Нормальное развитие ребенка по класс
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.
При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.
Что такое центильные таблицы?
Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.
На процесс формирования организма влияет множество факторов:
- Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
- Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
- Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
- Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
- Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.
Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.
В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.
Принципы составления центильных таблиц
В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.
Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.
В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).
Что такое графики физического развития?
График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:
- зеленые – средние значения;
- красные – показатели в пределах нормы;
- черные – границы нормы.
Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.
Какая информация содержится в таблицах?
В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:
- рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
- вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
- окружность головы;
- окружность груди;
- отношение веса к росту (индекс массы тела).
Интерпретация центильных кривых
Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.
№ | Область | Количество центилей | Примечания |
1 | Слишком низких величин | до 3 | Группа диагностики, требующая повышенного внимания |
2 | Низких параметров | 3-10 | Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии |
3 | Величин ниже среднего | 10-25 | Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей |
4 | Средних значений | 25-75 | Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие |
5 | Величин выше среднего | 75-90 | Гармоничное формирование с опережением нормы |
6 | Высоких показателей | 90-97 | Детки с такими показателями также входят в группу внимания |
7 | Сверхвысоких значений | выше 97 | Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей |
Как использовать таблицы?
В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.
- От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
- От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
- Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.
Что делать при отклонениях от нормы?
В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться. Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку.
Оценка физического развития направлена на то, чтобы помочь родителям вовремя обратить внимание на несоответствия и выяснить их причину, которая может не иметь ничего общего с патологическими состояниями.
Источник
Главная →
Педиатрия
Рост и вес детей – это быстро меняющиеся величины, которые являются очень важным индикатором общего развития ребенка. Порой родителям кажется, что их ребенок растет не по дням, а по часам: недавно купленная курточка уже стала тесноватой, новые ботинки уже маловаты, а сам карапуз вытянулся и стал совсем большим. Но рано или поздно любые родители задаются вопросами – какой рост и вес должен быть у ребенка в его возрасте? Какие параметры считаются нормальными?
Для ответа на такие вопросы Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала таблицы нормы роста и веса детей от рождения до 17 лет. Эти стандарты подходят для оценки развития ребенка любой национальности и не зависят от социального статуса и места жительства.
Стоит отметить, что, по данным ВОЗ, дети, находящиеся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее своих ровесников, находящихся на искусственном вскармливании. Однако таблица учитывает средние показатели, поэтому применима для всех видов кормления.
Интенсивность роста ребенка зависит от его возраста. Как известно, ребенок начинает расти еще в утробе матери и при рождении его рост составляет 46-55 см. В первый год жизни ребенок растет очень быстро – в среднем примерно на 25 см. Затем темпы роста снижаются, становятся устойчивыми и в начальные школьные годы ребенок подрастает на 5-7 см в год. В подростковом возрасте в отдельные годы возможен резкий скачок роста ребенка (на 10-15 см в год), что является нормальным и связано с периодом полового созревания.
Нормы веса обычно пропорциональны росту. Ребенок активно набирает вес в первый год жизни, затем прирост массы тела существенно замедляется и становится устойчивым до 17-18 лет в зависимости от индивидуальных особенностей развития.
Нормы роста и веса детей до 1 года
По разработкам ВОЗ, в таблице роста и веса выделяется диапазон нормы как для мальчиков, так и для девочек. Показатели «низкий» и «высокий» — сигнал для родителей, что необходимо проконсультироваться с врачом. Если реальный рост или вес значительно отклоняется от нормы, это может быть следствием системного заболевания или неправильного образа жизни — необходимо незамедлительно обратиться к врачу и обследовать ребенка.
