Нормально если ребенок не умеет есть сам в 2 года
Условно можно выделить две группы проблем с приёмом пищи:
Ребёнок не ест самостоятельно: мало ест и приходится докармливать; умеет пользоваться ложкой, но всё время просит, чтобы его докормила мама или бабушка.
Ребёнок играет с едой: переливает или разливает по столу напитки, размазывает еду или кидается ей.
Рассмотрим на примерах наиболее частые случаи.
Как научить ребёнка есть самостоятельно?
Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.
Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.
Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.
Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.
Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.
Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.
Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно и бог знает как делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.
Ребенок уже умеет пользоваться ложкой, но поев немного сам, просит его докормить. А наевшись, закрывает рот. Как сделать так, чтобы он ел самостоятельно?
У ребёнка уже сформировалась привычка, что вы его докармливаете. С одной стороны, ему так легче, а возможно, он просто сдался, видя ваше большое желание его накормить и тревогу, что он мало ест и просто позволяет вам его кормить. Хорошая новость в том, что он чувствует своё тело и когда наедается, даёт вам об этом сигнал, закрывая рот.
Начать следует с того, чтобы довериться ребёнку, его чувству голода и насыщения. Попробуйте давать ему съесть столько, сколько он съедает сам и не докармливать. Если ребёнок будет следовать за своим чувством голода, то увидев, что вы не настаиваете, не пытаетесь докормить, будет есть сам. Тут можно ещё подстраховаться, готовя на первых порах его любимые блюда.
И ещё можно попробовать во время его еды заняться своими делами или начать есть, подавая ему пример. Чтобы он видел, что ваши руки заняты и кормить его вы не можете.
Как быть, если ребёнок, съев пару ложек убегает из-за стола?
Как вы определяете, что ребёнок голодный? Отбросив собственные стереотипы о еде, важно понаблюдать за ребёнком, чтобы понять, а действительно ли наше понятие голода совпадает с реальностью. Дети могут быть разные — есть те, которые едят меньше, но часто.
Что вы делаете, когда считаете, что ребёнок голоден? Важно понять, что вы в такой ситуации чувствуете и как себя ведёте. Вот ребёнок поел, вышел из-за стола, побежал и у вас есть тревога, что он не наелся. Что вы делаете? Пытаетесь ли вы его уговорить, привлечь различными способами (например, мультфильмами), обещаниями? Или, смирившись, пытаетесь накормить его хоть чем-нибудь? Например, идёте на уступки и даёте печеньки и облегчённо вздыхаете «ну хоть что-нибудь съел»?
Ребёнок с одной стороны следует за своими потребностями, с другой — действует в тех рамках, которые вы ему ставите. Он к этим рамкам адаптируется, если они, конечно, поставлены вовремя и грамотно. Здесь важна ваша последовательность: «Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть».
В следующий раз, когда он приходит и говорит, что хочет есть, вы не предлагаете ему печенье, перекусы или сладкие напитки, а предлагаете полезную еду. Если он отказывается, говорите: «Значит, ты не голоден».
Ещё вариант — предложить ребёнку еду на выбор. Что ты хочешь — кашу или котлету? Но это зависит от того, что принято в вашей семье. Некоторые действительно учитывают пожелания каждого члена семьи, но есть семьи, где у мамы нет возможности готовить несколько блюд на выбор. Поэтому готовится одно блюдо и оно предлагается всем. В этом случае попробуйте составить меню, которое ребёнок любит, чтобы снять лишнее сопротивление и напряжение.
Если вы будете последовательны, сами для себя решите и убедитесь в том, что голодный ребёнок будет есть то, что вы предлагаете, то всё получится. Ребёнок, у которого нет медицинских случаев, никогда не будет действовать себе во вред. То, что он привык есть, играя с едой, или привык бегать туда-сюда — это последствия того, что но уверен рано или поздно ему дадут ту пищу, на которой он настоит. Это всё про границы.
Ребёнок только тем и занимается, что за столом размазывает еду ложкой. Что можно сделать?
В первую очередь речь идёт о границах. Мамы, которые дают ребёнку ложку, могут воспринимать его игры как нечто забавное или то, что он получает сенсорный опыт. Но нельзя забывать, что время идёт, ребёнок растёт и воспринимает сложившуюся ситуацию как норму. Это вряд ли поменяется само собой, и потребуется время, чтобы ситуацию поменять.
