Нормы развития речи ребенка до 3 лет возраст
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник
Становление ребенка как отдельной личности начинается с рождения. Речь – это способ коммуникации. В раннем возрасте закладываются основы речевых навыков. Поэтому родителям нужно знать, как происходит развитие речи у детей от 0 до 3 лет. Чтобы не упустить самый благоприятный момент для ее формирования.
Факторы, влияющие на выработку речи
Разговору ребенка в будущем способствуют:
1. Биологическое здоровье. Его составляющие:
• наследственность;
• отсутствие заболеваний, влияющих на умственное развитие;
• правильная работа ЦНС;
• нормальное течение беременности;
• роды без осложнений.
2. Социальное благополучие. Родители должны начинать общаться с грудничком сразу после рождения. Даже если, по их мнению, малыш ничего не понимает.
Родителям редко удается понять, что именно тормозит развитие речи у детей, и какой фактор оказывает наибольшее влияние https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.html В целях профилактики рекомендуется периодически посещать невропатолога и логопеда
Как происходит формирование речевых способностей от рождения до 1 года
С первых дней жизни ребенок говорит о своих потребностях с помощью плача. Такое выражение эмоций длится 2 месяца. Приближаясь к 3 месяцу у малыша в лексиконе появляется слово «агу». В процессе гуления задействованы органы голосового аппарата. Данный этап развития происходит одинаково у всех грудничков.
Для наглядности представим нормы по возрастам в виде таблицы:
Количество месяцев после рождения | Вид коммуникации со взрослыми |
До 2 месяцев | Плач. |
3 месяца | Гуление. |
4 – 6 месяцев | Лепет. Появление отдельных слогов. |
7 – 9 месяцев | Разнообразие слогов |
9 – 11 месяцев | Повторение звуков. |
11 – 13 месяцев | Первые слова, составленные из двух одинаковых слогов. |
После 6 месяцев малыш начинает активно лепетать. В словарном запасе появляются слоги, повторяемые взрослыми («ма», «ба», «ла» и другие). Происходит адаптация к окружающим.
Важно: Если малыш не начал лепетать до 8 месяцев – это повод обратиться к педиатру. У него могут быть проблемы со слухом.
В 8 месяцев лепет приобретает эмоциональный окрас. Он становится продолжительным, а некоторые слоги повторяются. Родители ошибочно думают, что ребенок говорит первые слова («баба», «мама»). Но это лишь тренировка речевого аппарата. Сказанное не несет смысла.
Примерно после 9 месяцев малыш начинает понимать интонацию и смысл слов, сказанных в его адрес. Пытается самостоятельно пить из чашки. Очень радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают. Может показать на знакомый предмет, если мама попросит.
Развитие речи после года
Первые активные попытки разговаривать проявляются в год. Если этого не происходит, то следующий «скачок» будет на 2 году развития ребенка.
Что произносят дети с 1 года до 2 лет.
• В год и три месяца в словарном запасе крохи 5 слов. Появляется осознание того, что от него требуют взрослые. Он отзывается на свое имя и повсюду следует за мамой. Может узнавать родственников.
• В год и шесть месяцев добавляется еще 10 слов. Малыш показывает две части тела.
• Ближе к 2 летнему возрасту может указать почти на все части тела. Складывает словосочетания («мама дай»). Говорит 20 слов.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Совет: Чтобы малыш начал разговаривать раньше, не торопитесь исполнять его прихоти. Просите ребенка сказать «дай», если он что-то требует. Помогайте ему выражать желания словами.
Как разговаривают дети после 2 лет
Словарный запас ребенка в два года составляет не менее 50-ти слов. Старается выполнять просьбы родителей. Например, когда мама говорит сложить игрушки в ящик, малыш это выполняет.
В 2 года и 6 месяцев ребенок понимает значение вопросов. Показывает на предметы вокруг и знает, как они называются. Может сосчитать до 3. Запоминает порядок цифр.
В 3 года кроха должен заговорить. Его речь наполнена целостными предложениями. Начинается возраст, когда малышу все интересно. Вопросы занимают большую часть диалога с мамой. Он знает имя и фамилию. Может назвать свой адрес.
Кто начинает говорить быстрее, мальчики или девочки?
Статистические данные свидетельствуют, что девочки опережают мальчиков. Связано это с физиологическими причинами. Развитие головного мозга девочек происходит стремительнее. Поэтому у мальчиков словарный запас почти в двое меньше.
Девочкам свойственна высокая эмоциональность, которая пробуждает желание разговаривать. Мальчики более замкнуты в этом плане. Поэтому сказать во сколько начинают говорить мальчики довольно трудно. А вот ускорить формирование речи возможно независимо от пола ребенка.
Важно: Чем энергичнее малыш, тем больше шансов, что он начнет разговаривать раньше.
Двигательная активность напрямую связана с развитием речевых способностей. Родителям следует, заниматься с ребенком не только мелкой моторикой, но и подвижными играми. Например, научить его танцевать.
Несколько советов родителям
Речь не передается по генам. Для ее выработки необходимо постоянно разговаривать с ребенком четкими фразами.