1. Таблица нормального роста мальчиков до 1 года (в сантиметрах)
Возраст (мес.) | Низкий | Норма | Высокий |
48,0-53,5 | >53,5 | ||
1 | 51,2-56,5 | >56,5 | |
2 | 53,8-59,4 | >59,4 | |
3 | 56,5-62,0 | >62,0 | |
4 | 58,7-64,5 | >64,5 | |
5 | 61,1-67,0 | >67,0 | |
6 | 63,0-69,0 | >69,0 | |
7 | 65,1-71,1 | >71,1 | |
8 | 66,8-73,1 | >73,1 | |
9 | 68,2-75,1 | >75,1 | |
10 | 69,1-76,9 | >76,9 | |
11 | 71,3-78,0 | >78,0 | |
1 год | 72,3-79,7 | >79,7 |
2. Таблица нормального веса мальчиков до 1 года (в килограммах)
Возраст (мес.) | Низкий | Норма | Высокий |
2,9-3,9 | >3,9 | ||
1 | 3,6-5,1 | >5,1 | |
2 | 4,2-6,0 | >6,0 | |
3 | 4,9-7,0 | >7,0 | |
4 | 5,5-7,6 | >7,6 | |
5 | 6,1-8,3 | >8,3 | |
6 | 6,6-9,0 | >9,0 | |
7 | 7,1-9,5 | >9,5 | |
8 | 7,5-10,0 | >10,0 | |
9 | 7,9-10,5 | >10,5 | |
10 | 8,3-10,9 | >10,9 | |
11 | 8,6-11,2 | >11,2 | |
1 год | 8,9-11,6 | >11,6 |
3. Таблица нормы роста девочек до 1 года (в сантиметрах)
Месяцы | Низкий | Норма | Высокий |
47,5-53,1 | >53,1 | ||
1 | 50,3-56,1 | >56,1 | |
2 | 53,3-59,3 | >59,3 | |
3 | 56,2-61,8 | >61,8 | |
4 | 58,4-64,0 | >64,0 | |
5 | 60,8-66,0 | >66,0 | |
6 | 62,5-68,8 | >68,8 | |
7 | 64,1-70,4 | >70,4 | |
8 | 66,0-72,5 | >72,5 | |
9 | 67,5-74,1 | >74,1 | |
10 | 69,0-75,3 | >75,3 | |
11 | 70,1-76,5 | >76,5 | |
1 год | 71,4-78,0 | >78,0 |
4. Таблица нормы веса девочек до 1 года (в килограммах)
Месяцы | Низкий | Норма | Высокий |
2,8-3,9 | >3,9 | ||
1 | 3,6-4,7 | >4,7 | |
2 | 4,2-5,5 | >5,5 | |
3 | 4,8-6,3 | >6,3 | |
4 | 5,4-7,0 | >7,0 | |
5 | 5,9-7,7 | >7,7 | |
6 | 6,3-8,3 | >8,3 | |
7 | 6,8-8,9 | >8,9 | |
8 | 7,2-9,3 | >9,3 | |
9 | 7,5-9,7 | >9,7 | |
10 | 7,9-10,1 | >10,1 | |
11 | 8,3-10,5 | >10,5 | |
1 год | 8,5-10,8 | >10,8 |
Нормы роста и веса детей в возрасте 1-7 лет
5. Таблица нормы роста мальчиков от 1 года до 7 лет (в сантиметрах)
Возраст | Низкий | Норма | Высокий |
1 год 3 мес. | 75,9-83,0 | >83,0 | |
1,5 года | 78,4-85,9 | >85,9 | |
1 год 9 мес. | 80,3-88,3 | >88,3 | |
2 года | 83,0-90,8 | >90,8 | |
2 года 3 мес. | 84,9-93,9 | >93,9 | |
2,5 года | 87,0-95,5 | >95,5 | |
2 года 9 мес. | 88,8-98,1 | >98,1 | |
3 года | 90,0-102,0 | >102,0 | |
3,5 года | 92,6-105,0 | >105,0 | |
4 года | 95,5-108,0 | >108,0 | |
4,5 года | 98,3-111,0 | >111,0 | |
5 лет | 101,5-114,5 | >114,5 | |
5,5 лет | 104,7-118,0 | >118,0 | |
6 лет | 107,7-121,1 | >121,1 | |
6,5 лет | 110,8-124,6 | >124,6 | |
7 лет | 113,6-128,0 | >128,0 |
6. Таблица нормального веса мальчиков от 1 года до 7 лет (в килограммах)
Возраст | Низкий | Норма | Высокий |
1 год 3 мес. | 9,6-12,4 | >12,4 | |
1,5 года | 10,2-13,0 | >13,0 | |
1 год 9 мес. | 10,6-13,6 | >13,6 | |
2 года | 11,0-14,2 | >14,2 | |
2 года 3 мес. | 11,5-14,8 | >14,8 | |
2,5 года | 11,9-15,4 | >15,4 | |
2 года 9 мес. | 12,3-16,0 | >16,0 | |
3 года | 12,8-16,9 | >16,9 | |
3,5 года | 13,5-17,9 | >17,9 | |
4 года | 14,2-19,4 | >19,4 | |
4,5 лет | 14,9-20,3 | >20,3 | |
5 лет | 15,7-21,7 | >21,7 | |
5,5 лет | 16,6-23,2 | >23,2 | |
6 лет | 17,5-24,7 | >24,7 | |
6,5 лет | 18,6-26,3 | >26,3 | |
7 лет | 19,5-28,0 | >28,0 |
7. Таблица нормы роста девочек от 1 года до 7 лет (в сантиметрах)
Возраст | Низкий | Нормальный | Высокий |
1 год 3 мес. | 74,5-81,5 | >81,5 | |
1,5 года | 77,1-84,5 | >84,5 | |