Дожидайтесь момента, когда ребёнок действительно очень голоден. Пусть это будет после сна или прогулки, когда он действительно голоден.
Накладывайте ребёнку немного еды. И обратите внимание на посуду и место, за которым ребёнок ест, чтобы всё стимулировало его к самостоятельной еде.
После этого можно переходить к установлению границ. Как только ребёнок начал баловаться с едой, вы его мягко останавливаете и даёте альтернативу: «Если хочешь есть, то ешь как принято — ложкой или вилкой. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду».
Как переучить ребёнка есть с играми, если его внимание не удаётся удержать больше пяти минут?
Еда — это не игра и нет потребности удерживать на ней внимание. И здесь вопрос не в том, чтобы удерживать внимание, ведь когда ребёнок голоден, он будет есть сосредоточено столько времени, сколько нужно для насыщения. Здесь вопрос в правильной организации процесса.
Важно выбрать удачный момент, когда ребёнок действительно голоден и сосредоточен на этой своей потребности. Предоставьте ребёнку удобное место, удобные инструменты и немного еды, покажите пример.
В тот момент, когда дети начинают баловаться с едой, важно пресечь это поведение и предложить выбор: либо ребёнок продолжает есть и делает это, как принято в семье, либо он не голоден и может выходить из-за стола. И здесь придётся какое-то время проявить терпение и настойчивость, так как со стороны ребёнка может быть и возмущение, и попытки проверить ваши границы и твёрдость правил, которые вы хотите ввести: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»
Важно, чтобы вы были заодно с папой и бабушками. Поговорите с ними, объясните важность того, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы. Что потом привычки очень сложно изменить, просто так с возрастом они не изменятся. Придерживаетесь единой линии поведения и во время баловства детей твёрдо, но спокойно пресекайте нежелательное поведение: «Если ты наелся, давай уберём посуду, а ты можешь пойти поиграть». Только так ребёнок примет это правило и почувствует облегчение: правило действует, нет такого, что сегодня одно, а завтра другое или что мама говорит одно, а бабушка другое.
Анастасия Кузнецова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт курса Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет
Статьи по теме установления ниц с ребёнком:
Как установить границы дозволенного
Устанавливаем границы: запреты и наказания
Источник
- Главная
- Архив
Время: 11:35
Дата: 22 янв
2007
умеет есть сам, но не хочет этого делать!
Может котлету с макаронами или с картошкой
немного поесть (желательно — вилкой), может
сок, воду сам ложкой зачерпывать и так пить
(нормально тоже, разумеется, пить умеет,
просто развлекается так, ложкой интереснее
ему), причем довольно аккуратно. А кашу,
суп — ну ни за что не будет. А в садике так
вообще ложку отказывается брать в руки,
воспитательница думает, что он не умеет
кушать сам.
Ну вот как его заинтересовать? Может, будут
какие советы на этот счет?
Не звать за стол , не
заставлять и не кормить , сам начнёт кушать
скоро . Я серьёзно 🙂 Кого — то вообще
рекомендуют выгонять из — за стола ,садизм
, но действует .. Воспитательница , небось
,хотела накормить по — стахановски , теперь
всем расхлёбывать ..
Удачи 🙂
Сообщение 25818722. Ответ на сообщение
25814766
Автор: Feu
Статус: Пользователь
Время: 11:15
Дата: 23 янв
2007
да ладно, не со всеми этот
номер проходит. Я своего в садик летом
отдала, сказали утром не кормите, чтобы в
обед ел. Думаете ел? Довели ребенка до
истощения, полгода расхлебываем. Вот как мы
ели: завтрак — яблоко(груша, апельсин),
обед копмот, в полдник ничего(кисель, какое
не пьем, запеканку, омлет, творог не едим).
Дома если силом засуну поест, нет — сам
есть не будет. Весили 10 кг в 2,4, с ростом
95 см. Нацепляли кучу болячек, посадили
иммунитет за 1,5 месяца. Итог: в садик не
ходим, лечимся у иммунолога, нам 2,8 сейчас
весим 13,5 кг, кормим сами с уговорами.
Здоровье дороже.
