Норма речевого развития ребенка до года

Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.

Он выделил 2 периода

1. Доречевой.

Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.

3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.

6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.

Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.

К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.

К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.

Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Речевой период

1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.

В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).

1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.

В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».

Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.

Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.

После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.

Источник

Многие мамы начинают общаться со своим малышом, еще когда он находится в животике. В первые месяцы жизни – в период от рождения до года – важно не прекращать активно разговаривать с ребенком, чтобы способствовать развитию речевых навыков.

Читайте также:  Бланк медицинский история развития ребенка

Развитие речи с первого месяца

«Он еще такой кроха, какая там речь!» – скажете вы. Тем не менее, уже с момента появления на свет ваш ребенок активно старается заявить о себе своим криком. В первый месяц жизни он общается с родителями в основном при помощи плача. Например, плач голодного малыша отличается по интонации и звукам от крика ребенка, который замерз, или у которого болит животик.

Конечно, новорожденный еще не понимает значение слов, но уже активно прислушивается к интонации сказанного.  На третьей неделе жизни малыш уже концентрируется на речи взрослого, и ему очень важно слышать тихие, успокаивающие слова в свой адрес. 

Какие факторы влияют на появление речи ребенка

  • Спокойное адресное общение

    В первые месяцы жизни кроха активно учится понимать мир. Ласковые интонации, услышанные от мамы, позволяют ему быстрее адаптироваться в незнакомой окружающей среде. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, склонясь над его кроваткой. Пусть он видит ваше лицо, осознает, что вы спокойны и веселы. Важно, чтобы малыш слышал не только разговоры, которые взрослые ведут между собой, но и речь, обращенную непосредственно к нему.

  • Отсутствие излишнего шума

Старайтесь не включать фоном музыку или телевизор в периоды ваших разговоров с ребенком. Сначала ему будет сложно выделить вашу речь на фоне посторонних звуков, а посторонние звуки будут мешать осознанию того, что с ним общается мама.

  • Развитие тактильных ощущений

    Прикосновение – один из главных инструментов познания мира. Чаще давайте вашему малышу игрушки, погремушки из разных материалов, позволяйте знакомиться с разными фактурами, формами и свойствами предметов. Взаимодействуя с различными материалами, ребенок научится выражать свои эмоции относительно того, к чему прикасаться приятно, а к чему – не очень. Главное, следите за безопасностью.

  • Мимика, жесты

    Даже во взрослом возрасте значительную часть эмоций и ощущений мы можем передать благодаря мимике. Не стесняйтесь кривляться перед малышом, стройте смешные рожицы, выражайте удивление, страх, радость. Сначала ребенок может заинтересованно смотреть, позже – будет улыбаться и смеяться в ответ, а потом научится повторять за вами.

Стадии речевого развития

Первая стадия – крик

Криком человек заявляет о своем появлении на свет. На уровне безусловного рефлекса крик помогает ребенку требовать удовлетворения своих потребностей. Чаще всего у новорожденных крик служит сигналом о дискомфорте: холодно, хочется есть, мокро. С помощью крика кроха строит свой первый своеобразный диалог: вы можете заметить, что, покричав, он на какое-то время затихает, предоставляя маме возможность откликнуться на призыв. К третьему месяцу жизни, а часто и раньше, крик ребенка приобретает множество оттенков. Это может быть недовольное ворчание, резкий визг, удивленное «восклицание» и многое другое.

С появлением следующих этапов в речевом поведении малыша, крик не исчезает, а продолжает активно развиваться. Даже с появлением в лексиконе слов, ребенок еще долго параллельно использует для общения крик.

Вторая стадия – гуление

Примерно со 2 – 3 месяца и до полугода в жизни младенца наступает период гуления. Он произносит фантастический своеобразный набор звуков, протяжно мелодично выпевая их. Гуление невозможно ни с чем перепутать. Дети всего мира гулят одинаково.

Именно в этот период, особенно в возрасте 3 – 4 месяцев, малыш не только активно общается с вами, но и испытывает особую потребность в эмоциональной отдаче со стороны взрослого. Он так тянется к вам, рассказывая что-то на своем языке, но, не получив ответной реакции, этот импульс может затихнуть. Дети, которые в этом возрасте были по какой-либо причине изолированы от своих родителей, в будущем часто испытывали задержку речевого развития.

