Нормы развития ребенка в раннем возрасте
ольга кравцова
Возрастные нормы развития детей от года до 3-х лет
Правильный уход, сбалансированное питание и посильные двигательные нагрузки необходимы для полноценного физического развития ребенка. Но интеллект тоже должен развиваться. Для формирования познавательных интересов и накопления знаний о мире нужно создать развивающую среду: вся окружающая обстановка должна вызывать у малыша желание каждый день совершать маленькие открытия. Поэтому выбор игрушек, спортивных комплексов, развивающих пособий должен быть продуманным и взвешенным.
Конечно, дети развиваются по-разному, в соответствии со своими «биологическими» часами. Но, тем не менее, существуют объективные параметры развития детей раннего возраста, на которые стоит ориентироваться. Внимательно ознакомьтесь с данными, приведенными ниже. Ваш малыш немного отстает? Ничего страшного. Воспользуйтесь самой простой рекомендацией — играйте! Правильно подобранные игрушки (соответствующие возрасту и развитию) стимулируют формирование всех необходимых навыков. Необходимо учитывать, что малыш уже умеет делать и чему вы хотите его научить.
Игра — это самый оптимальный и самый приятный способ обучения и развития.
Крупная моторика
1-1,5 года. Ходит самостоятельно. Бьет ногой по мячу. Бегает уверенно, не падая, огибая углы и делая резкие остановки. Вскарабкивается и садится на «взрослый» стул. Лазает по сооружениям на детской площадке.
1,5-2 года. Свободно поднимается и спускается по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжать с нее. Сохраняет равновесие и координацию в подвижных играх (бег, лазанье, прыжки).
2-2,5 года. Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми, бросает мяч и ловит, по крайней мере, в половине случаев. Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки. Из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы.
2,5-3 года. Ездит на трехколесном велосипеде, нажимая на педали. Уверенно стоит на одной ноге без поддержки. На бегу перепрыгивает через препятствия. Делает кувырок вперед.
Мелкая моторика
1-1,5 года. Предпочитает действовать ведущей рукой. Чертит каракули мелком или карандашом. Перелистывает страницы детской книжки (по одной). Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок.
1,5-2 года. Чертит каракули круговыми движениями. Строит башни из пяти и более кубиков. Держит мелок несколькими пальцами,почти как взрослый.
2-2,5 года. Пытается резать или режет маленькими ножницами. Строит башни из восьми и более кубиков. Рисует или срисовывает вертикальные или горизонтальные линии. Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машину.
2,5-3 года. Рисует или срисовывает полный круг, две пересекающиеся линии. Кладет на место отдельные фрагменты в складной картинке.
Социальное развитие
1-1,5 года. Просит содействия в чем-либо. Начинает помогать в домашних делах. Играет вместе с другими детьми.
1,5-2 года. Иногда говорит «нет», если пристают. Обычно правильно реагируют на замечания. Проявляет привязанность к другим детям. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т. д. Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить.
2-2,5 года. Выражает жалобы словами. Здоровается («Привет» и т. п.)Говорит «Посмотри», когда хочет привлечь внимание к своим занятиям. Играет в активные игры с другими детьми. Предлагает свою помощь другим.
2,5-3 года. Извиняется, сделав что-нибудь нехорошее. Обычно выполняет специальные указания во время групповых игр и ждет своей очереди.
Развитие речи
1-1,5 года. Говорит не менее двух слов, помимо «мама» и «папа». Отвечает на вопросы: «Как говорит собачка, киска?». Употребляет по крайней мере пять слов для обозначения разных предметов.
1,5-2 года. Называет несколько знакомых предметов в книжке с картинками. употребляет не менее десяти слов. Правильно отвечает «да» или «нет» в ответ на прстые вопросы. Если предмет не нравится, говорит о нем: «Плохой», «Кака» и т. п.
2-2,5 года. Просит: «Еще», «Еще один». Использует отрицание «не» в выражениях: «не надо», «не буду» и т. п. Употребляет по крайней мере одно из следующих слов:»я», «ты», «он», «она», «оно», «мне».Говорит предложениями из двух, трех и более слов. Рассказывает, какое действие изображено на картинке. Говорит о своих вещах: «мой», «моя», «мое». Употребляет глаголы в прошедшем времени. («Мячик упал»).
2,5-3 года. Задает вопросы, начинающиеся со слов «что», «где», «почему»,»когда», «как». Использует существительные не только в именительном падеже. Употребляет слова во множественном числе (окончания -и или -ы, глаголы в будущем времени.