Не надо пытаться что — то
запихивать . Пусть поймёт , что покушать —
его проблема , не мамина . Пищевой интерес
начисто отсутствует , если ребёнок не ест ,
вот и всё . Баночки были ? Ничего
удивительного , что не ест .. А у вас ещё
на фоне стресса отказался есть . В сад ИМХО
или в полтора года отдавать нужно , или
вообще в 4 — 5 ..
https://chado.org.ru/garmay.html
Хорошая статья .
Сообщение 25826842. Ответ на сообщение
25823134
Автор: Feu
Статус: Пользователь
Время: 15:06
Дата: 23 янв
2007
Пищевой интерес отсутствует и
у нашего папы, ест раз в день на работе в
столовой. Дома — приведешь на кухню
поставишь еду на стол — поест, нет — даже
не вспомнит. Баночек на ваше удивление не
было, аллергики мы, да и не стал он их
есть, мама моя(спасибо ей) сама все
готовила, впрочем нам не так много
продуктов можно было, сейчас уже расширили
стол. Ну что говорить, если у моего
конфетой перед носом помахать, а он ноль
эмоций. Какой стресс? Не поняла о чем вы? О
садике? Или о том, что силом кормим? Силом
— значит сажаем в положеное время за стол,
вываливаем кучу игрух, книг или даем
что-то, что он в данный момент хочет, в это
время кормим. Иногда сказки рассказываем,
иногда песни поем, иногда обещаем куда-то
сходить. К стулу не привязываем. В садике
тоже не привязывали насколько я знаю.
Просто не едок он.
Про садик согласна насчет 1,5 лет. Мы как
раз в полтора отдали первый раз, да чуть не
убился там ребенок, каждый день с травмами,
я писала чуть больше года назад. Так что
пришлось нам это дело отложить. Теперь вот
опять, может как раз к 5 и пойдет.
Ндяя , плохо , что папа не ест
.. с кого сынка должен пример брать ?
У нас папа тож не очень хорошо ест ,но у
нас бабушка и дед очень энто дело любят ,
воспитывали интерес как могли , все вместе
🙂 садились за стол по 10 раз в день ,
куууушали …. 🙂
Не кормлю никогда , ни с уговорами , ни
насильственно . Сколько сьест — столько и
наше . Весим 13 кг в 2года 3 мес . Просто
почаще кушаем .. Тоже не полная у меня
девочка , но я сильно не переживаю 🙂
Удачи .
Сообщение 25931709. Ответ на сообщение
25848893
Автор: Feu
Статус: Пользователь
Время: 14:41
Дата: 26 янв
2007
Конечно, что вам переживать?
13 кг это хорошо, мы вот только набрали
этот вес благодаря настойчивости бабушки. Я
как смотрю наши фотографии полгода назад —
бухенвальдский крепыш. ((
А нам бабушка (моя мама
),наоборот, испортила нормальное пищевое
поведение . Летом пришлось убегать часто
зубы лечить и просто дела накопились , так
они садились и кушали в обнимку самые
сладкие кусочки … ребёнка моя просто
уверена , что её «прокорм» это моя проблема
и было время — не ела нормально вообще ,
что опять же .. подхлёстывает интерес её
ласково с песнями и плясками кормить ,
складывать ей в рот еду .. блин … Сейчас
более — менее всё , но как вспомню , как
всё здорово было ДО всего ….сидит клопик
за столом и лопает ложкой — вилкой обед
вместе со всеми ..
Мне тут мысль пришла .. может это кризис 2
лет так проявляется ? что — то именно в 2
года все переживать начинают …
Сообщение 25835092. Ответ на сообщение
25785483
Автор: маму
Статус: Корифей
Время: 18:52
Дата: 23 янв
2007
Опять учите по новой, у нас
тоже так было, правда нам сейчас 1,11. но
вот пару месяцев назад было подобное, сам
умеет и ложкой/вилкой есть и пить из чашки,
отказался наотрез и ждал когда его
покормят, кормила его рукой, ложка во рту
отпускала руку, сам ложку в суп опускал,
возил ей там, опять его рукой несешь ложку
в рот и т.д., или же просто давала ложку,
вкладывала в ручку и каждое действие
проговаривала что он делать должен иногда с
моей помощью, каждая ложка отправленная в
рот была сенсацией, под умничка, ура,
молодец, а покажи еще как ты умеешь кушать,
съедалась еще ложка, или же давай в супе
картошку выловим , а где еще одна ? а что
там еще есть и т.п., ели часами одно
блюдо,…сейчас едим сами, если я ложку
беру с воплями «я сам» отбирает ложку
кушает самостоятельно, правда в супе бывает
руками овощи вылавлевает, но все же и
ложкой там шуршит, учите и терпения
вам..