Смотрите на своего малыша, стройте с ним диалог. В это время ребенок уже учится связывать голос и взгляд, что в будущем становится основой успешного общения. Можете разговаривать с ребенком на его языке, и вы увидите, как он потянется к вам. Постепенно сочетания звуков, которые будет воспроизводить малыш, станут все интереснее и длиннее.

Третья стадия – лепет

С 6 до 10 месяцев речь ребенка уже больше напоминает лепет. Именно в это время появляются первые слоги, задатки будущих слов – «ма», «ба», «па». Поначалу они будто случайно проскальзывают среди звуков, издаваемых малышом, но со временем складываются в цепочки: «ма-ма», «па-па-па».

Чтобы на этой стадии лепет развивался более активно, постоянно разговаривайте со своим малышом, читайте ему потешки и ритмичные стишки. Произносите слоги, чтобы ребенок видел, как вы это делаете. Старательно растягивайте звуки, складывайте губы трубочкой, используйте все возможности артикуляции, чтобы у малыша появилось желание подражать вам.

На этом этапе, примерно к десятому месяцу жизни, ребенок уже начинает ассоциировать слова с конкретными предметами или действиями.

Четвертая стадия – первые слова

После 10 месяцев установление взаимосвязи между словом и предметом уже происходит более прочно и осознанно. Появляются первые, самые важные и необходимые ребенку на данном этапе слова. Например, первыми могут стать слова «мама», «папа», «дать» и другие. Словарный запас пока мал, и одно слово в лексиконе малыша может приобретать десятки значений.

Важно помочь ребенку в его желании осваивать новые слова. Чаще разговаривайте с ребенком, при этом используя для всех окружающих вещей и явлений правильные понятия.

Дети очень часто стремятся повторять звуки за «говорящими» игрушками. В этом возрасте предмет, человек или животное часто ассоциируется у малыша со звуками, которые издает. Так, кот устами младенца превращается в «мяу», паровоз – «чух-чух», машина станет поначалу «бибикой». Не стоит с пренебрежением относиться к этому детскому языку, стремясь сразу научить ребенка названиям предметов. Это неизбежный этап развития – придет время, и «ав-ав» голосом вашего ребенка обязательно превратится в собаку.

Читайте также:  Семья как условие развития здорового ребенка

Некоторые возрастные нормы

  • 1 месяц. Малыш умеет сосредотачивать внимание на голосе взрослого.

  • 2 месяца. Голос родителя может успокоить плачущего малыша.

  • 3 месяца. Кроха может реагировать на разговор звуками или смехом.

  • 4 месяца. Активно развивается гуление, малыш может издавать звуки, даже когда родители находятся далеко.

  • 5 – 6 месяцев. В это время малыш уже может адресовать свое общение конкретному человеку, но пока еще более активно реагирует на жесты, а не на слова.

  • 7 – 8 месяцев. Ребенок уже может повернуться к предмету, если его спросить, к примеру: «Где машинка?». Однако, связь еще неустойчива, и если машинка будет находиться в непривычном месте, малыш может ее не найти. Ребенок часто уже может сесть, встать или помахать ручкой по просьбе взрослого.

  • 10 месяцев. Малыш может найти несколько знакомых предметов, если поменять их местами.

  • 11 месяцев. Может дать маме почти любую игрушку, которую она попросит. Хорошо реагирует на слова, призыв, даже не сопровождающийся жестами.

  • 12 месяцев. В лексиконе появляются новые слова, их запас понемногу расширяется. Малыш хорошо ассоциирует их с предметами, но может использовать одно слово для того, чтобы назвать несколько явлений или вещей.

 Помните, что ваш ребенок – это индивидуальность, и он не обязан развиваться строго по прописанным нормам в определенные сроки. Однако, стоит обратить внимание, если малыш: 

  • в первые полгода плачет постоянно одинаково, причину плача невозможно отличить;

  • до 6 месяцев не реагирует на эмоциональную речь взрослых;

  • после 6 месяцев не стремится повторить за мамой отдельные слоги и действия;

  • после 10 месяцев не реагирует на простые просьбы;

  • к году не пытается сложить отдельные слоги в слова (например, «мама»).

 Эти явления не обязательно служат сигналом о какой-либо патологии, тем не менее, если вы замечаете много тревожных «звоночков», это повод для того, чтобы поделиться своими наблюдениями с врачом, чтобы тот развеял ваши опасения и сомнения. 