1 год 9 мес. | 79,5-87,5 | >87,5 | |
2 года | 81,7-90,1 | >90,1 | |
2 года 3 мес. | 83,5-92,4 | >92,4 | |
2,5 года | 85,7-95,0 | >95,0 | |
2 года 9 мес. | 87,6-97,0 | >97,0 | |
3 года | 90,8-100,7 | >100,7 | |
3,5 года | 93,5-103,5 | >103,5 | |
4 года | 96,1-106,9 | >106,9 | |
4,5 года | 99,3-110,5 | >110,5 | |
5 лет | 102,5-113,6 | >113,6 | |
5,5 лет | 105,2-117,0 | >117,0 | |
6 лет | 108,0-120,6 | >120,6 | |
6,5 лет | 110,5-124,2 | >124,2 | |
7 лет | 113,6-128,0 | >128,0 |
8. Таблица нормального веса девочек от 1 года до 7 лет (в килограммах)
Возраст | Низкий | Нормальный | Высокий |
1 год 3 мес. | 9,2-11,5 | >11,5 | |
1,5 года | 9,8-12,2 | >12,2 | |
1 год 9 мес. | 10,3-12,8 | >12,8 | |
2 года | 10,8-13,5 | >13,5 | |
2 года 3 мес. | 11,2-14,2 | >14,2 | |
2,5 года | 11,6-14,8 | >14,8 | |
2 года 9 мес. | 12,1-15,4 | >15,4 | |
3 года | 12,5-16,5 | >16,5 | |
3,5 года | 13,4-17,7 | >17,7 | |
4 года | 14,0-18,9 | >18,9 | |
4,5 лет | 14,8-20,3 | >20,3 | |
5 лет | 15,7-21,6 | >21,6 | |
5,5 лет | 16,6-23,1 | >23,1 | |
6 лет | 17,4-24,8 | >24,8 | |
6,5 лет | 18,3-26,5 | >26,5 | |
7 лет | 19,4-28,3 | >28,3 |
Нормальные показатели роста и веса детей от 8 до 17 лет
9. Таблица нормального роста мальчиков 8-17 лет (в сантиметрах)
Возраст | Низкий | Нормальный | Высокий |
8 лет | 119,0-134,5 | >134,5 | |
9 лет | 124,7-140,3 | >140,3 | |
10 лет | 129,4-146,7 | >146,7 | |
11 лет | 134,5-152,9 | >152,9 | |
12 лет | 140,0-159,5 | >159,5 | |
13 лет | 145,7-166,0 | >166,0 | |
14 лет | 152,3-172,0 | >172,0 | |
15 лет | 158,6-177,6 | >177,6 | |
16 лет | 163,2-182,0 | >182,0 | |
17 лет | 166,6-186,0 | >186,0 |
10. Таблица нормального веса мальчиков 8-17 лет (в килограммах)
Возраст | Низкий | Норма | Высокий |
8 лет | 21,5-31,4 | >31,4 | |
9 лет | 23,5-35,1 | >35,1 | |
10 лет | 25,6-39,7 | >39,7 | |
11 лет | 28,0-44,9 | >44,9 | |
12 лет | 30,7-50,6 | >50,6 | |
13 лет | 33,8-56,8 | >56,8 | |
14 лет | 38,0-63,4 | >63,4 | |
15 лет | 43,0-70,0 | >70,0 | |
16 лет | 48,3-76,5 | >76,5 | |
17 лет | 54,6-80,1 | >80,1 |
11. Таблица нормального роста девочек 8-17 лет (в сантиметрах)
Возраст | Низкий | Нормальный | Высокий |
8 лет | 119,3-134,3 | >134,3 | |
9 лет | 124,8-140,5 | >140,5 | |
10 лет | 130,5-146,7 | >146,7 | |
11 лет | 136,2-153,2 | >153,2 | |
12 лет | 142,2-159,2 | >159,2 | |
13 лет | 148,3-163,7 | >163,7 | |
14 лет | 152,6-167,2 | >167,2 | |
15 лет | 154,4-169,2 | >169,2 | |
16 лет | 155,2-170,2 | >170,2 | |
17 лет | 155,8-170,4 | >170,4 |
12. Таблица нормального веса девочек 8-17 лет (в килограммах)
Возраст | Низкий | Нормальный | Высокий |
8 лет | 21,4-32,1 | >32,1 | |
9 лет | 23,4-36,3 | >36,3 | |
10 лет | 25,0-39,8 | >39,8 | |
11 лет | 27,8-44,6 | >44,6 | |
12 лет | 31,8-51,8 | >51,8 | |
13 лет | 38,7-59,0 | >59,0 | |
14 лет | 43,8-64,0 | >64,0 | |
15 лет | 46,8-66,5 | >66,5 | |
16 лет | 48,4-67,6 | >67,6 | |
17 лет | 49,2-68,0 | >68,0 |
Дополнительно статьи на данную тему:
Синдром гиперактивности у детей
Сепсис новорожденных
Источник
