Нормы развития ребенка в германии

Нормы развития ребенка в германии thumbnail

Лет десять назад мне пришлось осматривать ребенка восьми месяцев, приехавшего с родителями из Германии. Малыш в 8 месяцев с трудом переворачивался со спины на живот, и то только в одну сторону. На мой вопрос, как оценивали ребенка немецкие коллеги, папа малыша ответил, что, по мнению врачей, ребенок был в полном порядке.

По мере накопления данных по развитию детей из других стран возникло ощущение, что существует некий диссонанс между нормами физического развития детей первого года в России и за рубежом, в частности в Европе. Подняв таблицы физразвития в Германии, я немало удивился: почти все двигательные схемы (перевороты со спины на живот, ползание, ходьба) по срокам отставали от российских на 2-3 месяца.

Так кто же прав? В советское время на этот вопрос был бы однозначный ответ: то, что советские дети начинают ползать в 6 месяцев, а немецкие (французские и т.д.) – к девяти месяцам, свидетельствует о более высоком уровне здоровья и физического развития советского ребенка, растущего в советской стране.

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей (ФРД) первого года. В нашей стране нормы ФРД являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.        

Как формируются нормы? В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал (некое количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое в десятках, а то и сотнях тысяч человек). На основании анализа физических параметров и параметров ФРД этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону. Так, собственно, и сформировались нормативы: держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам, переворачиваться со спины на живот – к 3, ползать – к 6, самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке ФРД – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет. Для советской поточной поликлинической медицины это было выгодно и удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей. Правда, наличие норм ФРД лишало развитие ребенка индивидуальности. Но кто про это тогда думал? «Быстрее, выше, сильнее», «Догнать и перегнать…» – все помнят лозунги тех лет. Так что наличие норм в то непростое время было реальной необходимостью, вполне соответствующей духу времени, если бы не одно «но».

Вторая составляющая при формировании норм ФРД – это, к сожалению, политика. Возьмем три примера: физразвитие первого года, календарь основных прививок и сроки ввода прикормов. Все три варианта норм приурочены к одному году жизни: ходить к году (плюс навыки опрятности и владение столовыми приборами), базовые прививки к году, основной прикорм к году. Дальше ребенок отправлялся в детское дошкольное учреждение, а родители – строить социализм.

Это все я говорю, конечно, не без сарказма, но ведь нормы формировались на основе гигантского статистического материала. А это, на мой взгляд, говорит только о том, что среднестатистический ребенок в середине 60-х действительно мог в 3 месяца переворачиваться, в 6 – ползать, а в год –  самостоятельно ходить. Шутка сказать, эти нормы ФРД работали добрых 50 лет, и ни у кого не возникало мысли оспорить их. Все педиатры, окончившие медицинские вузы в конце 90-х – начале нулевых, выросли на этих нормах и их же изучали. Эти нормы стали частью нас самих.  

Однако в последние десять лет «советские» нормы стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками. Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физразвитию первого года: повороты со спины на живот – к 4 месяцам, ползание – к 7, ходьба – к 12-13 месяцам. Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично: перевороты теперь с 3 до 6 месяцев, ползание – с 6 до 9, ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах ФРД на Западе. Там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав. Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать). Когда-нибудь все это будет, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам. 

Например, сегодня в европейских странах считается нормальным, если ребенок осваивает вертикальную ходьбу между 12 и 24 месяцами, окончательно отказывается от подгузников в промежутке между двумя и шестью годами, а читать начинает между четырьмя и девятью годами.

На Западе врачи давно привыкли к демократии, либерализму и плюрализму. А вот как быть российскому педиатру, неврологу, ортопеду, коль в рассуждении о нормах такая разноголосица?

Перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?  

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка

Свои взгляды на решение этого вопроса я предложу в следующей статье.