Как способствовать речевому развитию ребенка

Начиная с самого рождения, постоянно разговаривайте со своим малышом. Даже когда он не может понять смысл слов, он уже воспринимает их интонацию. Пусть сначала это будут тихие убаюкивающие слова, песенки.

Когда вы занимаетесь домашними делами вместе с малышом, активно комментируйте свои действия, рассказывайте ему о происходящих процессах («Здесь у нас варится кашка, а здесь супчик»).

Активно используйте не только названия, но и звуки, ассоциирующиеся с чем-либо. Всем знакома игра «Кто как говорит?». Разные животные будут связаны в памяти малыша со звуками, которые они издают.

Интересуйтесь тем, что пытается рассказать вам малыш на этапе гуления и лепета. Вступайте с ним в диалог на его языке.

Общайтесь не только словами, но и мимикой, жестами. Чем больше вы будете применять эти средства в вашем разговоре, тем активнее малыш будет стремиться повторить за вами.

Рассматривая с малышом книжки, обращайте внимание на яркие картинки, показывайте и называйте животных, предметы и действия.

Самые простые «шумелки» вы можете соорудить самостоятельно. Насыпьте в пластиковую баночку с крышкой горох, крупу или макароны и потрясите. В зависимости от содержимого баночка будет издавать разные звуки. Вскоре малыш и сам начнет интересоваться игрушкой, будет трясти ею, захочет самостоятельно воспроизвести звук.

В первые месяцы жизни важно знакомить малыша с внешним миром через тактильные ощущения, делать пальчиковую гимнастику, массаж. Позже речевому развитию могут помочь всем знакомые игры в ладушки или потешка про сороку-белобоку.

Некоторые важные правила таких игр:

  • при занятиях не дотрагивайтесь до малыша холодными руками или острыми ногтями, чтобы не напугать его;

  • при выполнении упражнений, в которых задействованы ручки и ножки, не применяйте силу, не заставляйте ребенка;

  • занятия обычно продолжаются не более десяти минут, прекратите занятия, если малыш потерял интерес;

  • проводите упражнения не в форме урока, а в форме игры;

  • сохраняйте позитивный настрой, не кричите на ребенка.

Источник

Становление ребенка как отдельной личности начинается с рождения. Речь – это способ коммуникации. В раннем возрасте закладываются основы речевых навыков. Поэтому родителям нужно знать, как происходит развитие речи у детей от 0 до 3 лет. Чтобы не упустить самый благоприятный момент для ее формирования.

Факторы, влияющие на выработку речи

Разговору ребенка в будущем способствуют:

1. Биологическое здоровье. Его составляющие:

• наследственность;
• отсутствие заболеваний, влияющих на умственное развитие;
• правильная работа ЦНС;
• нормальное течение беременности;
• роды без осложнений.

2. Социальное благополучие. Родители должны начинать общаться с грудничком сразу после рождения. Даже если, по их мнению, малыш ничего не понимает.

Читайте также:  Возрастные особенности развития ребенка средней группы

Родителям редко удается понять, что именно тормозит развитие речи у детей, и какой фактор оказывает наибольшее влияние https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.html В целях профилактики рекомендуется периодически посещать невропатолога и логопеда

Как происходит формирование речевых способностей от рождения до 1 года

С первых дней жизни ребенок говорит о своих потребностях с помощью плача. Такое выражение эмоций длится 2 месяца. Приближаясь к 3 месяцу у малыша в лексиконе появляется слово «агу». В процессе гуления задействованы органы голосового аппарата. Данный этап развития происходит одинаково у всех грудничков.

Для наглядности представим нормы по возрастам в виде таблицы:

Количество месяцев после рождения

Вид коммуникации со взрослыми

До 2 месяцев

Плач.

3 месяца

Гуление.

4 – 6 месяцев

Лепет.

Появление отдельных слогов.

7 – 9 месяцев

Разнообразие слогов

9 – 11 месяцев

Повторение звуков.

11 – 13 месяцев

Первые слова, составленные из двух одинаковых слогов.

После 6 месяцев малыш начинает активно лепетать. В словарном запасе появляются слоги, повторяемые взрослыми («ма», «ба», «ла» и другие). Происходит адаптация к окружающим.