Физическое и речевое развитие ребенка связаны со многими причинами. Состояние здоровья, обстановка в семье, некоторые наследственные факторы оказывают влияние на способности малыша. Необходимо знать нормы развития ребенка по месяцам и годам, чтобы вовремя заметить отклонения и принять меры по их исправлению. Отставание от средних показателей может говорить о заболевании или индивидуальной особенности ребенка. Педиатры основываются на стандартах, наблюдая за развитием маленького пациента. При значительных отклонениях потребуется дополнительная консультация узких специалистов.
Нормы развития в 1-3 месяца
Новорожденный общается с материю с помощью крика. Если ребенок хочет есть, ему некомфортно или холодно, то он зовет маму. Но к концу первого месяца грудничок начинает реагировать на материнский голос, прислушивается к нему. Его ручки пока двигаются хаотично, а ножки имитируют в воздухе движения ходьбы. В этом же возрасте ребенок пытается держать голову.
В 2 месяца малыш улыбается. Эту реакцию вызывает голос мамы, легкие поглаживания. В крике и когда он гулит, четко слышатся гласные звуки а, е, и. Активное общение матери с ребенком способствует развитию его речи. Малыш с интересом разглядывает зеркало. Затихает при виде отражения или становится более активен.
Нормой развития детей в 2 месяца считается способность поднимать и удерживать головку в вертикальном состоянии. Вестибулярный аппарат развивается. Малыш пытается схватить предмет. Если игрушка попала в его руки, то забрать становится сложно.
В 3 месяца появляется «комплекс оживления». Ребенок машет ручками и ножками при появлении мамы, издает разные звуки, по которым можно определить радуется он или сердится. Успешно держит головку в течение 2-3 минут, на животике поднимается на локти. Может перевернуться. Движения не имеют четкой координации, но оставлять одного на диване его уже опасно.
Развитие малыша 4-6 месяцев
В 4 месяца мышцы шеи становятся крепче. Ребенок уже хорошо держит голову и с интересом осматривает окружающих. Он может опираться на локти, переворачиваться с животика на спинку. Его движения становятся целенаправленными. Он хватает игрушки, перекладывает из одной руки в другую. Ребенок узнает близких людей, улыбается, когда с ним разговаривают. В речи появляются согласные звуки. Специалисты называют это агуканьем. При посторонних настораживается. Возрастные нормы развития ребенка четвертого месяца:
- Рассматривает отражение в зеркале.
- Следит за движущимися игрушками.
- Приподнимает ягодицы над столом, когда лежит на животике.
- Берет родителей за палец и делает попытки подтянуться из положения лежа.
- Уверенно придерживает мамину грудь, бутылочку.
- Вес мальчиков к этому возрасту достигает 6-7 кг, а рост — 60-63 см.
В 5 месяцев ребенок отличает маму на расстоянии нескольких метров. Некоторые малыши делают первые попытки ползать. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони, вытягивается посмотреть что-то интересное. Расстраивается когда мама уходит. Чему научился ребенок к концу месяца:
- Произносит первые слоги.
- Стоит на ногах при поддержке взрослого.
- Играет с родителями.
- Может появиться первый зуб.
- Прибавка в весе 650-700 гр, в росте — 2 см.
В 6 месяцев мама понимает по интонации ребенка, что ему требуется. Он плачет, когда хочет есть, когда он мокрый или просто хочет общения. Малыш умеет сидеть на руках у родителей. Делает первые попытки ползти. Нормы развития детей в полгода:
- Знает свое имя.
