Он может это выразить не только плачем, но и словами и чувствует себя более уверенно, потому что его понимают.
В этот период развиваются навыки:
- усидчивость, терпение;
- умение словесно выразить просьбу;
- контакта с окружающими и незнакомыми людьми;
- умение делиться игрушками, сладостями;
- уступчивость по отношению к другим детям;
- ярко выраженное чувство справедливости;
- умение играть в группе детей бесконфликтно;
- понимания социальных ролей, выполняемых взрослыми;
- различать органы человеческого тела и условия их функционирования.
Дети в пятилетнем возрасте с удовольствием помогают родителям по хозяйству, потому что им нравится копировать их поведение и поступки. Это самый активный возраст формирования личности, закладывания положительных привычек.
И родителям не стоит упускать этот момент. Необходимо развивать инициативу, давать ребёнку возможность выбора, что повышает самооценку и вырабатывает у него чувство ответственности.
Он должен знать в этом возрасте:
- название своей страны и города;
- различать плохое поведение и хорошее не только у сверстников, но и у взрослых;
- самостоятельно выполнять все гигиенические требования.
Речевое развитие ребенка в 5 лет
Ребёнок в 5 лет имеет большой словарный запас, более 3 тыс. слов. Если у него нет логопедических проблем, то он должен уметь выговаривать почти все звуки и слова.
Речь развивается параллельно с мыслительной деятельностью. По мере получения новой информации осваиваются и новые слова. Поэтому важно для родителей в этот период больше разговаривать с ребёнком, читать, рассказывать, разговаривать с ним в форме диалога. Желательно, чтобы речь взрослых не содержала ошибок, так как они быстрее всего запоминаются детьми.
В этот период речь ребёнка должна соответствовать критериям:
- умению составлять предложения из 5–6 логически связанных между собой слов;
- использовать не только глаголы и существительные, но прилагательные, наречия, краткие причастия;
- под руководством взрослых осваивать применение синонимов и антонимов;
- уметь пересказывать сказки;
- логически выстраивать речь, не перескакивать с третьего на десятое;
- запоминать и рассказывать стихи с выразительной интонацией;
- делить слова на слоги;
- подбирать однокоренные слова.
На 6-ом году жизни можно начинать обучать чтению, потому что это период активного интереса к книжным буквам.
Развитию речевых навыков способствует развитие мелкой моторики. Следует укреплять кисть ведущей руки (правой или левой, если ребёнок левша).
Бытовые навыки детей в 5 лет
По мере развития ребёнка совершенствуются и хозяйственные навыки. Для того чтобы он научился шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, необходимо продолжать развитие моторики.
К этому возрасту у ребёнка появляются навыки:
- лепки из пластилина;
- сборки предметов из конструктора;
- рисования фломастерами и кистью;
- умения держать ручку и карандаш;
- складывания пазлов;
- вырезания ножницами;
- завязывания узелков из верёвочек.
Ребёнок становится самостоятельным и уже может:
- есть ложкой, вилкой;
- сам умываться, чистить зубы;
- одеваться без посторонней помощи;
- расстёгивать и застёгивать пуговицы;
- помочь по хозяйству (вымыть посуду, подмести).
Должен владеть навыками общения:
- благодарить, просить прощения;
- здороваться и прощаться;
- включаться в игровую деятельность с другими детьми.
Общая таблица умений ребенка в 5 лет
Основные виды развития | Характеристики развития |
Физическое | Координирован, ловок, освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель, копирует геометрические фигуры, владеет элементарными гигиеническими навыками |
Социально-коммуникативное | Старается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми, использует диалоги в речи, взаимодействует со сверстниками, включается в общение |
Познавательное | Проявляет интерес к новому, любит наблюдать, учится сравнивать, концентрируется при выполнении заданий |
Речевое | Рассказывает, пересказывает, отвечает на вопросы развёрнуто, правильно произносит все звуки, играет в слова, звуки, умеет рифмовать, строить фразы из 7–8 слов, знает форму множественного числа |
Художественно-эстетическое | Анализирует эмоции героев сказок, проявляет свои чувства соответственно событиям, доброжелателен, читает, танцует, рассказывает стихи, занимается творческой деятельностью с удовольствием, может самостоятельно выбрать любое творческое направление по своему интересу. |
Математика | Знает основные геометрические фигуры, сравнивает количество предметов, правильно пишет цифры. |
Тесты на развитие ребенка 5 лет
В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.
Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:
- телосложение;
- физические параметры;
- развитие двигательной активности;
- функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).
Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.
Они включают в себя:
- Оценку устойчивости и переключения внимания.
- Целостности восприятия.
- Способность дифференцированного восприятия.
- Цветовосприятие.
- Наличие наглядно-образного мышления.
- Оценку словесно-логического мышления.
- Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
- Умение действовать по образцу и по правилу.
- Знание культуры общения.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):
- понимать инструкции и правила;
- уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
- видеть свои ошибки;
- проявлять интерес к новым заданиям.
А также проводятся тесты, оценивающие:
- Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
- Речевое развитие.
- Уровень мыслительной деятельности.
- Развитие зрительно-пространственного восприятия.
- Социально-коммуникативное развитие.
Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.
Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.
Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».
Занятия с ребенком в 5 лет
Дети, которым исполнилось 5 лет, умеют и знают многое. Они хорошо говорят, анализируют, фантазируют, умеют считать. Необходимо понимать, что они познают окружающую жизнь через игру, общение с родителями и сверстниками.
Развитие речи
Следует, прежде всего, понаблюдать за ребёнком, правильно ли он произносит буквы и звуки.
Для улучшения произношения можно проводить простые логопедические занятия, доступные в домашних условиях:
- гимнастика для языка;
- воздушный футбол (логопедическое упражнение);
- упражнения для языка «мостик» и «балалайка».
Речь и окружающий мир тесно связаны, поэтому наилучший способ освоения речи – чтение книг. После чтения с ребёнком необходимо беседовать, просить рассказать, что ему понравилось больше и почему.
Хорошо развивают детей настольные игры, в процессе которых он знакомится:
- с профессиями;
- названиями марок автомобилей;
- животными;
- птицами;
- странами;
- кулинарными продуктами;
- растениями.
Следует предлагать словесные игры, помогающие освоить художественный образ языка. Например, придумать рифму, противоположное значение слова, подобрать несколько похожих слов. Обучая речи, не стоит забывать о сложных предлогах, которые есть в русском языке: из-под, из-за и других, подобных. Ребёнок должен знать, что такие конструкции имеются в языке и для чего они применяются.
Хорошо развивают речь словесные игры:
- Опиши одним словом (лапа собаки, чашка для чая).
- Кому что нужно (почтальону, продавцу).
- Как можно узнать (холодно ли на улице, интересная ли книга).
- Часть – целое (лепесток – цветок).
- Лишние слова (сортировка предметов по назначению).
- Скажи по-другому (употребляя синонимы)
- Скажи наоборот (употребляя антонимы).
Постепенно надо расширять тематику игр и подкреплять знания конкретными примерами.
Мышление и память
Образное и пространственное мышление развивается с помощью конструкторов, пазлов, строительных игровых материалов.
Игры на развитие памяти:
- запоминаем фигуры;
- что изменилось (игра с карточками);
- найди пару;
- продолжи логический ряд;
- подбери узор;
- определи на ощупь.
Творческое развитие
Фантазии детей в этом возрасте – обычное явление, но её надо направить в творческое русло.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет:
- лепить из пластилина, теста, пластической массы;
- делать аппликации из бумаги;
- составлять мозаики;
- рисовать всеми доступными средствами.
Занятия математикой
Поскольку ребёнок в этом возрасте умеет и с удовольствием пользуется счётом, то занятия математические будут нелишними.
Его надо учить в игровой форме:
- знать цифры в правильном порядке;
- складывать и отнимать;
- решать простейшие математические задачи;
- знакомить с геометрическими фигурами;
- узнавать маленькие и большие числа.
Ознакомление с окружающим миром
Игры на знакомство с окружающим миром развивают логическое мышление, память, знакомят с повседневностью, формируют взаимоотношения:
- Кто где живёт.
- Кто чем питается.
- Магазин.
- Библиотека.
- Строитель.
- Продавец.
- Путешествие по городам.