Понимание речи
1-1,5 года. По просьбе взрослых показывает минимум три части тела: нос, рот, руки или ноги. Знает предлоги «на» и «с». Выполняет указания, состоящие из двух частей, например: «Пойди к себе в комнату и принеси мне. » Понимает значение по крайней мере трех из предлогов: «в», «на», «под», «у», «возле».
1,5-2 года. Понимает, что значит «вверх» и «вниз», «один» (дает по просьбе именно один предмет, «все». Должен правильно определять по названию хотя бы один цвет.
2-2,5 года. Проговаривает свое имя. Показывает или называет больший из предметов. Понимает не менее шести слов, указывающих положение предметов: «в», «над», «на», «под», «у», «возле»,«сверху», «снизу», «выше», «ниже». Правильно определяет пол других детей (мальчик или девочка).
2,5-3 года. Использует слова «хороший» и «плохой». Отвечает на вопросы:»Что делают с печеньем?. шапкой?. чашкой?» Знает свой возраст. Правильно употребляет слова «быстро», «быстрый», «медленно», «медленный». Говорит о будущем — что должно произойти.
Самообслуживание
1-1,5 года. Снимает туфли и носки. Пользуется маленьким ведерком или емкостью для переноски вещей. Открывая дверь, поворачивает ручку и тянет. Вытирает пролитую жидкость тряпкой или губкой. Подает маме или папе пустую тарелку.
1,5-2 года. Самостоятельно снимает расстегнутую рубашку или блузку. Расстегивает молнии. Моет и вытирает руки. Ест вилкой и ложкой, почти не проливая.
2-2,5 года. Сам умывает лицо и чистит зубы. Наливает жидкость в чашку не проливая.
2,5-3 года. Надевает рубашку или блузку самостоятельно. Моется в ванне почти без помощи. Правильно надевает туфли (правую — на правую ногу, левую — на левую).
Источник
Содержание:
- Познавательное развитие
- Социально-эмоциональное развитие
- Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
- Бытовые навыки
- Физическое развитие
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.
Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.
Источник
НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ДЕТИ ОТ 6 МЕС. ДО 1 ГОДА.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:
7 МЕС. – ребенок умеет переворачиваться с живота на спину, лежа на животе и опираясь
на предплечье одной рукой, другой рукой тянется за игрушкой; ползает попластунски.
Пьет из бутылочки, поддерживая ее руками, направляет бутылочку ко рту.
8 МЕС.— самостоятельно садится и уверенно сидит, встает на колени, стоя с поддержкой.
Пьет из чашки, которую держит взрослый. Повторяет знакомые действия со
взрослым ( стучит предметом о поверхность стола и т.д.)
9 МЕС. – сидя без опоры, поворачивается в стороны; ползает на четвереньках. Грызет
сухарик, печенье. Осваивает новые действия, повторяя их за взрослым
(складывает предметы в ведерко и т.д.). Снимает со стержня пирамидку и
несколько колец.
10МЕС. – встает у опоры. Прожевывает полутвердую пищу (банан, мягкую грушу и т.д.).
Нанизывает кольца на стержень пирамидки.
11МЕС. — ходит за движущейся опорой, стоит самостоятельно, ходит с поддержкой за
одну или две руки. Ставит кубик на кубик.
1 ГОД – ходит самостоятельно. Помогает одевать себя (подает руку, ногу). Играет
самостоятельно ( катит машинку, нанизывает кольца на стержень пирамидки,
прикладывает телефон к уху, произносит «бах», когда что-нибудь падает)
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
7 МЕС. – Активно захватывает игрушку из любого положения, перекладывает из руки в
руку, захватывает мелкие предметы.
Зрительно контролирует свои действия, захватывает игрушку из любого
положения, стучит предметом о предмет.
Повторяет интонацию речи взрослого.
Исследует игрушку (трясет, стучит, катает).
8МЕС. – использует для захвата большой палец, поднимает предмет двумя руками, берет
удаленный предмет, отталкивает мяч в случайном направлении.
Различает близких, знакомых, обращает внимание на мелкие предметы ( крошки
хлеба, бусинки и т.д.)
Проявляет интерес к предметам, издающим звук.
Адекватно эмоционально реагирует в ответ на общение.
9 МЕС. – снимает со стержня пирамидки несколько колец, берет мелкие предметы
указательным и большим пальцем, хлопает в ладоши (ладушки).
Ищет взором спрятанную на глазах игрушку.
Реагирует действием на фразы: «помаши ручкой, дай ручку».