- Может немного проползти на животе.
- Активно занимается с игрушками, разглядывает их, берет в руки, кладет на место.
- Радуется музыке и издающим звуки игрушкам.
- Малыш за месяц должен прибавить в весе 650 гр, а подрасти на 2 см.
Развитие ребенка 7-9 месяцев
В 7 месяцев у ребенка проявляется характер. Малыш может определить некоторые предметы, указать на них, когда родители об этом просят. На незнакомых людей реагирует плачем. Поднимается на ножки, держась за опору. Подолгу гулит, использует интонацию при общении с мамой. Уверено сидит, рассматривает картинки, с удовольствием слушает чтение книжки. Основные моменты развития ребенка в 7 месяцев:
- Садится с помощью взрослого или самостоятельно, придерживаясь рукой за опору.
- Уверенно сидит.
- Играет, делает «ладушки».
- Гулит, растягивая звуки.
- Малыш к этому возрасту вырос еще на 2 см, а потяжелел на 600 гр.
в 8 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по квартире, ползает, ходит вдоль опоры. Определяет знакомых людей среди других, узнает родителей на фотографии. Может сам держать ложку, по просьбе поднять игрушку. Повторяет одинаковые звуки. По окончании месяца ребенок умеет:
- Ходить вдоль опоры.
- Ориентируется в квартире, находит нужные предметы.
- Отказывается сидеть все время в кроватке, стремиться изучать новое.
- Активно гулит, повторяет звуки, некоторые дети произносят первый слова: «мама», «дай», «ту-ту».
- Вес, в среднем, увеличился на 550 гр, а рост — на 2 см. Малыши должны весить 8,1 — 8,5 кг. Их рост достигает 68-71 см.
К 9 месяцам многие дети делают первые шаги с поддержкой, уверено ходят вдоль опоры, могут самостоятельно встать с пола. Они с интересом играют со взрослыми и самостоятельно. Нормы развития детей в 9 месяцев:
- Садятся самостоятельно.
- Активно ползают.
- Показывают знакомые предметы.
- Понимают слово «нельзя».
- Разговаривать на своем языке, отчетливо произносят некоторые слова.
- Вес увеличивается на 500 гр, а рост — на 1,5 см.
Нормы развития в 10-12 месяцев
В 10 месяцев малыши начинают делать первые самостоятельные шаги, пытаются оторваться от опоры или идут, держась одной рукой за палец родителей. При необходимости ребенок может присесть, взять игрушку и с ней пойти дальше. Его привлекают пирамидки, музыкальные игрушки, юла. Он может увлечься перебиранием колечек, переворачивает листы картонной книги, интересуется другими детьми, вслушивается в разговор, отвечает звуками на речь мамы. Находит игрушки, которые просит мама. Нормы развития ребенка до года:
- Делает шаги без поддержки.
- Уверенно ползает на коленках.
- Выкидывает игрушки из кроватки.
- Находит на лице глазки, носик.
- Прибавляет в весе за месяц 450 гр, подрастает на 1,5 см.
В 11 месяцев ребенок с любопытством изучает окружающий мир, обследует найденные предметы, облизывает их. Находит спрятанную игрушку, а на картинке заданный предмет. Стоит без опоры, ходит без поддержки. Танцует под музыку, радуется веселью родителей. Произносит осознано первые простые слова. Показывает части тела. Он уже научился:
- Активно вставать, садиться, ходить.
- Различать похвалу и наказание.
- Показывать на предмет, который ему необходим.
- Махать рукой «привет» и «пока».
- Брать пальчиками мелкие предметы.
- Малыш еще подрос на 1,5 см, прибавил в весе 400 гр.
в 1 год подводят итоги. Это уже маленькая личность. Маленький человечек выражает желания, понимает речь, пытается отвечать. Уверено ходит без опоры. Произносит первые слова, обозначающие действие. Нормой развития ребенка до года считаются:
- Способность пройти самому небольшое расстояние.
- Поднять с пола предметы.
- Перешагивать через порог.
- Находить нужные предметы.
- Звать маму.
- Произносить много простых слов: «мама», «баба», «папа», «ляля» и так далее.
- К году малыши должны весить 9,8-10,6 кг. Их рост должен составлять 72-76 см. Небольшие отклонения от этих цифр также считаются нормой, если дети при этом активны, здоровы, правильно развиваются.