Источник

Я большая планировщица и мечтательница. Представлять себе, что хорошего будет завтра — одно из величайших моих удовольствий.
И вы же понимаете, сколько ожиданий рождается вместе с ребёнком! Ох, как мы с ней и то, и это!.. И сразу всплывает вопрос: а когда она это сможет? И я стала искать нормы развития, чтоб знать, чего мне ожидать и на что рассчитывать. Нашла — каюсь, на русском языке — и ужаснулась! Мой ребёнок ничему такому не соответствовал! Я, конечно, сразу по врачам, а они мне: «Ребёнок в  порядке!»
— Как? — говорю я, — Вот написано, она должна уметь это и это, а она этого не делает!
— Извините, — говорят врачи, — у нас написано другое.
Действительно, у них — по-немецки — было написано другое.
Углублённо изучив вопрос, я установила поразительный факт:  нормы развития детей в возрасте до года в русскоязычных источниках отличаются от норм в немецкоязычных источниках минимум на 3 месяца. Позже я узнала, что в других странах Западной Европы нормы такие же, как в Германии.
И вот что самое смешное: если вы думаете, что немецкие младенцы прозябают, уткнувшись носом в пол, а российские активно познают мир, носясь по нему на своих двоих, вы ошибаетесь! На самом деле картинка такая: пока немецкие младенцы нежатся на солнышке, помахивая розовыми пятками в воздухе, российские детки кряхтят в душных кабинетах врачей и массажистов. Потому что отставание от норм в России лечат. Сложно и дорого.
У меня это вызвало подозрения.
Скажу прямо: мне это кажется выкачиванием денег. 

Кому выгодно? Дело не в том, что назначаемые всем подряд массажи неээфективны. Нет, они  что-то дают, и детки действительно начинают переворачиваться и ползать чуть скорее, чем им это предназначено природой. Вопрос в том, зачем это нужно. Можно оставить ребёнка в покое и он поползёт в 9 месяцев, а можно подстегнуть его массажем, гимнастикой или какими-то, не дай Бог, химическими препаратами, и он поползёт в 7 месяцев. И что дали эти два месяца? В чём польза для ребёнка и его родителей?
Единственным человеком, которому есть с этого реальная, понятная польза, является массажистка, которой заплатили за работу.

Если с выгодой от массажа дело более-менее ясно, то выгода врача — под вопросом. 
«Задержка развития!» — говорит невропатолог и выписывает ребёнку 2-3 вида таблеток, воздействующих на нервную систему.  Если мама здесь же, у врача, эти таблетки и покупает, то смысл такого поступка понятен — врач купил таблетки дёшево, продал дорого, на разницу живёт. А если мама в слезах несётся в аптеку, то что врачу толку с такого диагноза? Может, он действительно верит в то, что малейшее отклонение от норм нуждается в медикаментозном лечении? А откуда взялись вообще эти нормы?

Кто придумал нормы?

Шкалы развития детей, которыми сейчас пользуются педиатры, пришли к нам из глубины веков. Вернее, прошлого века — это старые добрые советские нормы.
Создавались эти нормы в нелёгкое для страны время. Работницы (вернее, работницы) были остро нужны на производстве, поэтому длинные отпуска по уходу за детьми не поощрялись. Моя тётя в 1956 году вышла на работу через три месяца после родов, а её трёхмесячная дочь отправилась в ясли. Учитывая отсутствие памперсов, можно понять, что работники ясель и детских садов были весьма заинтересованы в том, чтобы дети как можно раньше приучались проситься на горшок и вообще ухаживать за собой самостоятельно. Социальная система в целом предполагала и всячески поощряла как можно более раннюю самостоятельность детей. Нечего родителям рассиживаться с младенцами — труба зовёт, надо возвращаться в строй! Скорее сажайте их, скорее ставьте на ноги, пусть как можно раньше включаются в работу, нам не нужны бездельники, нам надо страну поднимать! О цене торопливости (искривленный позвоночник, деформации мышц) то ли не задумывались, то ли считали её меньшим злом по сравнению с «потерей времени».

А куда нам торопиться сейчас? Страна «поднята» до дальше некуда. Отпуск по уходу за ребёнком длительностью в полтора года — норма. Так зачем торопить ребёнка в первый год жизни? Зачем мерить детей по шкале, на которой искусственно передвинут рычажок нормы? Давайте сместим рычажок в сторону западно-европейских норм, и диагноз «задержка развития» станет редкостью, потому что за те три месяца, которые сейчас искусственно отняты у детей, все они «выполнят и перевыполнят» норму. 