Рекомендации
• Во время прогулки обращайте внимание малыша на крупные объекты и называйте их. Объясняйте зачем они нужны и для чего построены.
• Ходите почаще в парк. Показывайте красоту природы вокруг. Возьмите с собой немного хлеба и покормите птичек. Ребенку понравится такая затея.
• Старайтесь отвечать на вопросы. Подробно опишите предмет, интересующий кроху. Тщательно осмотрите его и дайте полную характеристику. С помощью такого подхода развивается умение описывать увиденное.
• Дома включайте детские песни. Читайте сказки и показывайте картинки. Описывайте, что на них нарисовано.
• Когда ребенок станет постарше, начинайте учить стихотворения. Просите рассказать их папе или бабушке.
Формирование речи у ребенка – сложная задача. Но этот этап можно с легкостью преодолеть. Организуйте правильно занятия. Они не должны происходить в насильственной форме, например, когда у малыша плохое настроение. Настаивать в таком деле не стоит. Выждите момент, когда кроха сам захочет пообщаться. Тогда разговаривайте, пойте, читайте, и все получится. Через время ребенок расскажет все, чему его научили.
Источник
Материал предназначен родителям детей, посещающих консультативный пункт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Как же протекает речевое развитие детей раннего возраста?
Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет.
- 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
- 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
- 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
- 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
- 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
- 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
- 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.
- 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.
- 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?» Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
- 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка.
Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормы речевого развития
Все родители, конечно же, хотят, чтобы у его ребёнка не было проблем с речью. Чтобы вовремя заметить, есть ли у малыша проблемы с речью, необходимо знать нормы речевого развития, то есть то, что ребён…
Нормы речевого развития дошкольников
Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул ра…
Нормы речевого развития дошкольников
Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность….
- Мне нравится
Источник
Консультация для родителей (первая младшая группа).
Развитие речи малыша в норме до 3 лет.
Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.
К концу первого года жизни ребёнок понимает обращённую к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, подкреплённую жестами («поцелуй маму», «дай ручку»). В активной речи малыша появляются первые «лепетные» слова. Запас слов не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. Есть и те, которые не имеют в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит «мама», когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно. Обычно, малыш произносит ударные слоги знакомых слов: «КА» — каша, «МА» — машина; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «МАМА», «ПАПА», «БАБА» и т.д. К концу первого года обычно ребёнок усваивает звуки А, О, У, М, Б, П, Г, К.
К двум годам дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
Малыш понимает значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на стул).
Может выполнить просьбу взрослого, состоящую из двух частей (пойди на кухню и принеси ложку).
Уже понимает обобщающее значение однородных предметов (любой стол- это стол, любой стул- это стул).
К концу второго года в активном словаре ребёнка может насчитываться от 50 до 400 слов. Обычно это слова — существительные, обозначающие игрушки и окружающие ребёнка бытовые предметы, а так же глаголы, обозначающие простые действия.
Малыш может задавать вопросы: «Что это?», «Как это называется?».
Ребёнок пользуется предложениями, состоящими из 2-4 слов, но речь пока аграмматична.
Характерно неправильное звукопроизношение многих звуков.
Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: может сказать слово верно, может заменить какой-то звук, или не произнести какой- либо звук вообще.
Слоговая структура многосложных слов так же нарушена (не произносят слог в середине слова).
Используют местоимения Я, ТЫ, МНЕ.
Обычно ребёнок усваивает звуки П, Б, М, A, В, Т, Д, Н, К, Г, Х.
К 3 годам ребёнок использует фразы из трёх слов. Понимает и начинает использовать в речи множественное число существительных и глаголов.
Называет своё имя, пол, возраст.
Выполняет задания «положи кубик под подушку» и т.д.
Ребёнок начинает понимать не только речь-инструкцию, непосредственно связанную с тем, что он видит, но и речь-рассказ, содержащую сообщения о предметах и явлениях, которых в настоящий момент нет перед глазами. Это очень важный момент в речевом развитии ребёнка — он получает возможность познавать действительность через слово, а не только из непосредственного опыта.
Малыш постепенно начинает внимательно слушать и понимать небольшие рассказы с новым содержанием. Причём это такие рассказы, которые ребёнок слушает без помощи иллюстраций. Это очень важно — понимать речь саму по себе. Без использования жестов, картинок и игрушек, тот кто говорит, может только с помощью речи передать слушающему то, что хочет сказать «Во-о-о-т какой большой торт принёс папа!»
Рассказы, которые рассказывает взрослый малышу должны быть небольшими и представлять собой чёткую последовательность нескольких простых и определённых событий, каждое из которых понятно и знакомо ребёнку. Их цель — научить ребёнка воспроизвести в воображении то, о чём говориться в рассказе.
Вспомним рассказ Л.Н. Толстого для детей: «Пришла вода, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали». Здесь всего лишь несколько простых действий составляют понятное детям событие. Значение и ценность таких классических рассказов в том, что взрослый, начиная с несложных маленьких повествований, постоянно приучает ребёнка слушать и понимать всё более сложные рассказы.
Источник