Развитие ребенка 1-1,5 лет
К году вес ребенка увеличивается, в среднем, в 3 раза, а рост — на 25 см. Теперь это подросший самостоятельный человечек. Ребенок может активно ходить.
Желание все делать самому приводит к активным действиям. Малыш держит ложку, ест сам, иногда руками. Во время одевания дает маме ручку. Знает назначение предметов. Расческу и мамин телефон использует по назначению.
Нормы психического развития детей и физической активности:
- Пользуется сам ложкой.
- Выполняет простые просьбы родителей.
- Поднимается по ступенькам, держась за руку мамы.
- Разговаривает на своем языке.
- Показывает желаемый предмет.
- Играет в «ладушки».
- Произносит осознано некоторые слова.
- Громко смеется.
- Понимает реакцию родителей.
- Пьет из чашки.
- Кивает головой, говоря «да».
- Рисует карандашом.
- Снимает носки.
- Играет без взрослых.
- Катает мячик.
- Складывает игрушки в коробку.
- Помогает маме мыть полы или протирать пыль.
- Ходит за руку или самостоятельно.
К 1,5 годам к предыдущим навыкам добавляются новые. Ребенок умеет:
- Уверенно ходить.
- Проявлять недовольство.
- Устраивать истерику, если не добился желаемого.
- Изучать новые предметы, забираться на стул, диван.
- Снимать штаны, кофту.
- «Кормить» кукол.
- Чистить зубы.
- Периоды дневного сна сокращаются до 1 раза.
- Малыш произносит первые простые предложения.
В 18 месяцам средний вес ребенка составляет 11,5 кг, рост — 81 см.
Нормы развития от 1,5 до 2 лет
После 1,5 лет темп роста ребенка замедляется. На первое место выходит интеллектуальное развитие. Какие нормы физического развития у детей в 18-20 месяцев? Он умеет:
- Открывать шкафы.
- Строить башню из кубиков.
- Собирать пирамидку.
- Подражать взрослым.
- Мыть руки, умываться.
- Раздеваться.
- Проситься на горшок.
- Знать все части тела, уметь показать их.
- Произносить до 50 слов.
- Говорить несколько предложений.
Небольшие отклонения бывают из-за индивидуальных особенностей ребенка. Если большую часть малыш выполняет, то повода для беспокойства нет.
В 2 года ребенок уже может ходить в детский сад, поэтому он должен обладать следующими навыками:
- Проситься в туалет, «аварии» еще случаются, но он должен понимать позывы.
- Собирать пазлы из 2-4 частей.
- Надевать шорты и футболку.
- Снимать одежду.
- Понимать «холодно — горячо», «большой-маленький».
- Прыгать, бегать, подниматься по лестнице.
- Различать людей по половой принадлежности.
Нормы речевого развития детей лет с 2 меняются, словарный запас ребенка увеличивается стремительно. Он может запоминать до 10 слов в день, понимать и произносить их.
Развитие ребенка в 2-3 года
В этом возрасте дети, как правило, адаптируются к детскому коллективу. Мамы выходят на работу, а ребенок становится более самостоятельным и независимым. Нормы развития ребенка в 3 года:
- Он может легко спускаться и подниматься по лестнице.
- Одеваться и раздеваться.
- Забираться на гимнастическую стенку.
- Пинать мяч.
- Ходить на горшок.
- Рисовать прямую линию.
- Вырезать ножницами.
- Строить пирамиды.
Психоэмоциональное развитие не стоит на месте. Нормы речевого развития ребенка в этом возрасте таковы, что он может:
- Называть и показывать части тела и лица.
- Определять предметы и животных, которые умеют плавать, летать, бегать.
- Составлять предложения из 4-5 слов.
- Понимать речь взрослых.
- Выполнять сложные двойные просьбы.
- Учить четверостишия.
- Рисовать.
- Строить.
- Взаимодействовать с другими детьми.
- Различать основные цвета.
- Использовать вежливые слова.
- Задавать вопросы.
- Работать с пластилином.
Нормы развития в 3 — 4 года
Ребенок вступает в дошкольный возраст. Он уже взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умеет бегать, прыгать, выполнять различные действия. Возможно, он пытается манипулировать взрослыми. Многие дети в этом возрасте берутся выполнять задачи, с которыми не могут справиться. Малыши проходят очередную ступень эмоционального развития. За этот год нормой развития детей считается их умение:
- Находить несоответствие в картинках.
- Определять сходства и различия предметов.
- Считать до 3.
- Показывать геометрические фигуры.
- Сравнивать пре?