мы в таких ситуацияъх ничего
не делаем : просит покормить — кормим (у
нас есть младший ребенок, возможно, ей
обидно, что ту корям, а ее нет).. хочет
кушать сама — кушает. Рано или поздно
ребенок поймет, что кушать самостоятельно —
это по взрослому… и, значит, это классно
🙂
Сообщение 25785722.
Автор: Creambird
Статус: Пользователь
Время: 11:42
Дата: 22 янв
2007
ИМХО,никак не заинтересовывать
— просто перестать его кормить из
ложки-поставить тарелку на стол и вперед.
Не съел пока каша не остыла — забрать и
уйти.Ну и не давать ничего разумеется,кроме
этой каши — день-два поживет на соке с
чаем,потом будет есть нормально.
PS — объяснить,конечно,свою позицию — ты
большой,поэтому я тебя больше кормить не
буду.
Сообщение 25833423. Ответ на сообщение
25785722
Автор: Рысь
Статус: VIP
Время: 18:01
Дата: 23 янв 2007
Нам тоже говорили : «пойдет в
сад- начнет есть» ФИГ:( Там его силой не
заставляют, итог- за месяц на 800 гр
похудели при том, что лишнего веса нет. Он
вообще начал привыкать без еды
обходиться:(
Чтобы ребенок стал вести себя,
как большой, он должен понять, что ему это
интересно — быть большим. А то обязанность
есть — кушать самому. А права это дает
какие?! Как это объяснить крохе 2х лет? А
вот если за самостоятельную еду появляется
право выбора, что кушать — йогурт или кашу?
Или он может выбрать, с чем йогурт кушать?
С дробленкой, с изюмом, с вареньем? Сам
может смешать? Сам выберет тарелку, из
какой кушать? Просто даже и из четырех
тарелок разных цветов? Да потом ему самому
дадут эту тарелку вымыть… Я много лет
держала и держу собак . Вот когда щенок не
ест, именно так и поступают — убирают
миску. Потом снова дают… За два-три дня
каприы прекращаются. Но вот с ребенком так
— как-то неправильно (это лично моя
позиция, никому не навязываю)
Сообщение 25817349.
Автор: shasta
Статус: Опытный пользователь
Время: 10:26 Дата: 23 янв 2007
ППКС, я младшего кормила до 4
лет, все (ненормльная) не хотела, чтобы он
вырастал. Доигралась в дочки-матери до
того, что воспитатели в один преурасный
день перестали его уговаривать и кормить (
я нисколько их не виню)-и ребенок на глазах
«таять 2 начал. Пришлось на месяц садиться
дома и приучать к самостоятельной
еде:(
Сообщение 25818062.
Автор: pola
Статус: Корифей
Время: 10:52
Дата: 23 янв
2007
Моему 2,3 , тоже сам не ест.
Просто не проявляет интереса, хотя есть сам
потихоньку учится (творожок, котлетку), а
вообще в основном начинает дурака валять с
ложкой.
Сообщение 25825779.
Автор: malyshka777
Статус:
Корифей
Время: 14:41 Дата: 23 янв 2007
Мы тоже сами не едим и даже не
пытаемся. ЛОжку даю, но он просто «макает»
ее в еду, а потом размахивает или лупит по
столу, есть даже не пытается. Не кормить —
не наш вариант, т.к. если не кормить, то он
может вообще не есть и нормально себя
чувствовать. Да и бзик у меня как у мамы
недоношенного малыша по поводу веса и
худющие мы. Так что подожду пока начнет
осознавать.
Сообщение 25833878.
Автор: Amnela
Статус: Корифей
Время: 18:14
Дата: 23 янв
2007
Нам 2.9, отлично ест сам,
когда сидит дома с няней. Но с мамой есть
сам отказывается. Говорит: «Ты, мама, меня
корми»
Сообщение 25834014.
Автор: Нютик27
Статус: Пользователь
Время: 18:19
Дата: 23 янв
2007
Та же фигня, кормлю сама,
причем приходится одновременно кормить
грудью младшую, а другой рукой пихать ему
ложку в рот.
Сообщение 25842292.