Это моё мнение. А вот мнение специалистов, которым я задала свои вопросы. 
Дальше мои слова идут курсивом

Мои вопросы:
1. Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?
2. Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем «лечить» 80% младенцев от отставания в развитии — младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.
3. Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм — лечить ребёнка или подождать?

Отвечает врач-невролог Ефимов Игорь Олегович, специалист по проблемам нарушений речи и поведения, главный врач Санкт–Петербургского центра неврологической реабилитации на Коломяжском 33, заместитель генерального директора неврологического центра «Прогноз»:

«Дело в том, что нормы придумали далеко не дураки. И их надо иметь ввиду. Мой подход таков: если ребенок, несмотря на отставание демонстрирует положительную динамику, то тревогу бить не надо. А если ребенок не получает нужного навыка и ничто не говорит о том, что это скоро может произойти — идите к врачу.
Надо выбрать несколько простых навыков и опираться на них.
Моторное: перевернулся, пополз, сел, встол, пошел.
Эмоциональное: ответная улыбка, опознавание мамы, опознавание близких.
Речевое: гуление, направленные звуки, слоги, мама/папа/баба, 10 слов, фраза из 2 слов (подходит даже «да сёк»).

Читайте также:  Занятия по развитию речи с ребенком аутистом

В чем то вы правы, в чем то нет.
Ослабление норм на западе связаны с особенностями (далеко не позитивными) страховой медицины. Российские нормы актуальнее, но, как я говорил и ранее, при правильном отношении. Но поверьте мне, человеку с раннего детства наблюдающего общение отечественных и западных специалистов высочайшего («мирового») уровня — если есть запаздывание от них  — это повод для внимания к параметру. Тут, для коррекции, может хватить и самостоятельных упражнений на фитболе (по книжке).
Даже идеальный ребенок требует внимания и периодических коррекционных мер. В моем центре К33 достаточно молодой персонал и у нас масса друзей/знакомых — в плотнейшем наблюдении находится 20-25 детей 0-5 лет — все без исключения по совершенно объективным причинам попадали на курсы немедикаментозной коррекции (массаж, БОС по ЭМГ при плоскостопии, ЛФК, речевые программы — Fast For Word, развитие вестибулярной функции — Learning Breaktrough, развития «моторного планирования» — Interactive Metronome и т.п.) Но в РФ курс из 10-15 занятий стоит 100-200 евро… А Германии??? Вот то-то…»

В Германии курс из 10 занятий стоит около 500 евро. Государственная страховка (которая есть у всех) оплачивает около 300 евро, дорогая частная мед.страховка оплачивает 80% суммы. С учётом того, что средняя зарплата в Германии выше, чем в России, и ежемесячное пособие на ребёнка составляет 184 евро, в Германии выходит не дороже.   
Отвечает Комаровский Евгений Олегович, педиатр

Вопрос:
— … разница между российскими и немецкими нормами составляет приблизительно 3 месяца. В материалах Вашего сайта сказано, к примеру, что ребёнок начинает ползать в 6 месяцев. Согласно немецким нормам, ребёнок начинает ползать в 9 месяцев.
Ответ:
— Материалы по приведенной вами ссылке не имеют никакого отношения к моим представлениям о нормах. Там присутствует конкретная ссылка на отечественных ученых, коие подобные нормы и придумали. 

— Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?

— Это и для меня всегда было загадкой. По-видимому главная цель — внести психологическую ясность во взаимоотношения родители-система здравоохранения.  Дескать ваше дитя нормам не соответствует (т.е. ненормальное), значит все претензии к системе безосновательны — сами виноваты, такие уродились

— Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем «лечить» 80% младенцев от отставания в развитии — младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.

— Норм на самом деле множество, и присутствующие в американских учебниках многократно более лояльны. К сожалению, пока не хватает рук и средств на расширение (наполнение) сайта, но мы этим занимаемся.

— Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм — лечить ребёнка или подождать? 

— Самое главное — понимание того, что «ненормальность» моторного развития не может быть излечена никакими волшебными таблетками. Главное лекарство — время (поэтому  совет про подождать оптимален), ну а неглавное лекарство  — это создание условий, по мотивам главы в книге «Здоровье ребенка…» про нормы и сроки. Почти всегда, когда отставание лечат (лекарствами!) это не лечение ребенка, а психотерапия мамы.

Источник

В сегодняшней заметке я расскажу про детей в Германии. Начну с того: что быть мамой в Германии проще и легче. И это совсем не из-за того, что ребенок получает пособие целых 18 лет (а иногда и дольше), мать — декретные (даже если она ни дня до этого не работала). На мам в Германии никто не наседает и не давит. Хочет, чтобы ее сынок — ходил в памперсе до 3 лет — пусть ходит. Чтобы соску сосал до 4? Пожалуйста! В коляске катался до такого же возраста? — Без проблем. Никто не тычет и не говорит — ленивая, дети — недоразвитые, семья- асоциальная. И даже если кто-то и заикнется вдруг об этом, немецкой маме — до фени. Ребенок еще не сидит самостоятельно и не  ползает в свои полные 10 месяцев , не ходит в полтора года, не разговаривает в 2,5??? Все ок, в Германии никто не скажет: О ужас! Беги по врачам, сдавай анализы, делай рентгены — что же такое, какое несчастье, почему это случилось, что за кара небесная. В Германии скажут — подожди, значит — не время, каждый развивается по своему личному сценарию.

Мимо прходящие бабульки и тетеньки уж точно не будут стыдить маму трехлетки, который идет с соской, и не будут называть невоспитанным ребенка — не здоровающего со старшими. Можно спокойно дать ребенку развиваться, не думая,  что скажет соседка Машка, у которой ребенок в 10 месяцев заговорил, а в год рассказывал стихи.

Родители в Германии не гонятся за ранним развитием и не подсовывают своим двухлеткам буквари и кубики с цифрами. Большая часть дошкольников не умеет читать до школьной скамьи. Даже дети докторов наук. Детей развивают другими путями, а не заставляют зубрить то, что они и так скоро узнают и будут знать всю оставшуюся жизнь. В Германии больше естественности, больше свободы как для малыша так и для его мамы.

Читайте также: Про немецких мам.

Наверное,  поэтому  немецкая мама более терпелива к своему чаду, да что уж мелочиться — само «мисс спокойствие». Нет прессинга извне — нет прессинга внутри семьи.

Читайте также:  Презентация роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

От немецких родителей вряд ли услышишь что-то типа: «не плачь, ты же не девчонка» или же: «все дети как дети, а тыыыыы».

Дети в Германии: а теперь немного про факты…

Всем известно, что Германия — одна из самых малорождающих стран. Согласно подсчетам немецких специалистов — каждая немецкая семья имеет 1,5 детей. Грубо говоря, 4 ребенка на 6 семей. Причины, по которым некоторые женщины не хотят иметь детей — разные. Только 4% в принципе не любят детей, и поэтому не стремятся стать матерями. Другие приводит различные причины: по медицинским показаниям, не нашли нужного партнера, собираются заводить ребенка позже, дети — слишком дорогое удовольствие.

Принято, что до трех лет ребенок в Германии остается дома, с мамой. Хотя за последние 2 года число семей, которые предпочитают отдавать ребенка в ясли выросло, около 80 % мам стремятся найти место для своего двухлетнего ребенка в саду. Хотя не все получают такую возможноть. Приходится пользоваться услугами «дневной мамы». А вот с 3 лет ребенок имеет право на место в детском саду.

В полных 4 года ребенок в Германии проверяется на готовность к школе специальным школьным ведомством. Раньше это делали позже, но так как при обнаружении каких-то проблем времени до школы и соотвественно времени, чтобы подтянуть ребенка — остается меньше, перенесли на год вперед. Ничего страшного в этой проверке нет. Ребенок не должен обладать какими-то сверхспособностями: он должен уметь концетрироваться согласно возрасту, иметь достаточную память, хорошее зрение (либо носить очки), слух, правильно выговаривать большую часть букв, быть физически развитым.