Важно: Если малыш не начал лепетать до 8 месяцев – это повод обратиться к педиатру. У него могут быть проблемы со слухом.

В 8 месяцев лепет приобретает эмоциональный окрас. Он становится продолжительным, а некоторые слоги повторяются. Родители ошибочно думают, что ребенок говорит первые слова («баба», «мама»). Но это лишь тренировка речевого аппарата. Сказанное не несет смысла.

Примерно после 9 месяцев малыш начинает понимать интонацию и смысл слов, сказанных в его адрес. Пытается самостоятельно пить из чашки. Очень радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают. Может показать на знакомый предмет, если мама попросит.

Развитие речи после года

Первые активные попытки разговаривать проявляются в год. Если этого не происходит, то следующий «скачок» будет на 2 году развития ребенка.

Что произносят дети с 1 года до 2 лет.

• В год и три месяца в словарном запасе крохи 5 слов. Появляется осознание того, что от него требуют взрослые. Он отзывается на свое имя и повсюду следует за мамой. Может узнавать родственников.

• В год и шесть месяцев добавляется еще 10 слов. Малыш показывает две части тела.

• Ближе к 2 летнему возрасту может указать почти на все части тела. Складывает словосочетания («мама дай»). Говорит 20 слов.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Совет: Чтобы малыш начал разговаривать раньше, не торопитесь исполнять его прихоти. Просите ребенка сказать «дай», если он что-то требует. Помогайте ему выражать желания словами.

Как разговаривают дети после 2 лет

Словарный запас ребенка в два года составляет не менее 50-ти слов. Старается выполнять просьбы родителей. Например, когда мама говорит сложить игрушки в ящик, малыш это выполняет.

В 2 года и 6 месяцев ребенок понимает значение вопросов. Показывает на предметы вокруг и знает, как они называются. Может сосчитать до 3. Запоминает порядок цифр.

В 3 года кроха должен заговорить. Его речь наполнена целостными предложениями. Начинается возраст, когда малышу все интересно. Вопросы занимают большую часть диалога с мамой. Он знает имя и фамилию. Может назвать свой адрес.

Кто начинает говорить быстрее, мальчики или девочки?

Статистические данные свидетельствуют, что девочки опережают мальчиков. Связано это с физиологическими причинами. Развитие головного мозга девочек происходит стремительнее. Поэтому у мальчиков словарный запас почти в двое меньше.

Девочкам свойственна высокая эмоциональность, которая пробуждает желание разговаривать. Мальчики более замкнуты в этом плане. Поэтому сказать во сколько начинают говорить мальчики довольно трудно. А вот ускорить формирование речи возможно независимо от пола ребенка. 

Важно: Чем энергичнее малыш, тем больше шансов, что он начнет разговаривать раньше.

Двигательная активность напрямую связана с развитием речевых способностей. Родителям следует, заниматься с ребенком не только мелкой моторикой, но и подвижными играми. Например, научить его танцевать.

Несколько советов родителям

Речь не передается по генам. Для ее выработки необходимо постоянно разговаривать с ребенком четкими фразами.

На прогулке

Рекомендации

• Во время прогулки обращайте внимание малыша на крупные объекты и называйте их. Объясняйте зачем они нужны и для чего построены.

• Ходите почаще в парк. Показывайте красоту природы вокруг. Возьмите с собой немного хлеба и покормите птичек. Ребенку понравится такая затея.

• Старайтесь отвечать на вопросы. Подробно опишите предмет, интересующий кроху. Тщательно осмотрите его и дайте полную характеристику. С помощью такого подхода развивается умение описывать увиденное.

• Дома включайте детские песни. Читайте сказки и показывайте картинки. Описывайте, что на них нарисовано.

• Когда ребенок станет постарше, начинайте учить стихотворения. Просите рассказать их папе или бабушке.

Развитие речи у мальчиков и девочек

Формирование речи у ребенка – сложная задача. Но этот этап можно с легкостью преодолеть. Организуйте правильно занятия. Они не должны происходить в насильственной форме, например, когда у малыша плохое настроение. Настаивать в таком деле не стоит. Выждите момент, когда кроха сам захочет пообщаться. Тогда разговаривайте, пойте, читайте, и все получится. Через время ребенок расскажет все, чему его научили.

Источник