Норма слов в 2 года ребенка
В возрасте 2-х лет ребенок развивается быстрыми темпами, буквально схватывая все на лету. Он уже умеет не просто разговаривать, а сказать чего хочет, вести диалог с помощью коротких фраз и простых предложений, артикуляция становится более четкой. Именно на этом этапе чаще всего диагностируют задержку речи или другие нарушения, связанные с ее становлением. Благодаря раннему выявлению дефектов они успешно купируются в дошкольном возрасте.
Развитие речевых навыков ребенка в 2 года
Существуют определенные логопедические закономерности относительно умений и навыков малыша в речевом развитии. Нормой у двухлетних детей является иметь порядка 200-300 слов в обиходе, к трем годам их количество колеблется в пределах 1500. В большей степени это названия предметов, но в речи уже присутствуют и глаголы. В некоторых случаях, так как развитие артикуляционного аппарата протекает индивидуально, малыш уже использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы.
В это же время он учится побудительной и восклицательной интонации, должен уметь описать предмет по вкусу, размеру, форме. В норме кроха ко второму году уже разделяет слова на группы: фрукты, одежда, обувь и т. д. Не должно быть в речевом обороте упрощенных версий типа «би-би», «ту-ту», но допустима путаница с числами и родами.
Двухлетние дети большие изобретатели и могут употреблять выдуманные слова. Иногда это происходит по причине трудностей в произношении отдельных фонем или слогов. Они заменяются другими, созвучными, или совсем опускаются (чаще шипящие и свистящие).
На развитие речи влияет много факторов, не стоит забывать и о подражании, копировании манеры говорить взрослых. При общении с крохой не сюсюкайте, следите за собственной артикуляцией, не торопитесь.
Развивающие занятия на дому
Активное общение с ребенком нужно начинать сразу после рождения. Даже когда он еще не может внятно лепетать, важен зрительный контакт, вы знакомите его с миром с помощью своих жестов, интонации. Таким образом вы будете развивать в нем эмоциональную стабильность. Постепенно он будет сопоставлять движения мышц лица и звуки.
В два года для компенсации нарушений речи необходимо заниматься ежедневно, при этом не допуская переутомления или потери интереса. Достаточно 10-20 минут в день, ориентируйтесь на темперамент своего малыша. Кроме повторений слов, нужно читать детские книги для пополнения словарного запаса. Загадывайте загадки с рифмованным ответом. Чтобы добиться составления простых конструкций или разговорить молчуна, изучайте их по темам, признакам. Таким же образом можно разучивать сложные и длинные слова: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га, родитель начинает, а малыш заканчивает. Работая над воображением, необходимо расширять кругозор малыша, спрашивать у него, для чего нужен определенный предмет.
Полезными будут игры в звуки животных, которых можно изображать по очереди. Развивая внимательность, выкладывайте игрушки на столе и незаметно прячьте по одной. Периодически меняйтесь с малышом ролями. Для укрепления мышц артикуляционного аппарата можно делать простую гимнастику, например, корча смешные рожицы, растягивая рот в широкой улыбке и вытягивая губы трубочкой.
Арт-творчество развивает те зоны мозга, которые отвечают за функции речи. С этой же целью можно играть в потешки, сопровождая рассказ движениями рук («Ладушки», «Мы делили апельсин»). Для улучшения моторики дайте малышу работу с пластилином, тестом, пуговицами или бусинами. Разумеется, под вашим контролем, чтобы избежать случайного проглатывания мелких предметов. На прилавках магазинов большой выбор детских развивающих книг, пособий, игрушек, конструкторов, где каждый родитель может выбрать занятие по своим предпочтениям. Также досуг можно разнообразить походом в зоопарк.
Отклонения в развитии речи
Количество слов, произносимых ребенком в 2 года, во многом зависит от внешних факторов. На что стоит обратить внимание? Малыш должен уметь обозначать себя, своих родителей и членов семьи, предметы, которые находятся в доме. В коротких предложениях должны присутствовать прилагательные («большой», «мягкий»).
Прежде чем беспокоиться, почему ваш мальчик или девочка не говорят, как сосед Петя, примите во внимание характер ребенка, наследственность, проанализируйте, сколько проводите с ним времени. Нормы речевого развития условны, есть ряд признаков, на которые стоит обратить внимание:
- маленький словарный запас;
- ребенок не может ответить на простой вопрос;
- напряжение мышц лица при произношении отдельных звуков;
- отсутствие понимания смысла стихов, потешек, игр по должному возрасту;
- слишком быстрый темп речи или молчаливость.
