Нормативное развитие ребенка творческо
Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.
развитие творческих способностей детей
Что такое творческие способности
Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.
Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.
Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.
Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.
В каком возрасте нужно развивать творческие способности.
Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.
Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.
По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.
Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.
Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.
Условия для развития таланта
Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:
- Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
- Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
- Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
- Среда для успешного развития должна быть благоприятной
- Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
- Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.
А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности
Основные методы развития творческих способностей у детей
На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.
Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.
Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.
Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Кукольный театр
Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.
Рисование
Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.
Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.
С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.
Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.
Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.
О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать
Лепка для детей
Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.
Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.
лепка с детьми
Поделки и аппликации
Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.
Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых
Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.
Чтение с детьми
Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.
Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.
Музыка
музыкальное развитие ребенка
С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.
Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.
Прочитайте статью о музыкальном развитии детей.
Заключение
В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.
После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.
Источник
Ольга Сульдина
Развитие и воспитание дошкольников посредством художественного творчества
Воспитать творческую личность, то — есть сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова.
Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
Художественное воспитание дошкольников включает в себя занятия графикой, лепкой, живописью, оригами и многим другим видами искусства. Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствуют развитию фантазии, а также помогают выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Творчество открывает перед ним широкий простор для выбора средств передачи своих чувств и эмоций внешнему миру, помогает поделиться переживаниями. Художественная деятельность успокаивает ребенка и его нервную систему, способствуют развитию терпения и усидчивости.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Цель художественного воспитания дошкольников – это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству. Дошкольники учатся лепке, рисованию, различным поделкам и многому другому. Изобразительная и другие виды искусства развивают фантазию, усидчивость, память и мелкую моторику рук. Кроме того, занятия доставляют детям массу удовольствия.
Художественное воспитание дошкольников – это одно из самых важных направлений в развитии ребенка, которое требует особого внимания. Это составная часть эстетического воспитания детей, и начинается она фактически с момента рождения. Художественное воспитание эффективно влияет на общее развитие личности ребенка, способствует его интеллектуальному и нравственному развитию.
Приобщение ребенка дошкольного возраста к искусству формируется такими средствами,как:
• ознакомление дошкольников с творчеством и различными произведениями искусства, увлечение их этим занятием, нахождение у них творческого потенциала;
• занятия с дошкольниками, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, различными видами художественной творческой деятельности, обеспечение свободного выбора ребенком направления в творчестве.
Художественная литература и художественное творчествонаправлены на формирование у детей:
• самостоятельности мышления;
• любознательности;
• познавательного интереса;
• художественного вкуса;
• творческих умений;
• чувства прекрасного.
Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения, определяющим в образовании и нравственном становлении человека.
Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия. Знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача педагога – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.
«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова принадлежат российскому педагогу В. А. Сухомлинскому.
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, так как открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.
Для ознакомления с художественной литературой используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.
В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники,такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок, детская поделка являются мощным средством познания и отображения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев.
Лепка – один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка.
Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета.
Таким образом, занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Педагогический смысл этого состоит в том, что в воспитании нельзя ограничиваться лишь одним жанром искусства. Только их совокупность обеспечит полноценное эстетическое развитие ребенка.
Источник
Шурлакова
Творческое развитие дошкольников
Творческое развитие дошкольников.
В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.
В нашем телевизионно-компьютеризированном рациональном мире потребность людей в творческом выражении огромная, но условий и возможностей для этого практически нет.
Дети, которые каждый день нажимают на кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действия.
Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм; ослабло стремление к творческому проявлению.
Творчество – деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, общественно – исторической уникальностью; форма психологической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Следовательно, критериями творчества будут являться:
— оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни.
— быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации,
— гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта,
— вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь ребёнка в процесс творческого поиска. Важно создать
условия для развития творческих проявлений:
— Предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.
— Творческое развитие природной музыкальности ребенка.
— Высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений.
— Создание ситуаций, в которых ребенок будет способен спонтанно выражать себя, проявлять свои собственные импульсы, в которых он будет импровизировать.
Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая способности каждого ребенка.
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества.
Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой личности дошкольникачерез музыкальные игры необходимо:
Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
Развивать природную музыкальность детей, способность к спонтанному творческому поведению.
Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах.
Создать предпосылки к формированию творческого мышления.
Систематизировать музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
музыкальное творчество детей старшего дошкольноговозраста проявляется:
— Песенном творчестве – формирующем музыкальность детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка. Это сочинение песен, музыкальных пьес, произведений для инструментов детского оркестра, танцевальной музыки.
Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, будит творческое воображение.
— Музыкально – ритмической деятельности — в составление вариантов музыкально-ритмических упражнений и игр, инсценирование песен, комбинирование танцевальных элементов, и наконец, участие в сочинениях ритмических рисунков и танцев.
В подготовительной группе возможно создание коллективных танцев, наиболее сложный этап. Таким образом, детей очень обогащает творческая деятельность. Они целенаправленнее, внимательнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности. И самое главное – у них необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.
Известно, что коллективный танец сложен в композиционном отношении, требуется участникам определить место, найти форму танца, добиваться одновременно симметричных, “зеркальных” движений всех ее участников.
Учитывая специфику дошкольного возраста детей, тематические занятия можно проводить по типу путешествий, пребывания в гостях у сказки, героя, гостя, что помогает увлечь детей участием в теме, достичь цели – раскрыть сложные понятия о музыке.
Чтобы поддержать интерес к музыкально-двигательной активности детей, применяются пластические этюды, как эмоционально-образное средство, что позволяет ребенку перевоплотиться в какой-либо образ с эмоционально-окрашенными движениями. Это вызывает у детей радость и удовлетворение.
Предлагаемые детям этюды – это фактически очень маленькие и легкие музыкальные спектакли, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят.
Этюду предшествует предварительная работа по всем направлениям: от ориентировки в пространстве до обучения танцевальным движениям.
— Музыкально — игровой деятельности, как духовно-практического действия, направленного на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного “Я” на языке художественных образов.
Основной вид деятельности дошкольника — это игра, в процессе которой развиваютсядуховные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Музыкально-игровая деятельность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка.
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие творческой инициативы, связанной, прежде всего с игровой, и в частности музыкально-игровой, деятельностью,так как:
1. Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, наконец, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.
2. Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движения.
3. Музыкальные игры разнообразны по своему содержанию, видам, формам.
В основе игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними, они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Особое значение в развитии творчества имеют сюжетные и несюжетные игры. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка определяет развитие игры, раскрывает образы, создает интерес к игре, а эмоциональный рассказ перед игрой, выразительное исполнение музыки позволяют детям видеть свои индивидуальные оттенки при исполнении ролей. Совпадение образного слова, музыки и движения развивают детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность – показатель правильности системы в работе с дошкольниками.
Применение музыкальных игр на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно и интересно, даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.
Какие же виды импровизаций можно рекомендовать для использования на занятиях музыки в ДОУ? Практика показывает, что их несколько. Это импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические) и вокальные. Все они помогают развитию музыкально-творческих способностей.
Рекомендации по развитию музыкально-художественного творчества дошкольников
Для того чтобы в ДОУ проводилась систематическая работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста,определяются следующие этапы:
1. Накопление впечатлений.
2. Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании.
4. Сочинение собственных композиций,являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Источник