Воспроизводит новые, услышанные звуки. Совершает плясовые движения под
веселую музыку.Легко идет на контакт со взрослым на игровом, эмоциональном уровне.
10 МЕС. – нанизывает кольца на стержень пирамидки, исследует предмет на ощупь,
пользуется указательным жестом.
Узнает себя и близких в зеркале.
11 МЕС. – активно пользуется указательным жестом, бросает предметы в игре.
Рассматривает фотографии, мелкие предметы с четкими контурами, показывает
по названию отдельные предметы в быту, наблюдает за взрослым, когда он
пишет или рисует.
Находит источник звука, находящийся за спиной.
Узнает значение коротких фраз: «где мячик?», «Покажи носик».
1 ГОД – перелистывает страницы у картонной книги, опускает мелкие предметы в узкое отверстие.
Повторяет знакомые двухсложные слова.
Ищет спрятанную игрушку (на глазах у ребенка взрослый накрывает игрушку
полотенцем или коробочкой, ребенка просит ее найти).
Отчетливо проявляет эмоциональное состояние мимикой, двигательными и
голосовыми реакциями, машет рукой на прощание, по просьбе обнимает
родителей, проявляет робость, стеснительность, любопытство.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
7 МЕС. – понимает команды, жестовым подкреплением, выделяет по слову части лица у
куклы и взрослого.
8 МЕС. – зрительно дифференцирует названные знакомые предметы, понимает некоторые
речевые команды без жестового подкрепления.
9 МЕС. — уверенно показывает части лица на кукле.
Повторяет новые слоги, подражает взрослому.
10 МЕС. – узнает предметы на одно-предметных картинках.
11 МЕС. – понимает команду нельзя.
Называет предметы слогами.
1 ГОД. – хорошо дифференцирует одно-предметные картинки.
Говорит несколько первых слов.
НЕОБХОДИМЫЕ ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ:
- картонные книжки
- куклы
- пирамидки с крупными и мелкими кольцами
- фигурки животных
- мягкие игрушки
- машинки средних размеров с веревочкой
- игрушечный металлофон
- игрушечный телефон
- коробочки разных размеров, цветов, форм с крышками
- мелкие предметы и ведерко
- набор пластмассовой посуды.
НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ОТ 1 ГОДА 3 ЛЕТ.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:
1г. – 1.3мес. – встает с пола без поддержки, ходит самостоятельно, из положения стоя
садится на корточки и играет в этой позе.
1г3мес. – 1г 5мес. – залезает на диван, кресло. Наклоняется вперед из положения стоя.
Встает с маленького стульчика; бегает, смотря под ноги.
1г.5 мес.-2г. – поднимается по лестнице приставным шагом, держится за перила и за руку
взрослого; на ходу подталкивает ногой мяч.
2г. – 3г. – перешагивает через препятствия; встает на цыпочки; стоя на одной ноге
поднимается и спускается по шведской стенке; крутит педали велосипеда;
ходит на цыпочках.
КОНСТРУИРОВАНИЕ:
1г .- 2г. – имеет навыки простого конструирования (ставит один кубик на другой).
Собирает различные пирамидки, складывает из кубиков «паровозик» и «мостик»
по образцу.
2г. – 3г. – дорисовывает ножку и ручку человеку; самостоятельно рисует человека;
складывает картинки из кубиков; конструирует по образцу.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ:
1г. – 2 г. – самостоятельно держит чашку, из которой пьет; жует твердую пищу,
зачерпывая пищу ложкой из тарелки; ест и пьет самостоятельно, использует
ложку и чашку; самостоятельно снимает или одевает шапку, стягивает носки, ъ
ботинки, снимает расстегнутое пальто, куртку, штаны, просовывает руки в
рукава, а ноги в штанишки; с помощью моет и вытирает руки, чистит зубы.
2г. – 3г. – переливает жидкость из одной емкости в другую; помогает накрывать и убирать
со стола, ест вилкой; застегивает и расстегивает молнию, расстегивает большие
пуговицы, надевает рубашку, брюки, платье; самостоятельно моет руки с
мылом, чистит зубы.
ИГРА:
1г – 2г. – воспроизводит условные действия с предметами, использует игрушки (кормит и
купает куклу)
2г. – 3г. – в игре выступает в роли другого человека – члена семьи, представителя какой-
либо профессии, персонажа сказки ; сюжетно-ролевая игра; совместная
сюжетная игра с другим ребенком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
1 – 1,5г. – под зрительным контролем разъединяет предметы; рисует каракули, под
контролем зрения откручивает маленькие винтики, крышки; разворачивает
завернутые в бумагу предметы.