Благодаря играм, ребёнок в этом возрасте может:
- Различать фрукты, овощи, знать, где они растут и когда.
- Знать названия многих насекомых, способы их передвижения.
- Угадывать по картинкам времена года, описывать присущие им явления.
- Различать домашних и диких животных, их повадки, уметь их классифицировать.
Памятка для родителей
10 принципов развития, на которые родители должны обратить внимание:
- Начинать готовить к школе. С этого возраста необходимо начинать ежедневный учебный процесс в игровой форме. Это занятия по обучению грамоте, чтению, рисованию, лепке. Не следует обучать письму, главное, научить держать правильно карандаш, кисть. Регулярность обучения создаст привычку.
- Учить управлять своим вниманием. Сконцентрироваться полностью на чём-то одном для пятилетнего ребёнка ещё сложно, но если в этом возрасте не заложить привычку, то в школе ему будет трудно слушать учителя и не отвлекаться.
- Расширять границы кругозора. Ребёнку надо предоставлять максимальный объём информации, знакомить с окружающим миром, учить наблюдать и делать выводы. Для этого следует ходить с ним в театр, посещать музеи, знакомить с энциклопедиями.
- Тренировать память. Поскольку дети в этом возрасте имеют память непроизвольную, они запоминают только то, что им интересно, следует развивать память, для которой требуются усилия. Учить много стихов, рассказывать по памяти сказки, придерживаясь фабулы, играть в игры на запоминание.
- Развивать речь. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на речь ребёнка и заблаговременно до школы исправить все речевые нарушения.
- Учить читать. Умение читать поможет ребёнку в школе с лёгкостью усваивать материал, не отвлекаясь на трудности складывания букв.
- Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. В этот период у детей происходит активное развитие фантазии, которая находит воплощение в играх. Но деятельность в игре должна быть осмысленная, с небольшими фантазийными элементами. В этот период ребёнок нуждается в свободных играх со сверстниками.
- Развивать таланты и способности ребёнка. Этот возраст, наиболее плодотворный для занятий рисованием, пением, музыкой, танцами. Необходимо подобрать такие занятия, которые отвечают интересам самого ребёнка. Но и не забывать о домашнем обучении: совместном рисовании, лепке, поделках из бумаги.
- Привлекать детей к труду. Необходимо в этом возрасте обучать и привлекать к осмысленной трудовой деятельности, домашнему труду.
- Подавать пример. Родителям необходимо быть примером для подражания во всём.
Воспитание должно строиться по чёткой системе, которая ведёт ребёнка к определённой цели. Дети должны освоить огромный объём знаний и умений. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь их ребёнок не только в 5 лет, но и в другие годы дошкольного возраста.
Автор: Беляева Анна
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о том, что должен уметь ребенок в 5 лет
Что должен уметь ребенок в 4-5 лет:
Источник
Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.
Для каждого возраста есть определенные нормы.
Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.
Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?
Особенности 5-го года жизни
К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.
СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.
Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.
Мальчик
В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.
Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.
Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.
Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.
В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.
Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.
Девочка
Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.
Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.
Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.
В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.
Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.
Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.
Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.
Что должны уметь делать?
В 5 лет ребенок должен самостоятельно:
- умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
- сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
- мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
- уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
- самостоятельно принимать ванну.
При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.
Что должны знать?
В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:
- Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
- Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
- Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
- Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
- Чтение по слогам (часто, но не всегда);
- Решение простых логических задач и загадок;
- Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
- Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.
Физические показатели
У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:
- Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
- Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
- Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
- Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
- Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
- Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
- Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.
Нормы роста и веса
Тест
Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:
- Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
- Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
- Картинку с 3 кругами разных цветов;
- Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).
Задачи:
- Спросить, какое сейчас время года.
- Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
- Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
- Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
- Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
- Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
- Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.
Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».
Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.
Задания и занятия
- Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
- Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.
Психология
Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.
В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.
С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.
СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.
Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.
В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.
Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.
Особенности речи
Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.
- Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
- использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
- умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
- может с выражением прочитать стихотворение;
- знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
- знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
- знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.
Мелкая моторика
К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:
- Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
- Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
- Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
- Лепить мелкие детали из пластилина;
- Завязывать и развязывать шнурки.
Игры
У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.
- Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
- Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.
Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.
Источник