Причины задержки речевого развития могут быть обусловлены недостатком общения со взрослыми или носить физический характер. Во втором случае без помощи логопеда, дефектолога, врача-невролога не обойтись. Специалисты после диагностики могут обнаружить дефект прикуса, нарушение работы нервной системы, патологию слуха. В таком случае назначается комплексное лечение.
Если кроха ленится разговаривать, стимулируйте общение, делая вид, что не понимаете, о чем он говорит.
При отсутствии патологий обратите внимание на обстановку в семье, отставание в речевом развитии может быть связано с негативными эмоциями. Общее состояние здоровья и физические данные также имеют значение в формировании речи.
Нет никакой взаимосвязи между интеллектом ребенка и тем, в каком возрасте он начал активно говорить. В здоровой среде и при достаточном общении со взрослыми его активный словарь пополнится очень быстро. При выявлении затруднений с формированием речевых навыков, специалисты стараются устранить их причину, одновременно начиная логопедическую работу. К младшему школьному возрасту, как правило, малыш догоняет в развитии своих сверстников.
Если у ребенка темповая задержка речи, ему нужен коммуникативный «толчок». Это может быть общение в коллективе, групповые занятия с логопедом. Во многих случаях коррекцию можно провести самостоятельно, уделяя ребенку несколько часов в день.
Полезные советы родителям
Учите ребенка не просто новым словам, а связывайте предмет-действие, то есть «положи книгу», «возьми ложку» и др. Это стимулирует мышление и формирует двигательные навыки. Комментируйте все, что делаете, акцентируя внимание на деталях.
Если мальчик говорит о себе в женском роде, не пугайтесь, это может быть связано с тем, что он большую часть времени проводит с мамой. Со временем он поймет разницу. Избегайте гиперопеки чада, если у него не будет необходимости что-либо просить, он будет молчать. Рекомендации для родителей:
- ограничьте просмотр телевизора;
- обзаведитесь дидактическим материалом: кубиками, карточками, вкладышами;
- читайте ребенку вслух;
- пойте детские песенки;
- изучайте окружающий мир по картинкам.
Чтобы занятие приносило удовольствие обоим, большое значение имеет эмоциональный настрой.
Чего нельзя делать:
- сравнивать ребенка с его сверстниками и критиковать;
- игнорировать задержку речи;
- перегружать и зацикливаться на ожидании успеха.
Каждый день должен быть разным на события, утро начинайте с массажа пальчиков. Одновременно можно рассказывать потешки или забавные стишки. Кроме гимнастики для развития артикуляционных мышц, разработки органов дыхания, складывайте башни и замки из кубиков, завязывайте шнурки, делайте аппликации. Катайте шарики из пластилина, вдавливая в них фасоль, пуговицы, оставляйте отпечатки пальцев – проявляйте фантазию. Рисовать можно не только пальчиками, но и обводить предметы. Если кроха играет с водой, но не хочет рисовать, ничего страшного, не настаивайте. Методом практики вы подберете ему занятие по интересам.
Даже прогулка на улице может быть познавательной! Если малыш берет в руки палку, песок или камушки, не спешите ему это запрещать, так он познает мир. Присоединяйтесь к нему и вместе щупайте кору деревьев, изучайте листья, цветы и плоды деревьев.
Читайте с выражением, изменяя голос, так развивается воображение и фантазия. После того как повторите одну сказку несколько раз, можно попросить ребенка описать главного героя.
Не торопитесь с походом к логопеду, каждый ребенок развивается индивидуальным образом. За 10-12 месяцев он, скорее всего, разговорится и догонит сверстников. Если в семье мама и папа спокойного склада характера, то и малыш будет обладать похожим темпераментом, ориентируясь на их линию поведения. Внимательно наблюдайте за его психоэмоциональным развитием, основой здоровья также является благополучие в семье.
Источник
Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — некоторые нарушения речи можно заметить уже в первые месяцы жизни. Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет врач-невролог, специалист по нарушениям речи у детей.
Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!
Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.
К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.
Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).
Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:
- в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
- ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
- с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.
Нормы развития речи ребенка в 3 года
В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!
В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.
В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).
Что-то не так?
- ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
- отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
- в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.
Развитие речи и подготовка к школе
К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.
К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5–5,5 годам.
В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал» и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.
7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.
Что-то не так?
- снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
- возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
- снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
- после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.
Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе
Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).
Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.
Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic
Дети абсолютно разные! Поэтому так всех под одну гребенку, это странно, особенно для специалиста 😉 Кто-то в год говорит уже 10 слов, а кто-то в два года только научился говорить мама и папа. И это ничего особенного не означает, потом догоняет через годик-другой тех, кто рано заговорил. Тут все индивидуально.
2016-08-01, sobsme063
У каждого ребенка по разному. Это с разряда вопроса, сколько английских слов должен знать взрослый человек.
2016-07-28, LizLukova
Боже, какая чушь, где эта тетенька свои дипломы получала — сама нарисовала?
2016-07-24, Natalya d’*
Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник
Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.
Начинать заниматься лучше начинать до двухлетнего возраста, так как чем дальше ребенок не говорит, тем большее количество усилий нужно будет приложить в дальнейшем. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, и общее состояние здоровья двухлетки, поэтому строгих границ развития навыка не существует, хотя, конечно, существуют усредненные нормы, о которых нужно знать.
Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.
Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.
Усредненные нормы и как должен говорить ребенок
На третьем году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение. Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно.
Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:
- малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
- по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
- понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
- выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
- использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
- проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
- чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.
Обратите внимание!
Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь.
Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому
Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.
Возраст | Нормы речи |
---|---|
До 1 года | Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед». |
1-1,5 | Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди». |
1,5-2 | Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д. |
2 | Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация. |
2-3 | Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл. |
Условия для развития речи
Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:
- создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
- не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
- отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
- следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
- выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
- читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.
Как ребенка научить разговаривать в 2 года?
Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.
Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.
Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.
Установление эмоционального контакта
Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:
- проводить занятия в веселой игровой форме;
- проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
- обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
- помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
- рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.
Правила проведения занятий
Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:
- создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
- важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
- у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
- в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
- в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
- употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
- прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
- на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.
Эффективные упражнения и игры
Игровые занятия лучше проводить, включив комплекс действий, чтобы малыш не потерял интерес, и разнообразить сам процесс.
Советы логопеда
Специалисты дают несколько универсальных советов для обучения двухлетнего ребенка говорению:
- разговаривайте с малышом везде. Комментируйте его и свои действия, обсуждайте все вокруг, провоцируйте на общение;
- подражайте звукам, которые слышите вокруг, делайте это весело и просите повторить;
- поощряйте игры, которые развивают мелкую моторику. Например, во время готовки еды насыпьте мисочку фасоли или гороха, и дайте две баночки с разным диаметром горлышка, чтобы туда складывать зерна;
- читайте вместе, устраивайте кукольные спектакли, театры теней;
- помогайте в общении с другими детьми, подсказывайте фразы для начала разговора.
Если вы видите, что ребенок сильно отстает от представленных выше норм и его не получается разговорить самостоятельно, стоит обратиться к логопеду.
Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать
Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:
- внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
- заболевания неврологического характера;
- снижение слуха или глухота;
- интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
- умственные нарушения и задержка развития;
- расстройства аутического типа;
- педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
- психологические травмы.
Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:
- ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
- Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
- Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
- Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.
Этот специалист поможет узнать, есть ли психологические аспекты в нарушении и даст рекомендации родителям по помощи в развитии.
Основные рекомендации при диагностике нарушения:
- медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
- ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
- больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
- проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
- не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.
Наиболее популярные вопросы
Какие первые симптомы нарушения психоречевой задержки у детей?
Первые признаки заметны уже около 9 месяцев, когда нет гуления. Но часто на это не обращают внимания и замечают уже более явные признаки, когда в 1,5 года ребенок не реагирует на свое имя и не говорит простых слов, присущих этому возрасту: «мама», «папа» и т.д.
Кто быстрее начинает говорить – мальчик или девочка?
По среднестатистическим данным, девочки начинают говорить на 4-6 месяцев раньше мальчиков.
Существуют ли компьютерные игры для обучения речи?
Да, такие программы существуют, но гораздо быстрее обучение происходит при живом эмоциональном контакте со взрослым.
Каждого родителя беспокоит состояние здоровья ребенка, а если оно еще и сказывается на таких привычных вещах как речь, то уровень тревожности заметно возрастает. Чтобы не переживать на счет того, насколько хорошо развивается кроха, можно ориентироваться на описанные нормы развития. Но сильно привязываться к ним не стоит, так как каждый ребенок развивается по-своему. Гораздо более показательным будет желание малыша активно идти на контакт. А вспомогательные игровые задания помогут ускорить развитие навыка.
Источник