.

FILE00093

Дети в Германии — воспитание

Считается, что у детей Германии очень много свободы действий. Да что и говорить: их учат в школе, что родители не имеют права их прессинговать.

Детей в Германии не учат пропускать старших или хотя бы беременных в дверь… Уступать место в общественном транспорте — это тоже совсем не по-немецки. В послеобеденное время все сидячие места в автобусах и электричках заняты школьниками и студентами, и даже если им нужно проехать всего одну остановку, они не поднимутся и не предложат место маме с малышом или старушке. Их этому просто не учат. Когда автобус останавливается, они стеной становятся у дверей, не замечая под ногами малышей, которых легко могут раздавить. Я даже не знаю, правильно ли поступаю я — ведь учу сына подержать калитку детского сада открытой чужим мамам с колясками, или пропустить девочку. Может и не надо а — в стране, где девочки сами всё могут. А-то как достанется от девчонок с другим воспитанием.

На родительском собрании в школе учительница с 30-летним стажем работы пожаловалась — что чем дальше, тем дети меньше уважают взрослых. Нынешнее воспитание — где каждый родитель хочет быть прежде всего другом и стирает границы «взрослый-ребенок» плохо влияет на дисциплину в школе. Дети не считают нужным бесприкословно слушать учителя, потому что родители не подали правильный пример, а как следствие — отсутствие дисциплины. И отсюда же: на сам урок и знания остается меньше времени. Наша учительница — которая умеет держать класс — и та жалуется, что 5-10 минут от каждого урока уходит на то, чтобы дети успокоились.

Нормы развития ребенка в германии

Немецкие родители очень любят хвалить своих деток. В начале меня это умиляло и я считала — вот оно: самое правильное воспитание заключается в похвале. Но. Больше я так не думаю. Похвала — это обязательный пункт в общении с ребенком. Но то как это делают немецкие родители считаю перебором. На площадках то и дело слышится со всех сторон: Gut gemacht! Prima! Toll! (=Хорошо сделано! Превосходно! Отлично) Я не спорю, что это очень хорошие слова. Но когда это говорится пятилетней девочке, которая уже пятнадцатый раз просто съехала с горки, или трехлетке, который далеко не впервый раз всего лишь наполнил ведерко песком — считаю это перебором. Лишается весь смысл похвалы. А что же потом будет с мотивацией сделать что-то лучше, сделать что-то более сложное. Я хвалю своих детей, и делаю это часто. Но не за каждую нарисованную палочку. Зачем?

Недавно на площадке девочка лет четырех просто залазила на скамейку и оттуда прыгала, а потом каждый раз спрашивала папу: Papa, habe ich das gut gemacht? — Папа, я это хорошо сделала?

То есть она привыкла уже,  чтобы за каждое её действие ей говорили: молодец, молодец, молодец….. И родители это делают уже на автомате. Похвала перестает быть похвалой. А становится пустым звуком.

Дети в Германии: взросление

Дети в Германии не задерживаются жить с родителями. Обычно, жизнь под маминой опекой заканчивается с окончанием школы/гимназии. Особенно для тех, кто решил обзавестись высшим образованием: ведь, как правило, высшее учебное заведение выбирается за пределами родного села. И даже если подросший ребенок не улетел из родного гнезда, родители перестают обеспечивать ВСЕ его нужды, как это было прежде. А некоторые из родителей даже требуют вносить лепту в семейную общую кассу. Немецкие родители не будут финансово обеспечивать своих выросших отпрысков. И уж тем более оплачивать какие-то баловства.

Если «малыш» задерживается жить у родителей, то в Германии принято говорить, что он неплохо устроился в гостинице под названием «Отель «МАМА». Причем, статистика утверждает, что молодые девушки охотнее и быстрее покидают родительское гнездо, нежели мальчишки.

Читайте также: Сколько стоит ребенок в Германии?

Источник