Автор: НаталиК
Статус: Пользователь
Время: 22:35
Дата: 23 янв
2007
ожидала. Бальзам на душу, что мы такие не
одни.
У нас вроде какой-то прогресс есть,
небольшой. Вчера привела его из садика,
посадила за стол, налила суп (и себе такой
же суп) и сказала, что мама будет кушать и
Илюша будет кушать сам. Ребенок, видимо,
понял, что я не шучу и взял ложку. И мы
вместе обедали 🙂 Ну, конечно, съел он не
все, но хоть что-то, это уже хорошо.
Кашу по-прежнему не ест, видимо, с этим еще
предстоит бороться. А в садике
воспитательница не верит, что он вообще
умеет ложку в руках держать, он там сразу в
рев, когда его уговаривают самостоятельно
есть. Вот воспитательница и кормит его…
Говорит, что привыкнет и станет проявлять
больше самостоятельности.
Да, и еще. Я всегда ему готовила сама,
никаких пюре в баночках не было, аппетит у
него неплохой очень даже, то есть я его
никогда не заставляла есть, все у нас шло
на ура. Но и интереса особого к ложке он
практически не проявлял почему-то.Но я не
волновалась сильно, так как мне все
говорили, начиная от подруг, заканчивая
заведующей в садике и воспитательницей,
что, мол, в садик пойдет, на детей
посмотрит и сам начнет есть. Ага.
Разбежался он. Он по-видимому понял, что в
садике есть такая замечательная тетя,
которая его будет кормить. Вот так.
Себя успокаиваю тем, что во-первых, надо же
его учить кушать, во-вторых, даже если
немного похудеет, то ничего страшного,
недостатка веса у нас точно нет. 🙂
ровесник моему старшему (мы 06.11.2004
родились). Знаете, он перестал кушать сам,
когда сменилась няня (летом 2006го. Причем
стал просить, чтобы именно я его кормила
(не няня). При этом днем слонялся с ложкой
тоскливо — пропускал обед и шёл спать
голодный. Не запихивали насильно ничего.
Вставал и с воплем «Есть» несся к
холодильнику. А вот ужин и завтрак
продолжал капризничать (видимо, для меня).
Изжили это полностью двумя методами, оба
очень рекомендую:
1. Посадила его за общий стол. Дала
тарелку, как у нас, приборы детские
(ложка-вилка-нож). Салфетки, хлебную
тарелку. Важно садился, и, копируя папу,
всё съедал (ещё и у нас с тарелок тащил).
Даже потребовал, чтобы ему бокал с вином
поставили (пришлось в бокал налить морс).
Естетсвенно, ели мы все трое одно и тоже
(котлеты с пюре, филе рыбное и т.д.)
2. Привлекла его к приготовлению пищи. И
сейчас с удовольствием готовит со мной,
хотя проблема самостоятельного питания
давно закрыта. Сегодня печенье пёк,
например. Что делали и делаем вместе: режем
лук (он крепко держит специальную вилку для
резки лука — я режу ножом между зубцами),
отбиваем мясо (выделила ему маленький
цельнометаллический молоточек), маринуем
(заливает маринадом), солим, мешаем тесто,
добавляем в тесто или соус молоко и/или
сахар, проливаем макароны в дуршлаге,
раскатываем тесто для ппеченья или
вареников/пельменей, вырезаем кружки для те
же пельменей… Всё это ребенок 1,5-2,5 лет
прекрасно может делать под очень тактичным
присмотром взрослого. Потом зато он ждет с
нетерпением, пока приготовится, сам ест с
аппетитом и всех угощает.
:)На даче с мужиками помогал готовить мясо
на мангале — стоял на стульчике и махал
совком, чтобы не потухли угли. И
командовал, когда огонь вспыхивал: воды!
воды! Умора… но — помощник, однако…
Что-то ещё вспомню из нашего с Максом опыта
по стимуляции самостоятельного питания —
напишу вам. Удачи!
Сообщение 25937147.
Автор: безумная норка
Статус:
Опытный пользователь
Время: 17:02 Дата: 26 янв 2007
Нам 2,6 садится за стол и
первая фраза: — Мама корми меня!
Сообщение 25956979.
Автор: Elica
Статус: Пользователь
Время: 11:55
Дата: 27 янв
2007
наш сам умеет кушать всё,но в
последнее время дома приходиться
кормить..иначе будет бегать голодный,не
хочет брать ложку в руки.
Источник