Обходит высокие препятствия,( стул), избегает препятствия на своем пути (ямки,
бугорки); узнает на фотографии себя, знакомого взрослого; показывает несколько
названных предметов на картинке; запоминает, где лежат предметы, игрушки.
Двигается под звуки музыки; смотрит на знакомые предметы, когда их называют;
воспроизводит интонацию речи взрослого; по устной просьбе (без подсказки жестами) выполняет знакомые действия с предметами; повторяет короткие слова,
услышанные в разговоре взрослого; выбирает по названию одну картинку из
нескольких. Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные
слова, понимает 20 –50 слов (имен близких, названия частей тела, предметов и
некоторых действий). Играет с взрослыми в «голоса животных»
(звукоподражание: «ав-ав», «мяу-мяу»).
Вытягивает за веревочку, спрятанные предметы; показывает несколько частей
тела на кукле и на себе; складывает несколько кубиков в коробку; строит башню
из 3-4 кубиков; выполняет простые просьбы (найти, выбрать, принести знакомый предмет)
1,5г. – 1,8м. – ставит 3 кубика друг на друга; переворачивает по одной странице книги;
опускает мелкие предметы в мелкие отверстия.
Узнает свои вещи, одежду; подбирает парные картинки или игрушки; узнает
знакомые передачи по телевизору.
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки,
исходящие от них, понимает 100 слов и более.
Собирает вкладыши методом проб и по зрительному соотнесению,
воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти; понимает значение
предлогов ( «в»,»на», «под», «над»); убирает игрушки на свои места.
2 – 3 г. – хватает движущийся предмет; разрывает бумагу; нанизывает на шнурок большие
бусины; переливает жидкости из одной емкости в другую; складывает бумагу
пополам; раскатывает пластилин; режет бумагу ножницами.
Подбирает предмет к его рисунку; узнает 2-4 основных цвета; узнает предмет по
рисунку его характерных частей. Повторяет за взрослыми предложения из 2 – 3
слов; пытается петь; повторяет за взрослым стихи.
Классифицирует предметы по форме, цвету, назначению; строит по образцу ъ
мостик из 3 кубиков; выполняет простую классификацию предметов (4-5 групп).
Находит парные картинки, находит из 4 – 6 предметов или картинок те, которые
соответствуют названную признаку. Находит из 10 картинок ту, которую
показывает взрослый, выполняет просьбы, состоящие из 2 и более действий,
понимает фразы со словами «большой», «маленький», «мой», «такой же»,
«сначала», «потом»; складывает разрезанную на 2 части картинку. Складывает
предметы по величине( от большого к маленькому и наоборот), строит домик
или другое сооружение из 5 кубиков. Накладывает разрезанную на 6-7 частей
картинку на целую картину. Среди 4-5 предметов находит 1, соответствующий
изображению его характерной части.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
1 –1,5г. – поворачивается на имя; выражает удовольствие, когда хвалят; движениями
головы показывает согласие или не согласие, утверждение или отрицание;
использует звуки, жесты, отдельные слова, чтобы выразить свои желания.
Повторяет за взрослым одно или двухсложные слова или 2 слога из трехсложных Слов.
1,5 – 2 г. – легко повторяет увиденные жесты; использует более 10 жестов или других
выразительных средств; играет с другими детьми, наблюдает за ними, вступает
с ними в контакт, повторяет в игре с куклой знакомые действия ( кормит с
ложечки, укладывает спать и пр.)
Повторяет за взрослым двухсложные фразы; самостоятельно составляет
предложения из 2 слов, произносит слова со сложной слоговой структурой.
2г. –3г. – изображает поведения взрослого; задает вопросы; вступает в контакт с детьми и
взрослыми, активно общается с ними.
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов; строит многословные,
в том числе сложноподчиненные предложения.
НЕОБХОДИМЫЕ ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ:
- карандаши
- фломастеры
- набор кубиков для конструирования (разные по цвету и величине)
- наборы форм, вставляющиеся друг в друга
- мягкие куклы и игрушки
- книжки с картинками и короткими стихотворениями для детей
- матрешки
- составные игрушки из 2-3 частей
- игрушки – модели людей и животных
- парные картинки
- лото
- набор для нанизывания и шнурования
- пластилин
- пазлы для составления целого из частей
- разрезные картинки из 2-3 частей
- хрестоматия для детей от 2 до 4 лет
- фигурки животных с детенышами
- игрушечный транспорт
- куклы для театра.
Есть тема для обсуждения
Источник